Конспект НОД (Познавательно-речевое развитие) в подготовительной к школе группы. Тема: «Балда в гостях у «Репки»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Конспект НОД (Познавательно-речевое развитие)
в подготовительной к школе группы.
Тема: «Балда в гостях у «Репки»
Цели:
Образовательные: формировать элементарные представления об овощах; расширять и закреплять знания детей о сказках (русских народный и сказках А.С. Пушкина); учить понимать идейное содержание произведения; учить правильно оценивать поступки персонажей и события произведения; обучать детей переносить сюжет сказки в игру.
Коррекционные: развивать память, внимание, мышление, координацию и двигательную активность, выразительность и темп речи, силу голоса; формировать лексико-грамматический строй речи, фонематический слух, правильное произношение.
Воспитательные: формировать познавательный интере, интерес к литературным произведениям и произведениям устного народного творчества; эстетический вкус; воспитывать чувство справедливости, взаимовыручки, бережное отношение к земле, трудолюбие.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД (Познавательно-речевое развитие)
в подготовительной к школе группы.
Тема: «Балда в гостях у «Репки»
Цели:
Образовательные: формировать элементарные представления об овощах; расширять и закреплять знания детей о сказках (русских народный и сказках А.С. Пушкина); учить понимать идейное содержание произведения; учить правильно оценивать поступки персонажей и события произведения; обучать детей переносить сюжет сказки в игру.
Коррекционные: развивать память, внимание, мышление, координацию и двигательную активность, выразительность и темп речи, силу голоса; формировать лексико-грамматический строй речи, фонематический слух, правильное произношение.
Воспитательные: формировать познавательный интере, интерес к литературным произведениям и произведениям устного народного творчества; эстетический вкус; воспитывать чувство справедливости, взаимовыручки, бережное отношение к земле, трудолюбие.
Оборудование: макет большой репы, маски героев сказки «Репка», призы.
Ход НОД.
Звучит песня В. Шаинского на стихи М. Матусовского « Вместе весело шагать».
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Давайте поиграем в сказку. Какую сказку выберем? Давайте проверим, кто из вас знает больше сказок? Я прочитаю отрывок, а вы попробуйте отгадать из какой это сказки.
- Свет мой, зеркальце! Скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее? («О мертвой царевне и семи богатырях»)
- Царь с царицею простился, В путь дорогу снарядился, И царевна у окна Села ждать его одна. («О мертвой царевне и семи богатырях»)
- Три девицы под окном Пряли поздно вечерком… («О царе Салтане»)
- Жили- были старик со старухой У самого синего моря. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу. («О рыбаке и рыбке»)
- Жил- был поп Толоконный лоб. Пошел поп по базару, Посмотреть кой- какого товару. («О попе и работнике Балде»)
Воспитатель: Вот мы и выяснили, кто знает много сказок. А кто написал эти сказки, ребята?
Дети: А. С. Пушкин.
Воспитатель: Правильно, молодцы! А где сказки Пушкина, там и чудеса.
Однажды, со страниц сказки А.С.Пушкина вышел ни кто-нибудь, а сам Балда.
– А кто может сразиться со мною, со мною, с самим Балдою? – громко крикнул он.
В библиотеке стояла тишина, как вдруг страницы какой-то книги зашуршали, и из нее выпрыгнула девочка. Она была такая чумазая и растрепанная, что хорошо была ночь, и Балда всего этого рассмотреть не мог. А девочка, не обратив ровно никакого внимания на Балду, схватила веник и стала подметать пол.
– Ну вот, все проспала, – сказала она, – а дел-то сколько! Когда же это я все переделаю?
– Ух, какая работящая, – подумал Балда, – почти как я. Не буду ей мешать. Я ее, наверное, разбудил.
Девочка тем временем подмела пол, смахнула пыль, полила цветы, что-то поправила на полках. Потянулась и сказала:
– А ведь ночь еще, не мешало бы и поспать. Что-то я среди ночи работать надумала?
И она вернулась в свою книгу.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что любят девочки больше всего? Конфеты? Бантики? Мамины туфли? Танцы? Ну, если так, объявляем танцевальную минутку! Физкультминутка Фонограмма. Побеждает тот, кто сумел показать наибольшее число танцевальных рисунков. Выбирается победитель, вручается специальная шапочка.
- А Балда снова закричал, но в другую сторону: «Ну, кто хочет сразиться со мною, со мною, с самим Балдою?»
И тут же ему под ноги выкатился мальчик, такой маленький, что и разглядеть-то его можно было с трудом. Хорошо, что выглянула луна.
– Это ты собрался со мной сражаться?
– А что? – ответил мальчик. – Если я победил самого великана-людоеда и спас всех своих братьев от верной гибели.
– Не может быть? – не поверил Балда.
– Эх ты, такой большой и ничего про меня не знаешь? Даже разговаривать с тобой неинтересно, – обиделся мальчик и исчез.
– Кто может сразиться со мною, со мною, с самим Балдою? – уже потише сказал Балда, настроение которого стало портиться.
Со страниц какой-то книги сошел шустрый старичок.
– Посмотри на меня, – сказал Балда, – вот я какой богатырь, а ты?
– А ты всегда всех побеждал своей богатырской силой?
– Нет, – ответил Балда, – иногда хитростью.
– А вот и я тоже, – сказал мужичок.
Сели они рядом, разговорились. Интересный разговор получился. Балде понравилось, как мужик медведя перехитрил.
– А я, – сказал он, – чертей.
Посмеялись они над чужой глупостью, настроение у Балды улучшилось. Старичок отдыхать пошел, а Балда снова издал свой клич – теперь опять громко. И тут степенно и важно вышел к нему богатырь. Он был подпоясан полотенцем, на котором были вышиты буквы «Одним ударом – семерых».
– Да-а, вот это настоящий противник. Сильный и смелый. Пожалуй, мне его не одолеть, – испугался Балда, – зря я кричал. А вы, ребята, сильные и смелые? Ловкие и быстрые? Давайте проверим.
Выстраивается полоса препятствий, состоящая из кеглей, воздушных шаров и других легких предметов. Дети прикрепляют к поясу длинный упругий хвост, свисающий до земли. Они должны пройти полосу препятствий, не коснувшись хвостом предметов.
Увидев это, богатырь как-то странно попятился и совсем не по–сказочному сказал:
– Извините, наверное, я сегодня не в форме. Поищите других героев.
«Да где их искать-то? –сказал Балда. – Вот уж и утро начинается».
– Пик, пик, – пропищала мышка.
Балда решил, что она настоящая, но оказалось, тоже сказочная.
– Я хочу сражаться с тобой, – пропищала она.
– Вот еще, хоть я и из сказки, но чтоб сражаться с мышами?!
– А ты пробовал разбить золотое яичко? – спросила мышка. – А вытащить репку? Ее, между прочим, трое людей и двое зверей тащили и только с моей помощью вытащили.
Наклонился Балда, чтобы получше рассмотреть этакое чудо, а мышка хвостиком махнула и убежала, кажется, даже не в книжку, а в какую-то щелку.
Балда задумался и не заметил, как наступило утро. Пришла библиотекарь, она не удивилась гостю, потому что очень долго работала в детской библиотеке и почти как ребенок верила в сказки и чудо.
– Ну что, Балда?
Рассказал он, с кем ему ночью пришлось встретиться, а так как книжек он не читал, то и не знал, как кого назвать.
– Знаешь что, давай спросим у ребят. Они столько сказок знают, что сразу расскажут тебе обо всех героях.
И ребята, конечно, всех угадали и Балде рассказали.
А вы, ребята, всех героев сказок узнали?
Ответы:
1. Золушка.
2. Мальчик с пальчик.
3. Мужик из сказки «Мужик и медведь».
4. Храбрый портняжка.
5. Мышка говорила о сказках «Золотое яичко» и «Репка».
Задумался Балда, как это маленькая мышка помогла репку вытащить, и что это за репка такая, что ее столько тащили и еле вытащили. «Вот бы посмотреть», – подумал Балда. «А мы тебе сейчас покажем все, как было», – сказали ребята. Давайте попробуем инсценировать сказку «Репка». Все помнят, как начинается сказка?
Ребенок : Жил-был дед. И решил дед посадить репку…
Воспитатель: Правильно! Дед решил посадить репку. Кто у нас будет дедом? Каким должен быть дедушка? Старым? С палочкой? (дети отвечают)
– Давайте выберем деда. У нас стариков уважают за их мудрость, обращаются к ним за советом, почитают. Кто хочет быть дедом? (выбирается дед)
Продолжаем нашу сказку. Кто хочет рассказать её дальше?
Ребенок: Посадил дед репку и говорит: «Расти, репка, сладка! Расти, репка, крепка!» Выросла репка сладкая, крепкая, большая – пребольшая…. (воспитатель выносит бутафорскую репку)
Воспитатель: Пошел дед репку рвать: тянет- потянет….(Игра идет по принципу перетягивания каната. За ботву репки привязывают канат, за один конец которого тянет дед, за другой –воспитатель) Вытянуть не может. Позвал дед бабку…
– Кто у нас будет бабкой? О. как много желающих! Скажите, дети. За что вы любите своих бабушек? За ласку, заботливость. Она разрешает делать все, что захотите, рассказывает сказки.
(Выбирают « бабку», вручают девочке маску) Итак, дед позвал бабку (обращается к деду) Зови бабку! «Дед» зовет « бабку». « Бабка» держится за пояс «деда», они тянут репку. Бабка за дедку, Дедка за репку, Тянут – потянут, Вытянуть не могут. А что было дальше?
Ребенок: Позвала бабка внучку.
Воспитатель: Ну, конечно! Кто хочет быть внучкой?
- Ну-ка, «внучка», берись за «бабку»! Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку Тянут- потянут- Вытянуть не могут… - Что делать? Кто помнит, что было дальше в сказке?
Ребенок: Позвала внучка Жучку.
Воспитатель: А кто такая жучка? Ребенок: Собака.
4. Воспитатель: Кто будет Жучкой? Вы думаете, что я заставлю вас лаять и кусаться? Нет, дети. Хорошая собака не кусается. А какими качествами обладает хорошая собака? Она верная? Смелая? Преданная? Вот видите, какая она хорошая! Кто хочет быть собакой? Давайте проведем викторину «Что вы знаете о собаках?» Какие породы собак вы знаете? Какие стихи о собаках вы знаете? Какие песни о собаках вы знаете? Что вы можете рассказать о своей собаке?
Победителю викторины вручают маску собаки.
Воспитатель: Жучка за внучку, Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку, Тянут- потянут, Вытянуть не могут! Тогда….
Ребенок: Позвала Жучка кошку.
Воспитатель: кто желает быть кошкой? Что любят кошки? Кушать сметану? Греться на солнышке? Петь песенки? Замечательно! Все про кошек знаем! (ребенку вручается маска кошки)
Воспитатель: Кошка за Жучку, Жучка за внучку, Внучка за бабку, Бабка за дедку, Тянут- потянут, Вытянуть не могут. И позвала кошка…Кого? Мышку!
Без мышки нам не обойтись. Как мы будем выбирать мышку? Какой вы себе её представляете? Серенькой. С длинным хвостом. Маленькой. Юркой. Быстрой. Ловкой. Прекрасно! Выбирается мышка, вручается маска «мышке».
Воспитатель: Мышка за кошку, Кошка за Жучку, Жучка за внучку, Внучка за бабку. Бабка за дедку. Дедка за репку, Тянут – потянут! Еще раз! Взяли! Еще дружней! Вытянули репку!
Глядит Балда, удивляется. Какая репа огромная. Как же она выросла такая и почему только одна.
– Ее что, по одной сажают?
– Да что ты, мил человек! – сказал дед. – У нас специальный плевальщик в деревне есть. Один на всех. Семена у репки, знаешь, какие маленькие, а сеем и едим в основном одну репу весь год. Вот этот сеятель и ходит по всем домам и сеет, а вернее, расплевывает семена, больше у нас никто так не умеет. А до меня вот очередь не дошла, посадил я ее сам, одну, а она на-ка вот возьми и вырасти большая-пребольшая.
– Что же теперь с ней делать? – спросил Балда.
– Это я тебе скажу, – откликнулась бабка. – Слышал, небось, милок, говорят: «проще пареной репы», а ведь и верно, нет ничего проще – в глиняный горшок ее да на огонь, и пусть себе парится. А еще мы кашу из нее варим, солим. Хранится она у нас круглый год в специальных деревянных бочках, а чтобы не портилась, делаем так: слой песка, слой репы – и так до верху.
«И зачем столько стараний? – подумал Балда. – Ели бы лучше полбу. А то еще заставят тащить эту репу, уж лучше бы тут кошка сидела вместо репы, сама бы убежала».
– А нельзя репу превратить в кошку? – спросил Балда.
– Нет, волшебников в нашей сказке нет, – был ответ.
– А я могу с помощью слов, – сказала внучка.
Она выучилась читать и писать, и чувствовала себя настоящей волшебницей.
– Вот смотрите, сейчас я буду менять буквы в слове «репка».
Так поменяла по одной букве, пока из слова «репка» (репка-Кепка-кеШка-коШка) не получилось слово «кошка».
Ребята тоже попробовали это сделать, и многие справились с заданием.
Балда был несказанно удивлен. Да еще и тому, что репка так и осталась лежать на месте, и ни в какую кошку не превратилась и никуда не убежала.
– Ну что ж, придется мне вашу репку в дом перенести. Видно не зря я тут появился.
Итог.
- Молодцы ребята. Вот что значит дружная семья! Вместе никакая работа не страшна! Вот какая у нас сказка получилась! Вам понравилась сказка? Славно потрудились, а по труду и награда. Разрезают репку и извлекают из неё свертки с призами. И Балде достается приз за его трудолюбие, ловкость и смелость.
Использовала интернет-ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД познавательно-речевого цикла с детьми подготовительной к школе группы "В царстве растений"
Программное содержание: 1.Закрепить знание детей о растениях .2.Развивать умение обобщать по существенным признакам, учить строить свои суждения, используя модели. Расширить и уточнить знан...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема: ««Наш родной сибирский лес».
Тема: «Наш родной сибирский лес».Цель: Познакомить детей с природой родного края; дать представление о тайге - самом большом лесе Сибири.Образовательные:Формировать представления о роли леса в ж...
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема "Моя Россия"
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема "Моя Россия"...
КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ТЕМА: «ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА – ЗИМА»
КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ТЕМА: «ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА – ЗИМА»...
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Спорт – это жизнь!»
Цель: Обобщить знания детей о видах спорта. Дать представление о пользе занятий спортом.Формировать у детей знания о футболе, как игре сильных, ловких, выносливых людей. Приобщать дет...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе тема: «Знакомство с русским костюмом»
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством знакомства с народным костюмом...
Конспект открытого познавательно - речевого занятия для детей подготовительной к школе группы. Животные наших лесов. Ёж.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Сказка»п.Приполярный Конспект открытого познавательно - рече...