Сенсорная доска
учебно-методическое пособие по развитию речи (младшая группа) по теме

Кашипова Гульнар Миннефаизовна

Дидактическое пособие - Доска «Развивай-ка»

для детей младшего возраста

Цель: развивать у детей речь, внимание, воображение, память, мелкую моторику, коммуникабельные способности; формировать дифференцированное восприятие качеств предметов, сенсорные эталоны; учить малышей играть вместе, взаимодействовать в коллективе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н.Ю.Шишонина Г.М.Кашипова Н.С.Хакимова

Доска «Развивай-ка»

для детей младшего возраста

Дидактическое пособие

Татарстан, г. Нижнекамск, 2015 год

Утверждено на коллегии при муниципальном учреждении «Управление дошкольного образования исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Доска «Развивай-ка»

для детей младшего возраста»

Авторы-составители:

Шишонина Наталья Юрьевна, воспитатель, первая квалификационная категория.

Хакимова Наталья Степановна, воспитател.,

Кашипова Гульнар Миннефаизовна, воспитатель по ручному труду, высшая квалификационная категория.

Дидактическое пособие - Доска «Развивай-ка»

для детей младшего возраста

Цель: развивать у детей речь, внимание, воображение, память, мелкую моторику, коммуникабельные способности; формировать дифференцированное восприятие качеств предметов, сенсорные эталоны; учить малышей играть вместе, взаимодействовать в коллективе

Задачи:

  1.  Способствовать обогащению чувственного опыта детей; стимулировать развитие осязательного восприятия;
  2.  Развивать и поддерживать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними;
  3.  Знакомить детей с разными видами сенсорных эталонов (представления о цвете спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине) и способами обследования предметов (погладить, надавить, обвести пальцем контур т. д., закреплять представления детей о сенсорных эталонах; содействовать запоминанию и использованию детьми названий сенсорных эталонов и обследовательских действий;
  4. Формировать умение сравнивать предметы по основным свойствам (цвету, размеру, форме) ;
  5.  Способствовать развитию игрового опыта детей (например, в сюжетной игре «Накормим Зайку», «Посадим для Зайки морковку», в элементарных по содержанию режиссёрских играх (внутри «Домика») – см. программу, театрализованной деятельности) ; способствовать развитию интереса детей к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками;
  6.  Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук; развитию связной речи;
  7.  Уточнять, закреплять названия домашних животных, их детенышей (можно добавить диких животных) ;
  8.  Способствовать развитию памяти, внимания, воображения, творческого мышления. Формирует у детей умение анализировать основные признаки предметов (цвет, форму, величину, пространственное положение)
  9. Воспитывает познавательный интерес.
  10. Это пособие широко используем в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения в образовательных областях: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Актуальность: Одной из важных задач в раннем возрасте является развитие моторики. Мы обратили внимание, что наши дети с удовольствием занимаются шнуровкой, замочками, застежками, нанизыванием шариков на веревочку и т. д.

Материал: «Домик» изготовлен из плотного картона, ткани (флис, хлопок, лен и т. д., синтепона, пуговиц, ниток для вязания, прищепок, лент и др.Каждая стена (сторона) «Домика» может выступать как самостоятельное (отдельное) игровое поле.Застежки-кнопки, цветочки-липучки, магнитный цветок, мешочки, счеты, замок с ключом, цепочка, крючки, задвижки, защелки, выключатели, розетки.

Яркие цветные картинки, правила, заставляющие ребенка логически мыслить, обосновывать выбор решения, самостоятельно анализировать ответы и радоваться правильным решениям. Все это способствует адекватному познанию окружающего реального мира и во многом влияет на положительное решение реабилитационных задач.

На домике представлены различные тактильные образы объектов. Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Там есть образцы шероховатостей, упругости, величины. И в результате с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов.

 «Домик» можно использовать в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности детей (манипуляция предметами, элементами игры: бусинка, пуговицами, прищепками, «липучками» и т. д.) и в индивидуальной работе с ребенком. «Домик» может «удивлять» детей различными сюрпризами и призами. Можно менять (изменять) детали, добавлять предметы, атрибуты и детали по мере необходимости.

Воспитатель предлагает ребенку выполнить игровые задания или поиграть в такие игры как:

- «Шнуровка» («Давай откроем домик, что же внутри? », ребенок расшнуровывает шнурок, расстёгивает пуговицы и молнию, развязывает ленточки, затем обратные действия застёгивает, завязывает, зашнуровывает)

- «Что изменилось? » (предложить ребенку запомнить предметы, находящиеся на стене домика, закрыть глаза, поменять местами объекты «картинки», и попросить ребенка сказать что изменилось, назвать предмет, может быть его цвет и т. д)

- «Укрась домик» (ребенок украшает домик различными элементами, можно менять местами лепестки у серединок цветов, листья на дереве заменять яблоками и т. д.)

- «Опиши предмет» (предложить ребенку описать конкретный предмет, называя слова, обозначающие качества и свойства предметов и элементов игры – какая бусинка, какой листочек и т. д.? Твердый, гладкий, мягкий, шершавый и т. д.)

- «Давай сочиним сказку» (ребенок по вопросам воспитателя, сочиняет сказку (составляет рассказ) по объемной картинке, расположенной на какой-либо стороне «Домика»= 3-4 предложения)

- «Назови цвета», «Какого цвета крыша, стены?

- «Определи на ощупь» (ребенок с закрытыми глазами обследует предметы, ищет заданный предмет)

- «Помоги пчёлкам собрать нектар» (предложить ребенку помочь пчёлкам собрать нектар – манипуляция бусинками)

- «Развешиваем бельё» («Лучики у солнышка») (манипуляция с прищепками)

- «Отгадай, что я загадала» (предложить ребенку (детям) по описанию отгадать предмет или игрушку, или элемент) ;

- «Назови только животных (насекомых, птиц) »

- «Какой цветок самый большой, какой самый маленький? и т. д. »

- «Какая полоска на крыше самая длинная, короче, еще короче, самая короткая? », «Какая полоска самая широкая, уже, самая узкая; «Покажи белую широкую полоску, зеленую узкую и т. д. »

- «Назови геометрические фигуры» (какие геометрические фигуры ты знаешь, как они называются)

- «Найди геометрическую фигуру: квадрат и т. д. » (можно усложнить: желтый квадрат, красный треугольник и т. д.)

- «Найди и назови предметы только круглой формы и т. д. »

- «Сосчитай, сколько рыбок, овечек и т. д. » (от 1 до 3)

- «Сосчитай и покажи 2 прищепки (уточки) и т. д. » (Отбор предметов по названному числу (1, 2, 3)

- «Красную пуговицу украсим жёлтым листочком и т. д. »

- «Найди такой же листочек как этот и т. д. » (другие элементы и предметы)

- «Найди пару» (квадрат и квадрат, круг и треугольник, голубой круг и красный квадрат и т. д.) или «Соедини фигуры»: круг с треугольником и т. д. »

- Сюжетные игры: «Накормим Зайку», «Садим для Зайчика морковку» и т. д. (сюжетные игры вместе с воспитателем и самостоятельные игры помогают детям понять логику простых жизненных ситуаций: «Готовим Зайке (мишке и т. д.) обед», «Купаем… », «Лечим… », «Принимаем гостей» и т. д.)

- Элементарные по содержанию режиссёрские игры (внутри «Домика») : если добавить игрушки героев знакомых сказок, например, из пальчикового театра, то можно совместно с детьми разыгрывать сценки из знакомых сказок, например, «Зайчик испугался лису и спрятался», «Покажи, как Колобок убегал от волка» и т. д.

Запасные детали для игр находятся в кармашке.

Содержание игр и игровых заданий могут быть разнообразными, в соответствии с программными задачами возрастной группы детей.

«Домик» можно использовать и для игр с детьми среднего и старшего возрастов, решая некоторые программные задачи в соответствии с возрастом детей.


Литература:

1. Л. Н. Павлова. Знакомим малыша с окружающим миром. М. :Просвещение. 1987г

2. Под редакцией Галановой Т. В. Развивающие игры с малышами до трех лет. Ярославль. Академия развития. 1998г

3. И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. М. : 2009г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: Использование сенсорной доски в образовательной деятельности в режимных моментах для познавательного развития детей

В данной работе описывается опыт работы с интерактивной доской врежимных моментах. Данный материал идёт вместе с презентацией на заданную тему....

занятие по математическому и сенсорному развитию с использованием интерактивной доски

конспект занятия с использованием интерактивной доски - игра "Умники и умницы"...

Музыкальный бизиборд – развивающая сенсорная доска с детскими музыкальными инструментами на развитие музыкальных способностей, мелкой моторики и тактильного восприятия у детей.

Бизиборд знакомит детей с музыкальными инструментами, со звукми, которые они издают, развивают навыки игры на детских музыкальных инструментах....

Игра-презентация для сенсорной доски "Математический концерт"

Игра-презентация для сенсорной доски "Математический концерт"...

Использование детской развивающей доски «Gigo» в сенсорном развитии детей

Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлено тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, ...