Развитие связной речи детей дошкольного возраста с помощью приёмов ОТСМ-ТРИЗ технологии
консультация
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи детей дошкольного возраста с помощью приёмов ОТСМ-ТРИЗ технологии.
Добрый день уважаемые педагоги.
Представляю Вашему вниманию опыт работы по теме «Развитие связной речи детей дошкольного возраста с помощью приёмов ОТСМ-ТРИЗ технологии».
Главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлений природы, создание различных видов творческих рассказов, освоение форм речи – рассуждения (объяснительная речь, речь – доказательство, речь – планирование), а так же сочинение рассказов по картине и серии сюжетных картинок. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи.
Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием на занятиях более эффективных, интересных, занимательных для детей методов, приёмов, средств, которые могут способствовать проявлению интересов у воспитанников к данному виду речевой деятельности. Для этого следует обратить внимание на более интересные методы и приёмы обучения, способных создать интерес к занятию с первых минут и удерживающих этот интерес на всём его протяжении. Одна из таких технологий – ОТСМ-ТРИЗ-РТВ.
ТРИЗ – технология в педагогической деятельности рушит стереотипы так называемой «традиционки», она позволяет раскрыть возможности ребёнка и делает работу педагога более профессиональной. Именно методы ОТСМ-ТРИЗ-РТВ позволяют педагогам наилучшим образом решать проблемы речевого развития.
Я использую в своей работе по данной теме метод «Обучения дошкольников составлению рассказов по серии картинок». Обучению дошкольников работе с серией картинок надо начинать с трехлетнего возраста. Но так как ТРИЗ технология не использовалась в работе с данной группой детей до достижения ими среднего возраста, на группе была начата работа по ознакомлению детей с помощниками «Умной головы», с именами признаков.
Непосредственная работа с серией картинок началась с января 2018года.
Отмечу, что работу я начала с ознакомления с методической литературой.
Слайд
В своей работе использовала методическое пособие « Технология развития связной речи дошкольников», авторы Сидорчук Татьяна Александровна, Байрамова Эльмира Эмирзяновна. Подготовила необходимые пособия и начала пробовать.
Обучение дошкольников работе с серией картинок осуществляла в определенной последовательности. Каждый игровой этап имеет свою цель, игровое действие и схематичное изображение. Главным правилом перехода к следующему игровому этапу является то, что переходить можно только в случае освоения ребенком предыдущих игровых этапов.
Работу я начала с подготовительного этапа.
Цель подготовительного этапа - научить детей проговаривать цепочку взаимосвязанных действий, устанавливать причинно-следственные связи. Для того что бы научить анализировать реальные ситуации из жизни детей в процессе организации разных видов деятельности обращала внимание на последовательность совершаемых ими действий и полученный результат.
Например: в процессе мытья рук я задавала вопросы:
Что мы сейчас делаем? - Намыливаем руки
Что вы делали до этого? - Открыли кран с водой
Что будете делать после того, когда намылите руки? - Закроем кран и вытрем руки полотенцем.
Зачем мы всё это делали? - Чтобы руки перед едой были чистыми.
Основных игровых этапов по работе с серией картинок всего шесть.
"Паровозик из картинок"
Я раскладывала серию картинок в произвольном порядке и предлагала детям внимательно посмотреть на картинки.
Слайд
1 этап «Что за чем?»
Цель этапа: учить детей устанавливать логическую последовательность действий на картинках. Узнавать схему игрового этапа.
Ребенку предлагалось взять любую понравившуюся картину и переложить ее ближе к себе. Назвать действия объекта и его цель. Затем мы играли в игру «Что было раньше?», «Что будет потом?». Таким образом, картинки выстраивали в логический ряд. Если ребенок нарушал последовательность расположения картинок, я не поправляла его сразу, а предлагала рассмотреть оставшиеся картинки и поставить их в нужное место. Когда дети достаточно хорошо усвоили этот игровой этап, я предлагала поменять местами некоторые картинки, как бы запутывая их. При этом решала задачу формирования у детей умения доказывать свою правоту, исходя из объективных фактов. Также в ходе этапа ребенку было необходимо обобщить смысл сюжета серии картинок, сделать вывод и оценить результат действий героя. Мы вместе пытались обозначить свойства характера каждого героя, пополняя тем самым активный словарный запас детей.
Слайд
2 этап "Найди общих героев на картинках"
Цель этапа: научить ребенка находить основных героев и общие объекты на всех картинках серии. Узнавать схему игрового этапа.
На данном этапе стремилась формировать у ребенка понятие, что на всех картинках нарисован один сквозной герой, и он выполняет какие-то действия.
Обязательно акцентирую внимание на изменениях (перемещениях, исчезновениях и т.д.), происходящих с главными героями и другими объектами каждой картинки рассматриваемой серии.
Слайд
3 этап "Найди место, в котором происходят события"
Цель этапа: научить ребенка определять место действия на каждой картинке и устанавливать взаимосвязи между ними на основе анализа местоположения героев и объектов. Узнавать схему игрового этапа.
В ходе третьего этапа предлагала детям, глядя на картинки, определить место действия на каждой из них.
Слайд
4 этап "Определи время событий"
Цель этапа: научить детей определять время событий, происходящих на картинках. Узнавать схему игрового этапа.
Дети определяли время года, части суток на каждой картинке. Я подбирала серию картинок, где сюжет разворачивается в определенном временном отрезке.
5 этап «Назови действия героев»
Цель этапа: научить детей выявлять сквозных героев на каждой картинке, называть их действия и делать умозаключения о цели их действия. Учить делать обобщения (все герои чего-то хотят и для этого совершают какие-то действия). Узнавать схему игрового этапа.
Обсуждение каждой последующей картинки мы с детьми начинали после выяснения цели действий героев на предыдущей картинке. Для обеспечения динамичности игры я отодвигала картинки поочередно, начиная с крайней левой, а также использовала вопросы: "Кто изображен?", "Что он делает?" и "Зачем это делается?".
Слайд
6 этап "Составь рассказ"
Цель этапа: учить детей составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок. Узнавать схему игрового этапа.
В ходе реализации этапа детям предлагается игра «Сыщики» или «Режиссеры фильма». В ходе игры дети составляют рассказ, используя базовую модель - план.
1. Однажды (указание времени года, части суток).
2. В таком-то месте (указание либо на общее место действия, либо на место действия происходящего в первом кадре).
3. Такой-то объект (указание на сквозного героя, героев на первом кадре).
4. Делал (делали) то-то для того-то.
5. Потом этот же объект (переход к следующему кадру) делал (действие и цель действия), и далее по каждой картинке рассказывается об объекте, его действиях и цели действий.
6. В результате получилось то-то (обобщение), поэтому можно сказать, что данный объект (герой, герои) такой-то по характеру.
7. Придумать название получившемуся рассказу.
В среднем возрасте мы составляли рассказ из 3-4 картинок. В старшем возрасте из 4-6 картинок. И сейчас, в подготовительной группе мы составляем рассказы из 6-8 картинок.
СЛАЙД
Не рекомендуется использовать картинки с нарушенной логической цепочкой. Например, серия картинок «Сажаем фруктовый сад». На всех картинках даются изображения мальчика и девочки, одинаковые по возрасту, в одинаковой одежде. На первой картинке они копают ямку для дерева; на второй, третьей, четвёртой – сажают и выхаживают саженец; на пятой – рассматривают цветущее, выросшее дерево; на шестой, седьмой – со взрослого дерева собирают яблоки; на восьмой – несут урожай. То есть с момента посадки саженца до сбора урожая проходит несколько лет, а дети при этом внешне не изменились, то есть не выросли и одеты в одну и ту же одежду. Логической последовательности в этой серии быть не может.
Не рекомендуется использовать картинки по сюжетам литературных произведений, знакомых детям, так как они не самостоятельно ищут причинно-следственные связи, а вспоминают тексты сказок или рассказов.
Хочу показать вам занятие по данной методике.
Представляю Вашему вниманию несколько рассказов детей.
В заключении хочу отметить, что работа с серией картинок интересна для детей, в процессе работы решаются конкретные задачи: дети учатся раскладывать последовательно серии картинок, составляют по ним рассказы, осознают этапы произведенных действий с картинками.
Эта работа решает еще и более серьезную задачу по формированию понятия, что любое событие в жизни имеет обязательные признаки:
- признак места,
- признак времени,
- наличие действующих лиц,
- наличие предметов или дополнительных объектов,
- признак действия или взаимодействия объектов с определенной целью,
- наличие результата и положительного, и отрицательного.
Вся наша жизнь - это цепочка причинно-следственных связей, которая приводит к определенному результату, который может быть оценен с разных точек зрения.
Таким образом, у детей формируются начальные навыки анализа ситуаций, что чрезвычайно важно не только для успешного обучения в школе, но и в целом для подготовки детей к жизни в завтрашнем дне.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»
Работа предназначена для воспитателей, учителей-логопедов, родителей....
Презентация.Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи.
В презентации представлены приёмы мнемотехники, их использование для развития связной речи дошкольников с ОНР....
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»
Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...
Консультация для педагогов на тему«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»
В данной консультации рассмотрена проблема применения приемов мнемотехники...
«Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности с использованием технологии моделирования»
Существует множество традиционных методов и приёмов, способствующих развитию связной речи детей. одной из наиболее эффективной технологии является метод проектов....
Консультация для педагогов "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи"
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компью...
Консультация для родителей: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста с помощью устного народного творчества».
Существует множество средств для формирования правильной и грамотной речи, и одним из них является устное народное творчество. Потешки, скороговорки, сказки, поговорки, пословици являются отличным мат...