Мастер-класс для педагогов "Формирование речевых навыков дошкольников посредством калмыцких народных сказок"
материал (старшая группа)

Овкаджиева Данара Тальевна

Сегодня тема моего мастер-класса : «Формирование речевых навыков дошкольников посредством калмыцких народных сказок». Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития. Без хорошо развитой речи, умения мыслить логически, нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении. 

Сегодня я хочу поделиться с вами приемами работы со сказкой, способствующими формированию речевых навыков дошкольников, активизации разных сторон речи детей, которые использую в своей работе.

Разве можно себе представить детство любого малыша без сказок?! Эти короткие интересные истории о животных, птицах, говорящих и думающих как человек, богатырях , обладающих недюжинной силой и смекалкой,  просто обожают все дети, начиная от самых маленьких и заканчивая школьниками, которые уже не просят маму почитать книгу, а погружаются в волшебный мир сказки самостоятельно.
Оказывается, чтение сказок — это не только развлечение и интересное времяпрепровождение, но и огромная польза.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Формирование речевых навыков дошкольников посредством калмыцких народных сказок»

- Мендвт, уважаемые коллеги! Рада вас всех видеть! Начну свое выступление с цитаты Джанни Родари : «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы  войти   в действительность новыми путями, могут помочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение». Нельзя не согласиться с ним.

Сегодня тема моего мастер-класса : «Формирование речевых навыков дошкольников посредством калмыцких народных сказок». Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития. Без хорошо развитой речи, умения мыслить логически, нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении. 

Сегодня я хочу поделиться с вами приемами работы со сказкой, способствующими формированию речевых навыков дошкольников, активизации разных сторон речи детей, которые использую в своей работе.

Разве можно себе представить детство любого малыша без сказок?! Эти короткие интересные истории о животных, птицах, говорящих и думающих как человек, богатырях , обладающих недюжинной силой и смекалкой,  просто обожают все дети, начиная от самых маленьких и заканчивая школьниками, которые уже не просят маму почитать книгу, а погружаются в волшебный мир сказки самостоятельно.
Оказывается, чтение сказок — это не только развлечение и интересное времяпрепровождение, но и огромная польза.

Коллеги, попрошу вас помочь мне и принять участие. Мне понадобится помощь 7 коллег.

- Я уверена, у всех у вас в детстве была любимая сказка. Назовите, пожалуйста, свою любимую сказку. А если это калмыцкая народная сказка, то это просто замечательно. НАЗЫВАЮТ ПО ОЧЕРЕДИ

-Сегодня вам представится возможность почувствовать себя героями вот этой калмыцкой сказки. (« Бичкн бәәшӊ») . С этой сказкой наши дети стали победителями конкурса инсценировки сказок, посвященном Декаде родного языка.

-Все мы ,воспитатели, артисты. Каждый день придумываем что-то новое интересное для детей. Сегодня у вас есть прекрасная возможность показать весь свой артистизм. Но сначала нам надо «оживить» название сказки, договоритесь между собой как показать эту сказку как афишу, а зрители постараются отгадать её название.

РАБОТА С ЗАЛОМ  Пока участники думают, мы с вами продолжим рассматривать приемы работы со сказкой.

Все мы знаем, что сказки - это не просто увлекательные, полные приключений и чудес истории. Через сказку ребёнок получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Ситуации, в которые попадают герои сказок, эмоционально похожи на те, с которыми дети встречаются в жизни. Понимая, что он не одинок в своих проблемах, ребенок избавляется от многих страхов. Получает своего рода поддержку. Ассоциируя себя с положительным персонажем, малыш старается быть на него похожим. Хочет стать таким же смелым, добрым, честным, как полюбившийся герой.

Один из приемов «Видимо-невидимо».

1.Игра «Найди названия 10 сказок». На картинке, что у вас в руках, зашифрованы названия калмыцких народных сказок на калмыцком языке. Попробуйте, их найти. Кто первым найдет все 10 названий, получит подарочек. Там есть небольшая подсказка.

- А вы, наши участники,  готовы оживить название сказки?

А сейчас с помощью игрового приема «Пропуск в сказку» мы определим, кто будет, каким героем. Из волшебного мешочка вы достаете игрушку и какую игрушку вы достанете, тем героем вы и станете и пойдете готовиться.

Сегодня я привезла показать небольшую часть игр, которые помогают мне формировать у дошкольников речевые навыки.

2.Дидактическая игра   «Отгадай название сказки по мнемотаблице»

Мы читаем сказку ребенку, беседуем о персонажах сказки, характеризуем их, задаем вопросы, потом предлагаем ребенку рассказать сказку по  мнемотаблице .

3 Игра  «Найди герою сказки пару».

Как любой воспитатель, которому пригодится все, даже если он не знает для чего, все равно мы храним что угодно. Вот и мне пригодились подставки от тортов, которые стали полем для данной игры. Перед вами  персонажи из калмыцких сказок. Если вы помните и читали сказки, то без труда сможете подобрать герою сказки напарника и сказать название сказки. Наши дети справляются с этим заданием на ура.

4  Игра «Найди перевод названия сказки»  «Хальмг-орс»

Уважаемые участники! В следующей игре нужно найти названию сказки на калмыцком языке ее название на русском, и наоборот, если вам попалось название на русском языке, нужно найти название сказки на калмыцком языке.

РАБОТА С ЗАЛОМ. Сейчас я буду говорить название на калмыцком языке, а вы попробуйте сказать ее название на русском языке.

«Цаһан һалун болн хар тоһрун» - «Белый гусь и черный журавль»

«Мектә арат» - «Хитрая лиса»

«Шар богшада» - «Злая ворона»

«Бөкүн юӊгад харм төрҗ дуулна» - «Почему комар жалобно поет»

«Һалун тоһрун хойр» - «Гусь и журавль»

«Эр така тоһстн хойр» - «Петух и павлин»

«Меклә шорһлҗн хойр» - «Лягушка и муравей»

«Цөкрдго богшурһа» - «Веселый воробей»

«Күчәрн, чидләрн баһ дөӊ бичә буруша» - «Не отвергай помощи даже слабого»

«Арат чон хойр» - «Лиса и волк»

ИТАК,  мы немного размялись, наши  герои готовы, но это не означает , что вы уже в сказке, чтобы войти в сказку,  мы должны встать в круг, произнести слова и обернуться вокруг себя. Надевайте маски и повторяйте за мной «Бийән эргн бәәҗ, туулин дүр хүврәд болҗ» («Вокруг себя ты повернись,  в героя сказки превратись» )

ВМЕСТЕ : «Бийән эргн бәәҗ, туулин дүр хүврәд болҗ»

Вот и стали вы  героями калмыцкой сказки «Бичкн бәәшӊ» и путешествие в сказку начинается.

«БИЧКН БӘӘШӊ» ( ХАЛЬМГ ТУУЛЬ)

А еще наши дети предложили свою концовку сказки, в которой медведь помещается в бичкн бәәшӊд и все живут долго и счастливо, ду дуулад, би бииләд амрад-җирһәд бәәнә. Представим, что сказка так и закончилась и станцуем вместе. Сложных движений нет, можете повторять за мной, а можете делать свои движения. Главное, не стоим на месте.

ФЛЕШМОБ «ХАЛЬМГ БИ»

Спасибо большое актерам за участие и дарим небольшие подарочки за проявленный артистизм и смелость выйти на большую сцену! Читайте детям сказки, играйте с детьми в сказки, развивайте речь детей, инсценируйте сказки !

Спасибо за внимание, всех вам благ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование речевых навыков на материале русских народных сказок детей 6-7 лет с ТНР

Основная цель презентации показать эффективность использования русских народных сказок для совершенствования речевых навыков у детей.Сказки используются для развития различных компонентов речи детей:...

Мастер – класс «Нетрадиционные методы развития связной речи дошкольников посредством сказок и других художественных произведений»

Мастер – класс «Нетрадиционные методы развития связной речи дошкольников посредством сказок и других художественных произведений»  Цель: систематизировать знания педагогов ...

Развитие коммуникативных навыков детей, посредством русских народных сказок.

quot;Сказка- это духовное богатство народной культуры..." В.А. Сухомлинский...

Консультация для родителей « Развитие коммуникативных навыков дошкольника посредством русских народных сказок»

Через восприятие народной сказки закладываются основы нравственного сознания ребенка. Происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Именно через сказку...

ДИСТАНЦИОННЫЙ МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Совершенствование речевых навыков дошкольников в играх с математическим содержанием в семейном кругу»

В настоящее время в процессе коррекционного обучения у детей с общим недоразвитием речи все чаще выявляются трудности в усвоении математических представлений. Решать эту проблему педагогам приходится ...

Мастер-класс для педагогов "Формирование нравственных качеств дошкольников посредством русской народной сказки"

Материал может быть интересен воспитателям старших дошкольных групп и содержит информацию о значении сказок в нравственном воспитании дошкольников, а так же примеры использования их в работе с детьми....

Мастер-класс для педагогов "Развитие речевой активности дошкольников посредством использования книжного адвент-календаря"

Книжный адвент-календарь-это календарь приближения какого-то события.Так как дети не совсем четко представляют, что такое время, и сколько надо ждать, чтобы наступило ожидаемое событие, в этом случае ...