ознакомление дошкольников с малыми фольклорными группами.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тема:
« Ознакомление дошкольников с малыми фольклорными формами»
( средняя группа).
Цели: продолжать знакомить с жанром загадки, развивать умение отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении. Познакомить с жанром скороговорки, ее назначением, учить четко произносить слова . Закреплять знания детей о сказках, учить узнавать сказки. Объяснить назначение и особенности колыбельных песен. Закреплять умение играть в русские народные хороводные игры.
Ход занятия
В. Стоит в поле теремок, теремок.
Он ни низок, ни высок, ни высок.
- И кто это живет в теремочке?
- Ребята, как узнать, кто живет в теремочке?
А я предлагаю отгадать загадки, и жители теремочка перед нами появятся.
1. Живет в норке,
грызет корки.
Короткие ножки;
боится кошки.
- Что есть у мышки, о чем говорится в загадке?
- А вот и мышка. 2.Рыжий маленький зверёк.
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А на дереве в дупле
- А как вы поняли, что это белка?
Появляется белочка.
3. Комочек пуха,
Длинное ухо.
Прыгает ловко,
Любит морковку.
Что есть у зайки, о чем говорится в загадке?
Появляется зайка
В. Загадка - короткий рассказ, в котором сам предмет не называется , а только описывается.
- Ребята, наши лесные друзья очень любят сказки. А вы их любите?
- Какие сказки вы знаете? ( перечисляют)
- Звери хотят проверить, как вы их знаете. Попробуем отгадать, из какой сказки отрывок?
1. Раскладывает да приговаривает:
— Эта простая ложка — котова, эта простая ложка — Петина, а это не простая — точёная, ручка золочёная, — это моя. Никому её не отдам.
2. Пошёл зайка со своего двора, сел под берёзкою и плачет. Идёт волк. Видит — зайка плачет.
— Чего ты, зайка, плачешь? — спрашивает волк.
3. Сестра с братцем добежала до молочной реки.
— Речка, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего простого киселька.
Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком.
4. - Понесла меня лиса, понесла петуха за темные леса, за дремучие боры, по крутым бережкам, по высоким горам. Кот Котофеевич, выручай меня!
В. Молодцы, все сказки узнали.
- А какие это сказки?
- Почему они называются русскими народными?
_В.Сказка – это выдуманная история, в которой добро побеждает зло.
- Ребята , наши лесные друзья просят, чтобы мы поиграли и их повеселили.
Я предлагаю поиграть в русскую народную игру « Колпачок».
- Как нам выбрать водящего?
Правильно, нам поможет считалочка.
- Конь ретивый с длинной гривой
Скачет по полям тут и там.
Где проскачет он -
Выходи из круга вон.
Проводится игра. Водящий садится на корточки в центре круга.
Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:
Колпачок, колпачок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили. После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг.
Хлопая в ладоши, поют:
Танцевать заставили.
Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами.
Все поют:
Танцуй, танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!
Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.
Дети садятся.
- Ребята, а кто знает , как называются шуточные стихи для детей? ( потешки)
- Сегодня вам прочитают потешки Вика и Настя.
1.Сорока-сорока.! Где была?
- Далеко!
- Что делала?
- Кашу варила, деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
- Ты дров не носил,
Ты печку не топил!
2. Утка утенка,
Кошка котенка,
Мышка мышонка
Зовет на обед.
Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели.
А ты еще нет?
Где твоя ложечка?
Скушай, хоть немножечко!
- ПОКА ДЕВОЧКИ ЧИТАЛИ ПОТЕШКИ, Я ТУТ УСЛЫШАЛА , ЧТО МЫШКА ВМЕСТО « ШИШКА» ГОВОРИТ «СЫСКА», ВМЕСТО «СУШКА» - «СУСКА».
- Это правильно, ребята.
В. Для того, чтобы правильно научиться произносить слова и звуки в них, нам нужны чистоговорки. Давайте мы с вами тоже поупражняемся.
1. су- су- су – тихо зимой в лесу.
2. шу – шу – шу – я письмо тебе пишу.
Работа со скороговоркой: « Проворонила ворона вороненка».(медленно и быстро, с предварительным показом воспитателя.)
Ребята, послушайте песенку.Воспитатель исполняет.
Спи, сыночек мой, усни
Спи, сыночек мой, усни
Люли, люшеньки, люли
Скоро ноченька пройдет,
Красно солнышко взойдет.
Свежи росушки падут,
В поле цветы взрастут,
Сад весенний расцветет,
Вольна пташка запоет.
Люли, люшеньки, люли,
Ты, сыночек, крепко спи.
- Что это за песенка?
- Для чего она нужна?
- А вам поет мама колыбельные песни?
- Скажите, громкие или тихие они?
- Почему?
_ Звери устали и отправляются отдыхать в свой домик, давайте мы им споем колыбельную песенку.
Баю, баю , баюшки,
Спать ложатся заюшки.
На ромашках спят шмели.
Лягушата спать легли.
В темном поле у реки
Спят ежата- колобки.
Влезла белочка в дупло
Спать ей тихо и тепло.
Баю, баюшки, баю,
Да кому же я пою?
Рыбка спать ушла на дно,
Детка спит уже давно.
В. – Тихо в домике, все уснули.
- Давайте вспомним, что мы делали сегодня на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/26/picture-369104-1388086085.jpg)
НОД "Ознакомление детей с малыми фольклорными формами: загадки,пословицы,скороговорки"
НОД "Ознакомление детей с малыми фольклорными формами: загадки,пословицы,скороговорки"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/24/picture-559703-1456325250.jpg)
"Развитие речи младших дошкольников посредством малых фольклорных форм"
опыт работы по теме "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм"....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/09/picture-1091428-1544367013.jpg)
Научно-исследовательская работа. Формирование коммуникативно-речевой активности младших дошкольников средствами малых фольклорных форм.
Коммуникативно-речевая активность ребенка в дошкольный период оказывает влияние на всю его последующую жизнь. Исследование было ориентировано на изучение влияния малых фольклорных форм на коммун...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/12/picture-1092625-1544608830.jpg)
Формирование связной речи дошкольников через малые фольклорные формы
Дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи ребенка. Основная задача развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного для него языка.Устное народное творчество ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/12/picture-1092625-1544608830.jpg)
Формирование связной речи дошкольников через малые фольклорные формы в группе
Народный фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему ...
Развитие компонентов устной речи младших дошкольников посредством малых фольклорных форм.
Развитие компонентов устной речи младших дошкольников посредством малых фольклорных форм....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/24/picture-1210778-1579838835.jpg)
Отчёт по самообразованию.Тема: «Эффективные способы и приёмы развития речи младших дошкольников посредством малых фольклорных форм».
Материал по теме самообразования....