Конспект НОД в старшей группе Тема: «Дикие животные зимой»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кочеткова Надежда Ивановна

Цель: расширение знаний о диких животных, расширение представлений об особенностях приспособления животных к окружающей среде.

Задачи: Образовательные: упражнять в умении соотносить внешние особенности со средой  обитания, повадки со способами питания. Упражнять в умении выделять и называть отличительные особенности внешнего вида. Уточнять и расширять словарь по теме «Дикие животные».

Развивающие: развивать у детей словообразовательные навыки; развить координацию речи с движениями; развивать зрительное внимание.

Воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к природе

Материалы и оборудование: картинки  с изображением диких животных, загадки о них; запись музыки; массажные шарики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_24.01.18.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  в старшей группе

               Тема: «Дикие животные зимой»

Цель: расширение знаний о диких животных, расширение представлений об особенностях приспособления животных к окружающей среде.

Задачи: Образовательные: упражнять в умении соотносить внешние особенности со средой  обитания, повадки со способами питания. Упражнять в умении выделять и называть отличительные особенности внешнего вида. Уточнять и расширять словарь по теме «Дикие животные».

Развивающие: развивать у детей словообразовательные навыки; развить координацию речи с движениями; развивать зрительное внимание.

Воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к природе

Материалы и оборудование: картинки  с изображением диких животных, загадки о них; запись музыки; массажные шарики.

Формы организации совместной деятельности

               Детская

               деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Утренняя гимнастика, подвижная игры, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физминутки, НОД (образовательная деятельность) в спортзале.

Игровая

Игровая ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные), творческие игры (сюжетные, сюжетно – ролевые, театрализованные, конструктивные) игры

Продуктивная

Изготовление макетов, творческие проекты, деятельность в изостудии, мастерские по изготовлению предметов детского творчества

Познавательно – исследовательская

Наблюдение, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно – исследовательские проекты, дидактические и конструктивные игры

Коммуникативная

Беседы, речевые проблемные ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, словесные игры, настольно – печатные игры с правилами, сюжетные игры, ситуативные разговоры, речевые тренинги, вопросы

Музыкально – художественная

Слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, музыкально – дидактические игры, подвижные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драматизации, НОД (образовательная деятельность) в музыкальном зале

Чтение художественной

литературы

(восприятие)

Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры – драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый, др.)

Трудовая

Поручения (в том числе подгрупповая), познавательные опыты и задания, дежурства, практика – ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный) труд в соответствии с СанПиНом – п.6.13., 12.22

Ход занятия:

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемый результат

1.

2.

3.

4.

5.

Вводная часть:

-Дети, посмотрите какая у меня красивая снежинка. Сейчас мы будем передавать её друг другу, и называть любое слово, связанное с зимой (мороз, снег, метель, вьюга, лёд, санки и т.д.).

-На прошлом занятии мы говорили с вами о зимующих птицах. Назовите их.

-Легко ли птицам зимой?

-Как вы думаете, кому ещё зимой приходится трудно?

-Хотите узнать, как зимуют животные в лесу?

-Давайте отправимся в путешествие, в лес. Только на чём?

-Дети, так как сейчас зима, предлагаю отправиться на лыжах.

-Ну, надевайте (имитируют) шапки, куртки, сапоги и лыжи. Берём палки и вперёд! (звучит музыка со звуками метели и вьюги).

(выставляется картина  «Зимний лес»)

Основная часть.

-Вот мы и в лесу. Посмотрите, как красиво здесь. Что вы видите на картине?(ответы детей).

-Здесь очень красиво, но мы пришли сюда для того, чтобы узнать, как зимуют животные.

 (воспитатель подводит детей к картинке, которая стоит оборотной стороной).

-Для того чтобы мы узнали, кто здесь живёт, нужно отгадать загадку:

По снегу бежит-петляет

К  лету шубку меняет        

На снегу его не видно

 Волку и лисе обидно        (заяц)

        (воспитатель поворачивает картинку)

 -Какой заяц? (трусливый, пугливый, маленький, длинноухий….)

-Какая шубка у него? А летом? Зачем он меняет её?

-Есть ли дом у зайца?

-У зайца какой хвост?

-Значит заяц какой?

-Что вы можете сказать о его лапах? (передние короткие, а задние - длинные)

--Да, это так. Во время прыжка он выбрасывает сначала длинные задние ноги, а потом короткие передние. Поэтому заяц легко взбегает  на горку, а вот спуститься с горы ему очень трудно. Есть такая пословица: «В гору вскачь, а с горы хоть плач»

-Чем питается заяц? (корой деревьев, замёрзшей ягодой)

-Значит заяц- какое животное? (травоядное)

-Ну что, о зайце мы всё узнали, идём дальше.

        (подходим к следующей картинке)

Загадка:

 Хвост пушистый, мех золотистый

В лесу живет, а в деревне кур крадёт.

(лиса)

(поворачиваем картинку)

-Какая лиса? (рыжая, пушистая, красивая…)

-У лисы какой хвост? (длинный)

-Значит лиса какая? (длиннохвостая)

-Как вы думаете ,она запасает корм на зиму? Чем она питается?

-Под снегом она чувствует, где пробежала мышь или другой мелкий грызун, ловит зайцев. Ну а если не довелось поймать зайца, лиса идёт в ближайшую деревню и ворует кур.

-Можем ли мы назвать лису  травоядной?

-А как называют таких животных? (хищники)

 (идём дальше)

-Дети, а почему мы в лесу не видим ежа? (зимой спят)

-Где спят ежи? (в норках)

-Сейчас я расскажу о еже сказку, а вы мне поможете.

        Массаж с колючим мячиком «Маленький ёжик»

(дети стоят в кругу, у каждого  в руках массажный мячик)

-Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек.

-По ладошке бежит, и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

        (шарик между ладошками)

-Мне по пальчикам бежит, бегает туда-сюда

-Мне щекотно, да, да, да, уходи колючий ёж

-В тёмный лес, где ты живёшь.

(пускаем мяч по ладошке и ловим подушками пальцев)

        (подходим к следующей картинке)

Загадка:                       Хожу в пушистой шубке

         Живу в густом лесу

        В лесу на старом дубе

        Орешки я грызу        (белка)

        (поворачиваем картинку)

-Как называется дом, в котором живёт белка?

(дупло)

-А как зимует белка? (ответы детей)

-К зиме белка утепляет своё гнездо. Строит она его в развилках веток, в дуплах деревьев, делает запасы, может съесть побеги кустарников и почки деревьев.

-Почему так говорят: «Белку ловить - ножки отбить»? (ответы детей)

-Белка очень ловкий и проворный зверёк - целый день прыгает с ветки на ветку. Прячется от своих врагов среди густых ветвей и в дуплах.

-Чем служит хвост для белки? (он согревает её в морозы и  помогает при прыжках)

-Чем питается белка зимой? (ответы детей)

-Значит, белка какое животное? (травоядное)

 Пальчиковая гимнастика  «Сидит белка на тележке» Сидит белка на тележке, Спину выпрямить, голову поднять, согнутые кисти рук прижать к груди, как лапочки.

Продает она орешки.

Лисичке-сестричке, Правой рукой загибать по очереди пальцы на левой.

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в зобок (погладить себя по горлу сверху вниз),

Кому в платок (протянуть вперед две ладони вместе),

Кому в лапочку. Протянуть вперед ладонь, сложенную в виде ложечки.

(подходим к следующей картинке)

Загадка:                    День и ночь по лесу рыщет

        День и ночь добычу ищет

Ходит, бродит он молчком

Уши серые торчком        (Волк)

        (поворачиваем картинку)

-Какой волк? (серый, лохматый, большой)

-Как называется его дом? (логово)

-Значит чьё это логово? (волчье)

-Что вы знаете об этом животном? (ответы детей)                              

-Чем питается волк? (ответы детей)

-Значит волк кто? (хищник)

Загадка:                     Кто в лесу огромней всех?

        Кто богатый носит мех?

        Кто в берлоге до весны        

                      Днём и ночью смотрит сны?        (Медведь)

-Как называется жилище медведя? (берлога)

-Значит это чья берлога? (медвежья)

-Кто знает, в какое время года у медведицы рождаются медвежата?

-Зимой. Потому, что только зимой у медведя есть дом.

-Пока медведи спят, мы поиграем в игру.

Физ. минутка:  

Топай, мишка,                                    (топаем ногами)
Хлопай, мишка.                            (хлопаем в ладоши)
Приседай со мной, братишка,                 (приседаем)
Лапы вверх, вперед и вниз,          (движения руками)
Улыбайся и садись.

        (подходим к следующей картинке)

Этого лесного красавца вы узнаете,

 если отгадаете

Загадка:                               Тяжелы рога по весу

                                         Ходит важно он по лесу

                                            Он хозяин, а не гость-

                                              Хмурый и сердитый.

(Лось)

        (поворачиваем картинку)

-Как вы думаете, чем питается лось?

-К числу основных кормов лосей относится ива, сосна, осина, рябина

-В оттепели они гложут кору. За сутки зимой взрослый лось съедает 12-15 кг.

-Дети, подумайте и ответьте, могут ли выжить лесные животные без кормов зимой? (нет)

-Кормят и заботятся о лесных животных-лесники. Для всех животных в лесу они делают «Пункты питания»

-Ну, что ж, наше путешествие закончилось. Пора возвращаться домой. Поехали!!! (имитация езды на лыжах под музыку)

Итог:

-Понравилось ли вам наше путешествие?

-Что нового вы узнали? (ответы детей)

-Будем оберегать птиц и зверей?

Выполняют задание

Имитируют ходьбу

на лыжах

Рассматривают изображение животного, отгадывают загадку  

Отвечают на вопросы

Выполняют  движения с колючим мячиком

Отвечают на вопросы

Выполняют пальчиковую гимнастику

Отгадывают загадку

Выполняют физ. минутку

Рассказывают о том, что им понравилось и что запомнили.

Сформирован интерес к занятию

Научились отвечать на вопросы, отгадывать загадки

Развита память, зрительное внимание

Научились выделять особенности внешнего вида животного

Научились отмечать повадки животного

Развита координация движений

Развита мыслительная деятельность

Развито умение выполнять пальчиковую гимнастику

Развита координация движений

Развито умение делать выводы, выделять то, что было интересно на занятии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе "Дикие животные зимой"

Конспект НОД в старшей группе "Дикие животные зимой"...

Конспект НОД в старшей группе «Дикие животные зимой»

Расширять знания детей о диких животных....

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе «Дикие животные зимой»

Цель занятия: закрепление  знаний о диких животных зимой.Задачи: расширить умение грамматически правильного употребления предлогов в, под; закрепить в речи детей название диких животных...

Конспект занятия по аппликации в старшей группе "Дикие животные зимой в лесу"

Работая на логопедической группе с детьми с речевыми диагнозами я понимаю, как важно развивать речь детей. Уже давно известно, что существует влияние действий руками на развитие головного м...

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе «Дикие животные зимой»

Расширять знания детей о диких животных средней полосы, их повадках, образе жизни. Напомнить, чем питаются звери, как находят пищу. Рассказать о том, как животные готовятся к зиме, какие защ...

Конспект НОД в старшей группе "Дикие животные зимой"

Конспект открытого фронтального занятия в старшей группе "Дикие животные зимой"...