Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приёмов ТРИЗ - педагогики у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по логопедии
Выступление на Всероссийской научно-практической конференции. г. Новосибирск. 2015г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 28.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийская научно-практическая конференция
«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕЖИМЕ ИННОВАЦИЙ: КОНЦЕПЦИИ, ПОДХОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ»
«Развитие связной речи с использованием игровых методов и приёмов ТРИЗ - педагогики у детей старшего дошкольного возраста»
24−25 МАРТА 2015 ГОДА, Г. НОВОСИБИРСК
–––––––––––––––– СЕКЦИЯ № 2 –––––––––––––––
Новая система требований к образовательному процессу
в условиях введения ФГОС ДО
24 марта Начало в 14:00 Ауд. 404
Председатель | Чечулина Оксана Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и методики дошкольного образования НИПКиПРО |
Секретарь | Корюкова Оксана Владимировна, методист кафедры теории и методики дошкольного образования |
ВЫСТУПЛЕНИЯ
- «Развитие профессиональной компетентности педагогов ДОО в условиях повышения квалификации»
Плевако Лариса Александровна, старший преподаватель кафедры теории и методики дошкольного образования НИПКиПРО
- «Информационно-коммуникативные технологии как средство повышения профессиональной компетенции педагогов в условиях введения ФГОС»
Дроговоз Ольга Александровна, старший воспитатель МБДОУ «Краснозерский детский сад № 5» Краснозерского р-на Новосибирской области
- «Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы детей дошкольного возраста»
Выжелкова Маргарита Александровна, педагог-психолог МКДОУ «Детский сад № 192» г. Новосибирска
- «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста»
Лесникова Елена Ивановна, воспитатель МАДОУ «ЦРР № 16»
г. Бердска Новосибирской области
- «Социокультурное развитие личности в контексте ФГОС»
Откидышева Наталья Валерьевна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 7» г. Бердска Новосибирской области
- «Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре через работу фольклорного кружка "Горенка"»
Колесникова Галина Петровна, музыкальный руководитель МКДОУ «Детский сад "Красная шапочка"» р. п. Линево Искитимского р-на Новосибирской области
- «Индивидуализация предметно-пространственной развивающей среды»
Боброва Ольга Петровна, воспитатель МКДОУ «Детский сад
№ 281» г. Новосибирска
- «Представление правил поведения в пространстве группы детского сада как средства социально-коммуникативного развития детей»
Селиверстова Ирина Александровна, воспитатель МКДОУ «Детский сад № 281» г. Новосибирска
Одним из приоритетов модернизации современного дошкольного образования является создание условий для развития активной и самостоятельной личности, обладающей творческим потенциалом и готовой постигать новизну и сложность меняющегося мира.
Педагогов сегодня чрезвычайно волнуют вопросы: каким содержанием следует обогатить жизнь детей в детском саду, как правильно построить отношения с детьми для достижения наибольшего эффекта в образовательной деятельности? Не секрет, что воспитателю бывает трудно ориентироваться в многообразии существующих программ, технологий, методик образовательной деятельности.
Для себя ответы на многие вопросы я нашла в использовании ТРИЗ.
ТРИЗ- это не просто набор игровых методов и приёмов, это целостная технология, требующая от педагога глубокого изучения и осмысления.
Эта технология представляет собой универсальный инструмент для развития детской субъектности в разных видах деятельности. На мой взгляд, в ТРИЗ заложен огромный потенциал для развития речи дошкольников.
Палитра игровых методов и приёмов ТРИЗ многообразна и увлекательна, как для детей, так и для педагога. В их основе- партнёрское взаимодействие детей и взрослого. Здесь не бывает неправильных суждений или ответов, любая точка зрения ребёнка принимается и заслуживает ценностного отношения. Поэтому у каждого формируется уверенность в своих силах; создаётся «ситуация успеха», которая побуждает к активности, инициативности и самостоятельности в речевом взаимодействии с взрослыми и сверстниками.
Я начала работу с создания в группе обогащённой развивающей предметно-пространственной среды, игротеки с набором разнообразных дидактических игр, в том числе, изготовленных своими руками. В группе появился развивающий центр «Познавайкин мир», в котором я расположила разнообразные модели мыслительной деятельности: на освоение признаков предметов, на установление причинно- следственных связей, на освоение детьми способов формулировки вопросов и других.
Поначалу мне казалось, что предлагаемые мной мыслительные модели не вызовут интереса у детей или будут трудны для понимания. Оказалось - наоборот, ведь для детей, чем необычнее деятельность, тем она привлекательнее. Дети раскладывали модели, рассматривали значки- символы, обсуждали, что они могут изображать.
Большой интерес у детей вызвали модели «имен признаков» объектов окружающего мира. Обычно, задавая вопрос: «Мяч, какой?»,- педагог не уточняет, про какой признак он хочет услышать ответ. Ответы детей, в таких случаях, скудны. Они называют цвет, форму, размер. Очень редко без наводящих вопросов, говорят о таких признаках, как влажность, температура, рельеф (поверхность). При этом многих признаков ребёнок просто не видит, не обращает на них внимания. Это приводит к тому, что представление об объекте формируется неполным, а значит искаженным.
С использованием модели «имя признака» дети рассматривают объекты гораздо подробнее, выявляют их особенности, общие признаки и отличия, какие-то внутренние противоречия, и всё это обговаривают. При этом значительно обогащается словарь детей. И это очень важно, т.к.интересный рассказ или сказка получится у ребёнка только тогда, когда в его багаже появится множество прилагательных, существительных, глаголов, наречий; слов, с помощью которых он сможет выразить свои впечатления, мысли, эмоции, фантазии.
Мыслительные модели значительно расширяют возможности восприятия объектов и в дальнейшем их графические изображения уже не нужны ребенку, он самостоятельно, на основе усвоенного алгоритма, способен составить яркий рассказ о любом объекте; а загадки, рифмованные тексты, придуманные детьми, отличаются богатством содержания и яркой индивидуальностью.
Очень интересны для детей модели преобразования признаков предметов, так называемые «волшебники». Их использование расширяет возможности фантазирования и, в то-же время, придаёт ему направленный и более глубокий характер. «Волшебников» дети используют при составлении рассказов, при решении творческих заданий.
Например: встреча Лисы и Мышонка на лесной опушке может закончиться по- разному, если в дело вступают «волшебники».
В процессе общения с детьми я тщательно продумываю вопросы. Правильно заданный вопрос побуждает к речевой активности, к использованию разных форм речи- рассуждения, а также речевых форм убеждения (я думаю, что…; я считаю, что…; я хочу тебя убедить), культурных форм несогласия с мнением собеседников (хочу тебе возразить; я не согласен с тобой; сомневаюсь…).
С использованием «тризовских» приёмов становится более разнообразной работа с картиной. Обычно, при рассматривании картины бывает сложно поддерживать интерес детей и побуждать их к речевой активности. Игровые приёмы ТРИЗ в таких случаях бывают очень кстати.
Например, рассматривая с детьми натюрморт, можно предложить интересный ход: найти в изображении цирк, семью или что- то другое. Дети с особым вниманием рассматривают изображение, фантазируют, рассуждают, доказывают. Интересно, что они очень чутко реагируют на задание: если я предлагаю найти в натюрморте «войско», в речи дети используют такие слова как богатырь, меч, копьё, шлем и т.п. Если даю задание найти «военную базу» - то преобладает современность: беспилотник, автомат, граната, парашют и др. Речевая активность в подобных видах деятельности очень велика.
В речевом развитии детей я активно взаимодействую с педагогами детского сада и семьями воспитанников. С педагогами более эффективно и естественно это осуществляется в процессе реализации групповых проектов.
Во взаимодействии с образовательными организациями важным является научное руководство кафедры теории и методики дошкольного воспитания в лице Плевако Ларисы Александровны. Это позволяет координировать деятельность, иметь возможность обсуждать возникающие проблемы и определять перспективы.
Практика показывает, что в работе с семьями воспитанников очень интересна деятельность в детско-родительских группах. Общение в процессе игры, практической деятельности объединяет всех участников образовательных отношений и дарит радость и удовлетворение от совместного творчества.
Данные диагностики детского развития показывают положительную динамику в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.
Для детей характерны субъектные проявления в коммуникативной и речевой деятельности. Они имеют богатый словарный запас. С интересом общаются со сверстниками и взрослыми. Активно используют разные формы речи при выражении своих мыслей, чувств и желаний. Дети успешны в творческой деятельности: сочиняют загадки, сказки, рассказы, рифмованные тексты.
Уверена, что достижению хороших результатов, несомненно способствовало использование методов и приёмов ТРИЗ- педагогики.
ТРИЗ- это актуально, современно и эффективно.
Поэтому я приглашаю коллег к сотрудничеству и обмену опытом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по речевому развитию детей подготовительной группы «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста».
Данная рабочая программа описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей в процессе интегрированной совместной деятельности с использованием игровых методов и пр...
«Развитие связной речи по методике Т.Ю. Бардышевой, Е.Н. Моносова у детей старшего дошкольного возраста».
laquo;Развитие связной речи по методике Т.Ю. Бардышевой, Е.Н. Моносова у детей старшего дошкольного возраста»....
«Развитие связной речи с использованием игровых методов и приёмов ТРИЗ - педагогики у детей старшего дошкольного возраста». "История о настольной лампе"
Конспект занятия по развитию связной речи у детей старшего лошкольного возраста с нарушениями речи с использованием системного оператора ТРИЗ -ОТСМ-РТВ....
Рабочая программа «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ у детей старшего дошкольного возраста». (старшая группа, возраст детей 5-7 лет).
Данная программа описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшей группы в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и...
Консультация для родителей «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов по ТРИЗ-педагогике у детей»
Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования«Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста» 2021- 2022 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдополнительного образования«Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста»2021- 2022 учебный год...
План программы «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ у детей дошкольного возраста».
Применение элементов теории решения изобретательских задач в развитии речи дошкольников в корне изменяет стиль работы воспитателя, раскрепощает детей, учит их думать, искать самостоя...