Перспективный план по образовательной области "Речевое развитие"
материал по развитию речи (старшая группа) на тему
Перспективный план по развитию речи составлен в соответствие с примерной программой дошкольного образования "От рождения до школы" для старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_rechevoe_razvitie.doc | 129.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план по образовательной области
«Речевое развитие»
Развитие речи
Старшая группа
Месяц | № | Тема | Программное содержание | Материал | Используемая литература |
Сентябрь | 1. | «Мы – воспитанники старшей группы» | Формировать представления детей о том, что они – старшие дошкольники. Воспитывать чувство гордости за себя и своих сверстников. Систематизировать представления о детском саде. Расширять, активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков. | Мяч, сюжетные и предметные картинки с изображением детского сада. | В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада» |
2. | «Пересказ рассказа Н.Калининой «Разве так играют»» | Формировать умение выразительно пересказывать текст; активизировать в речи глаголы. Совершенствовать умение подбирать по смыслу глаголы к существительным; образовывать формы единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей животных; формировать представление о том, что не все детеныши имеют название, сходное по звучанию с названием взрослых животных. | Игрушки: Карлсон, снегирята, утята, щеглята, пингвинята, синички, попугайчики (возможна замена картинками для фланелеграфа). | В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада» | |
3. | «Пересказ сказки «Заяц – хвастун»» | Формировать умение детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения модели сказки по ходу её изложения. Развивать мышление, воображение, память; умение подбирать заместители по цвету, величине, характеру персонажей сказки. Совершенствовать интонационную выразительность речи, поупражнять в образовании существительных с суффиксом -ищ, умение строить полные и выразительные ответы по содержанию сказки. | Книжка-сказка «Заяц-хваста», иллюстрации к сказке, игрушки заяц, ворона, шапочка зайца для драматизации, фланелеграф, набор условных заместителей персонажей сказки, и наборы меньшего размера, квадраты из белой бумаги размером 15X15 см для оригами «Зайчик», ножницы на каждого ребёнка. | В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада» | |
4. | «Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-с» | Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях. Развивать фонематический слух. Упражнять в звуковом анализе слов, определении позиции звуков в словах. Развивать логическое мышление и внимание. | Картинки: заяц, собака, сова, сосулька, замок (дверной), зелёный и синий замок, стул, заколка, коза, оса, зеркало, лиса, коляска, зебра. | В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада» | |
Месяц | № | Тема | Программное содержание | Материал | Используемая литература |
Октябрь | 5. | «Составление рассказов на тему «Осень наступила»» | Формировать умение рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Пробуждать у детей чувства любви к родной русской природе, восхищения ее красотой. Закреплять представления о ранней осени. Обогащать лексику яркими, красочными признаками (эпитетами). Развивать диалогическую речь. | Иллюстрации об осени, осенних явлениях природы. | В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада» |
6. | «Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней» | Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана. Закреплять умение последовательно рассказывать. | Картина «Осенний день». | В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада» | |
7. | «Учимся вежливости» | Формировать представления детей о некоторых важных правилах поведения, о необходимости их соблюдать. Активизировать в речи детей соответствующие слова и обороты речи. | игрушка гном Кузя, письмо, картинки с изображением детей, совершающих хорошие и плохие поступки, ноутбук. | В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада» | |
8. | «Обучение рассказыванию: описание кукол» | Формировать умение составлять план описания куклы, самостоятельно составлять рассказ, руководствуясь планом. | Кукла – Катя | В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада» | |
Месяц | № | Тема | Программное содержание | Материал | Используемая литература |
Ноябрь | 9. | «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ц» | Совершенствовать правильное произношение звуков с-ц. Формировать умение у детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц. Развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе. Познакомить детей с новой загадкой. | магнитная доска, наборное полотно, рамка с четырьмя окошками, индивидуальные карточки, картинки: слон, цапля, стол, заяц; мешочек для игры, предметы: огурец, яйцо, цифра, стул, перец, краски, самолёт, автобус, часы, курица, колесо, мотоцикл. | В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада» |
10 | «Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказов по ней» | Формировать умение у детей рассматривать и называть картину. Побуждать самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана. | Картина «Ежи» | В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада» | |
11 | «Рассказывание по картине «Подводное царство»» | Формировать умение у детей самостоятельно создавать картину с помощью раздаточных карточек и основы-матрицы. Совершенствовать умение составлять рассказ по картине. Воспитывать дружелюбие по отношению друг к другу, умение помогать своим сверстникам. | Картинки с изображением очков, ласт, кораблика, медузы, фланелеграф. | В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада» | |
12 | «Звуковая культура речи: работа со звуками ж-ш» | Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш. Развивать фонематический слух: упражнять в различении знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж-ш в словах. Формировать умение находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж-ш. Совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание. | картинки, в названии которых есть звуки Ж и Ш; кружки синие и синие с зелёной серединой; два домика на доске. | В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада» |
Месяц | № | Тема | Программное содержание | Материал | Используемая литература |
Декабрь | 13 | «Обучение рассказыванию. Придумывание концовки к сказке «Айога»» | Формировать умение детей составлять творческие рассказы в ходе придумывания концовки к сказке. Воспитывать ответственность к выполнению полученных заданий. | Книга со сказкой, иллюстрации к сказке. | В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада» |
14 | «Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат»» | Формировать умения у детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения. Развивать способность к наглядному моделированию. Формировать связную речь, зрительную память, мышление, координацию движений, мелкую моторику рук. | доска, конверт с письмом, картинки с изображением медведицы и медвежат, игрушечный медвежонок, графические схемы. | В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада» | |
15 | «Пересказ эскимоской сказки «Как лисичка бычка обидела»» | Формировать умение детей связно, последовательно пересказывать небольшие сказки. Обогащать словарь детей. Развивать умение поддерживать беседу. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответами товарища. Расширять кругозор детей. Дать понятие о том, что бычок – это рыба. Воспитывать артистические качества, раскрытие творческого потенциала. | клубок ниток, слайды, картинки, схемы – картинки для пересказа. | В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада» | |
16 | «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш» | Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками С и Ш. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие звуков С –Ш, на определение позиции звука в слове. Отрабатывать речевое дыхание, совершенствовать интонационную выразительность речи. | Карточки со звуками [с] и [ш], маленькие зеркала, карточки для игры «Определи место звука в слове». | В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада» |
Месяц | № | Тема | Программное содержание | Материал | Используемая литература |
Январь | 17 | «Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения»» | Формировать умение у детей целенаправленно рассматривать картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного) ; воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ. Стимулировать творческую активность детей, формировать умение развивать сюжет изображения на картине. Воспитывать бережное отношение к природе. | мольберт, схема- мнемотаблица «Зима», картина «Зимние развлечения», ватман, заготовки фигурок людей, елочки, бумажные салфетки, клей, кисточки для клея, клеенка, влажные салфетки. | В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада» |
18 | «Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж» | Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков З - Ж. Упражнять в четком, внятном произнесении слогов, слов и фраз со звуками З - Ж. Развивать фонематический слух; логическое мышление и внимание. | Письмо от «Незнайки», набор картинок с изображениями животных, растений, предметов быта (в названиях которых есть звуки [з], [ж]. Карточки на каждого ребёнка. | В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада» | |
19 | «Пересказ сказки Э.Шима «Соловейи Вороненок»». | Формировать умение у детей пересказывать текст (целиком и по ролям). Формировать связную речь, зрительную память, мышление. Воспитывать артистические качества, раскрытие творческого потенциала. | Игрушка – птичка, маски-шапочки для драматизации. | В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада» | |
20 | «Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение «Что это?»» | Упражнять детей в творческом рассказывании; умении употреблять обобщающие слова. | Картинки с изображением обитателей морских глубин. | В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада» |
Месяц | № | Тема | Программное содержание | Материал | Используемая литература |
Февраль | 21 | «Рассказывание по теме «Моя любимая игрушка»» | Формировать навыки составления рассказа на основе личного опыта на тему "Моя любимая игрушка". Формировать умение рассказывать последовательно, выразительно, внимательно слушать своих товарищей, не перебивать. Прививать любовь, бережное отношение к игрушкам. | Игрушки, корзина, схема (для описания игрушки) | В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада» |
22 | «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч-щ» | Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки. Развивать фонематическое восприятие, развивать грамматический строй речи. Развивать память, внимание, мышление. | Предметные картинки, карточки - схемы, сказочные персонажи, тетради, ручки, мяч. | В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада» | |
23 | «Пересказ сказки А.Н.Толстого «Ёж»». | Формировать умение у детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи. Развивать память. мышление. Воспитывать чуткость к художественному слову. | Игрушка – еж, каточки – схемы. | В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада» | |
24 | «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»». | Упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия. Продолжать учить объяснять взаимодействие между объектами на уровне физических связей, подвести к выводу, что все на картине взаимосвязано, упражнять в умении строить рассуждения, соблюдая его структуру. | Картина «Зайцы». | В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада» |
Месяц | № | Тема | Программное содержание | Материал | Используемая литература |
Март | 25 | «Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки…»» | Помогать детям составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Способствовать совершенствованию диалогической речи. | Серия сюжетных картинок «Мы для милой мамочки..», картинки «Магазин подарков», «Сумки». | В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада» |
26 | «Составление рассказа по картинкам «Купили щенка»» | Формировать умение составлять рассказ по последовательной сюжетной серии картин. Упражнять в умении рассказывать в определённой последовательности, логически связывая одно событие с другим. Упражнять в умении понятно излагать свои мысли, рассуждать, активно отвечать на вопросы полными предложениями. | Игрушки собаки и щенка, 4 последовательных картины из серии «Купили щенка», щенок – игрушка с песенкой, мольберт, панно, изображение лиц радостных и грустных. | В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада» | |
27 | «Рассказы на тему «Как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днем»». | Формировать умение детей составлять подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта. Развивать инициативу, способность импровизировать. | фотографии с утренника, фото сотрудников детского сада. | В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада» | |
28 | «Пересказ рассказов из книги Г.Снегирева «Про пингвинов»». | Формировать у детей умение свободно, без повторов и ненужных слов пересказывать эпизоды из книги Г.Снегирева «Про пингвинов». Формировать активный слуховой и зрительный контроль правильности составления пересказа. Развивать навыки планирования пересказа. Активизировать и обогатить словарь по теме «Животные Севера». Закреплять использование разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний. | Графические схемы, магнитная доска, загадка, мяч, игрушка Пингвинёнок, панорама «Животные Севера». | В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада» |
Месяц | № | Тема | Программное содержание | Материал | Используемая литература |
Апрель | 29 | «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц-ч» | Формировать умение детей дифференцировать звуки [ц]- [ч], подбирать слова с этими звуками и выделять их на слух из связной речи, упражнять в чётком, внятном произнесении слов с этими звуками, закреплять умение определять место звука в слове. Воспитывать чувство взаимоуважения и взаимопомощи - формировать умение работать в коллективе - воспитывать устойчивый интерес к родному языку - воспитывать коммуникативную культуру. Профилактика умственного перенапряжения путем смены деятельности. | Картинки с объектами на звуки ц-ч, карточки – схемы. | В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада» |
30 | «Звуковая культура речи: дифференциация звуков л-р» | Упражнять детей в различении звуков [л] —[ р] в слогах, словах. Формировать умение слышать звук в слове, составлять рассказ, используя предложенный сказочный сюжет; самостоятельно соотносить названия объектов с их изображениями на картинке. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми. Формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми. | Мяч, иллюстрация к сказке «Белоснежка и семь гномов» с изображением всех гномов. | В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада» | |
31 | «Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм»». | Формирование умения составлять рассказы о событиях из личного опыта. Формирование умения строить полные, распространенные предложения, используя языковые средства для соединения их частей. Развитие монологической формы речи. Воспитание интереса детей к художественной литературе и кинематографии. Воспитание доброжелательного и корректного отношения друг к другу. | Сказочный герой Степашка, мешок с подарком (Книжка-панорамка «Львенок и Черепаха», «дворик» с масками героев сказки «Теремок», опорные схемы, экран для презентации. | В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада» | |
32 | «Пересказ «Загадочных историй»»(по Н.Сладкову). | Продолжать формировать умение детей пересказывать, развивать речь как средство общения. Закрепить умение согласовывать слова в предложениях сущ. с числительным. Развивать мышление, логику. Воспитывать красоту речи. | Книга Н. Сладков «Загадочные истории». | В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада» | |
Месяц | № | Тема | Программное содержание | Материал | Используемая литература |
Май | 33 | «Лексические упражнения» | Формировать словарный запас детей. Вырабатывать ориентировку на звучание грамматических форм при помощи которых образуют новые слова, подводить к усвоению способов словообразования. Упражнять в подборе определений к заданным словам. | Картинки с изображением разных предметов. | В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада» |
34 | «Обучение рассказыванию по картинкам» | Закреплять умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Активизировать использование в речи сложных предложений. | Картинки из пособия «Учусь говорить». | В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада» | |
35 | «Звуковая культура речи (проверочное)». | Проверить, умеют ли дети различать звуки и четко и правильно произносить их. Развивать фонематическое восприятие, развивать грамматический строй речи. Развивать память, внимание, мышление. | Кукла Катя, картинки с изображением предметов на разные звуки. | В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада» | |
36 | «Рассказывание на тему «Забавные истории из моей жизни»». | Проверить, умеют ли дети составлять подробные и логические рассказы на тему из личного опыта. Формирование умения строить полные, распространенные предложения, используя языковые средства для соединения их частей. Развитие монологической формы речи. | Игрушка – заяц, медведь, машина, сюжетные картинки. | В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по образовательной области «Коммуникация» (Развитие речи)
Перспективный план для детей 1 младшей группы на целый учебный год....
Перспективный план по образовательной деятельности: Познание (развитие речи)
Перспективный план по образовательной деятельности: Познание (развитие речи) сентябрь - декабрь...
Перспективный план по образовательной области «Развитие речи» в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет
Перспективный план по образовательной области «Развитие речи» в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка) на 2014 – 2015 учебный год
Перспективный план музыкального руководителя разработан для детей от 2 до 7 лет и определяет обязательную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей от 2 до лет.Ц...
перспективный план развитие речи средняя группа .Перспективный план по художественно-эстетическому развитию
перспективный план по развитию речи по программе от рождения до школы. перспетивный план по художественно-эстетичнескому развитию по программе от рождения до школы средняя группа...
Образовательная область – «Познавательное развитие» Перспективный план непосредственно образовательной деятельности подготовительной группы на 2022 – 2023 год. Формирование элементарных математических представлений.
Образовательная область – «Познавательное развитие»Перспективный план непосредственно образовательной деятельности подготовительной группы на 2022 – 2023 год....
Образовательная область – «Речевое развитие» Перспективный план непосредственно образовательной деятельности по развитию речи подготовительной группы на 2022- 2023 год.
Образовательная область – «Речевое развитие»Перспективный план непосредственно образовательной деятельности по развитию речи подготовительной группы на 2022- 2023 г...