Музыкальный бизиборд – развивающая сенсорная доска с детскими музыкальными инструментами на развитие музыкальных способностей, мелкой моторики и тактильного восприятия у детей.
учебно-методическое пособие (младшая, средняя, старшая группа)

глазырина татьяна викторовна

Бизиборд знакомит детей с музыкальными инструментами, со звукми, которые они издают, развивают навыки игры на детских музыкальных инструментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bizibord.docx518.75 КБ
Файл prilozhenie_1.docx29.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНЫЙ БИЗИБОРД  –  СЕНСОРНАЯ  ПАНЕЛЬ (ДОСКА) С МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ.

Аннотация.

Музыкальный  бизиборд – развивающая сенсорная доска с детскими музыкальными инструментами на развитие музыкальных способностей,  мелкой моторики и тактильного восприятия у детей.

C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20180903_130702.jpg 

 Известно, что развитие мелкой моторики  и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у детей младшего возраста и детей с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня существует большое разнообразие всевозможных игрушек, кубиков, конструкторов и других игровых материалов, предназначенных для дошкольников.

Уже  с самого рождения дети начинают познавать мир, в первую очередь, посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, затем начинается этап сенсорного развития. И чем больше фактур и текстур будет окружать ребенка, тем гармоничнее будет его развитие. Играя, у ребенка развивается мелкая моторика пальцев, мышление, логика. Нервные рецепторы в пальчиках связаны с зонами мозга, ответственными за речь, именно  поэтому педагоги делают акцент на развитие мелкой моторики.

В настоящее время  существует большое разнообразие игровых методик в этом направлении:

- пальчиковые игры;

- игры с крупами (сортировка, рисование);

- детское художественное творчество (карандаши, восковые мелки, краски, лепка из соленого теста).

Организуя игровую деятельность воспитанников, педагоги стремятся найти что- то новое, нетрадиционное.

Музыкальные   руководители: Панкевич И.С., Глазырина Т.В.  перед собой  поставили цель: избежать формального игрового взаимодействия с воспитанниками, способствовать развивающему  совместному сотрудничеству педагога и ребенка,  активизировать желание и деятельность детей младшего дошкольного возраста к музицированию и творчеству.  

 Наиболее интересной из новых технологий оказалась идея создания бизиборда.

БИЗИБОРД (busyboard) – развивающая доска (стенд, модуль) со всевозможными кнопочками, замочками, крючками, шнурками, пуговицами, выключателями и прочими «опасностями». Это полезные игры на усидчивость, внимательность, развитие мышления и воспириятия.

Недаром бизиборды еще называют «Волшебная доска», «Чудо –доска», «Доска-стенд для мелкой моторики». А еще звучит такое название как «Развивающая доска Монтессори». Ведь именно итальянский педагог Мария Монтессори первой подала идею обучать детей через знакомство с предметами. А прототип современного бизиборда был изготовлен в 1907 году самой Марией Монтессори. Она решила дать возможность поиграть детям с предметами, к которым родители их не подпускают.

Так как музыкальное развитие считается неотъемлемой частью целостного развития личности ребенка, решено было преобразовать бизиборд в сенсорную музыкальную панель,  т.е. пособие по развитию музыкальных способностей детей младшего возраста и детей с особенностями развития.

 Музыкальный бизиборд способен заложить важный фундамент в формировании маленького гения, так как является отличным пособием для нервно-психического и музыкального развития, необходим в группах раннего возраста, группах компенсирующей направленности, как яркий  элемент развивающей  предметно- пространственной среды.

Музыкальный бизиборд соответствует следующим требованиям:

- содержательно-насыщенный, развивающий (большое количество различных музыкальных инструментов  закреплено на доске,  что привлекает внимание и интерес детей);

- доступный (учет возрастных особенностей, находится в свободном доступе);

- безопасный (материалы экологически безопасные, поверхность основы гладкая, без острых углов, саморезы, использующиеся для крепления, не представляют опасности для детей);

-здоровьесберегающий (содержит элементы на развитие мелкой моторики, зрительных и слуховых анализаторов);

- эстетически-привлекательный (основной фон яркий, компоненты разных форм,  цветов, размеров);

- все инструменты зонированы: по тембрам, использованным материалам.

Данный бизиборд – действительно нужный предмет. С такой доской ребенок будет не только некоторое время увлечен, но и пополнит свой музыкальный багаж, разовьет свои тактильные ощущения, мелкую моторику, логику и мышление.

  Бизиборд служит предметом интеграции элементов всех образовательных областей развития ребенка, отраженных в ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно- эстетическое. Может являться формой психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации ребенка-дошкольника.

Бизиборд знакомит детей с музыкальными инструментами, со звуками, которые они издают, развивает навыки игры на детских музыкальных инструментах.

 Решаются такие задачи, как:

  • Развитие звуковысотного слуха
  • Развитие чувства ритма
  • Развитие тембрового и динамического слуха
  • Развитее инициативы, самостоятельности, способности к восприятию
  • Развитие творческой активности
  • Формирование нравственных качеств личности (работа в паре, чувство партнерства)
  • Обогащение сенсорных эталонов

 Бизиборд не имеет каких- то возрастных ограничений.

Может быть использован в работе с детьми групп раннего возраста в период адаптации, с детьми младшего возраста, с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Рекомендован для детей  дошкольного возраста, как пособие к музыкально- дидактическим играм. (Приложение 1)

 Имеет положительные отзывы родителей и коллег. Прослеживается динамика музыкального развития детей, что говорит о высокой эффективности и необходимости продолжения использовать данное дидактическое пособие.

Музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад сказка» с/п 150         Панкевич И.С.

Музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад сказка» с/п 151         Глазырина Т.В.

 



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Музыкально–дидактические игры для детей  дошкольного возраста.

1.Игра на развитие тембрового и динамического слуха

«На чём играю? »

Цель : упражнять детей в восприятии различных звуков.

  Описание игры: педагог  предлагает детям отгадать, на чём будет играть:  по звучанию музыкальной игрушки, которую не видно, а только слышно (за ширмой), дети угадывают, что звучит. Кто первый отгадал, выходит и становится ведущим.

2.Игра на развитие и динамического слуха «Громко -тихо»  

Цель : упражнять детей в различении громкого и тихого звучания.  

  Описание игры : Воспитатель с помощью музыкальных инструментов, издает различные звуки. Дети, сидящие на стульях полукругом, хлопают и топают (громко или тихо в зависимости от силы звука ). После того, как дети усвоят задание, можно предложить им различать динамику по фортепианному сопровождению.

3. Игра на развитие ритмического слуха«Кукла шагает и бегает»   

 Цель: учить детей различать музыку разного ритма. Необходимо знание песенки «Что за куколка у нас» сл. Ю. Островского муз. Е. Н. Тиличеевой:

  1. Что за куколка у нас,

Сладко спит она сейчас.

Коля с ней играть начнёт

-Кукла встанет и пойдёт.

2. Что за куколка у нас,

Сладко спит она сейчас.

Таня с ней играть начнёт:

-Кукла встанет и бежать.

Игровой материал: кукла.

Описание игры: Воспитатель даёт кому-либо из детей куклу и поёт один из куплетов песенки. Ребёнок «укачивает» куклу. Затем исполняется музыка марша или бега, и кукла в руках ребёнка «шагает» или «бегает».

4.Игра на определение жанра и развитие памяти «Разбудим Таню»     Цель: учить детей различать музыку разного характера: ласковую колыбельную,  весёлую  плясовую.  Выполнять  действия  соответствующие данной музыке.

Игровой материал: кукла, игрушки: собачка, петушок, мишка.

Описание игры:

Вариант 1: Воспитатель, напевая «Колыбельную», укачивает куклу. Затем предлагает детям разбудить её. Дети зовут куклу по имени или хлопают в ладоши под весёлую музыку –«кукла просыпается». При повторном исполнении песни куклу могут разбудить игрушки: «собачка», «петушок», «мишка».

Вариант 2: Дети слушают «Колыбельную» с фортепианным сопровождением. Затем воспитатель предлагает одному ребёнку сесть на стул в центре комнаты и «спать», пока будет звучать музыка. По окончании пьесы осталь-ные дети «будят» спящего (лают, как собачки, кричат как петушки, рычат как мишки). Сначала игра проводится без музыки. Далее исполняется «Колыбельная»,  девочка (Таня) «засыпает». Вслед за этим воспитатель говорит: «Сладко спит Таня, а как собачки её разбудят? ». Дети подбегают, «лают» и Таня «просыпается». Игра повторяется. Выбирается новый ведущий и будят его уже «петушки» или «мишки». Можно усложнить игру, закончив её знакомой пляской.

5.Игра на развитие звуковысотного слуха «Птица и птенчики» 

  Цель: упражнять детей в восприятии двух звуков (до1 –до2). Необходимо знание попевки «Птица и птенчики» сл. М. Долинова муз. Е. Н. Тиличеевой. Игровой материал: карточки с изображением птицы, птенчиков (цветные, не разрезанные).

Описание игры Вариант 1: Ведущий напоминает играющим голос птицы и птенчиков. Ударяет по пластине соответствующего звука и спрашивает: «Кто вас зовёт –птица или птенчик?» Дети отвечают или поднимают карточки (цветные не разрезанные) с изображением птицы или птенчиков.

6. Игра для развития звуковысотного слуха. «Веселые матрешки»   

Цель: учить детей различать звуки по высоте. Игровой материал: матрешки трех величин по числу играющих, металлофон.

Описание игры: Воспитатель играет на металлофоне, когда звук низкий –танцуют маленькие матрешки, высокий –высокие, средний –средние.

7. Игры для развития тембрового слуха «Нам игрушки принесли»  

Цель: учить детей различать силу звучания.

Игровой материал. Музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек; кошка (мягкая игрушка); коробка.

Описание игры. Воспитатель берет коробку, перевязанную лентой, достает оттуда кошку и поет песню «Серенькая кошечка» В. Витлина. Затем говорит, что в коробке лежат еще музыкальные игрушки, которые кошка даст детям, если они узнают их по звучанию. Педагог незаметно от детей (за небольшой ширмой) играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка дает игрушки ребенку, тот звенит колокольчиком (постукивает музыкальным молоточком, играет).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самодельные музыкальные инструменты в развитии музыкальности детей.

В статье говорится об игровом исследовании звучащего мира, значении инструментальной игры и самодельных музыкальных инструментах....

Информационное сообщение для родителей "Самодельные музыкальные инструменты в развитии музыкальности детей"

Информационное сообщение для родителей "Самодельные музыкальные инструменты в развитии музыкальности детей" . Каждый ребёнок музыкален от природы и только от взрослого зависит, каким станет в дальнейш...

Консультация для воспитателей "Самодельные музыкальные инструменты в развитии музыкальности детей"

Консультация для воспитателей о целесообразности приобщения детей к изготовлению самодельных музыкальных инструментов....

Консультация "Самодельные музыкальные инструменты в развитии музыкальности детей"

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных  качеств человека, его духовного мира. Музыкальное развитие оказывает ни чем не заменимое воздействие на общее развитие: форми...

Консультация для родителей «Самодельные музыкальные инструменты в развитии музыкальности у детей»

Содержание музыкальной среды отражает принцип системности в овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной деятельности, поэтому следует усл...

"Самодельные музыкальные инструменты в развитии музыкальности у детей"

Консультация для родителей о пользе и роли игре детей  на детских музыкальных инструментах. Как и из чего можно сделать музыкальные инструменты в домашних условиях....

«Самодельные музыкальные инструменты в развитии музыкальности у детей

«Самодельные  музыкальные   инструменты в развитии музыкальности у детей...