Развитие речи старших дошкольников через театрализацию.
материал по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Хомякова Василиса Викторовна

Статья для родителей и воспитателей ДОУ. Особенности организации театральной деятельности в детском саду и дома, ее значении в развитии речи детей старших групп ДОУ.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗАЦИЮ.

1. Актуальность темы.

С детства у многих театр ассоциируется с праздником- декорации, костюмы, музыка...

Театральное искусство, близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра.

В этом учебном году наше образовательное учреждение делает акцент на театральную деятельность: мы участвуем в показах музыкальных сказок, драматизаций, кукольных театров- участвуем в проекте "Театр. Мир без границ". Этот проект отвечает интеграции различных образовательных областей согласно Федеральным Государственным Образовательным Стандартам. Речевое развитие дошкольников по ФГОС признается средством для овладения основами общения как частью культурного наследия нации, а также это постоянное пополнение словарного запаса, формирование грамотного, связного монологического и диалогического разговора. Театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный мир ребёнка. Необходимо выделить, что театрализация является также одним из важных эффективных практических методов развития речи.

2. Развитие речи детей подготовительной группы- проблемы и особенности.

 

По наблюдениям педагогов начальных классов, одна из основных проблем первоклассников — неумение говорить связно. За редким исключением, речь семилетнего ребёнка — это односложные ответы, высказывания с малой долей описания, неразвёрнутые предложения.

Развитие речи в подготовительной группе детского сада - это одно из самых важных направлений. Умение общаться, высказывать свои мысли является фундаментом для дальнейшего успешного овладения детьми знаниями и умениями. Занятия по развитию речи предполагает планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов.

Расширение словаря дошкольников идет одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему.  

Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих названия предметов, явлений, качеств. Появление словесно-логического мышления вызывает усвоение детьми элементарных понятий.  

Чем правильнее у ребенка речь, богаче словарный запас - тем легче ему высказать свои мысли,  шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его психическое развитие. 

Формирование связной речи - следствие усложняющейся деятельности ребёнка и связано оно с развитием мышления. К первому классу ребёнок овладевает всеми формами устной речи: диалогической и монологической, ситуативной и контекстной. Занятия по развитию речи должны строиться на естественной потребности ребёнка что-то сообщить слушателям, высказаться. Дети должны испытывать радость и удовлетворение от деятельности.

3. Эффективность метода театрализации.

Что же дает ребенку метод инсценировок и игр-драматизаций?

Перечислим главные из них:

- приобщение к художественной литературе, к устному народному творчеству

- словарная работа

- звуковая культура речи

- работа над грамматическим строем речи

- развитие мышления, фантазии, воображения, творческих способностей

- побуждение детей к импровизации

- развитие диалогической и монологической речи

- развитие навыков подражания

- помощь в преодолении стеснительности и неуверенности в себе

- воспитание доброжелательных отношений друг к другу Главная цель театрализации посредством художественной литературы – предоставить каждому ребенку возможность попробовать себя в разных видах деятельности и испытать радость, чувство удовлетворения от своих усилий, обогатить свой литературный опыт. При этом одной из задач воспитателя стоит в поощрении творческой инициативы ребенка.

Главная цель театрализации посредством художественной литературы – предоставить каждому ребенку возможность попробовать себя в разных видах деятельности и испытать радость, чувство удовлетворения от своих усилий, обогатить свой литературный опыт. При этом одной из задач воспитателя состоит в поощрении творческой инициативы ребенка.

К примеру, если во время инсценировки, ребенок забыл свои слова и подобрал фразы, подходящие по смыслу, при этом сохранив сюжетную линию- такая ситуация требует одобрения и похвалы находчивости ребенка со стороны воспитателя.

4. Консультация для родителей

"Роль театральных инсценировок в развитии ребенка. Кукольный домашний театр".

Разыгрывать инсценировки и драматизации можно и нужно не только в рамках детского сада или кружка. Играть с ребенком необходимо по возможности и дома, везде, где только возможно.

Если взрослых спросят- есть ли на свете волшебство? Разумеется Вы ответите - нет. Но ведь волшебство живет в сказке. Оживите эту сказку с Вашим ребенком! Разыграйте ее по ролям, придумайте декорации, проявите свое творчество.

Особую роль следует отвести домашнему кукольный театру. Его можно сделать своими руками вместе с ребенком, можно воспользоваться уже готовыми фабричными комплектами. Они хороши тем, что созданы на основе рекомендаций педагогов и психологов. Перчаточные куклы, которые входят в комплект, часто подходят для разыгрывания четырёх — семи сказок, также может быть приложена книжка со сказками. Если нет- то возможно, используя определенные куклы, самостоятельно подобрать книгу со сказкой, либо придумать свой сказочный сюжет. Есть и кукольные театры из картона. Удобная картонная сцена, красочные картонные декорации, симпатичные картонные персонажи — для инсценировок на столе. Можно использовать пальчиковый театр, где персонажи надеваются на пальчики. Замечательное средство для развития речи, в том числе и мелкой моторики!

5. Кукольный театр в детском саду. 

В дошкольном возрасте расширяются социальные контакты детей. Они начинают общаться с разными собеседниками: детьми и взрослыми, знакомыми и незнакомыми. Кукольный спектакль может стать для ребёнка своеобразной коммуникативной моделью и научить, как по-разному можно приветствовать, прощаться, благодарить, обращаться с просьбой, как вести диалог по телефону.

Готовясь к участию в кукольном спектакле, дети обогащают словарный запас, получают понятие о литературном языке и норме произношения, культуре речевого поведения, знакомятся с монологическим высказыванием и диалогами, учатся интонировать. Юные актёры занимаются дыхательной и артикуляционной гимнастикой, заучивают текст. Театр открывает перед детьми звуковую сторону речи, они учатся выделять ключевые слова, управлять темпом речи, паузами в разговоре.

Важно, что театр кукольный — ребёнок говорит опосредованно, от лица куклы, сам находясь в это время за ширмой. Ширма помогает раскрепоститься, снять определённый зажим перед аудиторией. С помощью куклы ребёнок научиться жестикулировать при разговоре.

Озвучивая куклу, ребёнок учится интонированию в соответствии с определённой ситуацией и состоянием собеседника, менять интонацию в зависимости от роли.

Сочиняя и разыгрывая вместе с детьми соответствующие истории, мы можем научить их, как выражать несогласие в вежливой форме, как оценить поступки других людей, как выходить из трудных ситуаций с помощью речи. Так как театр — история коллективная, разыгрывание кукольных спектаклей способствует и развитию коммуникативной активности детей в совместной деятельности.

Параллельно у ребёнка развиваются и движения рук — ведь актёры кукольного театра должны «оживить» своих перчаточных или марионеточных партнёров по спектаклю, передавая им свою энергию. В современном мире планшетов и айфонов возможностей для развития движения рук у детей стало гораздо меньше…

Возможности театра безграничны — в фабулу спектакля, в уста персонажей можно вложить любую дидактическую и воспитательную задачу. В процессе разыгрывания историй, сказок у ребёнка формируется умение последовательно рассказывать историю, сохраняя в уме последовательность событий в сюжете.

При сочинении собственных спектаклей для кукольного театра дети учатся алгоритму создания сюжета: завязка, экспозиция, развитие, кульминация, развязка. По такому алгоритму может быть выстроено и любое выступление, речь.

Один из способов создания текста для выступления кукольного театра — это переработка известных сказок, рассказов, взятых за основу своего спектакля.

Выбирая сказки, дети учатся понимать темы текстов, выбирать систематизировать и синтезировать соответствующий теме материал, редактировать собственный текст, вкладывать в текст эмоции, озвучивая образ своего героя.

Знакомясь с лучшими речевыми образцами, дети изучают грамматический строй речи, учатся говорить развёрнутыми предложениями, насыщенными образами, использовать эпитеты, сравнения — пользоваться в своей речи всеми богатствами языка. Кроме того, развивается и фонематический слух, что очень важно для грамотного письма и овладения иностранными языками.

Использованные материалы и статьи:

1. Прищепенок Н.С. "Развитие речи дошкольников: Зачем и как". http://www.deti-club.ru/razvitie-rechi-zachem-i-kak

2. Ав.Надежда "Развитие речи в подготовительной группе". http://fb.ru/article/142699/razvitie-rechi-v-podgotovitelnoy-gruppe-konspekt-zanyatiya-po-razvitiyu-rechi-v-podgotovitelnoy-gruppe

3. М. Бородич Методика развития речи детей http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/11/10/metodika-razvitiya-slovarya-v-doo


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на педагогическом совете на тему:«Развитие речи старших дошкольников через все виды культурно-смысловой деятельности (коммуникативной, игровой)"

Человек развивает свою речь на протяжении всей жизни. В детском саду ребенок развивает речь в различных видах деятельности с помощью самых разнообразных приемов: на занятиях математикой – посред...

Педагогический проект «Развитие речи старших дошкольников через познавательную деятельность посредством ознакомления со сказами П.П.Бажова»

В данном материале представлен опыт проектной педагогической деятельности с дошкольниками старшего возраста. Базируясь на самобытном творчестве русского народа,  в общем, и красоту родного края, ...

Развитие речи старших дошкольников через театрализованную деятельность

В статье представлено влияние театрализованной игры на развитие речи  детей старшего дошкольного возраста....

Мастер - класс «Развитие речи старших дошкольников через применение активных методов обучения»

Повысить профессиональное мастерство педагогов, участников мастер-класса,  в процессе активного педагогического общения по проблеме развития речи детей дошкольного возраста....

Педагогический проект «Развитие речи старших дошкольников через ознакомление с произведениями А. С. Пушкина»

Педагогический проект«Развитие речи старших дошкольников через ознакомление с произведениями А. С. Пушкина» Проект предназначен для воспитанников 6 – 7 лет. Вид проекта: ...