Конспект логопедического занятия "Знакомство со звуками Д и Дь. Буква Д"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Проникова Елена Владимировна

Цель: Познакомить детей со звуками Д и Дь, написанием буквы Д.

Коррекционно-образовательные задачи. Уточнение артикуляции  звуков [д]  и [д']. Формирование умений различать звуки [д]  и [д']. Сравнение звуков по твердости и мягкости. Выделение  заданных звуков на слух и в произношении  из  звукового ряда, ряда слогов,  слов. Составление характеристики звуков  с опорой на символы. Определение местонахождения звука в словах. Звукобуквенный анализ  слов дым, дом. Знакомство с буквой Д.  Рисование буквы в воздухе, выкладывание из ниток на «полянке».

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие речевого слуха, фонематического слуха и  восприятия, зрительного внимания, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики. Пополнение лексического запаса. Совершенствование тактильного восприятия.

Коррекционно-воспитательные задачи.  Воспитывать интерес к изучаемому материалу посредством занимательных игровых упражнений; воспитывать у детей коммуникативные качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_po_teme_zvuki_d_i_d.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по теме

«Знакомство с о звуками Д и Дь (буква Д)»

Цель: Познакомить детей со звуками Д и Дь, написанием буквы Д.

Коррекционно-образовательные задачи. Уточнение артикуляции  звуков [д]  и [д']. Формирование умений различать звуки [д]  и [д']. Сравнение звуков по твердости и мягкости. Выделение  заданных звуков на слух и в произношении  из  звукового ряда, ряда слогов,  слов. Составление характеристики звуков  с опорой на символы. Определение местонахождения звука в словах. Звукобуквенный анализ  слов дым, дом. Знакомство с буквой Д.  Рисование буквы в воздухе, выкладывание из ниток на «полянке».

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие речевого слуха, фонематического слуха и  восприятия, зрительного внимания, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики. Пополнение лексического запаса. Совершенствование тактильного восприятия.

Коррекционно-воспитательные задачи.  Воспитывать интерес к изучаемому материалу посредством занимательных игровых упражнений; воспитывать у детей коммуникативные качества.

         Оборудование: пособие «Цветик-семицветик» (на каждом лепестке написаны стихи для «превращения» лепестка в день недели), куклы Дима и Даша, картинки со звуками Д и Дь,  альбомы упражнений по обучению грамоте детей старшей логогруппы «Говорим правильно в 5-6 лет» О.С. Гомзяк (2 часть), фетровые «полянки», нитки, кружки красного, синего, зеленого цвета

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Ребята, как обычно, чтобы войти в кабинет логопеда, вы должны заработать входной билетик, ответить на вопрос. (Проводится игра «Слова – наоборот». Кто называет слово, противоположное по значению, заходит в кабинет).

Сильный – слабый

Мокрый – сухой

Высокий – низкий

Далекий – близкий

Мягкий – твердый

Грустный – веселый

Злой – добрый

Холодный – горячий

  1. Посмотрите на наш цветик-семицветик и вспомните, какой сегодня день недели. Правильно, вторник. Какой лепесток будем отрывать? Правильно, оранжевый. Превращаем лепесток. Дети хором:

Ты лети наш лепесток,

Как оранжевый цветок.

Поскорее к нам вернись

И во вторник превратись.

Дети рассаживаются за столы.

Ход НОД.

Ребята, посмотрите, у нас гости. Это куклы Дима и Даша. Внимательно послушайте и скажите, какой звук в начале слова Даша.

Дети: Д

Логопед: Дайте характеристику этому звуку.

Звук Д – согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом.

Логопед: Правильно! А теперь скажите, какой звук слышится в начале имени Дима.

Дети: Дь

Логопед: Дайте его характеристику.

Звук Дь – согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым цветом.

Логопед: поместим звук Д в синий домик, а звук Дь – в зеленый.

Артикуляционная гимнастика.

Упражнения «Дятел», «Маляр», «Лошадка»

Игра «Хлопай – топай»

Дети выделяют звуки Д и Дь

- среди других звуков

- в слогах

- в словах

На звук Д – хлопают, на звук Дь – топают.

Игра «Определение места звуков Д и Дь в слове»

Логопед показывает картинку со словом, в котором есть звук Д или Дь. Ребенок называет место звука в слове.

Например: дом. Ответ ребенка: В слове дом звук Д находится в начале слова.

Физкультминутка.

Дятел наш не устает,

Целый день в работе,

Он личинок достает

Клювом много сотен. И. п. – о. с. руки в стороны, вверх, вниз, наклоны головы вперед.

Дятел, дятел, не стучи –

Квакают лягушки.

Руки согнуты в локтях, ладошки вперед; ноги в стороны, имитация прыжков лягушки.

Дятел, дятел, замолчи –

Заболели ушки. Дети закрывают ладонями уши; наклоны в стороны.

Лучше, дятел, полетай,

Над ночным болотом,

Отдохнуть лягушкам дай – Ночью спать охота. Пальцы к плечам, круговые движения вперед локтями: 4 раза вперед, 4 раза назад. Приседания, руки под щеку. Покачивания.

Сосны сердятся в бору:

Стук не без причины –

Загляните под кору,

Сколько там личинок! Движения руками влево, вправо на д головой. Наклоны туловища в стороны с поднятыми вверх руками

Работа в альбомах О.С. Гомзяк (часть 2) стр. 28-29 Занятие 32

Логопед:

Выложите букву Д на наших «волшебных полянках» и скажите, на что похожа буква Д.

Дети выкладывают нитками букву Д.

Ответы детей. Например: Буква Д похожа на дом.

Логопед: Ребята, а теперь выложим звуковые схемы слов Даша и Дима.

Дети выкладывают с помощью логопеда.

  1. Рефлексия. Ребята, выходной билетик получит тот, кто придумает по два слова (на звук Д и Дь). Дети называют слова.

Логопед: Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия :Гласные звуки и буквы

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте на тему :Гласные звуки и буквы.Задачи:Коррекционно – образовательные: - закреплять понятие «гласный звук»; - закреплять навы...

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе Тема: «Звуки [М] и [Мь]. Буква М»

Конспект НОДпо обучению грамоте в подготовительной логопедической группеТема: «Звуки [М] и [Мь]. Буква М»...

Конспект занятия по грамоте "Звуки к, кь и буква К"

Конспект занятия по грамоте "Звуки к, кь и буква К"...

Конспект логопедического группового занятия на тему: «Знакомство с буквой «Ш» и звуком [ш]» в подготовительной группе.

Знакомство с буквой "Ш" и звуком "Ш". Закрепление правильного произношения звука....

Конспект занятия по грамоте «Звуки Р и РЬ. Буква Р» в подготовительной группе

Занятие по грамоте: "Звуки Р и Рь. Буква Р" в подготовительной группе детского сада...

Конспект по обучению грамоте "Звуки [р,рь] и буква Р"

Ознакомление со звуками [р,рь] и буквой Р. Совершенствование навыков слогового и звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой....