«Формирование речевого творчества дошкольников в обучении сочинению сказок»
консультация (старшая, подготовительная группа) по теме

Жалнина Ольга Николаевна

Одной из эффективных методик работы воспитателя в данном аспекте является формирование речевого творчества дошкольников в обучении сочинению сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_pedsovetu.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование речевого творчества дошкольников в обучении сочинению сказок»

Подготовила:  Жалнина О. Н.

Мир детства полон сказок и чудес, солнечных лучей и радостного смеха. Для педагога дошкольного учреждения важно создать и сохранить положительный эмоциональный настрой детей, способствовать дальнейшему развитию их творческих способностей, фантазии и воображения.

Одной из эффективных методик работы воспитателя в данном аспекте является формирование речевого творчества дошкольников в обучении сочинению сказок. Ребенок 2,5-3 лет и старше может сочинять вместе со взрослым, а 5-6-летний уже достаточно свободно сочиняет самостоятельно, и задача взрослого - дать импульс к сочинительству.

В ходе сочинения дети видят, как из одного и того же начала могут рождаться разные истории. Особенно если каждый ребенок расскажет свою сказку, и все сказки будут начинаться одними и теми же словами.

Важно находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегать критики  первого опыта - как бы ни был он неудачен. Относиться  с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.

Методы работы по обучению детей сочинению сказок:

(Старший дошкольный возраст)

  • Моделирование сказок
  • Сказки с новым концом
  • Знакомые герои в новых обстоятельствах
  • Коллаж из сказок
  • Сказки   по-новому.
  • «Перевирание» сказок
  • Сериал в сказках
  • Сказки по смешанным образам
  • Сказки из загадочных объявлений
  • Эксперименты в сказках
  • Цветные сказки
  • Сказки от превращений
  • Случайные сказки
  • Сказки из шуточных вопросов
  • Экологические сказки
  • Сказки из загадок, пословиц, считалок, стихов
  • Сказки от одного слова

Формы работы:

  • Совместная деятельность детей с педагогом:

досуги (викторины, тематические недели и т.д.)

литературные гостиные;      

театрализованные игры;      

продуктивные виды деятельности.

  • Самостоятельная деятельность детей:

слушание в грамзаписи чтения сказок мастерами художественного слова,

рассматривание и чтение книг,

игры-драматизации;

продуктивная деятельность и др.

  • Работа с родителями:

совместное творчество в продуктивных видах деятельности (подбор и создание музейных экспонатов, сборники сказок, загадок, книжки-малышки, коллажи, оформление мини-библиотеки   и др.);

«Родительский университет»;

мастер-класс «Новая сказка за 15 минут» и т.д.

  •  Взаимодействие со специалистами   дошкольного учреждения:

мастер-класс «Изготовление глиняной (восковой) таблички», «Книга-свиток»;

консультация «Что мы знаем о сказках?»;

презентация «Методы работы по обучению детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок».

Таким образом, получаем следующие результаты:

1. Расширение знаний воспитанников о книгах.

2.   Представления о классификации и композиции сказок.

3.   Развитие воображения.

4. Формирование умений создавать собственные сочинения на основе предложенного или самостоятельно составленного сюжета, соединения разных сказок с включением новых персонажей и их характеристик.

5. Активное включение родителей в коррекционно-образовательный процесс.

 Рассмотрим подробнее несколько методов работы по обучению детей сочинению сказок:

Начало сказки

 Жил был Король и у него…  Придумайте свои варианты.

Из лучших вариантов в группе №5 была составлена сказка. Обсудили:  как будем иллюстрировать сказку, и инициативная подгруппа детей приступила к работе. В итоге была создана книга.

Следующий метод:

Знакомые герои в новых обстоятельствах.

Данный метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у ребят. Создает условия, при которых знакомые главные герои попадают в совершенно другие обстоятельства — фантастические, невероятные (лиса и заяц вместо своих ледяных и лубяных избушек обитают на летающих тарелках) или реальные (лиса, заяц и петух с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке городского зоопарка, или застряли в лифте многоэтажного дома).

Метод: Коллаж из сказок.

Если истории знакомы, можно обойтись и без иллюстраций. Предложить детям продумать сюжет новой сказки, в которой Баба Яга встретила в лесу Колобка, и они вместе отправились в гости к Лисе в лубяную избушку. Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, важно только не забыть о главных, первоначальных героях — и получится «коллаж из сказок».

Детям дошкольного возраста лучше преподносить этот метод в игровой ситуации.

Метод: Бином фантазии. 

Дети последовательно просматривают картинки или игрушки, затем выбирают два объекта, которые трудно объединить в сказочном сюжете. Сочинение истории про них и называется «бином фантазии».

Так, можно показать детям две картинки, на которых изображены кошка и сумка, и предложить придумать сказку. Конечно же, легче представить себе отношения между кошкой и собакой, кошкой и мышкой. Но необходимо специально создать обстановку повышенной сложности. Только размышляя, изобретая, находясь в состоянии активной мыслительной деятельности, могут развиваться дети. 

Метод: «Перевирание» сказок.

Джанни  Родари предлагает еще один очень интересный и увлекательный метод — перевирание сказки. В этом случае сказка должна быть знакома детям и любима ими. В качестве примера он приводит перевирание сказки «Красная Шапочка»: «Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка», — начинаете вы свой рассказ. «Нет, нет, не Желтая, а Красная», — спешит поправить вас ребенок. «Да-да, я забыла, конечно. Красная... Так вот, отправилась Красная Шапочка в гости к тете». — «Нет, не к тете, а к бабушке! Ты опять все перепутала», — сердится ваш слушатель. Ему, конечно, очень хочется, чтобы любимая сказка была рассказана правильно. В то же время дети охотно принимают новую игру. Разве это не замечательно для дошкольников! И малыши просят  еще раз рассказать смешную, веселую сказку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речевого творчества старших дошкольников в процессе обучения сочинению сказок»

Художественная литература требует от читателей особых качеств восприятия: развитого творческого воображения и наблюдательности,умения чувствовать образное слово, целостность произведения, понимания мо...

Брифинг "Формирование речевого творчества старших дошкольников посредством обучения сочинению сказок"

Брифинг (англ. briefing от англ. brief — короткий, недолгий) — краткая пресс-конференция, посвященная одной теме на которой вкратце излагается официальная позиция по определенному воп...

Формирование речевого творчества дошкольников через использование новых методов активизации речевой активности

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребёнка, совершенствует её и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности знать ...

Формирование речевого творчества старших дошкольников посредством обучения сочинению сказок

Слайд2«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти исток...

Развитие детского словесного творчества в процессе обучения сочинению сказок

Развитие детского словесного творчества в процессе обучения сочинению сказокРебёнок дошкольного возраста очень чуток к слову. Об этом говорят многочисленные исследования и высказывания лингвистов, пси...