Развитие детского словесного творчества в процессе обучения сочинению сказок
статья

Ловягина Екатерина Александровна

Развитие детского словесного творчества в процессе обучения сочинению сказок

Ребёнок дошкольного возраста очень чуток к слову. Об этом говорят многочисленные исследования и высказывания лингвистов, психологов, писателей и родителей: А. Н. Гвоздев, А. А. Леонтьев, В. С. Мухина, С. Н. Цейтлин, К. И. Чуковский, Д. Б. Эльконин и другие. Гумбольдт отмечает, что осваивая родной язык, каждый ребенок опирается на смутно ощущаемые аналогии. Исходя из этого Ф. А. Сохин настаивает на формировании практических речевых навыков и помощи ребёнку в осознании языковой действительности.

Языковая практика в дошкольном возрасте может и должна быть не только воспроизводящей, но и творческой. Словесное творчество дошкольника заключается как в комбинации освоенных языковых элементов, так и в выражении средствами языка оригинального замысла, требующего построения самостоятельного высказывания.

Процесс построения высказывания, как указывает О. С. Ушакова, имеет несколько этапов. Прежде чем начинать высказывание, надо иметь план или содержательный замысел, то есть ребенок должен отчетливо представлять себе, о чем он будет говорить. Происходит программирование речевого высказывания. Ребенку предстоит осознать весь замысел в целом и отдельные его детали.

Сказка – самый освоенный детьми жанр устного народного творчества и художественной литературы. Сказка – форма внутренней жизни дошкольника. Сказочный замысел рождается в воображении ребёнка гораздо легче и быстрее, чем замысел любого другого высказывания.

Как показывают наше исследование, дети проявляют большой интерес к самостоятельному сочинению. При этом необходимо, чтобы воспитатель создал определенные условия для развития творческих речевых умений детей: выбрать сюжет близкий и понятный детям, помочь понять и запомнить форму и структуру сказки как жанра, познакомить с особенностями языка сказок и собственно приёмами творчества.

Прежде чем обучать детей сочинению сказок мы обучали детей составлению сказочных сюжетов, используя приёмы развития творческого воображения: преувеличение, преуменьшение, придание объекту свойств другого объекта и другие.

Большое значение имеет, понимает ли дошкольник как строится повествовательный текст, в частности, текст сказки. Методика ознакомления дошкольников с художественной литературой предлагает для этого приём моделирования структуры текста. Мы использовали этот приём, но апробировали совершенно новую, оригинальную модель виде лесенки одна сторона которой ступени, они моделируют различные структурные части сюжета, которые могут быть обозначены игрушками – персонажами сказки, а другая сторона – скат, он символизирует динамику действия в развязке.

Особое внимание уделили освоению типичных для сказки лексических и грамматических языковых средств путём выделения их из текстов русских народных волшебных, бытовых сказок и сказок о животных.

Результатом использования сказки для развития детского словесного творчества стали повышение интереса детей к словесному творчеству, усвоение структуры монолога – повествования, рост креативности, то есть желания придумать, сочинить, получить творческий продукт, активизация лексики типичной для русских народных сказок. Всё это говорит о том, что сказка является эффективным средством развития словесного творчества у детей дошкольного возраста.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД По теме: « Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок »

Русская народная шутка «Игра».Цель: знакомить детей с особенностями жанра, учить составлять письмо; учить детей образовывать однокоренные слова; развивать мышление и воображение, мелкую моторику рук, ...

Конспект НОД По теме: « Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок »

Русская народная шутка «Игра».Цель: знакомить детей с особенностями жанра, учить составлять письмо; учить детей образовывать однокоренные слова; развивать мышление и воображение, мелкую моторику рук, ...

Конспекты непосредственной образовательной деятельности По теме: « Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок »

Русская народная сказка «Колобок».Цель: учить детей связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей, соблюдать композицию сказки, учить понимать и объяснять смысл пословиц, разв...

Конспект нод По теме: « Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок »

«Зимний вечер». ( по стихотворению А.С. Пушкина ). Цель: учить составлять сказку на основе отрывка «Спой мне песню, как синица тихо за морем жила..», упражнять детей в подборе сравнений. Нра...

«Развитие речевого творчества старших дошкольников в процессе обучения сочинению сказок»

Художественная литература требует от читателей особых качеств восприятия: развитого творческого воображения и наблюдательности,умения чувствовать образное слово, целостность произведения, понимания мо...

НОД № 3. Сочинение сказок «Салат из сказок» Цель: развитие детского словесного творчества

Задачи:1. Формировать умение детей совместно придумывать сказочный сюжет, используя морфологическую таблицу;2. Развивать воображение, мыслительные операции;3.Воспитывать интерес к совместной творческо...