КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНОВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ Тема: «Таинственный воздух»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Куприяненко Марина Викторовна

КОНСПЕКТ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНОВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Таинственный воздух»

 

Дата проведения: 13.12.2017

 

Составила: Куприяненко Марина Викторовна

 

Должность: воспитатель МБДОУ ДС КВ №39 пгт Ильского

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017г.

 

Возраст: подготовительно дошкольный возраст (подготовительная к школе группа)

 

Образовательная область: познавательное развитие

 

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательное развитие

 

Культурная практика: познавательная, экспериментирование с воздухом

 

Материалы оборудование: Письмо от «марсиан», звуки ветра, иллюстрация-планета Земля, музыкальные инструменты (дудочки, флейты, свистульки), киндеры с «запахом» и без запаха, миска с водой, соломинки для коктейля, бумажные веера, салфетки, зубочистки, целлофановые пакеты, воздушные шары, пластиковые стаканы с водой, знаки – кружочки ( зелёные и красные), «ракета».

Словарь: атмосфера, воздушный, марсиане, скафандр.
Для «Ракеты»: шарик, трубочка, скотч, длинная верёвка. 
Изготовление «ракеты»:
1. Надуть воздушный шарик. Легко завязать его край;
2. Продеть нитку через трубочку. Оба конца нити привязать, в разных сторонах комнаты, к каким-то предметам; 
3. Скотчем прикрепить трубочку к шарику.

Цель:

Уточнение и обобщение представлений о свойствах и функциях воздуха


Задачи:

1.     развивать навыки проведения опытов, формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление через поисковую деятельность в процессе экспериментирования, поддерживать познавательную активность, инициативу, сообразительности, самостоятельности.

2.     способствовать установлению причинно-следственных связей на основе эксперимента, умению делать выводы,
стимулировать речевую активность.

3.     способствовать расширению знаний о воздухе,  совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности.

4.     воспитывать аккуратность при проведении опытов, воспитывать желание помочь друг другу, умение уступать.
 

Ход  ОД

1.     этап. Мотивация

Воспитатель:  Ребята! Я вчера получила письмо. Вот оно, посмотрите какое красивое.

Воспитатель: Интересно от кого оно?

(ответы детей)

Воспитатель: Это письмо из далекого космоса от марсиан.

Воспитатель: Что будем делать?

(ответы детей)

Воспитатель: Может кто-то умеет читать?

(ответы детей)

Воспитатель: Может я прочту?

(ответы детей)

Письмо

 Здравствуйте, дети! Нам нужна ваша помощь. Мы увидели вашу планету, и нам очень  хочется  спуститься на нее.  Но, вот беда  мы не знаем, есть ли на вашей планете воздух и можно ли ходить без скафандров. Скорее пришлите ответ, нам очень хочется побывать у вас в гостях и подружиться с вами.

Наш адрес: Космос. Планета Марс. Корабль марсиан. До свидания. Ждем ответа.

2.     Этап.  Планирование

Воспитатель: Что будем делать?

(ответы детей)

Воспитатель: Как мы будем помогать?

(ответы детей)

Воспитатель: Что нам для этого надо?

(ответы детей)

Воспитатель:  Есть ли воздух на земле и можно ли ходить без скафандра?

(ответы детей)

Воспитатель: Можно ли его увидеть, потрогать?

(ответы детей)

Воспитатель: Для чего нужен воздух?

(ответы детей)

Проводить опыты это очень серьезная и ответственная работа.

 

Правила техники безопасности при проведении опытов:

1.     Аккуратно пользоваться с емкостью для воды?

2.     Не пробовать на вкус вещества?

3.     Нельзя наклоняться над сосудом, в котором происходит реакция.

4.     Своевременно поддерживать порядок на рабочем столе.

5.     Работать нужно аккуратно, результат опыта зависит от чистоты проведения эксперимента.

6.     При разбавлении кислот (уксуса) подходит к столу нельзя.

 

3.     Этап.  Основная часть

Воспитатель;
На доске картинка с изображением планеты Земля.

Воспитатель: Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.
Сегодня мы с вами поговорим о воздухе.

      Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
(ответы детей)
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
(ответы детей)
Воспитатель: Невидимый! Значит, его и нет вовсе? Вот докажите, что этот самый воздух есть!

(Ответы детей)
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы увидеть воздух?

(ответы детей)

Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Опыт №1 «Поймаем воздух».

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
(ответы детей)
Воспитатель: Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом? 

(ответы детей)
Дети: Пакет стал толстый. Он полон воздуха, и похож на подушку.
Воспитатель: Воздух занял всё место в пакете. Теперь проткнём пакет зубочисткой и приложим к щеке. Что мы чувствуем?
(ответы детей)
Воспитатель: развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
(ответы детей)
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух?
Вывод (делают дети):

 

Опыт №2 «Воздух в человеке».

Воспитатель: Чем мы с вами дышим?

(ответы детей)

Воспитатель: Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули?

(ответы детей)

Воспитатель: Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте. Что происходит?
(ответы детей)
Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
(ответы детей)
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: (делают дети)

 

Опыт №3 «Воздух можно услышать».

Воспитатель: Предлагаю вам услышать воздух. Давайте надуем шарики, где сейчас воздух?
(ответы детей)
Воспитатель: Чтобы услышать воздух, спустите наши шарики

Что происходит?
(ответы детей)
Воспитатель: Возьмите музыкальные инструменты подуйте в них. Что мы слышим? 

(ответы детей)
Вывод: (делают дети)


Опыт №4 «Ветер – это движение воздуха».

Воспитатель: Итак, воздух окружает нас. Как вы думает, мы можем почувствовать воздух?

(Ответы детей)

Воспитатель: А как мы можем это сделать?

(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
(ответы детей)
Воспитатель: Мы не можем увидеть ветерок, потому что воздух прозрачный. Но мы можем пронаблюдать, как красиво ветерок играет с салфеткой. Возьмите веер и помашите им над салфеткой. Почему салфетка движется? 
(ответы детей)

Вывод: (делают дети)


Физ-минутка «Ветерок»


Воспитатель: Ребята, я предлагаю поиграть в игру “ветерок”. Вы будете изображать тихий ласковый теплый ветерок, который будет играть с лентой. Музыка будет вам помогать подбирать интересные разнообразные движения.
 Звучит музыка, дети двигаются с лентами. Музыка становиться все тише и тише, и замолкает. 

Воспитатель: Все молодцы, очень красиво изображали ветерок.

 

чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.


Опыт №5 «Воздух легче воды».

Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат киндеры попробуйте их "утопить". Почему они не тонут? 
(ответы детей)
Вывод: (делают дети)


Опыт №6 «Воздух занимает место».

Воспитатель: Возьмите в руки маленький стакан, внутри которого находится смятая бумага. Внимательно посмотрите, бумага сухая. Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в большой стакан с водой. Стакан надо держать прямо. Продолжайте погружать стакан в воду, пока он не коснется дна. Затем достаньте стакан из воды и снова проверьте бумагу.

 Она намокла или нет?

(ответы детей)

Воспитатель: Почему бумага осталась сухой?

(ответы детей)
Воспитатель: А теперь опустите этот же стакан в воду, но держать его немного наклонно. Что появляется в воде?

(ответы детей)

Воспитатель: Откуда они взялись?

(ответы детей)

Воспитатель: Проверьте полоску бумаги снова. Какая она теперь?

(ответы детей)

Воспитатель: Вода вытеснила воздух, заняла всё пространство в стакане и намочила полоску бумаги.

Вывод: (делают дети)


Опыт №7 «Воздух может двигать предметы».

Воспитатель: Посмотрите, у нас к старту готова «ракета», давайте отправим её в полёт. Начинаем отсчёт: 5,4,3,2,1 старт (воспитатель развязывает веревочку, связывающую край шарика и он, как настоящая ракета летит от одного конца нити к другому).
Воспитатель: Что было внутри нашей ракеты. Почему она полетела? 
(ответы детей)
Вывод: ( делают дети)


4. Этап.  рефлексия.
Воспитатель: Ребята, для чего мы с вами проводили опыты?

(ответы детей)

Воспитатель: Вам было сложно?

(ответы детей)

Воспитатель: Почему?

(ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а что мы с вами забыли сделать?

(ответы детей)

Воспитатель: Наши друзья марсиане ждут от нас что?

(ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а кто из вас умеет писать?

(ответы детей)

Воспитатель: Отправляет письмо

На память о нашем занятии я подарю вам воздушные шары. Дома вы расскажете родителям всё, что узнали о воздухе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_po_poznavatelnomu_razvitiyu_vozduh.docx25.42 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНОВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ

Тема: «Таинственный воздух»

Дата проведения: 13.12.2017

Составила: Куприяненко Марина Викторовна

Должность: воспитатель МБДОУ ДС КВ №39 пгт Ильского

2017г.

Возраст: подготовительно дошкольный возраст (подготовительная к школе группа)

Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательное развитие

Культурная практика: познавательная, экспериментирование с воздухом

Материалы оборудование: Письмо от «марсиан», звуки ветра, иллюстрация-планета Земля, музыкальные инструменты (дудочки, флейты, свистульки), киндеры с «запахом» и без запаха, миска с водой, соломинки для коктейля, бумажные веера, салфетки, зубочистки, целлофановые пакеты, воздушные шары, пластиковые стаканы с водой, знаки – кружочки ( зелёные и красные), «ракета».

Словарь: атмосфера, воздушный, марсиане, скафандр.
Для «Ракеты»: шарик, трубочка, скотч, длинная верёвка. 
Изготовление «ракеты»:
1. Надуть воздушный шарик. Легко завязать его край;
2. Продеть нитку через трубочку. Оба конца нити привязать, в разных сторонах комнаты, к каким-то предметам; 
3. Скотчем прикрепить трубочку к шарику.

Цель: 

Уточнение и обобщение представлений о свойствах и функциях воздуха


Задачи:

  1. развивать навыки проведения опытов, формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление через поисковую деятельность в процессе экспериментирования, поддерживать познавательную активность, инициативу, сообразительности, самостоятельности.
  2. способствовать установлению причинно-следственных связей на основе эксперимента, умению делать выводы,
    стимулировать речевую активность.
  3. способствовать расширению знаний о воздухе,  совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности.
  4. воспитывать аккуратность при проведении опытов, воспитывать желание помочь друг другу, умение уступать.

Ход  ОД

  1. этап. Мотивация

Воспитатель:  Ребята! Я вчера получила письмо. Вот оно, посмотрите какое красивое.

Воспитатель: Интересно от кого оно?

(ответы детей)

Воспитатель: Это письмо из далекого космоса от марсиан.

Воспитатель: Что будем делать?

(ответы детей)

Воспитатель: Может кто-то умеет читать?

(ответы детей)

Воспитатель: Может я прочту?

(ответы детей)

Письмо

 Здравствуйте, дети! Нам нужна ваша помощь. Мы увидели вашу планету, и нам очень  хочется  спуститься на нее.  Но, вот беда  мы не знаем, есть ли на вашей планете воздух и можно ли ходить без скафандров. Скорее пришлите ответ, нам очень хочется побывать у вас в гостях и подружиться с вами.

Наш адрес: Космос. Планета Марс. Корабль марсиан. До свидания. Ждем ответа.

  1. Этап.  Планирование

Воспитатель: Что будем делать?

(ответы детей)

Воспитатель: Как мы будем помогать?

(ответы детей)

Воспитатель: Что нам для этого надо?

(ответы детей)

Воспитатель:  Есть ли воздух на земле и можно ли ходить без скафандра?

(ответы детей)

Воспитатель: Можно ли его увидеть, потрогать?

(ответы детей)

Воспитатель: Для чего нужен воздух?

(ответы детей)

Проводить опыты это очень серьезная и ответственная работа.

Правила техники безопасности при проведении опытов:

  1. Аккуратно пользоваться с емкостью для воды?
  2. Не пробовать на вкус вещества?
  3. Нельзя наклоняться над сосудом, в котором происходит реакция.
  4. Своевременно поддерживать порядок на рабочем столе.
  5. Работать нужно аккуратно, результат опыта зависит от чистоты проведения эксперимента.
  6. При разбавлении кислот (уксуса) подходит к столу нельзя.

  1. Этап.  Основная часть

Воспитатель;
На доске картинка с изображением планеты Земля.

Воспитатель: Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.
Сегодня мы с вами поговорим о воздухе.

      Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
(ответы детей)
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
(ответы детей)
Воспитатель: Невидимый! Значит, его и нет вовсе? Вот докажите, что этот самый воздух есть!

(Ответы детей)
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы увидеть воздух?

(ответы детей)

Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Опыт №1 «Поймаем воздух».

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
(ответы детей)
Воспитатель: Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом? 

(ответы детей)
Дети: Пакет стал толстый. Он полон воздуха, и похож на подушку.
Воспитатель: 
Воздух занял всё место в пакете. Теперь проткнём пакет зубочисткой и приложим к щеке. Что мы чувствуем?
(ответы детей)
Воспитатель: развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
(ответы детей)
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух?
Вывод (делают дети):

Опыт №2 «Воздух в человеке».

Воспитатель: Чем мы с вами дышим?

(ответы детей)

Воспитатель: Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули?

(ответы детей)

Воспитатель: Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте. Что происходит?
(ответы детей)
Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
(ответы детей)
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: (делают дети)

Опыт №3 «Воздух можно услышать».

Воспитатель: Предлагаю вам услышать воздух. Давайте надуем шарики, где сейчас воздух?
(ответы детей)
Воспитатель: Чтобы услышать воздух, спустите наши шарики

Что происходит?
(ответы детей)
Воспитатель: Возьмите музыкальные инструменты подуйте в них. Что мы слышим? 

(ответы детей)
Вывод: (делают дети)


Опыт №4 «Ветер – это движение воздуха».

Воспитатель: Итак, воздух окружает нас. Как вы думает, мы можем почувствовать воздух?

(Ответы детей)

Воспитатель: А как мы можем это сделать?

(Ответы детей)
Воспитатель: 
Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
(ответы детей)
Воспитатель: Мы не можем увидеть ветерок, потому что воздух прозрачный. Но мы можем пронаблюдать, как красиво ветерок играет с салфеткой. Возьмите веер и помашите им над салфеткой. Почему салфетка движется? 
(ответы детей)

Вывод: (делают дети)


Физ-минутка «Ветерок»


Воспитатель: Ребята, я предлагаю поиграть в игру “ветерок”. Вы будете изображать тихий ласковый теплый ветерок, который будет играть с лентой. Музыка будет вам помогать подбирать интересные разнообразные движения.
 Звучит музыка, дети двигаются с лентами. Музыка становиться все тише и тише, и замолкает. 

Воспитатель: Все молодцы, очень красиво изображали ветерок.

чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.


Опыт №5 «Воздух легче воды».

Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат киндеры попробуйте их "утопить". Почему они не тонут? 
(ответы детей)
Вывод: (делают дети)


Опыт №6 «Воздух занимает место».

Воспитатель: Возьмите в руки маленький стакан, внутри которого находится смятая бумага. Внимательно посмотрите, бумага сухая. Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в большой стакан с водой. Стакан надо держать прямо. Продолжайте погружать стакан в воду, пока он не коснется дна. Затем достаньте стакан из воды и снова проверьте бумагу.

 Она намокла или нет?

(ответы детей)

Воспитатель: Почему бумага осталась сухой?

(ответы детей)
Воспитатель: А теперь опустите этот же стакан в воду, но держать его немного наклонно. Что появляется в воде?

(ответы детей)

Воспитатель: Откуда они взялись?

(ответы детей)

Воспитатель: Проверьте полоску бумаги снова. Какая она теперь?

(ответы детей)

Воспитатель: Вода вытеснила воздух, заняла всё пространство в стакане и намочила полоску бумаги.

Вывод: (делают дети)


Опыт №7 «Воздух может двигать предметы».

Воспитатель: Посмотрите, у нас к старту готова «ракета», давайте отправим её в полёт. Начинаем отсчёт: 5,4,3,2,1 старт (воспитатель развязывает веревочку, связывающую край шарика и он, как настоящая ракета летит от одного конца нити к другому).
Воспитатель: Что было внутри нашей ракеты. Почему она полетела? 
(ответы детей)
Вывод: ( делают дети)


4. Этап.  рефлексия.
Воспитатель: Ребята, для чего мы с вами проводили опыты? 

(ответы детей)

Воспитатель: Вам было сложно?

(ответы детей)

Воспитатель: Почему?

(ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а что мы с вами забыли сделать?

(ответы детей)

Воспитатель: Наши друзья марсиане ждут от нас что?

(ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а кто из вас умеет писать?

(ответы детей)

Воспитатель: Отправляет письмо

На память о нашем занятии я подарю вам воздушные шары. Дома вы расскажете родителям всё, что узнали о воздухе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД по о/о «Познавательное развитие» с элементами экспериментирования Тема: «Воздух – волшебник»

Образовательная деятельность направлена на развитие познавательной активности в процессе экспериментирования, расширения знаний о воздухе как о газообразном веществе; на знакомство со свойствами ...

Конспект открытый НОД по освоению ОО "Позновательного развития" с элементами экперементирования "Чудеса на кухне"

формирование навыков экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов....

Конспект непрерывной-образовательной деятельности по познавательному развитию (с элементами экспериментирования) в старшей группе «Волшебник-воздух»

Программное содержание:- развивать представления детей о свойствах воздуха;- помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи;- подвести к пониманию, что воздух есть в окружающем пр...

Конспект по позновательному развитую с элементами экспериментирования "Песок и его свойства"

Конспект по позновательному развитую с элементами экспериментирования "Песок и его свойства"...