Конспект открытого познавательно - речевого занятия для детей подготовительной к школе группы. Животные наших лесов. Ёж.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кудрина Ирина Борисовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка»

п.Приполярный

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект открытого

познавательно - речевого занятия

для детей

подготовительной к школе группы

«Животные наших лесов. Ёж »

Воспитатель: Кудрина И.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017г

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка»

п.Приполярный

Конспект открытого

познавательно - речевого занятия

для детей

подготовительной к школе группы

«Животные наших лесов. Ёж »

Воспитатель: Кудрина И.Б.

2017г

Конспект открытого познавательно - речевого занятия

для детей подготовительной к школе группы.

Животные наших лесов. Ёж.

Интеграция образовательных областей: 

«Речевое развитие »(развитие речи, чтение художественной литературы, обучение грамоте).

«Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира)

«Художественно – эстетическое развитие» (лепка).

Цели: 

Активизация словаря по теме «Дикие животные наших лесов»; развитие связной речи; совершенствование грамматического строя речи; запоминание графического облика буквы Ё. 

Задачи:

Обучающие: Уточнить представление детей о диких животных, конкретно о повадках и о жизни ежей. Закреплять знание графического образа буквы Ё. Закреплять навыки работы с пластилином.

Развивающие: Развитие связной речи детей, памяти, воображения, логического мышления, мелкой моторики. Развитие координации речи с движением. Познакомить с многозначным словом «игла».

Воспитательные: Воспитывать чуткое и бережное отношение к природе. Воспитывать в детях умение видеть и понимать красоту природы.

Материалы: 

Электронная презентация о жизни ежей; пластилин.

Предварительная работа:

Рассматривание изображений ежей в книгах, фотографиях.

Беседа о внешнем виде и образе жизни ежей.

Чтение рассказа Е. Чарушина «Ёжик» в книге с авторскими иллюстрациями.

Отгадывание загадок о лесных животных.

Планируемый результат: вызвать положительное эмоциональное отношение детей к занятию, рост познавательной активности и интереса к окружающему миру, знание графического образа буквы Ё, умение детей проявлять творческие способности в лепке буквы.

Ход занятия.

I. Вводное слово:

Доброе утро! Дети, давайте поприветствуем наших гостей!

Дети: Здравствуйте!

II.Основная часть:

1. Беседа о поздней осени, о животных наших лесов.

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?

Дети: Поздняя осень.

Воспитатель: Что можно сказать о погоде поздней осенью?

Дети: Стало очень холодно, выпал снег, солнце не греет…

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель: Осенью природа засыпает, и звери тоже готовятся к зиме. Ребята, а каких диких животных живущих в наших лесах вы знаете?  

Кто из них впадает в спячку?

Ответы детей.

Кинезиологическое  упражнение: Поочерёдное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного и кончая мизинцем. В обратном направлении – от мизинца к указательному. Сначала соединяем пальчики одной руки, потом другой (на ударные слоги):

Ёж, медведь, барсук, енот

Спят зимою каждый год (смена рук)

Зайца, волка, рысь, лису

И зимой найдёшь в лесу!

Воспитатель: Отгадайте загадку

Шубка – иголки.

Свернется он – колкий.

Рукой не возьмешь.

Кто это? (Ёж)  2СЛАЙД

2. Рассказ и показ слайдов о жизни ежей.

Воспитатель: Разные звери живут в лесу. У каждого зверя свой характер и свои повадки. Как вы думаете, ёж какой?

Ответы детей.

Воспитатель: Ёж – это маленький зверек – маленькие лапки, черный нос, на мордочке, словно маленькие бусинки – глаза. (3 СЛАЙД)

Воспитатель: Рождаются ежата слепыми и без иголок. (4СЛАЙД)

Воспитатель: А потом у них открываются глазки и начинают вырастать иголки. Иголочки подрастают и твердеют, пока не станут совсем твердыми. И только тогда мама - ежиха начинает выводить их из норки, учит, показывает, что к чему. (СЛАЙД 5)

Воспитатель: На поиски пищи ежи выходят только с наступлением темноты, у них очень хороший слух и чуткий нос. И зрение у них очень хорошее, они, как и люди различают многие цвета, а остальные звери видят мир только в черно белых цветах. (СЛАЙД 6)

Воспитатель: Почему их называют ночными охотниками?

Дети: (Ответы детей).

Воспитатель: Потому что ежи охотятся и ищут пищу ночью. (6 СЛАЙД)

Воспитатель: Жить ежи предпочитают на лесных опушках, в зарослях кустарников. (СЛАЙД 7)

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему мама не выпускала ежат, пока у них не отросли иголки?

Ответы детей

Воспитатель: Без иголок они беззащитные, легкая добыча для хищников. Но скоро они сами начнут себе пищу искать. Знаете, что ежи любят кушать?

Все что попадется: змей, кузнечиков, улиток, червяков, земляные корешки, ягоды, ящериц, мышек. С большим удовольствием едят яблоко или грушу. Очень любят фрукты и овощи. (СЛАЙД 8-9)

Воспитатель: Когда у ежат выросли иголки, им уже ни страшны, ни собаки, ни волки, ни медведи, ни лисы. Даже пословица такая есть «На то ежу щетина и дана, чтобы собаки не кусали». Хотя, ежи все-таки боятся лисы.

Воспитатель: Она их хитростью берет. Загонит в лужу, а ежи воду не любят и сразу разворачиваются. Тут лиса и хватает ежа за мягкий живот. Лиса ведь хитрое и коварное животное. От врагов ежей только иголки и спасают. Ножки ведь у них коротенькие, быстро бегать ежи не умеют. Иголки покрывают все тело ежа, кроме головы и живота, вот они и защищаются, свернувшись в клубок. (СЛАЙД 10)

Воспитатель: А в конце осени ежи сворачиваются в клубок и спят в теплом гнездышке – норке устланном мхом, травой и листьями. А раз всю зиму они спят, то и запасов им делать не надо, как белке, например, а достаточно лишь перед сном хорошо наесться, как и медведю. А просыпаются они только весной, когда станет совсем тепло. (СЛАЙД 11)

Воспитатель: Думаю, вы теперь все знаете о ежах.

3. Физкультминутка  на координацию речи с движением.  (СЛАЙД 12)

Жил в лесу колючий ёжик

Был клубочком и без ножек   (Обнимают себя за плечи)

Не умел он хлопать – хлоп-хлоп-хлоп (хлопают в ладоши)

Не умел он топать – топ-топ-топ  (выполняют «топотушки»)

Не умел он прыгать – прыг-прыг-прыг  (прыгают на двух ногах)

Только носом двигать – шмыг-шмыг-шмыг

А ребята в лес пришли

Ежика в лесу нашли   (ходьба на месте)

Научили хлопать – хлоп-хлоп-хлоп (хлопают в ладоши)

Научили топать – топ-топ-топ (выполняют «топотушки»)

Научили прыгать  (прыгают на двух ногах)

Научили бегать  (бег на месте)

4. Упражнение «Многозначные слова»

Воспитатель: Мы с вами выяснили, что ежу помогают защищаться …

Дети: Иголки.

Воспитатель: Да, острые иголки ежа не всем нравятся. Дети, подумайте, а какие еще предметы мы называем этим словом. Какие еще бывают иголки? (Швейные, сосновые, еловые, медицинские.) (СЛАЙД 13)

Воспитатель: Чем похожи все эти иголки?

Ответы детей: острые, колючие, тонкие.

Воспитатель: Какой иглой мы шьем? (Швейной) 

Что шьют швейной иглой? (Одежду)

Что делают медицинской иглой? (Укол) 

И у елки есть листики - иголки.

Вот столько может быть у одного слова разных значений.

Воспитатель: А теперь ответьте на мои вопросы:

Можно ли ежа погладить голой рукой?

Почему нельзя вдеть нитку в ежиную иголку?

Закончите предложения:

Ты ежа не трогай лучше, потому что он …колючий.

Лиса потрогала ежа и….укололась.

У папы ежа иголки длинные и толстые, а у ежат…короткие и тонкие.

Иглы на елке еловые, а на сосне… сосновые. Отвечай поскорей, какие из них длинней?

III. Практическая часть.

5. Лепка «Буква Ё»

Воспитатель: Ребята, назовите первый звук в слове «ёж».

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, мы с вами уже знакомились с буквой «Ё», и сейчас мы её повторим необычным способом.  Будем букву лепить.

(Дети проходят за столы.)

Воспитатель: Лепим сначала длинную палочку, сверху вниз. Потом, начиная с верхней, три коротких палочки. Буква Ё, в какую сторону смотрит?  (направо)  И ставим над буквой две точки. Можно лепить одним цветом, а можно использовать и разные цвета пластилина. Это ваше творчество, ваша фантазия.

Воспитатель: Вы работаете, а я расскажу сказку. Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы Ё вверху – две точки. 

«Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую - букву Ё. После этого случая, буква Ё всегда бывает ударная.»

Запомните, существует такое правило: если в слове стоит буква Ё то она всегда ударная:  ЁЛКА   ЗВЕРЁК     ВЕСЁЛЫЙ      ЁЖИК

IV. Итог занятия:

Воспитатель: Потрудились от души, все работы хороши!

Что нового мы узнали сегодня?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ комплексного познавательно-речевого занятия для детей подготовительной группы детского сада по теме "ДЕРЕВЬЯ".

КОНСПЕКТ комплексного познавательно-речевого занятия для детей подготовительной группы детского сада по теме "ДЕРЕВЬЯ".Составила: воспитатель Зверева С.А....

Конспект познавательно-речевого занятия с детьми подготовительной к школе группы по теме «Обитатели рек, морей и океанов».

Давайте вспомним всё, что мы знаем об обитателях красивого и загадочного подводного мира....

Речевой досуг для детей подготовительной к школе группы. Тема: «Наши забавные друзья»

1. Активизация и обогащение словарного запаса по лексическим темам: «Перелётные птицы», Зимующие птицы».2. Развитие фонематического восприятия.3. Совершенствование лексико – грамматического строя речи...

«Клуб знатоков» – итоговое познавательно-речевое занятие с детьми подготовительной к школе группы

Интеллектуальная готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе (один из аспектов школьной зрелости)....

Конспект занятия по познавательно - речевому развитию для детей подготовительной к школе группы на тему: "Весенняя встреча"

Конспект занятия по познавательно - речевому развитию для детей подготовительной к школе группы на тему: "Весенняя встреча"...

Конспект интегрированного занятия по познавательно - речевому развитию для детей подготовительной к школе группы на тему: "Зимние фантазии"

Конспект интегрированного занятия по познавательно - речевому развитию для детей подготовительной к школе группы на тему: "Зимние фантазии"...

открытое познавательно речевое занятие для детей подготовительной группы "Что? Где? Когда?"

Закрепление пройденного материала по познавательному и речевому развитию с детьми 6-7 лет...