Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин в старшей логопедической группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi_v_starshey_logopedicheskoy_gruppe.docx | 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию связной речи
«Как помочь птицам зимой?»
Цель:
Обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин.
Задачи:
1.Расширение, уточнение и активизация предметного, глагольного словаря и словаря признаков.
2.Развитие долговременной памяти.
3.Развитие словесно-логического мышления и произвольного внимания, зрительной памяти.
4.Закрепление умения распространять предложения с помощью наводящих, подсказывающих вопросов педагога и самостоятельно.
5.Закрепление умения составлять повествовательный план рассказа и рассказ с опорой на картины серии.
6.Обогащение повествования рассказа выразительными средствами русского языка (однородными членами предложения, синонимами).
7.Воспитание бережного, заботливого отношения к птицам.
Предварительная работа:
- Подготовительные лексико-грамматические упражнения по серии сюжетных картин.
- Рассматривание серии сюжетных картин.
«Кормушка для птиц»
«Как помочь птицам зимой?»
- Наблюдения в природе за поведением птиц.
- Подкормка птиц.
- Составление описательных рассказов о птицах по предметным картинкам и на основе наблюдений.
- Изготовление птиц из гофрированной бумаги на занятиях по ручному труду.
- Рисование: иллюстрация к одному из рассказов о зимующих птиц
- Аппликация: «Снегири на ветках»
- Дидактические игры коррекционного часа воспитателей:
«Четвёртый лишний»
«Узнай по описанию»
«Назови признаки»
«Назови действия»
- Чтение художественной литературы:
В.Бианки «Синичкин календарь».
М.Пришвин «Птицы под снегом».
Г.Скребицкий «На лесной полянке».
Оборудование:
-Видеоролик «Поможем птицам дожить до весны»;
-Схематические изображения фрагментов скороговорки;
-Маленькие модели деревьев для каждого ребёнка и большая модель дерева для логопеда.
-Серия сюжетных картин;
-Мяч.
I. Вводная часть.
Интеллектуальная разминка.
1. Ребята, со мной вы разучивали разные скороговорки.
- Что такое скороговорка?
(Ожидаемый ответ:скороговорка – это стихотворение, которое надо рассказывать в быстром темпе. В скороговорке одни и те же слова повторяются много раз. Много одинаковых звуков).
2. Посмотрите, на доске – картинки.
С их помощью я зашифровала скороговорку.
-Подумайте, про кого эта скороговорка? Догадались?
-Про кого? (про воробья)
(Воспитатель вывешивает предметную картинку с изображением Воробья).
-Молодцы! Давайте с помощью этих картинок вспомним и произнесём всю скороговорку. Готовы?
«Сидел воробей на сосне,
Заснул и свалился во сне.
Если бы он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне».
3.А кто такой наш Воробей? (это зимующая птица).
-А других зимующих птиц вы знаете? Назовите их?
(Воспитатель выставляет на наборном полотне зимующих птиц)
-Почему зимующие птицы круглый год живут у нас?
-Почему их называют «зимующими»?
(Ожидаемый ответ: Эти птицы не боятся морозов и могут добывать себе еду даже в холодные зимы. Они достают спящих насекомых из трещин коры деревьев, из щелей домов и заборов, клюют плоды деревьев и кустарников).
II. Основная часть.
1.
История, про которую мы будем говорить, произошла с одной маленькой зимующей птичкой.
А скакой - вы узнаете, отгадав загадку. Выходите в круг!
2. «В серой шубке перовой,
И в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится.
Не орёл, а всё же птица».(воробей)
-Как говорится про воробья в загадке?
-Какой он? (герой)
-У каждой птицы, в том числе и у воробья, свой характер.
-Давайте поиграем в игру «Скажи, какой я?»
-Воробей у нас спрашивает, какой он?
Проводится лексическая игра «Скажи, какой я?» (с мячом)
(Мяч бросается произвольно.Ожидаемые ответы: шустрый, драчливый, боевой, суетливый, удалой, громкий, весёлый, игривый, взъерошенный.
По желанию, дети могут объяснять значения слов.
Например: «суетливый» - хочет везде успеть. И т.д.)
(Дети садятся за столы. На столах – макеты деревьев (небольшие веточки деревьев, прикреплённые к дощечкам) и птицы (снегири, воробьи, синички - сделаны из гофрированной бумаги на занятиях по ручному труду).
На столе – птица и макет большого дерева).
5. В какой удивительный «парк» прилетели наши птицы!
-Чтобы не замёрзнуть зимой, птицам приходится много летать.
-Давайте поможем нашим птицам согреться!
Проводится грамматическая игра «Доскажи словечко».
(Объяснение правил игры:Я буду начинать предложение, а вы мне помогайте его закончить и одновременно выполняйте действия со своими птицами)
-Сидела птица на земле. И вдруг птица с земли – взлетела.
К дереву – подлетела.
Вокруг дерева – облетела.
До дерева - долетела
На ветку дерева – села.
С ветки на ветку – перелетела.
Опять вокруг дерева – облетела.
От дерева – отлетела.
Что-то испугалась и – улетела.
- И все птицы слетелись на одно большое дерево.
(Дети прикрепляют с помощью скрепок своих птиц к веткам «дерева»)
6. Собрались все птицы на одном дереве и галдят:
-«Чирик, чирик! А вы не слышали, какая история произошла с одним воробышком? Говорят, он замёрз в нашем парке и чуть не погиб! Но ему повезло – его нашли дети и спасли его. – Нет, не слышали, не слышали!»
-Ребята, а вы знаете эту историю? (да)
-Конечно, мы с вами уже обсуждали историю, которая произошла зимой с воробьём. И рассматривали картинки. Вот они!
(Проблемная ситуация: На доске – серия сюжетных картин. Но картины расположены в произвольном порядке.
Дети должны сами заметить ошибку в последовательности расположения картин и обратить на это внимание логопеда.)
Если дети сами не заметили ошибку, логопед говорит:
- Пока мы были в «парке», один шустрый воробышек умудрился поиграть с картинками – он перепутал их порядок, и получилась какая-то путаница.
Проводится игра «Путаница».(установление причинно-следственных связей)
-Давайте вспомним, что было в начале рассказа, что в середине, что в конце и расставим картинки по порядку.
-Какой эпизод рассказа художник нарисовал на 1й картинке?
-Что хотел сказать художник, рисуя первую картину?
(Таким образом, обговаривается содержание всех картинок и восстанавливается их последовательность).(дети дают полное описание сюжета каждой картины)
7. -Все картинки встали на свои места по порядку.
- Но какой же рассказ может быть без названия?
-Какое название мы дали нашему рассказу? («Как помочь птицам зимой?»)
- А почему мы его так назвали? (Потому что рассказ нас учит помогать птицам зимовать, заботиться о них, подкармливать их).
- А теперь вспомним, как зовут детей? (Таня и Алёша).
III. Подведение итогов занятия.
1.Молодцы, ребята! Я очень довольна вашими рассказами. Они были такими подробными, интересными!
2. -Да и нашим птичкам понравились ваши рассказы.
-Вы посмотрите, как они оживились!
(Детям предлагается просмотреть видеоролик с записью на тему «Птицы у кормушки».
Во время просмотра видеоролика воспитатель даёт пояснения:
-Птицы у кормушки оживились, они радостные, шустрые, громкие;
-воспитатель обращает внимание детей на разные способы подкормки птиц: можно сделать кормушки, покормить с ладошки, насыпать корм на перила балконов, на дорожку;
-воспитатель напоминает детям, что в начале и в середине зимы они уже вешали кормушки на участке детского сада. Недавно дети делали новые кормушки и сегодня на прогулке они их тоже повесят на участке;)
3. Наше занятие подошло к концу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей логопедической группе учитель-логопед Кулагина Л.В.
" Друзья познаются в беде" по мотивам русской сказки " Теремок"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в подготовительной группе на лексическом материале дикие животные. Тема НОД:Дикие животные наших лесов.
Занятие по развитию речи в подготовительной группе...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР (пересказ русской народной сказки “Три медведя” с опорой на серию сюжетных картинок).
Цель: 1. Способствовать овладению детьми лексикой, передающей эмоциональное состояние (грустный, радостный, веселый, смешной, сердитый, забавный, испуганный).2. Закрепление образования названий детены...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в подготовительной группе на лексическом материале дикие животные
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в подготовительной группе на лексическом материале дикие животныеТема НОД: Дикие животные наших лесов....
Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в подготовительной группе на лексическом материале Зима.
Данная работа представляет собой конспект занятия по обучению детей с общим недоразвитием речи III-IV уровня в подготовительной группе детского сада. Это комплексное фронтальное занятие по обучению до...
Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в средней группе на лексическом материале Космос. Тема занятия: «Этот загадочный космос»!
Данная работа представляет собой конспект занятия по обучению детей с общим недоразвитием речи III-IV уровня в подготовительной группе детского сада. Это комплексное фронтальное занятие по обучению до...
Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе на лексическом материале дикие животные
Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе на лексическом материале дикие животные...