НОД "Ознакомление детей с малыми фольклорными формами: загадки,пословицы,скороговорки"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Стерликова Антонина Алексеевна

НОД "Ознакомление детей с малыми фольклорными формами: загадки,пословицы,скороговорки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zagadki.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в детском саду

«Ознакомление детей с малыми фольклорными формами: загадки, пословицы, скороговорки».

Цель:

  • научить детей понимать содержание и значение пословиц, связывать их значение с содержанием короткого рассказа, инсценировки;
  • научить произносить чистоговорки;
  • познакомить детей с загадками-сравнениями;
  • повторить знакомые считалки, помочь заучить текст народной игры “Селезень”.

Материалкартинки к пословицам; листы бумаги, карандаши, зеркала, шапочки к игре, атрибуты к инсценировкам, буквы А, О, И, У.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная разминка “Путешествие язычка”.

Народ придумал скороговорки и чистоговорки, которые учат детей говорить правильно, чисто, внятно и четко.

Воспитатель показывает буквы А, О, И, У и предлагает детям вспомнить чистоговорку:

И-и-и-и ты на небо посмотри, 
У-у-у-у и увидим мы луну.
А-а-а-а рядом яркая звезда,
О-о-о-о как до неба далеко.

Воспитатель проводит игру “Сломанный телевизор” (дети работают с зеркалом, произнося чистоговорку без звука).

Воспитатель произносит скороговорку “Чики –чики –чикалочка”

Дети повторяют ее сначала медленно, затем в ускоренном темпе, потом отстукивая ритм ложками.

3. Воспитатель проводит беседу.

– Дети, вы знаете много сказок, которые сочинил народ, в сказках заключена народная мудрость. Они учат быть трудолюбивыми и добрыми, в сказках зло всегда наказывается. Народной мудрости нас учат также и пословицы. Пословицы – это меткое слово, это поучения, как надо поступать и как не надо. Сейчас мы посмотрим небольшие инсценировки и подберем к ним уже знакомые поговорки.

1-ая сценка: “Поспешишь – людей насмешишь”.

2-ая сценка: “Как аукнется, так и откликнется”.

 3-ая сценка: “Человек без друзей, как дерево без корней”

Воспитатель рассказывает историю (На доске картинки: бабушка, два мальчика, сломанный автобус, одноухий заяц, чистая машина):

– В скверике гуляла старушка. Рядом играли дети. Остановилась старушка, посмотрела на игрушки, потом на детей и сразу догадалась, что хозяин разбитого автобуса и зайца – вон тот неряха, а хозяин чистенькой машины – мальчик в синем свитере. “Эх, – вздохнула старушка, – какие сами такие и сани!”

Почему так сказала старушка?

Как догадалась, чьи были игрушки?

4. Физкультурная минутка.

В ладоши громко хлопните,

Ногой по полу топните,

Нагнитесь, распрямитесь,

Как струнки потянитесь,

Теперь доброжелательно

Друг другу улыбнитесь.

Должны вы сесть, глаза закрыть.

И обо всем на миг забыть.

5. Знакомство с загадками-сравнениями.

Воспитатель спрашивает у детей, чем отличается загадка от пословиц, сказок, скороговорок . И дети делают вывод, о том, что загадки надо отгадывать, т.к в них предмет не называется и нужно самому догадаться о ком или о чем идет речь .Воспитатель предлагает детям загадать знакомые загадки своим товарищам .

Воспитатель загадывает детям несколько загадок.

“Зеленая, но не огурчик
Прыгает, но не кузнечик” (лягушка)
“Серый, но не мышка,
Страшный, но не медведь” (волк)

Воспитатель объясняет, по каким признакам происходит сравнение в загадке:

– по цвету
– по действию
– по размеру

Воспитатель предлагает нарисовать любого животного и сочинить загадку-сравнение.

6. Игра:Русская народная игра “Селезень” (повторение считалок, расшифровка старинных русских слов).

7. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пособие по физическому развитию детей: "Комплексы бодрящей гимнастики после сна для детей 3-5 лет с использованием малых фольклорных форм"

В пособие включены 18 комплексов бодрящей гимнастики поле сна. Описаны место,условия, длительность проведения. Комплексы построены в стихотворной форме на основе малых фольклорных форм. Комплексы напр...

Консультация для воспитателей «Воспитательная роль русского народного творчества в развитии творческого потенциала малышей и его роль в социализации детей. Использование малых фольклорных форм»

В современной практике дошкольного образования  и семейного воспитания идет активное возрождение принципа народности воспитания, который предполагает приобщение детей к основам родной культуры, к...

КАРТОТЕКА «Загадки, пословицы, скороговорки и потешки о подушке"

Материал для работы с детьми дошкольного возраста...

Знакомство детей с малыми фольклорными формами в процессе коррекционной работы на дошкольном логопункте

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассм...

Создание условий для речевого развития детей посредством малых фольклорных форм.

. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Наблюдение за детьми показали, что большинство малышей довольствовались лишь рассматриванием картинок в...

Знакомство детей с малыми фольклорными формами.

Конспект занятия во второй младшей группе....