«Развитие речевого творчества старших дошкольников в процессе обучения сочинению сказок»
статья по развитию речи (старшая группа) по теме
Художественная литература требует от читателей особых качеств восприятия: развитого творческого воображения и наблюдательности,
умения чувствовать образное слово, целостность произведения, понимания мотивов поведения литературных героев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechevogo_tvorchestva.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие речевого творчества старших дошкольников в
процессе обучения сочинению сказок»
«Детям нужны сказки, ибо они являются необходимой пищей для развития личности» Б. Беттельхайм, психолог, психиатр
Для педагогов особо значима проблема эстетического воспитания детей. Художественная литература, в том числе, сказка, как образное отражение мира требует от читателей особых качеств восприятия: развитого творческого воображения и наблюдательности; умения чувствовать образное слово, целостность произведения; понимания мотивов поведения литературных героев.
Мы, взрослые, хорошо знаем, что сказка для ребёнка – это не просто вымысел или фантазия. Это особая реальность, раздвигающая для него рамки обычной жизни. В сказочной форме впервые дошкольники сталкиваются с такими сложными явлениями, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство. Уроки, которые даёт сказка, - на всю жизнь, для больших и маленьких. Дети познают с их помощью основы нравственности, а взрослые обнаруживают порой неожиданное воздействие на ребёнка. Поэтому так важна серьёзная, продуманная работа со сказкой. Существует разнообразные методы работы по обучению детей сочинению сказок. Рассмотрим лишь некоторые из них.
Так инициативой начала сочинения новой сказки может стать любое интересное объявление, где взрослый читает обращение, а дети связывают персонажи невероятной фантастической историей. Например, «Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Обращаться по имени-отчеству, а просто Патрикеевной не называть!»
- Ребята, как вы думаете, о ком может быть эта сказка? Верно.
- Однажды заяц прочитал на лесной доске объявлений следующее:
«Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах, раз в год обращайтесь ко мне»
- Подумал зайчишка и решил …. Предложите детям продолжить сказку.
- Далее. Придумайте зачин сказки, если в её середине есть такие слова объявления: «Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?»
- Есть какие-нибудь идеи?
- Ну, например, «Жил-был червяк. Всё время он проводил на дереве, сидя под корой, белого света не видя. Однажды он написал записку: «Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?». Просунул червяк записку в дырочку, которую прогрыз в коре и сидит, ждёт. Прилетел дятел, увидел записку, прочитал и ….».
- Как вы думаете, эта сказка со счастливым концом или нет? Смотря для кого, скажите вы. Я думаю, всё будет зависеть от фантазии автора.
- А вот объявление – посыл ХХ1 века. События этой истории могут развязываться, я думаю, оригинальным образом: «Пропала собака! Очень умная! Шарик, если ты это читаешь, напиши мне на e-mail, дети волнуются».
Знать знаки зодиака и применять их на сказках тоже очень интересно. Давайте применим гороскоп к сказке «Колобок». Вначале договоримся, что Колобок по знаку зодиака – Лев, так что и ведёт он себя в соответствии с характеристиками этого знака. Характерные особенности героя, рождённого под знаком Льва:
1. Лев не любит, чтобы вставали на его пути…
2. Иногда на льва нападает лень…
3. Он умён, любит властвовать…
4. Лев любит тратить деньги, но не зарабатывать…
Какие в связи с этим могли произойти изменения в поведении Колобка, например:
1. Надоело Колобку катиться по дорожке…
2. (лев ленив) Он лёг под кустиком и заснул …
3. (любит властвовать) Проснулся Колобок и решил стать царём всех птиц и насекомых.
Ему подчинились бабочки, комары и даже воробьи …
4. Однажды на тропинке Колобок встретил хомяка. Тот держал в лапах монету …
Далее вместе с детьми вы сочиняете необыкновенные приключения Колобка, учитывая зодиакальные качества и прогноз гороскопа.
Жизнь убедительно доказала нашу стойкую любовь к сериалам. Герои многосерийных мультфильмов и художественных фильмов становятся почти членами нашей семьи. Мы переживаем за них, болеем и страдаем. Поэтому неплохая мысль брать за основу любимые сказки и составлять множество серий. Например, всё та же сказка «Колобок»:
1 серия – традиционная;
2 серия - как спасти Колобка;
3 серия – Колобок становится великаном;
4 серия – Колобок нашёл в старом сундуке шапку-невидимку и покатился по
тропинке в город;
5 серия – у Колобка появляется нос Буратино.
Мы с вами по-разному относимся к гаданию, но специалисты в области психологии, считают, гадание на кофейной гуще психогимнастической игрой. После того как кофе выпит, внимательно рассмотрите получившийся рисунок и пофантазируйте. Например: «Я вижу старого ворона. А встретил он зайца в маске волка». Дальше события могут развиваться согласно рисунку кофейной гущи, а могут стать чистым вымыслом. По аналогии, с детьми, интересно сочинять сказки из «живых» капель на основе кляксографии. Главная задача здесь – научить детей делать кляксы: капните на бумагу краску или чернила и быстро наклоните её в разные стороны – тотчас же появится какой-то образ. Например:
Казалось бы, на что может быть похожа клякса? Оказывается на зайца! Значит, в сказке нас ждёт встреча с зайчиком или другом, таким же быстрым и немного трусливым, как зайка. Как начнём сказку? «Однажды мы с другом решили сходить в лес по грибы. Идём по тропинке и видим … кого? … его».
Следующая категория сочинительства: сказки из странных историй. Предлагаю вашему вниманию темы странных историй, в которых уже заключена завязка сказки, а её развитие зависит только от нашей бурной фантазии. Вам решать, какие из них лучше использовать в работе с детьми: «Как поссорились чашка с ложкой», «Сказка о капризной пуговице», «История про ворону, которая любила кататься на велосипеде», «О царе Беспорядке и царице Ленивице», «Почему стоит темноты бояться», «Приключения левого башмака».
Попробуем вместе сочинить историю про ворону, которая любила кататься на велосипеде: «Ворона, как известно, любит (что?) всё блестящее. Велосипед таким и был: (каким?) новым и блестящим. Каждый раз, когда мальчик ехал на нём (куда?) в школу, ворона (что делала?) ехала тоже, (каким образом?) пристроившись на багажнике. Она считала (как вы думаете, что?) велосипед своей собственностью, а (что она думала о мальчике?) мальчика личным шофёром. Ей и в голову не могло прийти, что она всего лишь (кто?) пассажир, да ещё и безбилетный «заяц».
Многообразие методов и приёмов пересказа и анализа сказок, а также создания собственных реальных и фантастических историй помогают вызвать у детей устойчивый интерес к литературному чтению и творчеству, формируют навыки грамотной речи, способствуют развитию воображения и логики, творческой мотивации к занятиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по развитию речевого творчества старших дошкольников
анализ исходной ситуации, теоретическая база исследования, критерии оценки для диагностического обследования детей, система работы, включающая описание методов и приемов...
Система работы по развитию речевого творчества старших дошкольников
анализ исходной ситуации, теоретическая база исследования, критерии оценки для диагностического обследования детей, система работы, включающая описание методов и приемов...
Особенности развития коммуникативных умений старших дошкольников в процессе обучения
Начало старшего дошкольного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В этот период происходит психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематическ...
СТАТЬЯ "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СОЗДАНИЮ ОБРАЗНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЪЕКТОВ " ( ТРИЗ технологии)
Обучение детей выразительности речи - одна из проблем дошкольного воспитания. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тем...
Развитие связной речи старших дошкольников в процессе обучения рассказыванию по серии сюжетных картин
Развитие связной речи, старшие дошкольники, обучение рассказыванию, серии сюжетных картин....
карты Проппа как средство развития речевого творчества старших дошкольников
В данном материале указано описание технологии карт Проппа, описание функций карт, целесообразность их использования, методика работы с картами; актуальность использования карт Проппа; исследовательск...
Карты Проппа как средство развития речевого творчества старших дошкольников
В данном материале описывается современные технологии такие как карты Проппа, помогающие дошкольникам развивать речь и ее функции. В материал включено описание карт, их функции и основное значение, уп...