конспект НОД (коммуникация). Знакомство со звуком Ж
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Шапкина Ирина Владимировна

Конспект занятия по формированию звуковой культуры речи . Звук Ж.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikatsiya.docx18.52 КБ

Предварительный просмотр:

Звуковая культура речи: звук  Ж                       

Программное содержание:познакомить детей со звуком ж. Упражнять детей в правильном и чётком произнесении звука: (изолированного,в звукоподражательных словах, предложениях, чистоговорках и связной речи). Упражнять в умении определять слова со звуком ж. Развивать психические процессы:внимание, память, мышление, речь. Воспитывать желание повторять и добиваться положительного результата.

Предварительная работа. Работа над произношением других звуков, используя «Сказки весёлого язычка». Разучивание упражнений для артикуляционной гимнастики, заучивание стихов.

Оборудование. Зеркала на каждого ребёнка, многофункциональная ширма по звуковой культуре речи, звуковой коллаж.  

Методика проведения

Ребята, вы уже много сказок слышали о весёлом язычке. А сегодня я расскажу ещё одну. Вы, ребята, будте внимательны и вместе с язычком, глядя в зеркальце, участвуйте в его превращениях.

                   Артикуляционная гимнастика.

Жил Весёлый язычок                                                                                        В маленьком домишке.                                                                      Превращался во что мог                                                                                            На радость всем детишкам.

Вот в лопатку превратился                                                                                                     И на губке развалился,                                                 Распластался,растянулся                                                                                           И губами улыбнулся.

Вот широко рот открылся                                                                                Язычок поднялся вверх                                                                           Потянулся, изогнулся                                                                                                         И стал чашечкой для всех.

На тонкой ножке                                                                                            Стоит грибок у дорожки,                                                                                                   Язык свой к нёбу прилепляй                                                                           И грибочек ты срывай.

Очень любит язычок вкусное варенье,                                                    Приготовил он друзьям это угощенье.                                                             Варенье приятное, вкусное, ароматное                                                        Язычок подними, варенье с губки оближи.

Как маляр наш язычок                                                                                          Кисточкой покрасил чердачок,                                                                                         Не чердак, а нёбо!                                                                                                                У него дел много.

Так живёт наш язычок                                                                                       В маленьком домишке,                                                                         Превращается во всё                                                                                                        На радость всем детишкам.

Сидел язычок, сидел в своём домике, слышит: кто-то поёт песенку: «Ж-ж-ж-ж».- «Я не умею так петь, -огорчился Язычок.-Я знаю песню листьев, гуся, змеи.Но эта новая песня совсем другая.Она звонкая: «Ж-ж-ж-ж».

Ж-ж-ж-это песня жука, -объясняетпедагог.-Она поётся так же, как песня гуся (ш-ш-ш), но только звонко, с голосом.Песню жука поёт даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте: «Ж-ж-ж». Что вы слышите? (горлышко поёт эту песню.) А теперь приложите ладонь к горлу и спойте песню гуся. Поёт горло?

Давайте поучимся петь песенку жука. Откройте рот. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только спрячете язычок далеко, за верхние зубы, сразу начните петь: «Ж-ж-ж-ж».

Дети поют песенку маленького жучка и песню большого толстого жука.

Далее педагог проводит подвижную игру «Жуки». Ребята беруться за руки и образуют круг. Воспитатель выводит за его пределы несколько детей. Они изображают жуков.

«Круг- это большая комната со множеством окон, -объясняет педегог.- Люди ушли, а окна в комнате не закрыли. (Дети опускают руки.) В комнату влетели жуки и загудели: «Ж-ж-ж». Они стали летать по всей комнате. Подул ветер, и окна захлопнулись. Жуки полетели к окнам, не увидели стекол и упали. Попались жуки! Лежат на спине, барахтаются. Жалобно жужжат. Давайте поможем жукам – перевернём их на брюшко и, открыв окна, выпустим на волю. Пусть летают». (Игра повторяется.)

Педагог предлагает детям присесть на ковёр: «А сейчас, я прочту вам стихотворение, которое называется «Почему букет поёт?».

Жук в рубашке полосатой                                                                                 Прилетел играть к ребятам,                                                                                           На цветок лиловый сел –                                                                                      Песню звонкую запел,                                                                                                          Сока сладкого хлебнул,                                                                                                       В колокольчике заснул,                                                                                                  Да попал в букет к Маринке                                                                                             И жужжит, жужжит в корзинке!                                                                       А Маринка не поймёт:                                                                                               Почему букет поёт?                                               Н.Головина

«Почему же пел букет? – спрашивает педегог.- Хотите послушать рассказ о том, как жук заснул в колокольчике и, попав к девочке, испугался? Я буду рассказывать, а вы мне, когда попрошу, помогайте».

Воспитатель читает отрывок из рассказа «Поющий букет» В.Бирюкова:                                                                                                                         Летел жук по своим делам, жужжал: «Жжжуть, как пить хочется».(О чём и как жужжал жук?(Хоровой и индивидуальные ответы.))   Увидел он на лугу лиловый цветок, обрадовался: «Тут я найду, чем жжжажжжду утолить». Залез в колокольчик, осмотрелся: «Красиво!Жжить можно!» (Что прожужжал жук?) Пробовал усиками дно цветка и сказал: «Сок!Вкусный!».                                   Попил, и весело ему стало. «Жжить хорошо!» - запел жук. (О чем он запел?)                                                                                                                                                      Пел он, пел и не заметил, как уснул. Шла по лугу девочка, цветы собирала. Набрала разных цветов, поставила в банку с водой.           И вдруг раздалось жужжание: «Жжжуть! Куда я попал? Тут люди живут». (О чём жук жужжал на этот раз?)  

«Понравился вам рассказ о жуке?» - спрашивает педагог. «А мы с вами заучивали много стихов о жуке, давайте их вспомним. А поможет нам вспомнить эти стихи интересный звуковой коллаж. Посмотрите внимательно, кто уже вспомнил и догадался.

( приглашается один ребёнок для чтения, затем предлагается повторить всем детям.)

1. Жук жужжит: «Жу-жу-жу,                                                                                 Я живу, не тужу,                                                                                                                                На пеньке я сижу                                                                                                                          И вяжу, вяжу, вяжу».  

2. Жук жужжит в железной банке                                                                                  Жук не хочет жить в жестянке,                                                                              Жизнь жука в плену горька                                                                                                 Жалко бедного жука.

3. Жук упал и встать не может                                                                                           Ждёт он, кто ему поможет.

«Вам понравилось играть с жуком и рассказывать о нём стихи?» - говорит воспитатель. «А я предлагаю поиграть в ещё одну игру. Но для этого кому-то нужно превратиться в жука. (Ребёнок располагается за ширмой, берёт на себя роль жука.) «Ребята, посмотрите, кто это?»:

Жук: Я жук, я жук, я тут живу.                                                                                                Ж-ж-ж, ж-ж-ж.                                                                                                  (Воспитатель предлагает детям попросить жука, чтобы тот по жужжал.)                                                                                                                     Дети: Жук, жук пожужжи                                                                                                   Где ты прячешься скажи.                                                                                                  Жук:  Жу-жу-жу,                                                                                                                   Я на листике сижу.                                                                                                                Дети: Жук, жук пожужжи                                                                                                    И над нами по кружи.                                                                                                  Жук: Жу-жу-жу,                                                                                                                  Я летаю и кружу.                

Воспитатель поощряет детей за хорошую работу и подводит итог занятия.

             Конспект                            занятия по развитию речи

       в средней группе.  

Тема: «Звуковая культура речи:звук Ж»           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности. Знакомство со звуком Т.

Конспект логопедического занятия по ознакомлению со звуком Т для детей подготовительной группы....

Конспект занятия по знакомству со звуком и буквой И

Цели: Познакомить детей со звуком и буквой- И-. Продолжать формировать понятие «гласный звук». Упражнять в четком произнесении звука- И- изолированно и в словах, предложениях. Учит...

Конспект логопедического занятия "Знакомство со звуками Д и Дь. Буква Д"

Цель: Познакомить детей со звуками Д и Дь, написанием буквы Д.Коррекционно-образовательные задачи. Уточнение артикуляции  звуков [д]  и [д']. Формирование умений различать звуки [д]...

конспект логопедического занятия "Знакомство со звуком С"

Конспект по обучение грамоте с детьми старшей группы...

Конспект логопедического занятия «Знакомство со звуком [и]» для детей с общим недоразвитием речи старшей группы

В конспект занятия включены дидактические игры и упражнения для дошкольников с общим недоразвитием речи старшей группы первого года обучения....

Конспект открытого занятия "Знакомство со звуком П"

Конспект открытого логопедического занятия "Знакомство со звуком П"....

Конспект занятия по знакомству со звуком *Ж* в средней группе. (Май)

Цель: Знакомство детей со звуком ЖЗадачи: Образовательные: - Уточнить артикуляцию звука Ж- Учить произносить звук Ж изолировано, в слогах, словах, связной речи. - Развивать речь как средство обще...