Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием опорных схем».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi_v_starshey_gruppe.docx | 25.06 КБ |
skazka2.docx | 166.51 КБ |
skazka3.docx | 229.7 КБ |
skazka4.docx | 166.82 КБ |
skazka5.docx | 119.17 КБ |
skazka6.docx | 48.14 КБ |
skazka7.docx | 160.47 КБ |
skazka8.docx | 143.82 КБ |
skazka9.docx | 215.69 КБ |
skazka10.docx | 195.12 КБ |
skazka.docx | 274.04 КБ |
skazkakoshka.docx | 32.33 КБ |
skazkapauk.docx | 134.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе.
Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием опорных схем».
Цель: Создать условия для формирования навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.
Задачи:
Образовательные:
Обучение детей приемам планирования собственного пересказа с применением опорных схем. Формирование у детей активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа. Активизация и обогащение словарного запаса.
Развивающие:
Развитие связной речи, слухового внимания, фонематического восприятия, мышления. Активизировать использование в речи грамматических форм, при помощи которых образуются ласковые обращения и названия животных. Развитие умения понимать и объяснять смысл поговорок.
Воспитательные:
Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи и понимания.
Методические приемы: Чтение, беседа, рассматривание графических схем; подбор слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами; выстраивание серии опорных схем к сказке.
Оборудование: опорные схемы, сказка В.Сутеева «Кораблик».
Предварительная работа:
- Чтение сказки В. Сутеева «Кораблик».
- Обсуждение нравственных поступков героев произведения.
- Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме.
- Рисование, аппликация, лепка по содержанию сказки.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Дети отгадывают загадку про дружбу:
Педагог: Ребята! А вы любите отгадывать загадки? Сейчас я загадаю вам очень интересную загадку. Скажите, кто это?
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный...(друг).
II. Основная часть.
1.Подготовка к восприятию текста
Педагог: Что значит «верный друг»? Кого можно назвать настоящим другом?
2. Чтение сказки. Развитие слухового внимания и памяти.
- Внимательно послушайте сказку Владимира Сутеева «Кораблик».
Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
Пришли на речку.
- Давайте купаться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду.
- Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
- Ква-ха-ха, ква-ха-ха! – засмеялся Лягушонок. – Куда же вы годитесь! – И так стал хохотать – чуть было не захлебнулся!
Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали.
Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку.
И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили кораблик!
Столкнули кораблик в воду.
Сели на него и поплыли!
Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь!
3. Содержательный и языковой разбор текста
Беседа по содержанию сказки, словарная работа.
Педагог: О ком рассказывается в этой сказке?
Дети: Эта сказка о Лягушонке, Мышонке, Муравье, Жучке, Цыпленке.
Педагог: Что придумали друзья?
Дети: Они придумали построить кораблик, чтобы поплавать на нем, так как они сами не умеют плавать.
Педагог: Как они построили кораблик?
Дети: Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку. И, пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили кораблик!
Педагог: Чем заканчивается сказка?
Дети: Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!
Педагог: Какими словами?
Дети: И не догонишь!
Педагог: Каким показан лягушонок в этой сказке?
Дети: Хвастливый, насмешливый, озорной.
Педагог: А его друзья какие?
Дети: Смелые, находчивые, трудолюбивые, деловые.
Педагог: Как вы понимаете, что значит поговорка «Один за всех, все – за одного?»
Дети: Это значит помогать друг другу, дружить, заботиться друг о друге.
Педагог: Про кого из сказки «Кораблик» можно сказать: Один за всех, все за одного? Перечислите.
Дети: отвечают.
Педагог: А к лягушонку подходит эта поговорка? Как вы думаете?
Дети: Нет.
Педагог: Почему нет, объясните.
Дети: Он плохой, не помогал друзьям, смеялся над ними.
Педагог: Подумайте про кого из ваших товарищей можно сказать: Один за всех, все за одного.
Педагог: Молодцы, ребята.
4.Лексико-грамматические упражнения по тексту:
Игра «Назови ласково»
Педагог: А сейчас поиграем в игру «Назови ласково».
Маленький - лягушонок, желтенький - цыпленок, серенький – мышонок, лист – листочек, скорлупа – скорлупка, солома – соломинка, веревка – веревочка, корабль – кораблик.
Игра «Скажи похоже»
Думать – размышлять, обидеться – расстроиться, хохотать – смеяться, принести – притащить,
5. Повторное чтение текста по частям с усложнением. (Педагог читает текст и преднамеренно допускает ошибки смыслового характера)
Педагог: Я буду читать рассказ по частям, а вы скажете, всё ли правильно я прочитала.
Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
Пришли в бассейн.
- Давайте купаться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду.
- Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
Дети: Не в бассейн, а на речку.
Педагог: (читает дальше).
- Ква-ха-ха, ква-ха-ха! – засмеялся Лягушонок. – Куда же вы годитесь! – И так стал хохотать – чуть было не подавился!
Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали.
Дети: Чуть было не захлебнулся.
Педагог:
Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку.
И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили самолетик!
Дети: И построили кораблик.
Педагог:
Столкнули кораблик в воду.
Сели на него и поплыли!
Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще поплакать, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь!
Дети: Не поплакать, а посмеяться.
Педагог: Молодцы, ребята! Нашли все ошибки и поправили меня. А теперь я посмотрю умеете ли вы плавать! Физкультминутка.
6. Физкультминутка
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись:
Раз, два, три, четыре-
Вот как славно.
Освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – кроль.
Все, как один.
Плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Имитация движений по ходу чтения
7. Моделирование сказки с помощью опорных схем
(Педагог показывает серию опорных схем к сказке. Среди них есть схемы, которые не подходят к данной сказке).
Педагог: Посмотрите на схемы. Все ли схемы подходят к нашей сказке?
Дети: В сказке не было Паучка и Котенка. Эти картинки лишние.
Педагог: Уберем лишние схемы. Кто пошел гулять? Куда они пришли?
Дети: Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок пришли на речку.
Педагог: Отберите эту схему.
Педагог: Кто прыгнул в воду? Что он сказал?
Дети: Лягушонок.
Педагог: Отберите эту схему.
Педагог: Почему остальные не стали купаться?
Дети: Они не умеют.
Педагог: Отберите эту схему.
Педагог: Что сказал Лягушонок своим друзьям? Как стал хохотать Лягушонок?
Дети: Он сказал «Куда вы годитесь» и так засмеялся, что чуть не захлебнулся.
Педагог: Найдите эту схему.
Педагог: Как отнеслись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок к словам Лягушонка?
Дети: Они обиделись и начали думать.
Педагог: Отберите схему.
Педагог: Что принесли Цыпленок и Мышонок?
Дети: Листочек и ореховую скорлупку.
Педагог: Отберите эту схему.
Педагог: Что притащил Муравей? Жучок?
Дети: Муравей притащил соломинку, Жучок – веревочку.
Педагог: Отберите эту схему.
Педагог: Что построили друзья? Что они сделали потом?
Дети: Кораблик. Столкнули в воду и поплыли
Педагог: Отберите схему.
Педагог: А что в это время делал Лягушонок?
Дети: Он голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик далеко уплыл. И не догонишь!
8. Пересказы детей с наглядной опорой в виде графических схем.
а) пересказ по цепочке (по одному) с опорой на полную серию опорных схем.
б) пересказ с опорой на неполную серию предметных картинок (для сильных детей)
III. Подведение итогов занятия
Педагог: Какую сказку вы сегодня пересказывали? О чем эта сказка?
Дети: Мы пересказывали сказку про то, как друзья построили кораблик.
Педагог: Кто больше всех вам понравился? Почему? А кто не понравился? Почему?
(Ответы детей)
Задание воспитателя
Педагог: Мне очень понравилось, как вы работали на занятии. Я приготовила вам подарок: трафареты героев сказки. Дома раскрасьте картинки и расскажите сказку родителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР (пересказ русской народной сказки “Три медведя” с опорой на серию сюжетных картинок).
Цель: 1. Способствовать овладению детьми лексикой, передающей эмоциональное состояние (грустный, радостный, веселый, смешной, сердитый, забавный, испуганный).2. Закрепление образования названий детены...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР
Обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин в старшей логопедической группе...
КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».
Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».Программное содержание:Расширять и закреплять знания детей о космосе, космонавтах, о первом космическом полете. Активизир...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе.
Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием опорных схем»....
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в средней группе
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в средней группе...
Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе на лексическом материале дикие животные
Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе на лексическом материале дикие животные...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию описательной речи в старшей группе на тему: «Весна»
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательной, речевой деятельностиЗадачи: формировать умения описывать сюжетную картину; формировать интерес к предстоящей деятельности; продол...
Комментарии
Интересно!!! С помощью
Интересно!!! С помощью опорных схем детям намного проще составить рассказ, а картинки и схемы увлекают детей, что создает особую атмосферу на занятии. Спасибо за конспект, обязательно возьмем на заметку и будем проводить с детьми. Всего доброго!
Спасибо за комментарий, Мария
Спасибо за комментарий, Мария Владимировна! Работа по созданию опорных схем очень увлекательная и как оказалось легкая!