Развитие связной речи детей дошкольного возраста с помощью приёмов ОТСМ-ТРИЗ технологии
консультация

Довгорукая Галина Ильинична

Развитие связной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_moy.docx24.55 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи детей дошкольного возраста с помощью приёмов ОТСМ-ТРИЗ технологии.

Добрый день уважаемые педагоги.

Представляю Вашему вниманию опыт работы по теме  «Развитие связной речи детей дошкольного возраста с помощью приёмов ОТСМ-ТРИЗ технологии».

Главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлений природы, создание различных видов творческих рассказов, освоение форм речи – рассуждения (объяснительная речь, речь – доказательство, речь – планирование), а так же сочинение рассказов по картине и серии сюжетных картинок.  Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи.

Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием на занятиях более эффективных, интересных, занимательных для детей методов, приёмов, средств, которые могут способствовать проявлению интересов у воспитанников к данному виду речевой деятельности. Для этого следует обратить внимание на более интересные методы и приёмы обучения, способных создать интерес к занятию с первых минут и удерживающих этот интерес на всём его протяжении. Одна из таких технологий – ОТСМ-ТРИЗ-РТВ.

ТРИЗ – технология в педагогической деятельности рушит стереотипы так называемой «традиционки», она позволяет раскрыть возможности ребёнка и делает работу педагога более профессиональной. Именно методы ОТСМ-ТРИЗ-РТВ позволяют педагогам наилучшим образом решать проблемы речевого развития.

Я использую в своей работе по данной теме метод «Обучения дошкольников составлению рассказов по серии картинок».  Обучению дошкольников работе с серией картинок надо начинать с трехлетнего возраста. Но так как ТРИЗ технология не использовалась в работе с данной группой детей  до достижения ими среднего возраста, на группе была начата работа по ознакомлению детей с  помощниками «Умной головы»,  с именами признаков.

Непосредственная работа  с серией картинок началась с января 2018года.

Отмечу, что работу я начала с ознакомления с методической литературой.

Слайд           

  В своей работе использовала методическое пособие « Технология развития связной речи дошкольников», авторы  Сидорчук Татьяна Александровна, Байрамова Эльмира Эмирзяновна. Подготовила необходимые пособия и начала пробовать.

Обучение дошкольников работе с серией картинок осуществляла  в определенной последовательности. Каждый  игровой этап имеет свою цель, игровое действие и схематичное изображение.  Главным правилом  перехода к следующему игровому этапу является то,  что переходить можно  только в случае освоения ребенком предыдущих  игровых этапов.  

Работу я начала с подготовительного этапа.  

Цель  подготовительного этапа   - научить детей  проговаривать цепочку взаимосвязанных действий, устанавливать причинно-следственные связи. Для того что бы научить анализировать реальные ситуации из жизни детей  в процессе организации  разных видов деятельности обращала внимание  на последовательность совершаемых ими действий и полученный результат.

Например: в процессе мытья рук я задавала вопросы:

Что мы сейчас делаем?        - Намыливаем руки

Что вы делали до этого?      - Открыли кран с водой

Что будете делать после того, когда намылите руки?     - Закроем кран и вытрем руки полотенцем.

Зачем мы всё это делали?      - Чтобы руки перед едой были чистыми.

         Основных игровых этапов по работе с серией картинок всего шесть.

"Паровозик из картинок"

          Я раскладывала серию картинок в произвольном порядке и предлагала детям внимательно посмотреть на картинки.

Слайд

           1 этап «Что за чем?»

Цель этапа: учить детей устанавливать логическую последовательность действий на картинках. Узнавать схему игрового этапа.

Ребенку предлагалось взять любую понравившуюся картину и переложить ее ближе к себе. Назвать действия объекта и его цель. Затем мы играли в игру «Что было раньше?», «Что будет потом?». Таким образом, картинки выстраивали в логический ряд. Если ребенок нарушал последовательность расположения картинок, я не  поправляла его сразу, а предлагала рассмотреть оставшиеся картинки и поставить их в нужное место. Когда  дети достаточно хорошо усвоили этот игровой этап, я  предлагала поменять местами некоторые картинки, как бы запутывая их. При этом решала задачу формирования у детей умения доказывать свою правоту,  исходя из объективных фактов. Также в ходе этапа ребенку было необходимо обобщить  смысл сюжета серии картинок, сделать вывод и оценить результат действий героя. Мы вместе пытались  обозначить свойства характера каждого героя, пополняя тем самым активный словарный запас детей.

Слайд

           2 этап  "Найди общих героев на картинках"

        Цель этапа: научить ребенка находить основных героев и общие объекты на всех картинках серии. Узнавать схему игрового этапа.

        На данном этапе стремилась формировать у ребенка  понятие, что на всех картинках нарисован один сквозной герой, и он выполняет какие-то действия.

Обязательно  акцентирую  внимание   на изменениях (перемещениях, исчезновениях и т.д.), происходящих с главными героями и другими объектами каждой картинки рассматриваемой серии.

Слайд

            3 этап "Найди место, в котором происходят события"

        Цель этапа: научить ребенка определять место действия на каждой картинке и устанавливать взаимосвязи между ними на основе анализа местоположения героев и объектов. Узнавать схему игрового этапа.

В ходе третьего этапа предлагала  детям,  глядя на картинки, определить  место действия на каждой из них.  

Слайд

             4 этап  "Определи время событий"

        Цель этапа: научить детей определять время событий, происходящих на картинках.  Узнавать схему игрового этапа.

Дети определяли время года, части суток на каждой картинке. Я подбирала серию картинок, где сюжет разворачивается в определенном временном отрезке.

          5 этап «Назови действия героев»  

        Цель этапа: научить детей выявлять сквозных героев на каждой картинке, называть их действия и делать умозаключения о цели их действия. Учить делать обобщения (все герои  чего-то хотят и для этого совершают какие-то действия).  Узнавать схему игрового этапа.

Обсуждение каждой последующей картинки мы с детьми начинали после выяснения цели действий героев на предыдущей картинке. Для обеспечения динамичности игры я отодвигала картинки поочередно, начиная с крайней левой, а также использовала  вопросы: "Кто изображен?", "Что он делает?" и "Зачем это делается?".  

Слайд

          6 этап "Составь рассказ"  

        Цель этапа: учить детей составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок.  Узнавать схему игрового этапа.

        В ходе реализации этапа детям предлагается игра «Сыщики» или «Режиссеры фильма».   В ходе игры дети составляют  рассказ, используя базовую модель - план.  

1. Однажды (указание времени года, части суток).

2. В таком-то месте (указание  либо на общее место действия, либо на место действия происходящего в первом кадре).

3. Такой-то объект (указание на сквозного героя, героев на первом кадре).  

4. Делал (делали) то-то для того-то.

5. Потом  этот же объект (переход к следующему кадру) делал (действие и цель действия), и далее по каждой картинке рассказывается об объекте, его действиях и цели действий.

6. В результате получилось то-то (обобщение), поэтому можно сказать, что данный объект (герой, герои)  такой-то по характеру.

7. Придумать название получившемуся рассказу.

           

В среднем возрасте мы составляли рассказ из 3-4 картинок. В старшем возрасте из 4-6 картинок. И сейчас, в подготовительной группе мы составляем рассказы из 6-8 картинок.

СЛАЙД

Не рекомендуется использовать картинки с нарушенной логической цепочкой. Например, серия картинок «Сажаем фруктовый сад». На всех картинках даются изображения мальчика и девочки, одинаковые по возрасту, в одинаковой одежде. На первой картинке они копают ямку для дерева; на второй, третьей, четвёртой – сажают и выхаживают саженец; на пятой – рассматривают цветущее, выросшее дерево; на шестой, седьмой – со взрослого дерева собирают  яблоки; на восьмой – несут урожай. То есть с момента посадки саженца до сбора урожая проходит несколько лет, а дети при этом внешне не изменились, то есть не выросли и одеты в одну и ту же одежду. Логической последовательности в этой серии быть не может.

Не рекомендуется использовать картинки по сюжетам литературных произведений, знакомых детям, так как они не самостоятельно ищут причинно-следственные связи, а вспоминают тексты сказок или рассказов.

         Хочу показать вам занятие по данной методике.

Представляю Вашему вниманию несколько рассказов детей.

В заключении хочу отметить, что работа с серией картинок  интересна для детей,  в процессе работы решаются конкретные  задачи: дети учатся раскладывать последовательно серии картинок, составляют по ним  рассказы, осознают этапы произведенных  действий с картинками.

 Эта работа решает еще и более серьезную задачу по формированию понятия, что любое событие в жизни  имеет обязательные признаки:

  • признак места,
  • признак времени,
  • наличие действующих лиц,  
  • наличие предметов или дополнительных объектов,
  • признак действия или взаимодействия объектов с определенной целью,
  • наличие результата и положительного, и отрицательного.

Вся наша жизнь  -  это цепочка причинно-следственных связей, которая приводит к определенному результату, который  может быть оценен с разных точек зрения.

 Таким образом, у детей  формируются начальные  навыки анализа ситуаций, что чрезвычайно важно не только для успешного обучения в школе, но и в целом для подготовки детей  к жизни  в завтрашнем дне.

  Спасибо за внимание!        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация.Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи.

В презентации представлены приёмы мнемотехники, их использование для развития связной речи дошкольников с ОНР....

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...

«Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности с использованием технологии моделирования»

Существует множество традиционных методов и приёмов, способствующих развитию связной речи детей. одной из наиболее эффективной технологии является метод проектов....

Консультация для педагогов "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи"

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компью...

Консультация для родителей: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста с помощью устного народного творчества».

Существует множество средств для формирования правильной и грамотной речи, и одним из них является устное народное творчество. Потешки, скороговорки, сказки, поговорки, пословици являются отличным мат...