1.Организацион-ный момент.
2. Пальчиковая речевая игра по стихотворению Т. Сикачевой «Здравствуй» (приветствие). Цель: Развитие общей моторики, мимики пантомимики, интонационной выразительности речи, развитие музыкального слуха.
2.1 Игра: «Ласковое имя» Цель: работа над слоговой структурой слова, развитие чувства ритма, снятие эмоционального напряжения, работа над интонационной выразительностью речи, гармонизация осознания имени.
3. Загадки о зиме. Цель: развитие способностей к анализу, синтезу, обобщению, формирование умений делать выводы и умозаключения, развитие лексического и грамматического строя речи, связной речи и фонетики, расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире 4. Слушание музыки. Цель: воспитание умения слушать и анализировать музыкальное произведение, развитие эмоциональной отзывчивости на зимние проявления природы, развитие воображения.
5. Подвижная игра «Сугроб, кочка, гора» Цель: формирование умения осуществлять произвольное переключение с одного вида движений на другое, развитие у детей чувства ритма, воспитание музыкального слуха, развитие слухового внимания, памяти, развитие общей моторики, развитие произвольности поведения.
6. Дыхательная гимнастика. Цель: развитие правильного речевого дыхания, формирование направленной воздушной струи и длительного выдоха.
7. Массаж биологически активных зон «Снеговик». Цель: массаж биологически активных точек, развитие чувства ритма, умения соотносить движения со словами, умение выражать эмоции, разучивание танцевальных движений.
8. Игра «А на улице мороз» Цель: развитие чувства ритма, развитие речи, умение слушать музыку, развитие общей моторики, снятие эмоционального напряжения, умения ориентироваться в частях собственного тела и пространстве.
9. Развитие артикуляцион-ных движений. Цель: развитие артикуляционных движений и мелкой моторики пальцев, развитие мимических мышц.
10. Ритмическая игра «Следы зверей». Цель: развитие чувства ритма, умение слушать и повторять ритмический рисунок.
11. Музыкальная сказка
12. Оркестр Цель: научить слушать музыку и передавать ритм, эмоциональное настроение произведения, прививать любовь к музыке. Умение выражать свои мысли развитие умений ярко и лаконично передавать наиболее характерные признаки прослушанного отрывка произведения, развитие воображения, слухового восприятия.
14. Развитие вокально – интонационной выразительности. Цель: развитие голосообразования. Умение издавать на выдохе звуки различные по силе, высоте и тембру. Развитие слухового восприятия. 15. Игра «Два мороза» Цель: развитие внимания, умение слушать словесные сигналы и действовать по сигналу, развитие речи, развитие общей моторики, вызвать положительные эмоции и сплотить ребят, умение подчинятся четким правилам, выработка произвольного поведения. 16. Итог занятия:
| Дети заходят в зал под композицию «Три белых коня»
Логопед: Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем всех в этом зале. Я здороваюсь везде – Дома и на улице, Даже «здравствуй» говорю Я соседской курице (вместе со взрослым дети показывают «крылышки»). Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Здравствуй, утро! Здравствуй, день! Нам здороваться не лень! Здрав – ствуй – те! (поют).
Логопед: Представим себе, что вы вдруг стали маленькими, давайте будем называть друг друга ласковым именем. Прохлопать по слогам имена (Маша), уменьшительно-ласкательное (Машенька).
Логопед: Сегодня мы отправимся в гости. А вот кто нас пригласил, догадайтесь. Отгадывание загадки: Кто, угадай-ка, седая хозяйка? Тряхнет перинки – над миром пушинки. (Зимушка – зима),
Слушание музыки. Муз. Руководитель: О зиме можно рассказать не только словами, но и музыкой. Послушаем, как П.И.Чайковский изобразил звуками музыки удивительную картину «На тройке». Муз. Руководитель: Понравилась вам музыка? Что ощущали вы? Логопед: Ребята, а вы зиму любите? (Да.) Возьмите картинки, которые прислала вам волшебница зима и расскажите пожалуйста за что вы ее любите? А какие зимние месяцы вы знаете? (Дети рассказывают о любимых играх, а логопед обобщает сказанное детьми). Ребята, что можно сказать о зиме, какая она? (Ответы детей с использованием прилагательных).
Логопед: ребята, кто хочет рассказать стишки о зиме? (Ответы желающих детей) Стихи детей Логопед: Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в зимний лес. Согласны? (Да) Все сейчас мы в лес пойдем, Много горок обойдем. Одолеем сто сугробов, А на кочках отдохнем. Муз. Руководитель: Объясняет правила игры. Подвижная игра «Сугроб, кочка, гора» «Марш В.Робера, «Веселый бег» М.Александрова первая часть – ходьба по кругу, вторая часть – сигнал «гора», ходьба на носочках, руки поднимают вверх над головой, показывая, какой большой сугроб намело; сигнал «кочка» - дети присаживаются на корточки, обхватив колени руками. Бег «змейкой» - двигаются на носочках, руки на поясе, «сугроб» - останавливаются, показывая, какой большой сугроб намело, ждут музыкального сопровождения.
Логопед: Какие сугробы намело! Но вот беда наше дерево совсем замерзло. Надо помочь зимушке укутать деревце. Дыхательная гимнастика. Логопед. Ребята, а как хорошо дышится на свежем воздухе. (Дети выполняют дыхательную гимнастику со снежинками - балеринками и каждому на ладошку.
Логопед: Ой, замерзла я ребята, С вами по лесу гулять. Чтоб согреть нам руки – ноги, Предлагаю поиграть.
Массаж биологически активных зон «Снеговик». Раз – рука, два – рука (вытянуть вперед одну руку, потом – другую). Лепим мы снеговика (имитировать лепку снеговика). Три – четыре, три – четыре (погладить ладонями шею). Нарисуем рот пошире, Пять – найдем морковь для носа, (кулачками растереть крылья носа). Угольки найдем для глаз Шесть – наденем шляпу косо, Пусть смеется он у нас Семь и восемь, семь и восемь – (ПЯТКА, НОСИК ТОП-ТОП-ТОП 2 Р) Мы плясать его попросим (РУКИ НА ПОЯСЕ, ПОКАЧИВАНИЕ)
Игра «А на улице мороз»
Развитие артикуляционных движений. Логопед. Смотрите – белочка. Ей так понравилась наша веселая игра, что она решила высоко забраться на дерево! (логопед и дети выражают удивление). Прислушайтесь, она щелкает орехи (логопед щелкает пальцами). Наш язычок тоже может изобразить щелканье орехов (дети цокают языком: присасывают язык к твердому небу и расслабленно опускают на дно ротовой полости.)
Ритмическая игра «Следы зверей». Муз. руководитель. Смотрите какой красивый ритмический рисунок оставила на снегу белочка. Логопед: Ребята, кого мы можем встретить зимой в лесу? Дети со взрослыми отгадывают и отстукивают ритмические рисунки зайца, лисы, птиц.
Муз. руководитель. Ребята, а вы любите сказки? (Да.) я начну рассказывать ее, а вы мне помогайте. Раз, два повернись и в зверюшек превратись. Жили – были в лесу веселые, резвые зверюшки. Они очень любили музыку. Соберутся бывало на лужайке, возьмут музыкальные инструменты и играют под управлением дирижера.
Игра на детских музыкальных инструментах (оркестр) совместно с муз. руководителем
Слушание неречевых звуков. Ребята, давайте прислушаемся! (музыка скрипящего снега) о чем нам может рассказать зимний лес? (Ответы детей) Правильно это к нам в гости пришли два брата, два мороза, а с ними тетушка Вьюга.
Развитие вокально – интонационной выразительности. Логопед: давайте споем как тетушка Вьюга. Имитируем завывание вьюги (далеко – близко):
Игра «Два мороза» Спасибо, ребята, интересная получилась сказка. Но как же нам выбраться из леса в такую непогоду, уже пора в детский сад. Раз, два повернись, и в ребяток превратись.
Итог занятия: Логопед. Дети, вам понравилось наше путешествие в зимний лес? (Да). А что понравилось? (Ответы детей). Муз. рук. Вот и закончилось наше маленькое путешествие в зимний лес. До новых встреч!
| Звучит композиция «Три белых коня»
Дети проговаривают слова приветствия и показывают движения руками и мимикой, меняют интонацию голоса. Последняя строчка стихотворения пропевается детьми под аккомпанемент музыкального руководителя. Дети поочередно называют свое имя и прохлопывают его в ладоши по слогам. Затем все дети произносят ласковое имя и отхлопывают имя по коленкам руками.
Дети угадывают загадки.
Дети слушают аудиозапись П. И. Чайковского «На тройке» На экране изображение тройки лошадей. Во время прослушивания музыки за спинами детей выкладываются картинки с изображением зимы и зимних подвижных игр.
Слушание стихов в исполнении детей.
Музыкальное сопровождение игры: «Сугроб, кочка, гора».
Детям раздаются снежинки которые они сдувают на макет зимнего дерева.
Дети совместно с учителем-логопедом и муз. Руководителем выполняют движения и произносят текст «Снеговик».
Дети играют и поют совместно с логопедом и музыкальным руководителем.
Кукла на руку Белочка. Корзинка с картинками на которых изображены следы зверей. На обороте картинок изображение угаданных зверей.
Логопед показывает ритмический рисунок, а дети совместно с муз. руководителем повторяют.). При правильном выполнении ритмического рисунка появляется отгадка, чьи это были следы.
Детям раздаются маски с изображением животных.
Играет музыка: Дети играют на детских музыкальных инструментах под музыку О. Н. И. дир. В. Федосеев «Я на скрипочке играю»
Включить звук скрипящего снега и вьюгу.
Дети совместно с логопедом «пропевают» на выдохе звук у.
Выбирают ведущих, одевают колпачки синего и красного цвета.
Звучит музыка, В. Дашкевич и Ю. Ким «Приходи сказка» Дети выходят из зала.
|