Перспективный план по образовательной области "Речевое развитие"
материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Конониренко Марина Вениаминовна

Перспективный план по развитию речи составлен в соответствие с примерной программой дошкольного образования "От рождения до школы" для старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnyy_plan_rechevoe_razvitie.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план по образовательной области

 «Речевое развитие»

Развитие речи

Старшая группа

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Используемая

литература

Сентябрь

1.

«Мы – воспитанники старшей группы»

Формировать представления детей о том, что они – старшие дошкольники. Воспитывать чувство гордости за себя и своих сверстников. Систематизировать представления о детском саде. Расширять, активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков.

Мяч, сюжетные и предметные картинки с изображением детского сада.

В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада»

2.

«Пересказ рассказа Н.Калининой «Разве так играют»»

Формировать умение выразительно пересказывать текст;

активизировать в речи глаголы. Совершенствовать умение подбирать по смыслу глаголы к существительным;  образовывать формы единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей животных; формировать представление о том, что не все детеныши имеют название, сходное по звучанию с названием взрослых животных.

Игрушки: Карлсон, снегирята, утята, щеглята, пингвинята, синички, попугайчики (возможна замена картинками для фланелеграфа).

В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада»

3.

«Пересказ сказки «Заяц – хвастун»»

Формировать умение детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения модели сказки по ходу её изложения. Развивать мышление, воображение, память; умение подбирать заместители по цвету, величине, характеру персонажей сказки. Совершенствовать интонационную выразительность речи, поупражнять в образовании существительных с суффиксом -ищ, умение строить полные и выразительные ответы по содержанию сказки.

Книжка-сказка «Заяц-хваста», иллюстрации к сказке, игрушки заяц,  ворона, шапочка зайца для драматизации, фланелеграф, набор условных заместителей персонажей сказки, и наборы меньшего размера, квадраты из белой бумаги размером 15X15 см для оригами «Зайчик», ножницы на каждого ребёнка.

В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада»

4.

«Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-с»

Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях.

Развивать фонематический слух. Упражнять в звуковом анализе слов, определении позиции звуков в словах.

Развивать логическое мышление и внимание.

Картинки: заяц, собака, сова, сосулька, замок (дверной), зелёный и синий замок, стул, заколка, коза, оса, зеркало, лиса, коляска, зебра.

В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада»

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Используемая

литература

Октябрь

5.

«Составление рассказов на тему «Осень наступила»»

Формировать умение рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план.  Пробуждать у детей чувства любви к родной русской природе, восхищения ее красотой.

Закреплять представления о ранней осени. Обогащать лексику яркими, красочными признаками (эпитетами). Развивать диалогическую речь.

Иллюстрации об осени, осенних явлениях природы.

В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада»

6.

«Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней»

Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана. Закреплять умение последовательно рассказывать.

Картина «Осенний день».

В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада»

7.

«Учимся вежливости»

Формировать представления детей о некоторых важных правилах поведения, о необходимости их соблюдать. Активизировать в речи детей соответствующие слова и обороты речи.

игрушка гном Кузя, письмо, картинки с изображением детей, совершающих хорошие и плохие поступки, ноутбук.

В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада»

8.

«Обучение рассказыванию: описание кукол»

Формировать умение составлять план описания куклы, самостоятельно составлять рассказ, руководствуясь планом.

Кукла – Катя

В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада»

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Используемая

литература

Ноябрь

9.

«Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ц»

Совершенствовать правильное произношение звуков с-ц. Формировать умение у детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком  из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц. Развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе. Познакомить детей с новой загадкой.

магнитная доска, наборное полотно, рамка с четырьмя окошками, индивидуальные карточки, картинки: слон, цапля, стол, заяц; мешочек для игры, предметы: огурец, яйцо, цифра, стул, перец, краски, самолёт, автобус, часы, курица, колесо, мотоцикл.

В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада»

10

«Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказов по ней»

Формировать умение у  детей рассматривать и называть картину. Побуждать самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.

Картина «Ежи»

В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада»

11

«Рассказывание по картине «Подводное царство»»

Формировать умение у детей самостоятельно создавать картину с помощью раздаточных карточек и основы-матрицы. Совершенствовать умение составлять рассказ по картине. Воспитывать дружелюбие по  отношению друг к другу, умение помогать своим сверстникам.

Картинки с изображением очков, ласт, кораблика, медузы, фланелеграф.

В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада»

12

«Звуковая культура речи: работа со звуками ж-ш»

Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш. Развивать фонематический слух: упражнять в различении знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж-ш в словах. Формировать умение находить в рифмовках  и стихах слова со звуками ж-ш. Совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.

картинки, в названии которых есть звуки Ж и Ш; кружки синие и синие с зелёной серединой; два домика на доске.

В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада»

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Используемая

литература

Декабрь

13

«Обучение рассказыванию. Придумывание концовки к сказке «Айога»»

Формировать  умение детей составлять творческие рассказы в ходе придумывания концовки к сказке. Воспитывать ответственность к выполнению полученных заданий.

Книга со сказкой, иллюстрации к сказке.

В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада»

14

«Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат»»

Формировать умения у детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения. Развивать способность к наглядному моделированию. Формировать связную речь, зрительную память, мышление, координацию движений, мелкую моторику рук.

доска, конверт с письмом, картинки с изображением медведицы и медвежат, игрушечный медвежонок, графические схемы.

В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада»

15

«Пересказ эскимоской сказки «Как лисичка бычка обидела»»

Формировать умение детей связно, последовательно пересказывать небольшие сказки. Обогащать словарь детей. Развивать умение поддерживать беседу.

Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответами товарища.

Расширять кругозор детей. Дать понятие о том, что бычок – это рыба. Воспитывать артистические качества, раскрытие творческого потенциала.

клубок ниток, слайды, картинки, схемы – картинки для пересказа.

В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада»

16

«Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»

Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками С и Ш. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие звуков С –Ш, на определение позиции звука в слове. Отрабатывать речевое дыхание, совершенствовать интонационную выразительность речи.

Карточки со звуками [с] и [ш], маленькие зеркала,  карточки для игры «Определи место  звука в слове».

В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада»

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Используемая

литература

Январь

17

«Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения»»

Формировать умение у  детей целенаправленно рассматривать картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного) ; воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ. Стимулировать творческую активность детей, формировать умение развивать сюжет изображения на картине. Воспитывать бережное отношение к природе.

мольберт, схема- мнемотаблица «Зима», картина «Зимние развлечения», ватман, заготовки фигурок людей, елочки, бумажные салфетки, клей, кисточки для клея, клеенка, влажные салфетки.

В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада»

18

«Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж»

Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков З - Ж. Упражнять в четком, внятном произнесении слогов, слов и фраз со звуками З - Ж. Развивать фонематический слух; логическое мышление и внимание.

Письмо от «Незнайки», набор картинок с изображениями животных, растений, предметов быта (в названиях которых есть звуки [з], [ж]. Карточки на каждого ребёнка.

В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада»

19

«Пересказ сказки Э.Шима «Соловейи Вороненок»».

Формировать умение у детей пересказывать текст (целиком и по ролям). Формировать связную речь, зрительную память, мышление. Воспитывать артистические качества, раскрытие творческого потенциала.

Игрушка – птичка, маски-шапочки для драматизации.

В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада»

20

«Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение «Что это?»»

Упражнять детей в творческом рассказывании; умении употреблять обобщающие слова.

Картинки с изображением обитателей морских глубин.

В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада»

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Используемая

литература

Февраль

21

«Рассказывание по теме «Моя любимая игрушка»»

Формировать навыки составления рассказа на основе личного опыта на тему "Моя любимая игрушка". Формировать умение рассказывать последовательно, выразительно,  внимательно слушать своих товарищей, не перебивать. Прививать любовь, бережное отношение к игрушкам.

Игрушки, корзина, схема (для описания игрушки)

В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада»

22

«Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч-щ»

Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки. Развивать фонематическое восприятие, развивать грамматический строй речи. Развивать память, внимание, мышление.

Предметные картинки, карточки - схемы, сказочные персонажи,  тетради, ручки, мяч.

В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада»

23

«Пересказ сказки А.Н.Толстого «Ёж»».

Формировать умение у детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи. Развивать память. мышление. Воспитывать чуткость к художественному слову.

Игрушка – еж, каточки – схемы.

В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада»

24

«Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»».

Упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия. Продолжать учить объяснять взаимодействие между объектами на уровне физических связей, подвести к выводу, что все на картине взаимосвязано, упражнять в умении строить рассуждения, соблюдая его структуру.

Картина «Зайцы».

В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада»

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Используемая

литература

Март

25

«Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки…»»

Помогать детям составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Способствовать совершенствованию диалогической речи.

Серия сюжетных картинок «Мы для милой мамочки..», картинки «Магазин подарков», «Сумки».

В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада»

26

«Составление рассказа по картинкам «Купили щенка»»

Формировать умение составлять рассказ по последовательной сюжетной серии картин. Упражнять в умении рассказывать в определённой последовательности, логически связывая одно событие с другим. Упражнять в умении понятно излагать свои мысли, рассуждать, активно отвечать на вопросы полными предложениями.

Игрушки собаки и щенка, 4 последовательных картины из серии «Купили щенка», щенок – игрушка с песенкой, мольберт, панно, изображение лиц радостных и грустных.

В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада»

27

«Рассказы на тему «Как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днем»».

Формировать умение детей составлять подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта. Развивать инициативу, способность импровизировать.

фотографии с утренника, фото сотрудников детского сада.

В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада»

28

«Пересказ рассказов из книги Г.Снегирева «Про пингвинов»».

Формировать у детей умение свободно, без повторов и ненужных слов  пересказывать эпизоды из книги Г.Снегирева «Про пингвинов». Формировать активный слуховой и зрительный контроль правильности составления пересказа. Развивать  навыки планирования пересказа. Активизировать и обогатить словарь по теме «Животные Севера». Закреплять использование разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний.

Графические схемы, магнитная доска, загадка, мяч, игрушка Пингвинёнок, панорама «Животные Севера».

В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада»

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Используемая

литература

Апрель

29

«Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц-ч»

Формировать умение детей дифференцировать звуки [ц]- [ч], подбирать слова с этими звуками и выделять их на слух из связной речи, упражнять в чётком, внятном произнесении слов с этими звуками, закреплять умение определять место звука в слове. Воспитывать  чувство взаимоуважения и взаимопомощи - формировать умение работать в коллективе - воспитывать устойчивый интерес к родному языку - воспитывать коммуникативную культуру. Профилактика умственного перенапряжения путем смены деятельности.

Картинки с объектами на звуки ц-ч, карточки – схемы.

В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада»

30

«Звуковая культура речи: дифференциация звуков л-р»

Упражнять детей в различении звуков [л] —[ р] в слогах, словах. Формировать умение слышать звук в слове,  составлять рассказ, используя предложенный сказочный сюжет;  самостоятельно соотносить названия объектов с их изображениями на картинке.  Развивать свободное общение со взрослыми и детьми. Формировать  доброжелательные  взаимоотношения между детьми.

Мяч, иллюстрация к сказке «Белоснежка и семь гномов» с изображением всех гномов.

В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада»

31

«Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм»».

Формирование умения составлять рассказы о событиях из личного опыта. Формирование умения строить полные, распространенные предложения, используя языковые средства для соединения их частей. Развитие монологической формы речи. Воспитание интереса детей к художественной литературе и кинематографии. Воспитание доброжелательного и корректного отношения друг к другу.

Сказочный герой Степашка, мешок с подарком (Книжка-панорамка «Львенок и Черепаха», «дворик» с масками героев сказки «Теремок», опорные схемы, экран для презентации.

В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада»

32

«Пересказ «Загадочных историй»»(по Н.Сладкову).

Продолжать формировать умение детей пересказывать, развивать речь как средство общения. Закрепить умение согласовывать слова в предложениях сущ. с числительным. Развивать мышление, логику. Воспитывать красоту речи.

Книга Н. Сладков «Загадочные истории».

В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада»

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Используемая

литература

Май

33

«Лексические упражнения»

Формировать словарный запас детей. Вырабатывать ориентировку на звучание грамматических форм при помощи которых образуют новые слова, подводить к усвоению способов словообразования. Упражнять в подборе определений к заданным словам.

Картинки с изображением разных предметов.

В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада»

34

«Обучение рассказыванию по картинкам»

Закреплять умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Активизировать использование в речи сложных предложений.

Картинки из пособия «Учусь говорить».

В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада»

35

«Звуковая культура речи (проверочное)».

Проверить, умеют ли дети различать звуки и четко и правильно произносить их. Развивать фонематическое восприятие, развивать грамматический строй речи. Развивать память, внимание, мышление.

Кукла Катя, картинки с изображением предметов на разные звуки.

В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада»

36

«Рассказывание на тему «Забавные истории из моей жизни»».

Проверить, умеют ли дети составлять подробные и логические рассказы на тему из личного опыта. Формирование умения строить полные, распространенные предложения, используя языковые средства для соединения их частей. Развитие монологической формы речи.

Игрушка – заяц, медведь, машина, сюжетные картинки.

В.В.Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по образовательной области «Коммуникация» (Развитие речи)

Перспективный план для детей 1 младшей группы на целый учебный год....

Перспективный план по образовательной деятельности: Познание (развитие речи)

Перспективный план по образовательной деятельности: Познание (развитие речи) сентябрь - декабрь...

Перспективный план по образовательной области «Развитие речи» в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет

Перспективный план по образовательной области «Развитие речи» в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка) на 2014 – 2015 учебный год

Перспективный план музыкального руководителя разработан для детей от 2 до 7 лет и определяет обязательную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей от 2 до  лет.Ц...

перспективный план развитие речи средняя группа .Перспективный план по художественно-эстетическому развитию

перспективный план по развитию речи по программе от рождения до школы.  перспетивный план по художественно-эстетичнескому развитию по программе от рождения до школы средняя группа...

Образовательная область – «Познавательное развитие» Перспективный план непосредственно образовательной деятельности подготовительной группы на 2022 – 2023 год. Формирование элементарных математических представлений.

Образовательная область – «Познавательное развитие»Перспективный план непосредственно образовательной деятельности подготовительной группы   на 2022 – 2023 год....

Образовательная область – «Речевое развитие» Перспективный план непосредственно образовательной деятельности по развитию речи подготовительной группы на 2022- 2023 год.

Образовательная область – «Речевое развитие»Перспективный план непосредственно образовательной деятельности по развитию речи подготовительной  группы   на 2022- 2023 г...