Проект « Развитие творчества и развитие речи старших дошкольников через народное и декаративно-прикладное искусство».
материал (старшая группа) на тему

Панина Елена Геннадьевна

 Досуг "Мастера большой Руси"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_hohlome_starshaya_gruppa.docx33.71 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание:

Актуальность проекта        

Участники проекта:        

Тип проекта:        

Проблемы:        

Цель проекта:        

Задачи проекта:        

Реализация проекта.        

Вечер –досуг «Мастера большой Руси».        

Заключение:        

Используемая литература:        

Актуальность проекта

Проблема по формированию у детей гражданственности и патриотизма, стала приобретать все большую остроту и актуальность, т.к. дети начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций; равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю - поэтому мы – педагоги ищем свои пути решения этих проблем.

Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее гражданином, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру как свои собственные. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество.

Поэтому в основу моей работы легло широкое использование элементов национального народного творчества, которые направлены вносить в сознание детей совершенно новую струю, содержащую в себе огромный спектр национальных традиций русского народа, исторического развития и становления России.

            Живопись народных мастеров лежит в основе различных видов деятельности, как показала практика эффективно способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, важных для овладения определенным объемом знаний, на основе которого у детей формируются разнообразные художественно – творческие способности.

            Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях:

      В предварительном создании эскизов на бумаге;

      В продумывании элементов узора;

      В расположении их на объемах;

      В создании предметов декоративного характера;

      Умения найти способ изображения и оформления предмета;

      В перенесении задуманного декоративного узора на изделие.

В процессе работы с различными материалами дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в своих работах. В процессе овладевания приемами народной росписи у детей формируется  свобода и раскованность всей руки, развиваются разные части руки (предплечье, кисти, пальцы), координация руки и глаза.

            Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

            На занятиях по декоративно-прикладному искусству развивается речь детей, которая способствует обогащению и расширению словаря и словарного запаса. При рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.

            В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.

В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности.

            Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материал народного декоративно-прикладного искусства, - одно из главных условий полноценного нравственного и эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.


Участники проекта:

  1. Воспитатель группы.
  2. Дети старшей группы.
  3. Родители Старшей группы.
  4. Музыкальный руководитель.

Тип проекта:

  1. Групповой
  2. Краткосрочный – 1 месяц
  3. Информационный- практико –ориентированный.

Проблемы:

  1. Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.
  2. У детей слабо развит познавательный интерес об истории народных мастерах, особенностях росписи   хохломы
  3. У детей бедный словарь существительных, прилагательных по теме «Декоративно – прикладное искусство».

Цель проекта:

  1. Развитие творчества старших дошкольников средствами народных росписей в оформлении предметов быта.
  2. Обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве  
  3. Обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи.
  4. Проведения вечера – досуга в старшей группе – «Мастера большой Руси», совместно с родителями.
  5. Привлечь родителей к проведению проекта.

Задачи проекта:

  1. Вызывать у детей интерес к народной культуре.
  2. Создавать условия для приобщения детей и родителей к народной культуре.
  3. Уточнить и расширить знания детей о хохломской росписи.
  4. Формировать навыки технического,  исполнения хохломской росписи.
  5. Развивать творческое воображение о хохломской росписи.
  6. Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение
  7. Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома».
  8. Закрепить умение выразительно читать стихи, исполнять песни.
  9. Учить понимать образный смысл загадок.
  10. Закрепить умение сочетать движения и речь.
  11. Развивать чувство цвета, композиционные умения.

Реализация проекта.

  1. Дидактические игры:«Обведи элемент», «Обведи и раскрась»,
  2. «Собери целое», «Обведи рисунок», «Продолжи рисунок»,
  3. «Найди пару».
  4. Беседы: «Путешествие к мастерам хохломы»,
  5. Чтение  художественной литературы : П. Синявский «Хохломская роспись», Л.Яхнин «Веселое слово хохлома».
  1. Заучивание стихов.
  2. Загадывание загадок.
  3. Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи) .  
  1. Разучивание физкультминутки
  2. Рисование элементов хохломской росписи.
  1. Лепка:  «Хохломская посуда»
  1. Аппликация: Коллективная работа «Золотая Хохлома»
  2. Музыка:
  3. Учить детей исполнять мелодию на ложках
  1. Частушки;
  1. Хоровод «Иголка и нитка»
  2. Просмотр презентаций «Золотая хохлома», «История хохломы».
  3. Папка передвижка: Консультация для родителей «Знакомство детей с хохломской росписью»
  4. Совместная работа родителей и детей: Сшить ковер и одеяло.
  5. Проведение  Вечера – досуга «Мастера Большой Руси»

Вечер –досуг «Мастера большой Руси».

В зал под музыку входят дети  и сказочница.

Сказочница: Сядьте рядышком ребята. Вам сегодня  расскажу,  без утайки по порядку Сказку. Все вам доложу. В одной сказочной стране Старорусской  стороне жил- был царь Долдон. Всегда за модой гнался он.

Входит царь ДОЛДОН

Царь:  Здравствуйте, здравствуйте, все! Нынче мода повернулась к старине. Во дворце не нужно жить, избу надобно срубить. И решил я дело смело. В город свез я мастеров, со всей Руси людей умелых, тех, кто  знает ремесло. Кто избу царскую мне срубит? Кто  для царя построит дом?

Сказочница:  Коль дом построить тебе нужно, сюда мы плотника зовем.

Плотник: Наши прадеды любовно топором  тесали бревна, гвозди крепко забивали, песню громко запевали.

Физминутка:  «Строим дом».

Раз, два, три, четыре , пять. (дети ходят по кругу)

Будем строить и играть. (руки на поясе, приседание)

Дом большой  красивый строим. ( руки вверх, в стороны)

Окна ставим, крышу кроем. (наклоны вперед, прыжки на месте)

Сказочница:  А пока царь любуется избой, родителям предлагается отгадать загадки, которые загадывают дети.

  1.  Белая старуха на одном месте сидит (печь)
  2.  Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо (самовар)
  3. Рогат да не бык, хватает, да не сыт, людям отдает, а сам на отдых идет (ухват)
  4. Конь стальной, хвост льняной (иголка с ниткой)
  5. Кланяется, кланяется, придет домой растянется. (топор)

Царь: Ставенки узорные, тонка резьба  - до чего ж просторная русская изба

Мастер: столяры да плотники – отличные работники: избу ловко так срубили и про мебель  не забыли. Столы есть?

Царь: есть.

Мастер: стулья есть?

Царь: есть, где можно царю присесть! Теперь дом буду украшать, мастериц нужно позвать!

Сказочница: Ну а наши мастерицы вышьют сказочную птицу. Принесут ковер свой в дар, принимай –кА, государь.

1-Мастерица: Все умеют мастерицы: шить, вязать и песни петь. Строчка  за строчкой, все лоскуточки ловкие руки собирают в цепочки – а потом сшивают, ковер получают.

2-Мастерица: Одеяло лоскутное – бело – сине –голубое. С парусами, небесами, яркой радуги цветами.

Хоровод «Иголка и нитка» (ребенок с шапочкой на голове «иголочка», за ней идет дети «ниточки», если ниточка “оборвалась”, ребенок  с шапочкой на голове «иголочка», дает какие либо задание детям, которые были «ниточкой» и оторвались от «иголочки», дети эти задание выполняют.

Царь: ковры есть, скатерти есть, и одеяло тоже есть. Ну, а где добыть посуду красивее, бы не худо?

Сказочница: Царь- батюшка, гляди, мастера пришли и посуду принесли.

Входя три мастер (дети) с хохломской посудой.

1-й мастер: Посуда наша для щей и каши, не бьется, не ломается, порчи никакой не подвергается.

2-й мастер: А вот плошка, налей окрошку, возьми ложку, хлебай понемножку.

3-й мастер: Кому посуда для кашки, окрошки? Чудо – блюда да чашки, ложки?

Царь: Откуда посуда?

Сказочница: К нам приехала сама Золотая Хохлома!!!

Царь: Хочу чтоб стол царя украшала хохлома!!!

Сказочница: Частушки про хохлому – поют дети и их мамы или бабушки.

Хохлома да Хохлома

Разукрашу все дома.

А потом всю улицу –

Петуха и курицу.


Бабка деда до обеда

Заставляла рисовать

Ведь в красивую посуду

Щи приятно наливать.


Эти липовые ложки,

Блюдца, ковшики, матрешки,

Расписала нам сама

Золотая Хохлома!


- Стулья, доски и полати,

И кроватки и кровати,

Расписала нам сама

Золотая Хохлома!


Все листочки , как листочки

Ну а этот золотой

Красоту такую эту

Называют хохломой


Хорошо частушки пели,

Хорошо и охали,

Мы бы очень все хотели,

Чтобы вы нам хлопали.


Царь: Вот молодцы, угодили царю! Всех за работу хвалю. За такой стол сесть  не стыдно.  Нет лишь музыки обидно.

Сказочница: А ложки деревянные, звонкие, забавные.

1й ложкарь: Ложки резали мы сами из березы и ольхи, их любовно расписали, а на ручках -  петухи.

2й ложкарь: Ложки, ложечки резные зазвенят в один момент – не простые расписные, древнерусский инструмент.

Дети исполняют мелодию на ложках, используя разные приемы танца и игры)

Царь приплясывает.

Царь: Ох ребята вы накормили и потешили меня. Спасибо вам ребята!  Велика Россия наша и талантлив наш народ, о Руси родной умельцах на весь мир молва идет.  До свидание ребята!!!

Сказочница: Вот и кончился наш сказ про мастеров России нашей, про Долдона  и про нас. А для вас мои друзья я угощенья принесла!!!

А для наших родителей, мы дарим сделанные своими руками посуду с хохломской росписью.

Заключение:

- Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках ее красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы. Истинными произведениями искусства становятся эти предметы - красивой формы, удобные в пользовании, мастерски исполненные. К ним относится и «хохлома».

Используемая литература:

  1. Изобразительное искусство. Основы народного  и декоративно – прикладного искусства. Л.В.Орлова   - Москва «Мозаика – синтез»
  2. Обучение дошкольников декоративному  рисованию, лепке, аппликации (конспекты занятий)  Грибовская А.А. - Москва 2011г.
  3. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3—6 лет по программе «Радуга» Доронова Т.Н. – Москва  
  4. Русское народное творчество в детском саду Усова А.П. – Москва 1972г.
  5. Интернет ресурсы : nsportal.ru
  6.  Интернет http://allforchildren.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи старших дошкольников через театрализацию.

Статья для родителей и воспитателей ДОУ. Особенности организации театральной деятельности в детском саду и дома, ее значении в развитии речи детей старших групп ДОУ. ...

Проект «Развитие патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем» для детей старшей группы.

Участники проекта – воспитатели, дети старшей группы и их родители.Тип проекта – педагогическийМасштаб – долгосрочный  (сентябрь 2015г. – май 2016г.)Актуальность:У каждого из нас на свете есть ме...

выступление на педагогическом совете на тему:«Развитие речи старших дошкольников через все виды культурно-смысловой деятельности (коммуникативной, игровой)"

Человек развивает свою речь на протяжении всей жизни. В детском саду ребенок развивает речь в различных видах деятельности с помощью самых разнообразных приемов: на занятиях математикой – посред...

Развитие речи старших дошкольников через театрализованную деятельность

В статье представлено влияние театрализованной игры на развитие речи  детей старшего дошкольного возраста....

Мастер - класс «Развитие речи старших дошкольников через применение активных методов обучения»

Повысить профессиональное мастерство педагогов, участников мастер-класса,  в процессе активного педагогического общения по проблеме развития речи детей дошкольного возраста....