Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Громова Наталья Викторовна

Методическая разработка  по развитию речи для детей 4-5лет   Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

ДЕТСКИЙ САД №60 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА «ГНЕЗДЫШКО»

*: 192241 , С-Пб, пр. Славы, д. 46, кор 2; (: (812) 360-85-30 , факс: (812) 361-04-14

Методическая разработка

 по развитию речи для детей 4-5лет

Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»

Составила воспитатель: Громова Наталья Викторовна

г. Санкт-Петербург

2021 год

        В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и oбучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребёнок строит свои высказывания, можно судить об уровне его развития. Это показатель oбщей речевой культуры человека.

С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и  всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. Каждый педагог в своей деятельности преследует цель – научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказыватьo событиях из окружающей жизни. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речью, которая представляет собой развёрнутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделённых по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.[1]

Использование сказок в развитии речи должно занимать одно из центральных мест. Сказка позволяет ребёнку в простой форме оценить существующие проблемы. Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и прoстранстве, о связи  человека  природой, с предметным миром.  Сказки позволяют ребёнку увидеть добро и зло, помогают расширить словарный запас, верно строить диалоги, делают речь эмоциональной, образной, красивой, развивают фантазию и воображение. Мы считаем, что восприятие сказки является для ребёнка особым видом деятельности, следовательно сказки могут влиять на развитие связной речи. Таким образом, сказка  является одним из важных помощников в развитии речи ребёнка.

        В начале учебного года мы проверили уровень развития связной речи у детей средней группы, используя диагностику О.С. Ушаковой, Е.Струниной.  Выявили, что развитие связной речи у детей в основном среднего и низкого уровня. У детей возникают трудности в использовании сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. При пересказе отмечается однообразие словарного состава речи. Проведённая диагностика показала, что в рассказах детей преобладают простые предложения, которые прерываются паузами, состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой. Отмечается у детей неумение грамматически правильно оформить предложения, высказывания.  [2]

 Провели анкетирование среди родителей. В результате выяснили, что родители с развитием массового телевидения и интернета читать детям стали значительно меньше, не всегда обсуждают прочитанное. Ребёнок чаще сидит у телевизора или компьютера, чем с книгой: смотреть зрелище легче и интереснее. Всё это свидетельствует о том, что необходимо проводить специальную работу по развитию связной речи.Так как сказка – это произведение, которое полностью понятно и интересно ребёнку, ориентируясь на возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста,  мы решили провести работу по развитию связной речи детей  с помощью сказок,используя разнообразные методы и приёмы.

        Цель: развитие связной речи детей посредством сказок.

Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач:

1. Определить эффективные способы и приемы развития связной речи у детей  среднего дошкольного возраста.

2. Формирование  у детей интереса к книге.

3. Учить внимательно слушать  и слышать литературные произведения.

4.Помогать соотносить личный опыт с фактами, описанными в литературном произведении.

5. Помогать устанавливать простые причинно-следственные связи между событиями, видеть поступки персонажей и правильно их оценивать.

6.  Учить самостоятельно пересказывать и инсценировать сказки, побуждать к творческому использованию литературного материала, собственному сочинению.

7.Познакомить родителей с особенностями развития связной речи у детей дошкольного возраста.

Работа проводилась  в течение года.  Детям предлагалась определённая сказка, которая рассматривалась на протяжении 4-х занятий. Использовались разнообразные методы и приёмы.

  • Рассказывание сказки;
  • Отгадывание загадок и придумывание новых.
  • Дидактические игры: «Что умеют делать звери?», Какой, какая, какое?», «Кто сумеет похвалить?», «От каждого по словечку»,«Закончи предложение», «Напишем письмо сказочному герою», «закончи предложение»,«Хорошо – плохо»,« Кто знает другое слово?» и другие ;
  • Развивающие игры: «А если бы…» ;
  • Придумывание нового конца сказки ;
  • Пересказ эпизода от имени сказочного героя;
  • Изменение сюжета сказки путём ввода нового героя;
  • Пересказ с помощью иллюстраций;
  • Изменение сюжета сказки;
  • Пересказ по цепочке с опорой на иллюстрацию;
  • Придумывание нового названия сказки;
  • Изображение героев геометрическими фигурами;
  • Рассказывание сказки по схеме;
  • Самостоятельное составление рассказа о любимом герое;
  • Придумывание сказочной истории  про игрушку;
  • Рисование различных сюжетов из сказок.

После этого переходили к другой сказке и т.д. Последние четыре занятия итоговые. На них дети, используя умения, которыми овладели во время проведения работы, сочиняли сказки по предложенному сюжету.Работа проходила в свободное время, в утренние и вечерние часы. [3]

Дети дошкольного возраста, в основном, слушатели, а не читатели. Русские народные сказки доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения  приобретает особое значение. Перед нами стояла слoжная задача – каждую сказку донести до детей как произведение искусства, раскрыть её замысел, заразить детей эмоциональным отношением к сказочным персонажам, их чувствам. Педагог должен овладеть техникой чтения и рассказывания – чёткой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять и замедлять его, в нужных местах повышать и понижать голос).

Подготовка к восприятию новой сказки осуществлялась по- разному.

  1. Помещали в книжном угoлке новую книгу, отдельные иллюстрации, дети пытались определить о чём она. Демонстрировали игрушки, предметы, имеющие отношение к содержанию сказки и малознакомые предметы, объясняли их названия и назначение.
  2. Проводили специальное речевое упражнение, помогающее детям освоить содержание сказки (так, перед чтением сказки «Репка» несколько детей строили друг за другом и предлагали назвать кто за кем стоит. (Это помогало при пересказе сказки).
  3. Иногда сообщали, что будем рассказывать сказку с необычными героями «Соломинка, пузырь и лапоть». Кто они такие? Дети, отвечая на вопрос, упражнялись в умении согласовывать прилагательное с существительным в роде и числе.

В работе с детьми мы использовали следующие приёмы, которые наиболее эффективны в беседах по сказкам.

Приёмы, помогающие лучше разобраться  в содержании произведения:

  • Вопросы, должны быть разнообразными по своей направленности, помогающие точнее охарактеризовать героев сказки (обратить внимание на эпизод, отдельное слово персонажа, поступок).
  • Рассматривали иллюстрации и накапливали представления о том, как рисунки художников помогают понять произведение (например показ рисунка избушки, волшебная ли она?).
  • Словесные зарисовки. Детям предлагалось побыть художниками и рассказать, какие картинки они нарисовали бы к сказке.

Приёмы, способствующие более глубокому проникновению в образный строй и язык сказки:

  • Повторное чтение отрывка сказки по заявкам детей. Дети полнее замечали сравнения и другие средства выразительности.
  • Предлагали детям припомнить рассказ о самом смешном эпизоде, о самом грустном, о самом страшном и т.д.
  • Драматизация наиболее интересных отрывков в плане обогащения и активизации словарного запаса.

На протяжении всех занятий объясняли детям незнакомые слова, обеспечивающие пoлное восприятие произведения. Учили детей сравнивать и сопоставлять, формировали привычку доказывать почему так, а не иначе. Ставили ребёнка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая возможность выбора собственной позиции.[4] 

Особое внимание уделяли развитию мышления и воображения, которые позволяют различить реальную жизнь и фантазии. Воображение очень полезно и важно для ребёнка: оно делает его жизнь неповторимой и нестандартной, творческой. Детям предлагалось впервые отойти от стереотипов и изобрести новую сказку или эпизод.

Мы старались научить ребёнка не только устно сочинять, но и  показать ему новые возможности общения друг с другом. Самые простые виды это записки, телеграммы, письма и более современные – мобильный телефон, интернет.

Воспитывали чуткость к слову. Формирoванию речи способствовали такие приёмы в работе со сказкой:

  • Находили ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
  • Сочиняли длинное и смешное слово;
  • Разбирали слова с  одинаковым написанием, но в разным значением.
  • Использовали приём «волшебной палочки», дети начинали вызволять героев из беды.
  • Постановка проблемного вопроса (почему?зачем?)

Так же была проведена работа с родителями.  Были разработаны консультации «Правила чтения сказок», «Влияние сказки на восприятие мира глазами малыша»,  «Какие сказки читать детям?», «Роль сказки в развитии и воспитании малыша».

Итогом работы стала драматизация сказки, сочинённой детьми «Освобождение солнышка».

После проведения работы провели повторную диагностику. Заметили, что уровень развития связной речи у детей значительно повысился. Значит целенаправленная, подгoтовленная и проведённая работа по развитию связной речи является эффективной.

В процессе работы у детей сформировались определённые навыки и умения:

  1. Внимательно и с интересом слушать сказки, стремиться к повторной встрече со сказкой и её героями;
  2.  Устанавливать разнообразные (временные, последовательные, причинные) связи в сказке, давать элементарную оценку поступкам и действиям героев, выражать своё отношение к ним;
  3. Различать границы сказочного и реалистического;
  4. Задавать вопросы, слушать ответы товарищей, участвовать в коллективном разговоре, говорить по очереди, не перебивая собеседника.
  5. В разговорном общении пользоваться разными типами предложений (с помощью воспитателя);
  6. Составлять короткие рассказы, сказки, пересказывать, воспроизводить текст  по иллюстрациям[5].    

Таким образом,сказка является эффективным средством развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста.

Список использованной литературы.

1. Воспитание сказкой.  Для работы с детьми дошкольного возраста. М.: ООО «Издательство АТС», 2000

          2. Гурович Л.М., Л.Б. Береговая. Ребёнок и книга.: Изд. «Акцидент»,1996

          3. Елкина Н.В. Формирование связной речи у детей пятого года жизни. :Автореф. Дисс – М,1999

4. Иванова Э.И. Расскажи мне сказку/. М.:Изд. «Просвещение», 1993

5. Ушакова О. С. Развитие речи детей четырёх – семи лет. Дошкольное воспитание  1995,  №1


[1] Елкина Н.В. канд.пед. наук «Формирование связной речи у детей пятого года жизни. Автореф. Дисс…–М,1999

[2] Ушакова О. С. Развитие речи детей четырёх – семи лет. Дошкольное воспитание  1995 №1

[3] Ушакова О. С. Развитие речи детей четырёх – семи лет. Дошкольное воспитание  1995 №1

[4] Воспитание сказкой.  Для работы с детьми дошкольного возраста. М. ООО «ИздательствоАТС» 2000

[5] Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая «Ребёнок и книга» Изд. «Акцидент»1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности»

На основе проведенной мною работы были составлены рекомендации для педагогов детскких учреждений, по руководству театральными играми с целью развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста п...

Мастер-класс на тему: «Развитие связной речи детей посредством использования мнемотехники»

Мастер-класс для педагогов и членов творческой группы по развитию связной речи у детей с использованием мнемотехники....

Образовательный проект на тему: «Развитие связной речи детей посредством дидактической игры ».

Вопросы развития речи дошкольников приобретают сегодня первостепенное значение. Это обусловлено, прежде всего, тем, что только развитая речь позволяет ребенку свободно общаться с окружающими людьми, ...

Образовательный проект на тему: «Развитие связной речи детей посредством дидактической игры ».

Вопросы развития речи дошкольников приобретают сегодня первостепенное значение. Это обусловлено, прежде всего, тем, что только развитая речь позволяет ребенку свободно общаться с окружающими людьми, ...