Педагогический проект «Развитие речи старших дошкольников через познавательную деятельность посредством ознакомления со сказами П.П.Бажова»
проект по развитию речи (старшая группа) на тему
В данном материале представлен опыт проектной педагогической деятельности с дошкольниками старшего возраста. Базируясь на самобытном творчестве русского народа, в общем, и красоту родного края, в частности обучающиеся познают окружающий мир, обогащая словарь. Разработан тематический годовой план проекта и перспективный план по месяцам. Также представлен сценарий итогового мероприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Развитие речи старших дошкольников через познавательную деятельность посредством ознакомления со сказами П.П.Бажова»
Возраст: старшая группа
Тип: познавательный
Срок: долгосрочный (учебный год)
Автор: Демидова Любовь Алексеевна
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 36 III –IV видов» дошкольное отделение
Должность: воспитатель высшей категории
Ключевые слова: развитие речи, познавательная деятельность, традиции русского народа, сказы Бажова.
Аннотация: В данном материале представлен опыт проектной педагогической деятельности с дошкольниками старшего возраста. Базируясь на самобытном творчестве русского народа, в общем, и красоту родного края, в частности обучающиеся познают окружающий мир, обогащая словарь. Разработан тематический годовой план проекта и перспективный план по месяцам. Также представлен сценарий итогового мероприятия.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину — задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Процесс познания и усвоения должен начинаться, как можно раньше. Как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа. Слушая колыбельные песни, пестушки, потешки, играя игры-забавы, отгадывая загадки, познаёт смысл пословиц, поговорок и сказок.
Звучность, ритмичность, занимательность потешек, колыбельных песенок, поговорок, пословиц, пестушек, скороговорок, загадок привлекает детей, вызывает желание повторить и запомнить. Что в свою очередь способствует развитию речи.
В пословицах и поговорках отмечают народную мудрость, а в приметах наблюдательность. Знакомясь с предметами народного прикладного искусства, познаёт культуру своего народа.
Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально. И одна из функций — воспитательная. Современные дети с интересом играют в старинные игры, с удовольствием слушают народные сказки, которые воспитывают будущего гражданина. Надо им только показать этот удивительный мир, научить детей в нём ориентироваться, понимать его и любить.
Это и стало отправной точкой создания проекта по целенаправленной воспитательной работе на материале народной культуры.
Цель проекта: развитие речи детей дошкольного возраста через познавательную деятельность, ознакомление со сказами П.П.Бажова, с устным народным творчеством.
Задачи проекта:
Знакомить детей с народными промыслами, с бытом, традициями русского народа.
- Воспитывать бережное отношение к предметам русской культуры, прикладному искусству своего народа.
- Воспитывать интерес к устному народному творчеству, к сказам П.П.Бажова.
- Воспитывать любовь к родному краю.
- Способствовать развитию зрительной и слуховой памяти, внимания.
- Способствовать развитию психических процессов у детей (речь, память, мышление, воображение, сообразительность).
- Развивать монологическую, диалогическую речь у детей.
Реализация задач проекта в трех блоках:
Первый блок — Природа Южного Урала.
Второй блок — Деревенский дом «Изба».
Третий блок — П.П.Бажов — уральский сказочник.
Интеграция областей:
- Познавательное развитие
- Художественно – эстетическое развитие
- Физическое развитие
- Речевое развитие
- Социально – коммуникативное развитие
Подготовительный этап проекта:
- Подготовить портрет, биографию уральского сказочника П.П.Бажова.
- Подбор народных примет, пословиц, поговорок, загадок.
- Подбор иллюстраций: домашние и дикие животные.
- Подготовить выставку книг — сказы П.П.Бажова.
- Составить словарь старинных слов.
- Оформить коллекцию камней.
- Составление конспектов занятий.
- Подбор предметов домашней утвари.
- Подбор иллюстраций по сказам П.П.Бажова.
- Подготовить стихи и песни об Урале.
- Оформить альбом «Русские народные костюмы».
- Подготовить фотографии городов: Челябинск, Екатеринбург, Касли, Кыштым.
Исследовательский этап:
Тематический годовой план
№ | Тема занятия | Содержание |
1. | «Растительный мир» «Деревья» | Рассматривание иллюстраций: «Деревья». Загадывание загадок о деревьях. |
2. | «Кустарники» | Рассматривание иллюстраций: «Кустарники». Д/и «Доскажи словечко». |
3. | «Реки и озёра» | Рассматривание иллюстраций: «Реки и озёра Южного Урала». Чтение стихов о реках и озёрах. |
4. | «Домашние животные» | Рассматривание иллюстраций: «Домашние животные». Чтение потешек о домашних животных. |
5. | «Дикие животные» | Рассматривание иллюстраций: «Дикие животные». Загадывание загадок о диких животных. |
6. | «Светит свет в окошке» | Знакомство с лучиной, свечой, керосиновой лампой. Чтение рассказа «Как солнце в дом пришло» Б. В. Зубкова. |
7. | «Камни» | Знакомство с камнями. Рассматривание коллекции: «Камни». |
8. | «Изделия из камней» | Рассматривание изделий из камней, иллюстраций. |
9. | «Заучивание стихотворения «На Урале» С.Васильева | Заучивание стихотворения С.Васильева «На Урале». |
10. | «Заучивание песен об Урале» | Заучивание и пение песни об Урале. |
11. | «Беседа о родном городе Озёрске» | Экскурсия по достопримечательностям города Озёрска. Чтение стихов об Озёрске. |
12. | «Беседа о городе — Касли» | Рассматривание иллюстраций: «Касли». Беседа по иллюстрациям. |
13. | «Беседа о городе — Кыштым» | Рассматривание иллюстраций: «Кыштым». Беседа о городе: «Кыштым» |
14. | Беседа о городе — Челябинск» | Рассматривание иллюстраций: «Челябинск». Чтение стихов о Челябинске. |
15. | «Беседа о городе — Екатеринбург» | Рассматривание иллюстраций о Екатеринбурге. Беседа по иллюстрациям. |
16. | Деревенский дом. «Мебель, предметы быта» | Закрепление знаний детей о деревенской избе. Загадывание загадок о предметах быта. |
17. | «Домашняя утварь» | Закрепление знаний у детей о домашней утвари. (Сито, самовар, кочерга, чугунок, крынка) |
18. | «Чудо – прялка» | Знакомство с овечьей шерстью, с изготовлением и назначением прялки; с «мотовилом». |
19. | «Бабушкины помощники» | Закрепление знаний у детей о деревянном корыте, стиральной доске. Знакомство с древесной золой. Чтение отрывка «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина |
20. | «Одежда русского народа» | Знакомство детей: «Одежда русского народа». Рассматривание иллюстраций и деталей костюмов. |
21. | «Обувь русского народа» | Знакомство детей: «Обувь русского народа». Рассматривание иллюстраций и предметов обуви. |
22. | «Откуда свет пришёл?» | Закрепление знаний у детей о лучине, свече, керосиновой лампе. Чтение рассказа Б.В.Зубкова «Как солнце в дом пришло». |
23. | «Чаепитие на Руси» | Знакомство детей: «Чаепитие на Руси». Рассматривание предметов посуды. |
24. | «Биография П.П.Бажова» | Рассматривание портретов П.П.Бажова. Знакомство биографией П.П.Бажова. |
25. | «Словарь старинных слов» | Знакомство детей со словарём старинных слов по сказам П.П.Бажова. |
26. | «Пословицы и поговорки из сказов П.П.Бажова» | Знакомство с пословицами и поговорками их сказов П.П.Бажова. |
27. | Чтение сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце» | Знакомство со сказом П.П.Бажова «Серебряное копытце». Рассматривание иллюстраций. |
28. | Чтение сказа П.П.Бажова «Огневушка-поскакушка» | Знакомство со сказом П. П.Бажова «Огневушка-поскакушка». |
29. | Чтение сказа П.П.Бажова «Огневушка-поскакушка» (продолжение) | Рассматривание иллюстраций по сказу П. П.Бажова «Огневушка-поскакушка». Беседа по содержанию сказа. |
30. | Драматизация отрывка из сказа П.П.Бажова «Огневушка-Поскакушка» | Рассматривание иллюстраций отрывка «Встреча Федюни с Огневушкой-Поскакушкой |
Перспективный план по развитию речи старших дошкольников через познавательную деятельность посредством ознакомления со сказами П.П.Бажова
СЕНТЯБРЬ | |||
1 неделя Тема: «Деревья — ель, лиственница, сосна» Цель: Закреплять знания детей о хвойных деревьях. Развивать наблюдательность, любознательность, связную речь, память, мышление. Воспитывать эстетические чувства | 2неделя Тема: «Деревья — берёза, рябина, липа» Цель: Закреплять знания детей о лиственных деревьях. Развивать наблюдательность, любознательность, связную речь, сообразительность. | 3 неделя Тема: «Уральские горы» Цель: Способствовать развитию любознательности, зрительного восприятия. Развивать любовь к родному краю, связную речь. | 4 неделя Тема: «Уральские леса» Цель: Способствовать развитию наглядно-образного мышления, устойчивости внимания. Способствовать развитию устной речи: фонематического строя предложения, пополнять активный словарь. |
ОКТЯБРЬ | ||||||
1неделя Тема: «Кустарники — шиповник, акация» Цель: Расширять знания детей о кустарниках. Развивать наблюдательность, любознательность, связную речь. Совершенствовать способы восприятия объектов при разной их удалённости. Воспитывать культуру поведения в природе. | 2 неделя Тема: «Кустарники — сирень, малина» Цель: Расширять знания детей о кустарниках. Развивать умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами. Способствовать развитию монологической речи. | 3 неделя Тема: «Реки и озёра Южного Урала» Цель: Расширять знания детей о водных ресурсах Южного Урала. Способствовать развитию зрительной и слуховой памяти, внимания, воображения. Развивать желание слушать и запоминать стихи. См. Бабунова, газета «Школьный компас» | 4 неделя Тема: «Домашние животные» Цель: Закреплять знания детей о домашних животных. Учить отвечать на вопросы воспитателя. Развивать память, связную речь, мышление. Способствовать зрительному восприятию. | |||
НОЯБРЬ | ||||||
1неделя Тема: «Дикие животные» Цель: Способствовать развитию зрительного восприятия. Закреплять знания детей о диких животных. Развивать связную речь, память, мышление, сообразительность. | 2неделя Тема: «Светит свет в окошке» Цель: Расширять знания детей об истоках русской народной культуры. Способствовать развитию зрительной и слуховой памяти. Развивать любознательность, связную речь, мышление. | 3 неделя Тема: «Камни» Цель: Развивать любознательность, наблюдательность, речь. Способствовать развитию операциям мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Воспитывать интерес к полезным ископаемым. | 4 неделя Тема: «Изделия из камней» Цель: Расширять знания о народных промыслах. Развивать любознательность, связную речь. Учить отвечать на вопросы воспитателя. Способствовать развитию зрительного восприятия. |
ДЕКАБРЬ
ДЕКАБРЬ | ||||||
1неделя Тема: «Заучивание стихотворения «На Урале» Васильева» Цель: Развивать артикуляционную моторику, долговременную память. Воспитывать любовь к родной природе, родному краю. | 2 неделя Тема: «Заучивание песен об Урале» Цель: Развивать фонематический слух, память. Воспитывать любовь к музыке, родному краю. | 3 неделя Тема: «Беседа о родном городе Озёрске» Цель: Способствовать развитию устной речи, зрительной памяти. Воспитывать любовь к родному городу. | 4 неделя Тема: «Беседа о городе — Касли» Цель: Способствовать развитию устной речи: фонематического строя предложения, пополнять активный словарь. Развивать любознательность, мышление. Воспитывать интерес к родному краю. | |||
ЯНВАРЬ | ||||||
1неделя | 2 неделя | 3 неделя Тема: «Беседа о городе Кыштым» Цель: Учить отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать интерес к родному краю. Способствовать развитию зрительной и слуховой памяти. | 4 неделя Тема: «Беседа о городе — Челябинск» Цель: Развивать любознательность, речь. Способствовать развитию зрительного восприятия. Воспитывать любовь к родному краю. | |||
ФЕВРАЛЬ | ||||||
1 неделя Тема: «Беседа о городе — Екатеринбург» Цель: Развивать речь, внимание. Воспитывать интерес к родному краю. Расширять знания о труде взрослых. Способствовать развитию зрительного восприятия. | 2 неделя Тема: «Деревенская изба» Цель: Развивать речь, память, мышление. Учить отвечать на вопросы воспитателя. Закреплять знания о деревенской избе. Совершенствовать способы восприятия объектов при разной их удалённости. | 3 неделя Тема: «Домашняя утварь» Цель: Продолжать знакомить детей с домашней утварью. Развивать связную речь, память, внимание. Воспитывать интерес к предметам старины. Способствовать развитию зрительного восприятия. | 4 неделя Тема: «Чудо-прялка» Цель: Продолжать знакомить с истоками русской народной культуры. Воспитывать бережное отношение к предметам старины. Способствовать развитию наглядно-образного мышления. |
МАРТ | |||
1 неделя Тема: «Бабушкины помощники» (деревянное корыто, стиральная доска) | 2 неделя Тема: «Одежда русского народа» Цель: Расширять знания детей об истоках русской народной культуры. | 3 неделя Тема: «Обувь русского народа» Цель: Расширять знания детей об истоках русской народной культуры. | 4 неделя Тема: «Откуда свет пришёл?» Цель: Расширять знания об истоках русской народной культуры. |
Цель: Развивать связную речь, память, внимание. Учить отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать интерес к предметам старины. Способствовать развитию словесно-логического и наглядно-образного мышления. | Развивать любознательность, связную речь. Воспитывать бережное отношение к предметам старины. Способствовать развитию устной речи, внимания, зрительного восприятия. | Развивать речь, мышление. Воспитывать бережное отношение к предметам старины. Формировать правильную осанку, развивать монологическую речь. | Учить отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями. Способствовать развитию устной речи, внимания, зрительного восприятия. |
АПРЕЛЬ | |||
1неделя Тема: «Чаепитие на Руси» Цель: Расширять знания детей об истоках русской народной культуры. Развивать монологическую речь, умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами. | 2 неделя Тема: «Биография П.П.Бажова» Цель: Развивать интерес к уральскому сказочнику, связную речь. Учить отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями. Способствовать развитию зрительной памяти. | 3неделя Тема: «Словарь старинных слов» Цель: Развивать интерес к старорусскому языку. Развивать речь, память, мышление. Способствовать развитию долговременной и кратковременной памяти. | 4неделя Тема: «Пословицы и поговорки из сказов П.П.Бажова» Цель: Развивать связную речь, память. Способствовать желанию запоминать пословицы и поговорки. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. |
МАЙ | |||
1неделя Тема: «Чтение сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце» Цель: Способствовать развитию устной речи, фонематического строя предложения. Учить отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями. Пополнять активный словарь детей. Развивать интерес к сказам П.П.Бажова. | 2неделя Тема: «Чтение сказа П.П.Бажова «Огневушка-Поскакушка» Цель: Способствовать развитию монологической и диалогической речи, основных мыслительных операций. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | 3 неделя Тема: «Чтение сказа П.П.Бажова «Огневушка-Поскакушка» Цель: Продолжать знакомить детей со сказами П.П.Бажова. Способствовать развитию монологической речи, внимания, узнавания и называния предметов старины | 4 неделя Тема: «Драматизация отрывка из сказа П.П.Бажова «Встреча Федюни с «Огневушкой-Поскакушкой» Цель: Способствовать развитию диалогической речи, памяти, зрительного восприятия. Формировать правильную осанку, нормализовать речевое дыхание. |
Заключительный этап:
- «Посиделки с героями из сказов П.П.Бажова»
- Продуктивная деятельность: «Рисование сюжетов по сказам П.П.Бажова»
«Посиделки с героями сказов П.П.Бажова»
Задачи:
Обучающие:
Способствовать правильному произношению звуков.
Развивающие:
Развивать диалогическую речь, память, воображение.
Развивать интонацию в речи детей.
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к сказам П.П.Бажова.
Воспитывать любовь к родному краю.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Физическое развитие
Действующие лица:
Старатели
Хозяйка Медной горы
Огневушка-поскакушка
Ящерицы
Данила-мастер
Серебряное копытце
Мурёнка
Дарёнка
Ход мероприятия
Дети в русских народных костюмах под музыку заходят в зал. У костра сидят «Старатели».
Звучит аудиозапись «Шум ветра».
Ведущий:
Сказ заколдует, очарует,
В мир приключений позовёт,
Про Малахитницу расскажет
И с Огневушкой вас сведёт.
Расскажет, как в горах уральских
Находят камни мастера,
Как дней, ночей не отдыхая
Над ними трудится рука.
Ведущий:
Ребята, представьте, что вы находитесь на поляне у подножия Уральских гор.
Старатели: 1-ый и 2-ой
Сказы Бажова — Уральские сказы,
Старых старателей горных рассказы,
Что поведали их у костра вечерами,
Глядя на звёзды, глядя на пламя.
1-ый старатель:
Бывает, разведёшь костёр
У подножия Уральских гор,
И будто скачет в костерке
Девчонка в синеньком платке.
2-ой старатель:
Кольцами Полоз в землю уходит,
Бабка Синюшка по лесу бродит,
Редкостный камень подарит Хозяйка,
Выйдет на солнышко ящерок стайка.
Старатели: 3-й и 4-й:
К вам пришли мы не одни —
Друзей бажовских сказов
С собою привели.
Будут к вам они являться,
Нужно только догадаться:
В каком сказе они жили,
Меж собою как дружили.
Будьте внимательны,
Угадайте обязательно!
3-й старатель:
Отгадайте-ка, ребятки,
Нашу первую загадку.
4-й старатель:
По дорожке скок-поскок,
Словно огненный цветок,
Дыму, пламени послушна.
Кто же это?
Дети: (хором) Огневушка-поскакушка!
Звучит аудиозапись русской народной песни «Барыня».
В зал вбегает Огневушка-поскакушка.
Огневушка-поскакушка:
Я — Огневушка из бажовской сказки,
Полная задора, света, ласки.
Вы, ребята, не ленитесь
И со мною в пляс пуститесь.
Вы скорей ко мне бегите
И платочки получите.
Мы платочками помашем,
С ними весело попляшем!
Звучит аудиозапись русской народной песни «Красный сарафан».
Дети с платочками исполняют импровизированный танец.
Воспитатель: Девочки, спасибо вам за прекрасный танец!
5-й старатель:
Притопнем ножкой — и плясать!
И так нам хочется понять —
Видение или обман,
Как небо, синий сарафан.
6-й старатель:
Как вам следующий вопрос:
Кто же будет новый гость?
7-й старатель:
Копытце серебрится,
Он тонкой ножкой бьёт,
И камешки искрятся,
Летят от ножки влёт.
Дети: (хором) Серебряное копытце.
Звучит аудиозапись русской народной песни.
В зал входят Серебряное копытце, Дарёнка и Мурёнка.
Серебряное копытце:
Я пришёл с подружкой Дарёнкой
И кошкой Мурёнкой.
Дарёнка и Мурёнка:
Садитесь-ка удобно,
Приготовьте ушки,
Споём сегодня вам
Задорные частушки.
Дарёнка и Мурёнка исполняют частушки.
Мурёнка:
Шла лесною стороной,
Побежал олень за мной.
Серебряно копытце
Светится, искрится.
Дарёнка:
Пробежал олень кругом
Самоцветы, изумруды —
Вот уж чудо так уж чудо!
Серебряное копытце:
Сейчас я с вами поиграю,
Кто с кем дружит, я узнаю.
Серебряное копытце проводит с детьми игру «Дружба».
Серебряное копытце:
Друг к другу надо повернуться,
Правой ручкой потянуться,
Руку левую поднять
И друзей своих обнять.
Воспитатель: Спасибо тебе, Серебряное копытце за игру.
6-ой и 7-ой старатели:
Волшебный сказочный олень
Рассыпал камни и исчез.
И самоцветами горит
След от серебряных копыт.
8-ой старатель:
Гости новые спешат,
С вами поиграть хотят.
7-ой старатель:
С Хозяйкой Медной горы
Дружны они навеки.
Кто же это?
Дети: (хором) Ящерки-змейки.
6-ой старатель:
Сейчас на опушку
Выйдут ящерки-подружки.
Звучит аудиозапись русской народной песни «Плясовая».
Выбегают ящерицы и приветствуют детей.
Ящерицы:
Мы — ящерки, мы — змейки,
Живём здесь с давних пор,
Дружная семейка
Хозяйки Медных гор.
Здесь камни-самоцветы
И дивный горный сад,
Горит волшебным светом
Яркий наш наряд.
Ящерицы:
Хотите с нами поиграть?
Нас попробуйте догнать!
Ящерицы проводят игру «Ловишки».
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все такие ловкие, быстрые.
1-ый старатель:
Дружная ящерок стайка
Позвала свою хозяйку.
2-ой старатель:
Как сказочный старинный клад,
Узорочье её палат.
Здесь камни самоцветные лежат.
Кто же это?
Дети: (хором). Хозяйка Медной горы.
Звучит аудиозапись русской народной песни.
Выходит Хозяйка Медной горы.
Хозяйка Медной горы:
Есть у меня шкатулка малахитовая,
А в ней богатства видимо-невидимо,
Камни потайнные в шкатулке у меня:
Синие, зелёные горят и без огня.
Хозяйка Медной горы показывает камни детям и называет их.
Хозяйка Медной горы:
Вот, словно небо синее,
Атласный лазурит,
В рисунках тонких линий
Зелёный малахит,
А вот и яшма яркая
Искрится, как заря,
И солнечная свита
Кристаллов хрусталя.
Воспитатель:
Дети, назовите, пожалуйста, хозяйке Медной горы украшения из камня.
Дети называют украшения из камня.
Хозяйка Медной горы благодарит детей.
3-ий старатель:
Вот вам следующий вопрос:
Кто же будет новый гость?
4-ый старатель:
Мечтал камней драгоценных набрать,
Каменный цветок создать,
Чтобы был он сердцу мил,
Чтобы радость приносил.
Дети: (хором) Данило-мастер!
Звучит аудиозапись русской народной песни.
Выходит Данило-мастер.
Воспитатель: Дети, я вам предлагаю взять самоцветы и потанцевать с ними.
Дети танцуют с камнями.
Воспитатель:
Молодцы, ребята, весело плясали.
Данило-мастер:
Помогите мне, пожалуйста, украсить каменную чашу.
Дети собирают из самоцветов каменный цветок.
5-ый старатель:
Велика Россия-матушка,
И талантлив наш народ.
О мастерах умелых
На весь мир молва идёт.
6-ой старатель:
К нам подходите!
Друзей с собой берите!
Лесами и горами
Хозяйка поведёт
Танцуйте вместе с нами
Уральский хоровод!
(Звучит аудиозапись «Уральский хоровод» муз.Филиппенко)
Дети водят хоровод с героями бажовских сказов).
7-ой старатель:
Чудные сказы собраны в книжку,
Их рассказал нам дедушка Слышко.
Хозяйка Медной горы:
Все вы, дети, молодцы!
Получите-ка призы!
Камни самоцветные
Превратились в конфеты разноцветные.
Хозяйка угощает детей конфетами.
Воспитатель:
Дети огромное спасибо вам за выступление!
Затем Хозяйка медной горы уводит детей из зала.
ЛИТЕРАТУРА:
- П.П.Бажов «Малахитовая шкатулка» Москва «Просвещение» 1985г.
- П.П.Бажов «Малахитовая шкатулка»
- Издательство «Ташкент Укитувчи» 1985г
- Е.С.Бабунова программа «Наш дом — Южный Урал» 2004г.
- М.С.Гитис, А.П.Моисеев «Познай свой край» (Каслинский район)
- издательство «Абрис» 2007г.
- Детская литература. «Русские народные загадки и сказки» 1989г.
- Детская литература. « Делу время, потехе час» 1988г.
- В.Дацкевич «От зерна до каравая» Москва «Детская литература 1985г.
- Жигулёв А. «Где труд — там счастье» 1959г.
- Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» Москва 2008г
- Б.В.Зубков издательство «Малыш» 1979г. «Как солнце в дом пришло 11. Ивановская А. « День работой весел» 1986г.
- Князева О.Л., Маханёва М.Д. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2004г.
- Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Знакомство детей с устным народным творчеством» Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2004г.
- И.А.Кириллова «Легенды Южного Урала» ООО «Издательство Аркаим» 2008г.
- Лазарева А.И. «Народоведение. Южно-Уральское книжное общество» 1997г.
- Науменко М.Г. «Ласковое слово, что солнышко в ненастье» 1979г.
- Независимая молодёжная газета «Школьный компас» № 7 (июль 2009г.) (Статья «Мать родниковых вод»)
- С В.М.Рискин «Кыштым» 1995г
- О.М.Потаповская журнал № 11 «Задушевные беседы»
- Садовников Д.Н. «Загадки русского народа» 1960г.
- Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. «Воспитание ребёнка в русских народных традициях» 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/07/picture-1053276-1541618529.jpg)
Педагогическая концепция "Развитие речи старших дошкольников средствами театрализованной деятельности"
Педагогическая концепция "Развитие речи старших дошкольников средствами театрализованной деятельности"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/02/picture-1213021-1580621611.jpg)
Развитие речи старших дошкольников через театрализованную деятельность
В статье представлено влияние театрализованной игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/03/picture-1336304-1622731147.jpg)
ПРОЕКТ « Развитие речи у дошкольников через театрализованную деятельность» Форма проекта долгосрочный
Актуальность создания данного проекта по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность позволяет решить мно...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/17/picture-182311-1395077337.jpg)
Педагогический проект «Развитие речи старших дошкольников через ознакомление с произведениями А. С. Пушкина»
Педагогический проект«Развитие речи старших дошкольников через ознакомление с произведениями А. С. Пушкина» Проект предназначен для воспитанников 6 – 7 лет. Вид проекта: ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/20/picture-1256789-1703059662.jpg)
Консультация для родителей «Развитие речи старших дошкольников через игровую деятельность»
Консультация для родителей...
Родительское собрание "Развитие речи старших дошкольников через театрализованную деятельность"
Родительское собрание...