Образовательная деятельность по эксперементированию
опыты и эксперименты по развитию речи (старшая группа) на тему

Федорова Анна Николаевна

Интегрированная деятельность по экспериментированию в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_po_eksperementirovaniyu.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по экспериментированию в старшей группе.

«Воздух »

 Познавательно-исследовательская деятельность.

Цель: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, ролью в жизни человека. Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.

Задачи:

1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

2. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.

3. Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.

4. Обеспечить получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

5. Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции.

Предварительная работа: наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека.

Оборудование:  письмо,  стакан с водой,  трубочка (на каждого ребенка), свистульки,  полиэтиленовые пакеты, веер, белый лист бумаги,  воздушный шарик.

 

Ход занятия:

Воспитатель: 

Ребята, смотрите, в наш детский сад пришло письмо, давайте посмотрим от кого (воспитатель внимательно рассматривает письмо). От ослика Иа, давайте откроем и прочитаем его. «Здравствуйте, ребята! Недавно я был в гостях у Совы, она подарила мне воздушный шарик и почему-то сказала, что это не простой шарик, а  удивительный. Ничего не понимаю, что в нем может быть удивительного, обычный воздушный шарик?! Ребята,  может быть вы поможете мне понять, что в нем удивительного? Очень буду ждать вашего ответа. Ослик Иа».

Воспитатель: ну, что, ребята, поможем ослику?  А не кажется ли вам, что воздушный шарик может о чём-то нам рассказать?

Воспитатель: А вы знаете, почему шарик называется воздушный?

 (Потому что внутри шарика есть воздух)

Воспитатель: сегодня мы с вами узнаем, что такое воздух, из чего он состоит, для чего он нам нужен. 

Воспитатель: а сейчас отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратно держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем. ( воздух)

  Почему мы  его не видим, не слышим и не чувствуем? (Потому что он невидим).  Давайте  мы с вами превратимся в маленьких исследователей   и проведем несколько экспериментов с воздухом, чтобы помочь ослику Иа понять, что же такое воздух.  Рассаживайтесь на свои места, мои маленькие исследователи.

 1) Для начала мы увидим воздух. Возьмем полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нем? (пусто).  Да, он пустой, его можно сложить несколько раз. Теперь мы наберем в пакет воздух и закрутим его. ( Стоя на месте, размахивать пакетом из стороны в сторону; держать пакет в руках неподвижно и при этом быстро передвигаться по комнате)  Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? (ответы) .

 Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему? (ответы) .

 И так, мы с вами выяснили, что воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и закрыли его в мешочке. А потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас.

2)  А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы) .

 А давайте проверим. Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет.

  Ой, ребята, что это происходит с водой? (выходят пузырьки) .

 Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы) .

Воспитатель: Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

 Вот так,  мы смогли увидеть воздух.  А сейчас, давайте немножко отдохнём!

Физкультминутка.

Дует, дует ветер.

Дует, задувает. ( дети машут на себя руками)

Жёлтые листочки

С дерева срывает. ( на носочках потянуться вверх и «срывать листочки»)

И летят листочки

Над лесной дорожкой. (бег по кругу или кружатся на месте)

Падают листочки

Прямо нам под ножки. (медленно садятся на корточки)

Воспитатель: Ну, вот немножко отдохнули и можно продолжать наше исследование, занимайте свои места.

3) А как вы думаете, сможем ли мы почувствовать воздух? Для того, чтобы нам его почувствовать, нам нужно сделать веера. Берем лист бумаги и начинаем складывать гармошкой.

 А теперь помашем веером на себя. Что мы чувствуем? (ответы).

 Правильно, мы чувствуем ветерок. Ведь ветер – это воздух. Вот так,  мы можем почувствовать воздух.  А давайте подарим наши красивые веера ослику, кладите в коробочку (дети складывают веера в коробку), а я сегодня схожу на почту и отправлю посылку ослику.

 4) А сможем ли мы услышать воздух?

Воспитатель: А вот и можно. Ребята, как же возникает звук? (ответы)

А на самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед, это называется колебание. Повторите как это называется (словарная работа) .

 Посмотрите, у нас на столах лежат  свистульки, через них можно пустить быструю струю воздуха.  Что мы слышим? (звук)

Звук возник от попадания воздуха в свистульку.

Итак, ребята, давайте подведем итог нашего эксперимента. Ну, что, теперь вы знаете, почему воздушный шарик ослика Иа оказался удивительным?

  Внутри него есть воздух, который можно увидеть, услышать и почувствовать. Воздух окружает нас повсюду, он состоит из нескольких газов, один из которых – кислород, именно кислород нужен для дыхания живым существам.

Сегодня мы с вами напишем письмо ослику Иа, в котором напишем всё про воздух и отправим посылку с веерами. Спасибо вам, ребята, что помогли ослику. А сейчас давайте попрощаемся  с нашими гостями.

Воспитатель: Ребята, а вам понравилась искать воздух? (ответы детей) А что больше всего понравилось делать? (Ответы детей) Все сегодня такие молодцы! На этом мы закончим своё экспериментирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план -конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами эксперементирования с дошкольниками в младшей группе "Прятки с водой"

Данная непосредственно образовательная деятельность с элементами эксперементирования на тему "Прятки с водой" ,позволит  развить познавательную активность; будет способствовать расширению знаний ...

Непосредственно - образовательная деятельность по эксперементированию.

Совместная деятельность по экологии в виде эксперемента.(создание фильтра для очистки воды)...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕМУ: «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЗАЙЦА» (РАЗВИТИЕ РЕЧИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ) В МЛАДЩЕЙ ГРУПЕ

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИНА ТЕМУ: «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЗАЙЦА» (РАЗВИТИЕ РЕЧИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ)В МЛАДЩЕЙ ГРУПЕ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по эксперементированию с предметами и веществами

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по эксперементированию с предметами и веществами в  первой младшей группе  на тему: «Чаепитие»...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНОВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ Тема: «Таинственный воздух»

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНОВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ           Тема: «Таинственный возду...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие, эксперементирование» в младшей группе.

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие, эксперементирование» в младшей группе.          ...