Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Звуковая культура речи: звук [ш]».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Цель: познакомить детей с понятием «звук Ш».
Задачи: Показать детям артикуляцию звука [ш], учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах); учить слышать звук [ш] и различать слова со звуком [ш]; правильно регулировать темп и силу голоса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
средняя группа - звук "ш" | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему:
«Звуковая культура речи: звук [ш]».
Цель: познакомить детей с понятием «звук Ш».
Задачи: Показать детям артикуляцию звука [ш], учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах); учить слышать звук [ш] и различать слова со звуком [ш]; правильно регулировать темп и силу голоса.
Материал: большой медведь в шапке, шарфике и с мешочком (мягкая игрушка); кусочки ватки (на каждого ребенка); картинки с предметами, в названиях которых есть звук [ш] : чашка, кувшин, лягушка, лошадь, груша, вишня, шкаф, шапка, шарф, шахматы, шумовка и др.; список слов, которые начинаются на звук [ш].
Ход занятия:
Воспитатель: К нам сегодня в гости придет дикое животное, отгадайте, ребята, кто это: он большой, лохматый, бурый, летом гуляет, а зимой спит? (медведь)
Появляется игрушечный медведь, здоровается с ребятами.
Воспитатель: Медвежонок, мы с ребятами очень любим, когда к нам приходят гости. Но сначала тебе надо снять шапку, шарфик, мешочек – мы же не на улице. И еще нам надо познакомиться с тобой. Как тебя зовут?
Мишутка: Я Мифутка.
Воспитатель: Как? Повтори, пожалуйста, еще раз.
Мишутка: Меня зовут Мифутка.
Воспитатель: Ребята, вы смогли понять имя медвежонка? (дети отвечают - Мишутка) Ах Мишутка. Вот спасибо, ребята. А почему же я не смогла сразу правильно услышать? (дети отвечают)
Мишутка: Да, я не умею говорить звук [ш]. Но очень хочу научиться правильно говорить этот звук [ш].
Воспитатель: Как хорошо, Мишутка, что ты пришел к нам в гости. Я как раз сегодня собиралась рассказать ребятам одну историю про свой язычок.
Мой Язычок очень любит выглядывать из домика. Посмотрите, как он это делает (показывает).
Однажды решил Язычок поиграть: вообразил, что он лисичка, распустил хвостик (сделал его широким) и выставил на улицу, чтобы лисий хвостик погрелся на солнышке. Вот так (показывает).
Вдруг Язычок заметил большую собаку. Он испугался, вбежал в домик и спрятал хвостик за верхние зубы, и домик закрыл, чтобы собака не вбежала за ним следом. А хвостик все равно держал за верхними зубами. Попробуйте и вы спрятать кончик языка за верхние зубы.
Подождал Язычок немножко и опять решил посмотреть, где собака. Он открыл домик, но хвостик не опустил. Уж очень он боялся, что собака где-то рядом. Он все время держал хвостик поднятым кверху. Вот так (показывает). Но собаки нигде не было. Она давно убежала.
Воспитатель: А теперь поиграем так: я скажу: «Хвостик греется на солнышке», а вы положите язык на нижнюю губу – на крылечко домика. Вот так (показывает). Потом я скажу: «Собака!», а вы поднимите кончик языка кверху и спрячьте его в домике. Вот так (показывает). Потом вы будете домик открывать и закрывать, а Язычок будет сидеть в домике и держать хвостик поднятым кверху. Домик закрывайте, а кончик языка не опускайте!»
Далее педагог предлагает детям, подняв кончик языка кверху, округлив и вытянув губы, произнести : «Ш – ш – ш» (2-3 раза). При этом выдох не должен быть длительным -2-3 секунды.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что при произнесении звука [ш] на ладони, поднесенной близко ко рту, но не прижатой к нему (заборчик), ощущается теплая струя воздуха.
Дети, не умеющие произносить звук [ш], подносят ладошку ко рту воспитателя, который говорит: «Ш – ш – ш».
Дыхательная гимнастика
Затем дети наблюдают, как при произнесении звука подпрыгивает, а иногда и слетает ватка с ладони воспитателя, и упражняются в этом сами (вата, приготовленная заранее, лежит на столах).
Физкультминутка
Воспитатель: Я предлагаю устроить соревнование: кто дольше протянет звук [ш]. Как будто Мишутка надул большущие шары и они потихоньку сдуваются. Поднимите руки, а теперь, медленно опуская, произнесите звук [ш]. (игра повторяется 2-3 раза)
Мишутка, ты заметил какие детки молодцы – как они старались! (отметить кто выиграл)
Мишутка: Да, мальчики и девочки справились, а вот у меня не получается. Фффарик… «ф-ф-ф».
Воспитатель: Не огорчайся, Мишутка, мы сейчас еще поиграем: мы все превращаемся в листочки осенние, которые лежат под деревом. Подул ветер и листья зашуршали: «Ш – ш – ш». Теперь зашуршали сильнее, потом совсем сильно. Ветер стал стихать, листья шуршат тише, еще тише, совсем тихо.
Воспитатель: Замечательно поиграли. Какие все умнички. Как красиво шуршали наши листочки.
Мишутка: Ребята, а у меня же в меффочке есть картинки, посмотрите (показ картинок)
Воспитатель: Ребята, что же изображено на этих картинках? (дети произносят слова, а воспитатель повторяет слова, акцентируя внимание на звук Ш) Ребята, какой одинаковый звук есть во всех этих словах? (дети отвечают). Правильно – в этих словах есть звук [ш] , в каких-то в начале слова, в каких-то в середине.
Давайте сейчас поиграем с вами на внимательность: я буду произносить слова, и если вы услышите слово, в котором есть звук [ш], то хлопните в ладоши, а если нет этого звука, то ручки остаются лежать на коленках: шуба … теплая … шелк … красивый … шахтер … шинель … розовый … шиповник … шторы … снег … шорты …зима. (произнеся слово педагог считает про себя до трех, затем проговаривает следующее слово. Можно разок Мишутке ошибиться)
Ребята и Мишутка, какие вы все молодцы – правильно услышали слова со звуком [ш].
А теперь послушайте маленький стишшшок про лягушшшку:
Не найду я ушки
У нашей лягушки.
Давайте произнесем этот стишок тихо-тихо. (дети повторяют)
Теперь погромче. (дети повторяют)
Скажите медленно. (дети повторяют)
Скажите быстро. (дети повторяют)
Мишутка: Какие ребята вы все молодцы! Но мне уже пора идти домой.
Воспитатель: Мишутка, ты тоже молодец. А тебе понравилось у нас сегодня?
Мишутка: Да, мне очень было у вас интересно!
Воспитатель: А вам, ребята, понравилось играть с Мишуткой? Во что же мы сегодня играли? (дети отвечают)
Мишутка: А где мой ШШШарф и ШШШапка и меШШШочек?... Ура, ребята, я научился говорить звук [ш] !!!! Меня зовут Мишшшутка!!!!...
Продуктивная деятельность
Воспитатель: Ребята, я предлагаю для Мишутки наклеить картинки на ватман, в которых есть звук Ш.
Прощание с Мишуткой. Занятие завершилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Звуковая культура речи: звуки «с» и «сь»»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе, направленный на отработку детьми звуков "с" и "сь"...
Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему: "Звуковая культура речи: звук "ч".
Цели:1) Научить правильному произношению звука Ч (изолированно, в словах, стихах);2) Развивать фонематический слух детей.3) Объяснить и показать детям артикуляцию звука Ч;4) Научить произносить звук Ч...
Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Звуковая культура речи: звук [ц]»
Развитие фонематического слуха и восприятия звука [ц], формирование правильного его произношения....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "звуковая культура речи, звук (Ч)"
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "звуковая культура речи, звук (Ч)"...
Конспект ОД по развитию речи в средней группе на тему «Звуковая культура речи: звуки «з-зь»
Конспект ОД по развитию речи в средней группе Тема: "Звуковая культура речи: звуки "з" и "зь"...
Конспект занятие по развитию речи в средней группе на тему: "Звуковая культура речи: звук "ж"
Конспект занятие по развитию речи в средней группе на тему: "Звуковая культура речи: звук "ж"...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме:" Звуковая культура речи: звук Ц"
Уточнить и закрепитьт правильное произношение у детей звука "Ц"....