Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя для детей старшего возраста «Путешествие в зимний лес»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Чекина Оксана Евгеньевна

 Интегрированное занятие. Преодоление речевых нарушений путем  развития и коррекции у детей с ОНР речевых, двигательных, ритмических способностей  в соответствии со словом и музыкой.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя для детей старшего возраста

 «Путешествие в зимний лес»

Провели  и разработали учитель-логопед Чекина О.Е. и муз. руководитель Никотина А.Р. МБДОУ детский сад № 223г. Казани.

Цель: преодоление речевых нарушений путем  развития и коррекции у детей с ОНР речевых, двигательных, ритмических способностей  в соответствии со словом и музыкой.

Задачи:

  • развитие умения детей соотносить знаковые символы с текстом стихотворения;
  • формирование умения осуществлять произвольное переключение с одного вида движений на другое (в общей, мелкой, артикуляционной моторике);
  • развитие у детей чувства ритма;
  • развитие мелодико – интонационной стороны речи;
  • развитие дыхания и голоса;
  • воспитание музыкального, фонематического слуха, развитие слухового внимания, памяти;
  • активизация номинативного словаря по теме «Зима»;
  • развитие эмоциональной отзывчивости на зимние проявления природы.

Оборудование: модели к стихотворению И. Сурикова «Зима», маски   зверей, карточки с ритмосхемами, музыкальные инструменты (колокольчики, дудочки, маракасы, бубны), елочки, белка, видео – аудиозапись музыки П.И. Чайковского «На тройке», предметные картинки на зимнюю тематику.

Ход занятия

1.Организацион-ный момент.

2. Пальчиковая речевая игра по стихотворению  Т. Сикачевой «Здравствуй» (приветствие).

Цель: Развитие общей моторики, мимики  пантомимики, интонационной выразительности речи, развитие музыкального слуха.

2.1  Игра: «Ласковое имя»

Цель: работа над слоговой структурой слова, развитие чувства ритма, снятие эмоционального напряжения, работа над интонационной выразительностью речи, гармонизация осознания имени.

3. Загадки о зиме.

Цель: развитие способностей к анализу, синтезу, обобщению, формирование умений делать выводы и умозаключения, развитие лексического и грамматического строя речи, связной речи и фонетики, расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире

4. Слушание музыки.

Цель: воспитание умения слушать и анализировать музыкальное произведение, развитие эмоциональной отзывчивости на зимние проявления природы, развитие воображения.

5. Подвижная игра «Сугроб, кочка, гора»

Цель: формирование умения осуществлять произвольное переключение с одного вида движений на другое, развитие у детей чувства ритма, воспитание музыкального слуха, развитие слухового внимания, памяти, развитие общей моторики, развитие произвольности поведения.

6. Дыхательная гимнастика.

Цель: развитие правильного речевого дыхания, формирование направленной воздушной струи и длительного выдоха.

7. Массаж биологически активных зон «Снеговик».

Цель: массаж биологически активных точек, развитие чувства ритма, умения соотносить движения со словами, умение выражать эмоции, разучивание танцевальных движений.

8. Игра «А на улице мороз»

Цель: развитие чувства ритма, развитие речи, умение слушать музыку, развитие общей моторики, снятие эмоционального напряжения, умения ориентироваться в частях собственного тела и пространстве.

9. Развитие артикуляцион-ных движений.

Цель: развитие артикуляционных движений и мелкой моторики пальцев, развитие мимических мышц.

10. Ритмическая игра «Следы зверей».

Цель: развитие чувства ритма, умение слушать и повторять ритмический рисунок.

11. Музыкальная сказка

12. Оркестр

Цель: научить слушать музыку и передавать ритм, эмоциональное настроение произведения, прививать любовь к музыке. Умение выражать свои мысли развитие умений ярко и лаконично передавать наиболее характерные признаки прослушанного отрывка произведения, развитие воображения, слухового восприятия.

14. Развитие вокально – интонационной выразительности.

Цель: развитие голосообразования. Умение издавать на выдохе звуки различные по силе, высоте и тембру. Развитие слухового восприятия.

15. Игра «Два мороза»

Цель: развитие внимания, умение слушать словесные сигналы и действовать по сигналу,  развитие речи, развитие общей моторики, вызвать положительные эмоции и сплотить ребят, умение подчинятся четким правилам, выработка произвольного поведения.

16. Итог занятия:

Дети заходят в зал под композицию «Три белых коня»

Логопед: Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем всех в этом зале.

Я здороваюсь везде – 
Дома и на улице,
Даже «здравствуй» говорю 
Я соседской курице (вместе со взрослым дети показывают «крылышки»).
Здравствуй, солнце золотое! 
Здравствуй, небо голубое! 
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, утро!
Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень!
Здрав – ствуй – те! (поют).

Логопед: Представим себе, что вы вдруг стали маленькими, давайте будем называть друг друга ласковым именем.

Прохлопать по слогам имена (Маша), уменьшительно-ласкательное (Машенька).

Логопед: Сегодня мы отправимся в гости. А вот кто нас пригласил, догадайтесь.

Отгадывание загадки:

Кто, угадай-ка, седая хозяйка?
Тряхнет перинки – над миром пушинки. (Зимушка – зима),

Слушание музыки.

Муз. Руководитель:  О зиме можно рассказать не только словами, но и музыкой. Послушаем, как П.И.Чайковский изобразил звуками музыки удивительную картину «На тройке».
Муз. Руководитель:  Понравилась вам музыка? Что ощущали вы?


Логопед: Ребята, а вы зиму любите? (Да.) Возьмите картинки, которые прислала вам волшебница зима и расскажите пожалуйста за что вы ее любите? А какие зимние месяцы вы знаете? (Дети рассказывают о любимых играх, а логопед обобщает сказанное детьми). Ребята, что можно сказать о зиме, какая она? (Ответы детей с использованием прилагательных).

Логопед: ребята, кто хочет рассказать стишки о зиме?  (Ответы желающих детей)

Стихи детей

Логопед:
Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в зимний лес. Согласны? (Да)

Все сейчас мы в лес пойдем,
Много горок обойдем.
Одолеем сто сугробов,
А на кочках отдохнем.

Муз. Руководитель: Объясняет правила игры. 

 Подвижная игра «Сугроб, кочка, гора»

«Марш В.Робера, «Веселый бег» М.Александрова  первая часть – ходьба по кругу, вторая часть – сигнал «гора», ходьба на носочках, руки поднимают вверх над головой, показывая, какой большой сугроб намело; сигнал «кочка» - дети присаживаются на корточки, обхватив колени руками. Бег «змейкой» - двигаются на носочках, руки на поясе, «сугроб» - останавливаются, показывая, какой большой сугроб намело, ждут музыкального сопровождения.

Логопед: Какие сугробы намело! Но вот беда наше дерево совсем замерзло. Надо помочь зимушке укутать деревце.

 

Дыхательная гимнастика.

Логопед. Ребята, а как хорошо дышится на свежем воздухе. (Дети выполняют дыхательную гимнастику со снежинками - балеринками и каждому на ладошку.

Логопед:

Ой, замерзла я ребята,
С вами по лесу гулять.
              Чтоб согреть нам руки – ноги,
Предлагаю поиграть.

 Массаж биологически активных зон «Снеговик».

Раз – рука, два – рука (вытянуть вперед одну руку, потом – другую).
Лепим мы снеговика (имитировать лепку снеговика).
Три – четыре, три – четыре (погладить ладонями шею).
Нарисуем рот пошире,
Пять – найдем морковь для носа, (кулачками растереть крылья носа).
Угольки найдем для глаз

Шесть – наденем шляпу косо,
Пусть смеется он у нас
Семь и восемь, семь и восемь –
 (ПЯТКА, НОСИК ТОП-ТОП-ТОП 2 Р)
Мы плясать его попросим (РУКИ НА ПОЯСЕ, ПОКАЧИВАНИЕ)

Игра «А на улице мороз»

 Развитие артикуляционных движений.

Логопед. Смотрите – белочка. Ей так понравилась наша веселая игра, что она решила высоко забраться на дерево! (логопед и дети выражают удивление). Прислушайтесь, она щелкает орехи (логопед щелкает пальцами). Наш язычок тоже может изобразить щелканье орехов (дети цокают языком: присасывают язык к твердому небу и расслабленно опускают на дно ротовой полости.)

Ритмическая игра «Следы зверей».

Муз. руководитель. Смотрите какой красивый ритмический рисунок оставила на снегу белочка.

Логопед:
Ребята, кого мы можем встретить зимой в лесу? Дети со взрослыми отгадывают и отстукивают ритмические рисунки зайца, лисы, птиц.

Муз. руководитель. Ребята, а вы любите сказки? (Да.) я начну рассказывать ее, а вы мне помогайте.

Раз, два повернись и в зверюшек превратись.

   Жили – были в лесу веселые, резвые зверюшки. Они очень любили музыку. Соберутся бывало на лужайке, возьмут музыкальные инструменты и играют под управлением дирижера.

Игра на детских музыкальных инструментах (оркестр) совместно с муз. руководителем

Слушание неречевых звуков.

Ребята, давайте прислушаемся! (музыка скрипящего снега) о чем нам может рассказать зимний лес? (Ответы детей) Правильно это к нам в гости пришли два брата, два мороза, а с ними тетушка Вьюга.

 Развитие вокально – интонационной выразительности.

Логопед: давайте споем как тетушка Вьюга.

Имитируем завывание вьюги (далеко – близко):

УУУ

УУУ

УУУ

        Игра «Два мороза»

Спасибо, ребята, интересная получилась сказка. Но как же нам выбраться из леса в такую непогоду, уже пора в детский сад.

Раз, два повернись, и в ребяток превратись. 

 Итог занятия:

Логопед. Дети, вам понравилось наше путешествие в зимний лес? (Да). А что понравилось? (Ответы детей).

Муз. рук. Вот и закончилось наше маленькое путешествие в зимний лес. До новых встреч!

Звучит композиция «Три белых коня»

Дети проговаривают слова приветствия и показывают движения руками и мимикой, меняют интонацию голоса.

Последняя строчка стихотворения пропевается детьми под аккомпанемент музыкального руководителя.

Дети поочередно называют свое имя и прохлопывают его в ладоши по слогам. Затем все дети произносят ласковое имя и отхлопывают имя по коленкам руками.

Дети угадывают загадки.

Дети слушают аудиозапись П. И. Чайковского «На тройке»

На экране изображение тройки лошадей.

Во время прослушивания музыки за спинами детей выкладываются картинки с изображением зимы и зимних подвижных игр.

Слушание стихов в исполнении детей.

Музыкальное сопровождение игры: «Сугроб, кочка, гора».

Детям раздаются снежинки которые они сдувают на макет зимнего дерева.

Дети совместно с учителем-логопедом и муз. Руководителем выполняют движения и произносят текст «Снеговик».

Дети играют и поют совместно с логопедом и музыкальным руководителем.

Кукла на руку Белочка. Корзинка с картинками на которых изображены следы зверей. На обороте картинок изображение угаданных зверей.

Логопед показывает ритмический рисунок, а  дети совместно с муз. руководителем повторяют.). При правильном выполнении ритмического рисунка появляется отгадка, чьи это были следы.

Детям раздаются маски с изображением животных.

Играет музыка:

Дети играют на детских музыкальных инструментах под музыку «Я на скрипочке играю…»

Включить звук скрипящего снега и вьюгу.

Дети совместно с логопедом «пропевают» на выдохе звук у.

Выбирают ведущих, одевают колпачки синего и красного цвета.

Звучит музыка, заставка к передаче «В гостях у сказки» Дети выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя для детей старшего возраста «Прогулка в зимний лес»

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя для детей старшего возраст «Прогулка в зимний лес» https://youtu.be/rbsivMvXF30...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога для детей с ОВЗ в старшей группе по теме: "Мы построим новый дом"

В процессе организованной образовательной деятельности дети знакомятся с профессиями строителя и библиотекаря. Занимательные игры на развитие лексико-грамматического строя речи, диалогической речи, пр...

Конспект интегрированного занятия (учитель-логопед и муз.руководитель) Тема: «Лес. Лесные ягоды»

Задачи: 1) активизировать словарь по теме «Лесные ягоды»;               2) формировать навыки словообразования....

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и муз. руководителя.

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и муз. руководителя....

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и учителя-дефектолога с детьми ОВЗ старшей группы

Конспект интегрированного занятия  учителя-логопеда и учителя-дефектолога с детьми ОВЗ старшей группы...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя для детей старшей группы компенсирующей направленности по теме «Осень»

Цель: Использование здоровьесберегающих технологий на занятии по закреплению знаний детей по теме «Осень» и формирование двигательных умений и навыков....