Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
ДЕТСКИЙ САД №60 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА «ГНЕЗДЫШКО»
*: 192241 , С-Пб, пр. Славы, д. 46, кор 2; (: (812) 360-85-30 , факс: (812) 361-04-14
Методическая разработка
по развитию речи для детей 4-5лет
Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»
Составила воспитатель: Громова Наталья Викторовна
г. Санкт-Петербург
2021 год
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и oбучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребёнок строит свои высказывания, можно судить об уровне его развития. Это показатель oбщей речевой культуры человека.
С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. Каждый педагог в своей деятельности преследует цель – научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказыватьo событиях из окружающей жизни. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речью, которая представляет собой развёрнутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделённых по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.[1]
Использование сказок в развитии речи должно занимать одно из центральных мест. Сказка позволяет ребёнку в простой форме оценить существующие проблемы. Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и прoстранстве, о связи человека природой, с предметным миром. Сказки позволяют ребёнку увидеть добро и зло, помогают расширить словарный запас, верно строить диалоги, делают речь эмоциональной, образной, красивой, развивают фантазию и воображение. Мы считаем, что восприятие сказки является для ребёнка особым видом деятельности, следовательно сказки могут влиять на развитие связной речи. Таким образом, сказка является одним из важных помощников в развитии речи ребёнка.
В начале учебного года мы проверили уровень развития связной речи у детей средней группы, используя диагностику О.С. Ушаковой, Е.Струниной. Выявили, что развитие связной речи у детей в основном среднего и низкого уровня. У детей возникают трудности в использовании сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. При пересказе отмечается однообразие словарного состава речи. Проведённая диагностика показала, что в рассказах детей преобладают простые предложения, которые прерываются паузами, состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой. Отмечается у детей неумение грамматически правильно оформить предложения, высказывания. [2]
Провели анкетирование среди родителей. В результате выяснили, что родители с развитием массового телевидения и интернета читать детям стали значительно меньше, не всегда обсуждают прочитанное. Ребёнок чаще сидит у телевизора или компьютера, чем с книгой: смотреть зрелище легче и интереснее. Всё это свидетельствует о том, что необходимо проводить специальную работу по развитию связной речи.Так как сказка – это произведение, которое полностью понятно и интересно ребёнку, ориентируясь на возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста, мы решили провести работу по развитию связной речи детей с помощью сказок,используя разнообразные методы и приёмы.
Цель: развитие связной речи детей посредством сказок.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач:
1. Определить эффективные способы и приемы развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста.
2. Формирование у детей интереса к книге.
3. Учить внимательно слушать и слышать литературные произведения.
4.Помогать соотносить личный опыт с фактами, описанными в литературном произведении.
5. Помогать устанавливать простые причинно-следственные связи между событиями, видеть поступки персонажей и правильно их оценивать.
6. Учить самостоятельно пересказывать и инсценировать сказки, побуждать к творческому использованию литературного материала, собственному сочинению.
7.Познакомить родителей с особенностями развития связной речи у детей дошкольного возраста.
Работа проводилась в течение года. Детям предлагалась определённая сказка, которая рассматривалась на протяжении 4-х занятий. Использовались разнообразные методы и приёмы.
- Рассказывание сказки;
- Отгадывание загадок и придумывание новых.
- Дидактические игры: «Что умеют делать звери?», Какой, какая, какое?», «Кто сумеет похвалить?», «От каждого по словечку»,«Закончи предложение», «Напишем письмо сказочному герою», «закончи предложение»,«Хорошо – плохо»,« Кто знает другое слово?» и другие ;
- Развивающие игры: «А если бы…» ;
- Придумывание нового конца сказки ;
- Пересказ эпизода от имени сказочного героя;
- Изменение сюжета сказки путём ввода нового героя;
- Пересказ с помощью иллюстраций;
- Изменение сюжета сказки;
- Пересказ по цепочке с опорой на иллюстрацию;
- Придумывание нового названия сказки;
- Изображение героев геометрическими фигурами;
- Рассказывание сказки по схеме;
- Самостоятельное составление рассказа о любимом герое;
- Придумывание сказочной истории про игрушку;
- Рисование различных сюжетов из сказок.
После этого переходили к другой сказке и т.д. Последние четыре занятия итоговые. На них дети, используя умения, которыми овладели во время проведения работы, сочиняли сказки по предложенному сюжету.Работа проходила в свободное время, в утренние и вечерние часы. [3]
Дети дошкольного возраста, в основном, слушатели, а не читатели. Русские народные сказки доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед нами стояла слoжная задача – каждую сказку донести до детей как произведение искусства, раскрыть её замысел, заразить детей эмоциональным отношением к сказочным персонажам, их чувствам. Педагог должен овладеть техникой чтения и рассказывания – чёткой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять и замедлять его, в нужных местах повышать и понижать голос).
Подготовка к восприятию новой сказки осуществлялась по- разному.
- Помещали в книжном угoлке новую книгу, отдельные иллюстрации, дети пытались определить о чём она. Демонстрировали игрушки, предметы, имеющие отношение к содержанию сказки и малознакомые предметы, объясняли их названия и назначение.
- Проводили специальное речевое упражнение, помогающее детям освоить содержание сказки (так, перед чтением сказки «Репка» несколько детей строили друг за другом и предлагали назвать кто за кем стоит. (Это помогало при пересказе сказки).
- Иногда сообщали, что будем рассказывать сказку с необычными героями «Соломинка, пузырь и лапоть». Кто они такие? Дети, отвечая на вопрос, упражнялись в умении согласовывать прилагательное с существительным в роде и числе.
В работе с детьми мы использовали следующие приёмы, которые наиболее эффективны в беседах по сказкам.
Приёмы, помогающие лучше разобраться в содержании произведения:
- Вопросы, должны быть разнообразными по своей направленности, помогающие точнее охарактеризовать героев сказки (обратить внимание на эпизод, отдельное слово персонажа, поступок).
- Рассматривали иллюстрации и накапливали представления о том, как рисунки художников помогают понять произведение (например показ рисунка избушки, волшебная ли она?).
- Словесные зарисовки. Детям предлагалось побыть художниками и рассказать, какие картинки они нарисовали бы к сказке.
Приёмы, способствующие более глубокому проникновению в образный строй и язык сказки:
- Повторное чтение отрывка сказки по заявкам детей. Дети полнее замечали сравнения и другие средства выразительности.
- Предлагали детям припомнить рассказ о самом смешном эпизоде, о самом грустном, о самом страшном и т.д.
- Драматизация наиболее интересных отрывков в плане обогащения и активизации словарного запаса.
На протяжении всех занятий объясняли детям незнакомые слова, обеспечивающие пoлное восприятие произведения. Учили детей сравнивать и сопоставлять, формировали привычку доказывать почему так, а не иначе. Ставили ребёнка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая возможность выбора собственной позиции.[4]
Особое внимание уделяли развитию мышления и воображения, которые позволяют различить реальную жизнь и фантазии. Воображение очень полезно и важно для ребёнка: оно делает его жизнь неповторимой и нестандартной, творческой. Детям предлагалось впервые отойти от стереотипов и изобрести новую сказку или эпизод.
Мы старались научить ребёнка не только устно сочинять, но и показать ему новые возможности общения друг с другом. Самые простые виды это записки, телеграммы, письма и более современные – мобильный телефон, интернет.
Воспитывали чуткость к слову. Формирoванию речи способствовали такие приёмы в работе со сказкой:
- Находили ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
- Сочиняли длинное и смешное слово;
- Разбирали слова с одинаковым написанием, но в разным значением.
- Использовали приём «волшебной палочки», дети начинали вызволять героев из беды.
- Постановка проблемного вопроса (почему?зачем?)
Так же была проведена работа с родителями. Были разработаны консультации «Правила чтения сказок», «Влияние сказки на восприятие мира глазами малыша», «Какие сказки читать детям?», «Роль сказки в развитии и воспитании малыша».
Итогом работы стала драматизация сказки, сочинённой детьми «Освобождение солнышка».
После проведения работы провели повторную диагностику. Заметили, что уровень развития связной речи у детей значительно повысился. Значит целенаправленная, подгoтовленная и проведённая работа по развитию связной речи является эффективной.
В процессе работы у детей сформировались определённые навыки и умения:
- Внимательно и с интересом слушать сказки, стремиться к повторной встрече со сказкой и её героями;
- Устанавливать разнообразные (временные, последовательные, причинные) связи в сказке, давать элементарную оценку поступкам и действиям героев, выражать своё отношение к ним;
- Различать границы сказочного и реалистического;
- Задавать вопросы, слушать ответы товарищей, участвовать в коллективном разговоре, говорить по очереди, не перебивая собеседника.
- В разговорном общении пользоваться разными типами предложений (с помощью воспитателя);
- Составлять короткие рассказы, сказки, пересказывать, воспроизводить текст по иллюстрациям[5].
Таким образом,сказка является эффективным средством развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста.
Список использованной литературы.
1. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста. М.: ООО «Издательство АТС», 2000
2. Гурович Л.М., Л.Б. Береговая. Ребёнок и книга.: Изд. «Акцидент»,1996
3. Елкина Н.В. Формирование связной речи у детей пятого года жизни. :Автореф. Дисс – М,1999
4. Иванова Э.И. Расскажи мне сказку/. М.:Изд. «Просвещение», 1993
5. Ушакова О. С. Развитие речи детей четырёх – семи лет. Дошкольное воспитание 1995, №1
[1] Елкина Н.В. канд.пед. наук «Формирование связной речи у детей пятого года жизни. Автореф. Дисс…–М,1999
[2] Ушакова О. С. Развитие речи детей четырёх – семи лет. Дошкольное воспитание 1995 №1
[3] Ушакова О. С. Развитие речи детей четырёх – семи лет. Дошкольное воспитание 1995 №1
[4] Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста. М. ООО «ИздательствоАТС» 2000
[5] Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая «Ребёнок и книга» Изд. «Акцидент»1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию «Развитие связной речи детей посредством инсценировки русских народных сказок»
Содержание работы на 2014г - 2018г....
Методические рекомендации по теме: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности»
На основе проведенной мною работы были составлены рекомендации для педагогов детскких учреждений, по руководству театральными играми с целью развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста п...
Мастер-класс на тему: «Развитие связной речи детей посредством использования мнемотехники»
Мастер-класс для педагогов и членов творческой группы по развитию связной речи у детей с использованием мнемотехники....
Образовательный проект на тему: «Развитие связной речи детей посредством дидактической игры ».
Вопросы развития речи дошкольников приобретают сегодня первостепенное значение. Это обусловлено, прежде всего, тем, что только развитая речь позволяет ребенку свободно общаться с окружающими людьми, ...
Выступление на заседании методического объединения воспитателей на тему: "Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством словесных игр".
Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством словесных игр...
Образовательный проект на тему: «Развитие связной речи детей посредством дидактической игры ».
Вопросы развития речи дошкольников приобретают сегодня первостепенное значение. Это обусловлено, прежде всего, тем, что только развитая речь позволяет ребенку свободно общаться с окружающими людьми, ...