Проект « Развитие творчества и развитие речи старших дошкольников через народное и декаративно-прикладное искусство».
материал (старшая группа) на тему
Досуг "Мастера большой Руси"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_hohlome_starshaya_gruppa.docx | 33.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание:
Вечер –досуг «Мастера большой Руси».
Проблема по формированию у детей гражданственности и патриотизма, стала приобретать все большую остроту и актуальность, т.к. дети начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций; равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю - поэтому мы – педагоги ищем свои пути решения этих проблем.
Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее гражданином, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру как свои собственные. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество.
Поэтому в основу моей работы легло широкое использование элементов национального народного творчества, которые направлены вносить в сознание детей совершенно новую струю, содержащую в себе огромный спектр национальных традиций русского народа, исторического развития и становления России.
Живопись народных мастеров лежит в основе различных видов деятельности, как показала практика эффективно способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, важных для овладения определенным объемом знаний, на основе которого у детей формируются разнообразные художественно – творческие способности.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях:
В предварительном создании эскизов на бумаге;
В продумывании элементов узора;
В расположении их на объемах;
В создании предметов декоративного характера;
Умения найти способ изображения и оформления предмета;
В перенесении задуманного декоративного узора на изделие.
В процессе работы с различными материалами дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в своих работах. В процессе овладевания приемами народной росписи у детей формируется свобода и раскованность всей руки, развиваются разные части руки (предплечье, кисти, пальцы), координация руки и глаза.
Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
На занятиях по декоративно-прикладному искусству развивается речь детей, которая способствует обогащению и расширению словаря и словарного запаса. При рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.
В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.
В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности.
Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материал народного декоративно-прикладного искусства, - одно из главных условий полноценного нравственного и эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.
- Воспитатель группы.
- Дети старшей группы.
- Родители Старшей группы.
- Музыкальный руководитель.
- Групповой
- Краткосрочный – 1 месяц
- Информационный- практико –ориентированный.
- Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.
- У детей слабо развит познавательный интерес об истории народных мастерах, особенностях росписи хохломы
- У детей бедный словарь существительных, прилагательных по теме «Декоративно – прикладное искусство».
- Развитие творчества старших дошкольников средствами народных росписей в оформлении предметов быта.
- Обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве
- Обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи.
- Проведения вечера – досуга в старшей группе – «Мастера большой Руси», совместно с родителями.
- Привлечь родителей к проведению проекта.
- Вызывать у детей интерес к народной культуре.
- Создавать условия для приобщения детей и родителей к народной культуре.
- Уточнить и расширить знания детей о хохломской росписи.
- Формировать навыки технического, исполнения хохломской росписи.
- Развивать творческое воображение о хохломской росписи.
- Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение
- Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома».
- Закрепить умение выразительно читать стихи, исполнять песни.
- Учить понимать образный смысл загадок.
- Закрепить умение сочетать движения и речь.
- Развивать чувство цвета, композиционные умения.
- Дидактические игры:«Обведи элемент», «Обведи и раскрась»,
- «Собери целое», «Обведи рисунок», «Продолжи рисунок»,
- «Найди пару».
- Беседы: «Путешествие к мастерам хохломы»,
- Чтение художественной литературы : П. Синявский «Хохломская роспись», Л.Яхнин «Веселое слово хохлома».
- Заучивание стихов.
- Загадывание загадок.
- Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи) .
- Разучивание физкультминутки
- Рисование элементов хохломской росписи.
- Лепка: «Хохломская посуда»
- Аппликация: Коллективная работа «Золотая Хохлома»
- Музыка:
- Учить детей исполнять мелодию на ложках
- Частушки;
- Хоровод «Иголка и нитка»
- Просмотр презентаций «Золотая хохлома», «История хохломы».
- Папка передвижка: Консультация для родителей «Знакомство детей с хохломской росписью»
- Совместная работа родителей и детей: Сшить ковер и одеяло.
- Проведение Вечера – досуга «Мастера Большой Руси»
Вечер –досуг «Мастера большой Руси».
В зал под музыку входят дети и сказочница.
Сказочница: Сядьте рядышком ребята. Вам сегодня расскажу, без утайки по порядку Сказку. Все вам доложу. В одной сказочной стране Старорусской стороне жил- был царь Долдон. Всегда за модой гнался он.
Входит царь ДОЛДОН
Царь: Здравствуйте, здравствуйте, все! Нынче мода повернулась к старине. Во дворце не нужно жить, избу надобно срубить. И решил я дело смело. В город свез я мастеров, со всей Руси людей умелых, тех, кто знает ремесло. Кто избу царскую мне срубит? Кто для царя построит дом?
Сказочница: Коль дом построить тебе нужно, сюда мы плотника зовем.
Плотник: Наши прадеды любовно топором тесали бревна, гвозди крепко забивали, песню громко запевали.
Физминутка: «Строим дом».
Раз, два, три, четыре , пять. (дети ходят по кругу)
Будем строить и играть. (руки на поясе, приседание)
Дом большой красивый строим. ( руки вверх, в стороны)
Окна ставим, крышу кроем. (наклоны вперед, прыжки на месте)
Сказочница: А пока царь любуется избой, родителям предлагается отгадать загадки, которые загадывают дети.
- Белая старуха на одном месте сидит (печь)
- Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо (самовар)
- Рогат да не бык, хватает, да не сыт, людям отдает, а сам на отдых идет (ухват)
- Конь стальной, хвост льняной (иголка с ниткой)
- Кланяется, кланяется, придет домой растянется. (топор)
Царь: Ставенки узорные, тонка резьба - до чего ж просторная русская изба
Мастер: столяры да плотники – отличные работники: избу ловко так срубили и про мебель не забыли. Столы есть?
Царь: есть.
Мастер: стулья есть?
Царь: есть, где можно царю присесть! Теперь дом буду украшать, мастериц нужно позвать!
Сказочница: Ну а наши мастерицы вышьют сказочную птицу. Принесут ковер свой в дар, принимай –кА, государь.
1-Мастерица: Все умеют мастерицы: шить, вязать и песни петь. Строчка за строчкой, все лоскуточки ловкие руки собирают в цепочки – а потом сшивают, ковер получают.
2-Мастерица: Одеяло лоскутное – бело – сине –голубое. С парусами, небесами, яркой радуги цветами.
Хоровод «Иголка и нитка» (ребенок с шапочкой на голове «иголочка», за ней идет дети «ниточки», если ниточка “оборвалась”, ребенок с шапочкой на голове «иголочка», дает какие либо задание детям, которые были «ниточкой» и оторвались от «иголочки», дети эти задание выполняют.
Царь: ковры есть, скатерти есть, и одеяло тоже есть. Ну, а где добыть посуду красивее, бы не худо?
Сказочница: Царь- батюшка, гляди, мастера пришли и посуду принесли.
Входя три мастер (дети) с хохломской посудой.
1-й мастер: Посуда наша для щей и каши, не бьется, не ломается, порчи никакой не подвергается.
2-й мастер: А вот плошка, налей окрошку, возьми ложку, хлебай понемножку.
3-й мастер: Кому посуда для кашки, окрошки? Чудо – блюда да чашки, ложки?
Царь: Откуда посуда?
Сказочница: К нам приехала сама Золотая Хохлома!!!
Царь: Хочу чтоб стол царя украшала хохлома!!!
Сказочница: Частушки про хохлому – поют дети и их мамы или бабушки.
Хохлома да Хохлома
Разукрашу все дома.
А потом всю улицу –
Петуха и курицу.
Бабка деда до обеда
Заставляла рисовать
Ведь в красивую посуду
Щи приятно наливать.
Эти липовые ложки,
Блюдца, ковшики, матрешки,
Расписала нам сама
Золотая Хохлома!
- Стулья, доски и полати,
И кроватки и кровати,
Расписала нам сама
Золотая Хохлома!
Все листочки , как листочки
Ну а этот золотой
Красоту такую эту
Называют хохломой
Хорошо частушки пели,
Хорошо и охали,
Мы бы очень все хотели,
Чтобы вы нам хлопали.
Царь: Вот молодцы, угодили царю! Всех за работу хвалю. За такой стол сесть не стыдно. Нет лишь музыки обидно.
Сказочница: А ложки деревянные, звонкие, забавные.
1й ложкарь: Ложки резали мы сами из березы и ольхи, их любовно расписали, а на ручках - петухи.
2й ложкарь: Ложки, ложечки резные зазвенят в один момент – не простые расписные, древнерусский инструмент.
Дети исполняют мелодию на ложках, используя разные приемы танца и игры)
Царь приплясывает.
Царь: Ох ребята вы накормили и потешили меня. Спасибо вам ребята! Велика Россия наша и талантлив наш народ, о Руси родной умельцах на весь мир молва идет. До свидание ребята!!!
Сказочница: Вот и кончился наш сказ про мастеров России нашей, про Долдона и про нас. А для вас мои друзья я угощенья принесла!!!
А для наших родителей, мы дарим сделанные своими руками посуду с хохломской росписью.
- Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках ее красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы. Истинными произведениями искусства становятся эти предметы - красивой формы, удобные в пользовании, мастерски исполненные. К ним относится и «хохлома».
- Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно – прикладного искусства. Л.В.Орлова - Москва «Мозаика – синтез»
- Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации (конспекты занятий) Грибовская А.А. - Москва 2011г.
- Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3—6 лет по программе «Радуга» Доронова Т.Н. – Москва
- Русское народное творчество в детском саду Усова А.П. – Москва 1972г.
- Интернет ресурсы : nsportal.ru
- Интернет http://allforchildren.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи старших дошкольников через театрализацию.
Статья для родителей и воспитателей ДОУ. Особенности организации театральной деятельности в детском саду и дома, ее значении в развитии речи детей старших групп ДОУ. ...
Проект «Развитие патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем» для детей старшей группы.
Участники проекта – воспитатели, дети старшей группы и их родители.Тип проекта – педагогическийМасштаб – долгосрочный (сентябрь 2015г. – май 2016г.)Актуальность:У каждого из нас на свете есть ме...
Проект по самообразованию «Развитие речи младших дошкольников через сказкотерапию».
Проект по самообразовнию...
выступление на педагогическом совете на тему:«Развитие речи старших дошкольников через все виды культурно-смысловой деятельности (коммуникативной, игровой)"
Человек развивает свою речь на протяжении всей жизни. В детском саду ребенок развивает речь в различных видах деятельности с помощью самых разнообразных приемов: на занятиях математикой – посред...
Развитие речи старших дошкольников через театрализованную деятельность
В статье представлено влияние театрализованной игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста....
Мастер - класс «Развитие речи старших дошкольников через применение активных методов обучения»
Повысить профессиональное мастерство педагогов, участников мастер-класса, в процессе активного педагогического общения по проблеме развития речи детей дошкольного возраста....