Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Горохова Екатерина Анатольевна

 

         Обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин в старшей логопедической  группе

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию связной речи

«Как помочь птицам зимой?»

Цель:

        

                Обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин.

Задачи:

1.Расширение, уточнение и активизация предметного, глагольного словаря и словаря признаков.

2.Развитие долговременной памяти.

3.Развитие словесно-логического мышления и произвольного внимания, зрительной памяти.

4.Закрепление умения распространять предложения  с помощью наводящих, подсказывающих вопросов педагога и самостоятельно.

5.Закрепление умения составлять повествовательный план рассказа   и рассказ с опорой на картины серии.

6.Обогащение повествования рассказа выразительными средствами русского языка (однородными членами предложения, синонимами).

 7.Воспитание бережного, заботливого отношения к птицам.

Предварительная  работа:

  1. Подготовительные лексико-грамматические упражнения по серии сюжетных картин.
  2. Рассматривание серии сюжетных картин.

«Кормушка для птиц»

«Как помочь птицам зимой?»

  1. Наблюдения в природе за поведением птиц.
  2. Подкормка птиц.
  3. Составление описательных рассказов о птицах по предметным картинкам и на основе наблюдений.
  4. Изготовление птиц из гофрированной бумаги на занятиях по ручному труду.
  5. Рисование: иллюстрация к одному из рассказов о зимующих птиц
  6. Аппликация: «Снегири на ветках»
  7.  Дидактические игры коррекционного часа воспитателей:

«Четвёртый лишний»

«Узнай по описанию»

«Назови признаки»

«Назови действия»

  1. Чтение художественной литературы:  

В.Бианки «Синичкин календарь».

М.Пришвин «Птицы под снегом».

Г.Скребицкий «На лесной полянке».

Оборудование:

-Видеоролик «Поможем птицам дожить до весны»;

-Схематические изображения фрагментов скороговорки;

-Маленькие модели деревьев для каждого ребёнка и большая модель дерева для логопеда.

-Серия сюжетных картин;

-Мяч.

I. Вводная часть.

Интеллектуальная  разминка.

1. Ребята, со мной вы разучивали разные скороговорки.

- Что такое скороговорка?

(Ожидаемый ответ:скороговорка – это стихотворение, которое надо рассказывать в быстром темпе. В скороговорке одни и те же слова повторяются много раз. Много одинаковых звуков).

2. Посмотрите, на доске – картинки.

С их помощью я зашифровала скороговорку.

-Подумайте, про кого эта скороговорка?  Догадались?

-Про кого? (про воробья)

(Воспитатель вывешивает предметную картинку с изображением Воробья).

-Молодцы! Давайте с помощью этих картинок вспомним и произнесём всю скороговорку.  Готовы?

                                         «Сидел воробей на сосне,

                                         Заснул и свалился во сне.

                                          Если бы он не свалился во сне,

                                          До сих пор бы сидел на сосне».

3.А кто такой наш Воробей? (это зимующая птица).

-А других зимующих птиц вы знаете?  Назовите их?

(Воспитатель выставляет на наборном полотне зимующих птиц)

-Почему зимующие птицы круглый год живут у нас?

-Почему их называют «зимующими»?

(Ожидаемый ответ: Эти птицы не боятся морозов и могут добывать себе еду даже в холодные зимы. Они достают спящих насекомых из трещин коры деревьев, из щелей домов и заборов, клюют плоды деревьев и кустарников).

II. Основная  часть.

1.

        История, про которую мы будем говорить, произошла с одной маленькой зимующей  птичкой.

А скакой - вы узнаете, отгадав загадку.  Выходите в круг!

2.                              «В серой шубке перовой,

И в морозы он герой.

Скачет, на лету резвится.

Не орёл, а всё же птица».(воробей)

-Как говорится про воробья в загадке?  

-Какой он?  (герой)

        -У каждой птицы, в том числе и у воробья, свой характер.

-Давайте поиграем в игру  «Скажи, какой я?»

-Воробей у нас спрашивает, какой он?

Проводится лексическая игра «Скажи, какой я?»  (с мячом)

(Мяч бросается произвольно.Ожидаемые ответы: шустрый, драчливый, боевой, суетливый, удалой, громкий, весёлый, игривый, взъерошенный.

        По желанию, дети могут объяснять значения слов.

Например: «суетливый» - хочет везде успеть.  И т.д.)

 (Дети садятся за столы.  На столах – макеты деревьев (небольшие веточки деревьев, прикреплённые к дощечкам) и птицы (снегири, воробьи, синички -  сделаны из гофрированной бумаги на занятиях по ручному труду).

        На столе – птица и макет большого дерева).

5. В какой удивительный «парк»  прилетели наши птицы!

-Чтобы не замёрзнуть зимой, птицам приходится много летать.

-Давайте поможем нашим птицам согреться!

Проводится  грамматическая  игра «Доскажи  словечко».

(Объяснение правил игры:Я буду начинать предложение, а вы мне помогайте его закончить и одновременно выполняйте действия со своими птицами)

-Сидела птица на земле. И вдруг птица с земли – взлетела.

                                          К дереву – подлетела.

                                          Вокруг дерева – облетела.

                                          До дерева -  долетела

                                          На ветку дерева – села.

                                          С ветки на ветку – перелетела.

                                          Опять вокруг дерева – облетела.

                                          От дерева – отлетела.

                                          Что-то испугалась и – улетела.

- И все птицы слетелись на одно большое дерево.

(Дети прикрепляют с помощью скрепок своих птиц к веткам «дерева»)

6.    Собрались все птицы на одном дереве и галдят:

-«Чирик, чирик! А вы не слышали, какая история произошла с одним воробышком? Говорят, он замёрз в нашем парке и чуть не погиб! Но ему повезло – его нашли дети и спасли его.  – Нет, не слышали, не слышали!»

-Ребята, а вы знаете эту историю? (да)

-Конечно, мы с вами уже обсуждали историю, которая произошла зимой с воробьём.  И рассматривали картинки.  Вот  они!

(Проблемная ситуация: На доске – серия сюжетных картин. Но картины расположены в произвольном порядке.

        Дети должны сами заметить ошибку в последовательности расположения картин и обратить на это внимание логопеда.)

        

        Если дети сами не заметили ошибку, логопед говорит:

- Пока мы были в «парке», один шустрый воробышек  умудрился поиграть с картинками – он перепутал их порядок,  и получилась какая-то путаница.

        

        Проводится игра  «Путаница».(установление причинно-следственных связей)

        

-Давайте вспомним, что было в начале рассказа, что в середине, что в конце и расставим картинки по порядку.

-Какой эпизод рассказа художник нарисовал на 1й картинке?

-Что хотел сказать художник, рисуя первую картину?

(Таким образом, обговаривается содержание всех картинок и восстанавливается их последовательность).(дети дают полное описание сюжета каждой картины)

7.   -Все картинки встали на свои места по порядку.

- Но какой же рассказ может быть без названия?

-Какое название мы дали нашему рассказу? («Как помочь птицам зимой?»)

- А почему мы его так назвали? (Потому что рассказ нас учит помогать птицам зимовать, заботиться о них, подкармливать их).

- А теперь вспомним, как зовут детей? (Таня и Алёша).

III. Подведение  итогов  занятия.

1.Молодцы, ребята!  Я очень довольна вашими рассказами. Они были такими подробными, интересными!

2. -Да и нашим птичкам понравились ваши рассказы.

-Вы посмотрите, как они оживились!

(Детям предлагается просмотреть видеоролик с записью на тему «Птицы у кормушки».  

        Во время просмотра видеоролика воспитатель даёт пояснения:

-Птицы у кормушки оживились, они радостные, шустрые, громкие;

-воспитатель  обращает внимание детей на разные способы подкормки птиц: можно сделать кормушки, покормить с ладошки, насыпать корм на перила балконов, на дорожку;

-воспитатель  напоминает детям, что в начале и в середине зимы они уже вешали кормушки на участке детского сада. Недавно дети делали новые кормушки и сегодня на прогулке они их тоже повесят на участке;)

3. Наше занятие подошло к концу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР (пересказ русской народной сказки “Три медведя” с опорой на серию сюжетных картинок).

Цель: 1. Способствовать овладению детьми лексикой, передающей эмоциональное состояние (грустный, радостный, веселый, смешной, сердитый, забавный, испуганный).2. Закрепление образования названий детены...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в подготовительной группе на лексическом материале дикие животные

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в подготовительной группе на лексическом материале дикие животныеТема НОД: Дикие животные наших лесов....

Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в подготовительной группе на лексическом материале Зима.

Данная работа представляет собой конспект занятия по обучению детей с общим недоразвитием речи III-IV уровня в подготовительной группе детского сада. Это комплексное фронтальное занятие по обучению до...

Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в средней группе на лексическом материале Космос. Тема занятия: «Этот загадочный космос»!

Данная работа представляет собой конспект занятия по обучению детей с общим недоразвитием речи III-IV уровня в подготовительной группе детского сада. Это комплексное фронтальное занятие по обучению до...

Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе на лексическом материале дикие животные

Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе на лексическом материале  дикие животные...