КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНОВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ Тема: «Таинственный воздух»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
КОНСПЕКТ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНОВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ
Тема: «Таинственный воздух»
Дата проведения: 13.12.2017
Составила: Куприяненко Марина Викторовна
Должность: воспитатель МБДОУ ДС КВ №39 пгт Ильского
2017г.
Возраст: подготовительно дошкольный возраст (подготовительная к школе группа)
Образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательное развитие
Культурная практика: познавательная, экспериментирование с воздухом
Материалы оборудование: Письмо от «марсиан», звуки ветра, иллюстрация-планета Земля, музыкальные инструменты (дудочки, флейты, свистульки), киндеры с «запахом» и без запаха, миска с водой, соломинки для коктейля, бумажные веера, салфетки, зубочистки, целлофановые пакеты, воздушные шары, пластиковые стаканы с водой, знаки – кружочки ( зелёные и красные), «ракета».
Словарь: атмосфера, воздушный, марсиане, скафандр.
Для «Ракеты»: шарик, трубочка, скотч, длинная верёвка.
Изготовление «ракеты»:
1. Надуть воздушный шарик. Легко завязать его край;
2. Продеть нитку через трубочку. Оба конца нити привязать, в разных сторонах комнаты, к каким-то предметам;
3. Скотчем прикрепить трубочку к шарику.
Цель:
Уточнение и обобщение представлений о свойствах и функциях воздуха
Задачи:
1. развивать навыки проведения опытов, формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление через поисковую деятельность в процессе экспериментирования, поддерживать познавательную активность, инициативу, сообразительности, самостоятельности.
2. способствовать установлению причинно-следственных связей на основе эксперимента, умению делать выводы,
стимулировать речевую активность.
3. способствовать расширению знаний о воздухе, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности.
4. воспитывать аккуратность при проведении опытов, воспитывать желание помочь друг другу, умение уступать.
Ход ОД
1. этап. Мотивация
Воспитатель: Ребята! Я вчера получила письмо. Вот оно, посмотрите какое красивое.
Воспитатель: Интересно от кого оно?
(ответы детей)
Воспитатель: Это письмо из далекого космоса от марсиан.
Воспитатель: Что будем делать?
(ответы детей)
Воспитатель: Может кто-то умеет читать?
(ответы детей)
Воспитатель: Может я прочту?
(ответы детей)
Письмо
Здравствуйте, дети! Нам нужна ваша помощь. Мы увидели вашу планету, и нам очень хочется спуститься на нее. Но, вот беда мы не знаем, есть ли на вашей планете воздух и можно ли ходить без скафандров. Скорее пришлите ответ, нам очень хочется побывать у вас в гостях и подружиться с вами.
Наш адрес: Космос. Планета Марс. Корабль марсиан. До свидания. Ждем ответа.
2. Этап. Планирование
Воспитатель: Что будем делать?
(ответы детей)
Воспитатель: Как мы будем помогать?
(ответы детей)
Воспитатель: Что нам для этого надо?
(ответы детей)
Воспитатель: Есть ли воздух на земле и можно ли ходить без скафандра?
(ответы детей)
Воспитатель: Можно ли его увидеть, потрогать?
(ответы детей)
Воспитатель: Для чего нужен воздух?
(ответы детей)
Проводить опыты это очень серьезная и ответственная работа.
Правила техники безопасности при проведении опытов:
1. Аккуратно пользоваться с емкостью для воды?
2. Не пробовать на вкус вещества?
3. Нельзя наклоняться над сосудом, в котором происходит реакция.
4. Своевременно поддерживать порядок на рабочем столе.
5. Работать нужно аккуратно, результат опыта зависит от чистоты проведения эксперимента.
6. При разбавлении кислот (уксуса) подходит к столу нельзя.
3. Этап. Основная часть
Воспитатель;
На доске картинка с изображением планеты Земля.
Воспитатель: Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.
Сегодня мы с вами поговорим о воздухе.
Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
(ответы детей)
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
(ответы детей)
Воспитатель: Невидимый! Значит, его и нет вовсе? Вот докажите, что этот самый воздух есть!
(Ответы детей)
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы увидеть воздух?
(ответы детей)
Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Опыт №1 «Поймаем воздух».
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
(ответы детей)
Воспитатель: Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?
(ответы детей)
Дети: Пакет стал толстый. Он полон воздуха, и похож на подушку.
Воспитатель: Воздух занял всё место в пакете. Теперь проткнём пакет зубочисткой и приложим к щеке. Что мы чувствуем?
(ответы детей)
Воспитатель: развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
(ответы детей)
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух?
Вывод (делают дети):
Опыт №2 «Воздух в человеке».
Воспитатель: Чем мы с вами дышим?
(ответы детей)
Воспитатель: Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули?
(ответы детей)
Воспитатель: Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте. Что происходит?
(ответы детей)
Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
(ответы детей)
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: (делают дети)
Опыт №3 «Воздух можно услышать».
Воспитатель: Предлагаю вам услышать воздух. Давайте надуем шарики, где сейчас воздух?
(ответы детей)
Воспитатель: Чтобы услышать воздух, спустите наши шарики
Что происходит?
(ответы детей)
Воспитатель: Возьмите музыкальные инструменты подуйте в них. Что мы слышим?
(ответы детей)
Вывод: (делают дети)
Опыт №4 «Ветер – это движение воздуха».
Воспитатель: Итак, воздух окружает нас. Как вы думает, мы можем почувствовать воздух?
(Ответы детей)
Воспитатель: А как мы можем это сделать?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
(ответы детей)
Воспитатель: Мы не можем увидеть ветерок, потому что воздух прозрачный. Но мы можем пронаблюдать, как красиво ветерок играет с салфеткой. Возьмите веер и помашите им над салфеткой. Почему салфетка движется?
(ответы детей)
Вывод: (делают дети)
Физ-минутка «Ветерок»
Воспитатель: Ребята, я предлагаю поиграть в игру “ветерок”. Вы будете изображать тихий ласковый теплый ветерок, который будет играть с лентой. Музыка будет вам помогать подбирать интересные разнообразные движения.
Звучит музыка, дети двигаются с лентами. Музыка становиться все тише и тише, и замолкает.
Воспитатель: Все молодцы, очень красиво изображали ветерок.
чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
Опыт №5 «Воздух легче воды».
Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат киндеры попробуйте их "утопить". Почему они не тонут?
(ответы детей)
Вывод: (делают дети)
Опыт №6 «Воздух занимает место».
Воспитатель: Возьмите в руки маленький стакан, внутри которого находится смятая бумага. Внимательно посмотрите, бумага сухая. Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в большой стакан с водой. Стакан надо держать прямо. Продолжайте погружать стакан в воду, пока он не коснется дна. Затем достаньте стакан из воды и снова проверьте бумагу.
Она намокла или нет?
(ответы детей)
Воспитатель: Почему бумага осталась сухой?
(ответы детей)
Воспитатель: А теперь опустите этот же стакан в воду, но держать его немного наклонно. Что появляется в воде?
(ответы детей)
Воспитатель: Откуда они взялись?
(ответы детей)
Воспитатель: Проверьте полоску бумаги снова. Какая она теперь?
(ответы детей)
Воспитатель: Вода вытеснила воздух, заняла всё пространство в стакане и намочила полоску бумаги.
Вывод: (делают дети)
Опыт №7 «Воздух может двигать предметы».
Воспитатель: Посмотрите, у нас к старту готова «ракета», давайте отправим её в полёт. Начинаем отсчёт: 5,4,3,2,1 старт (воспитатель развязывает веревочку, связывающую край шарика и он, как настоящая ракета летит от одного конца нити к другому).
Воспитатель: Что было внутри нашей ракеты. Почему она полетела?
(ответы детей)
Вывод: ( делают дети)
4. Этап. рефлексия.
Воспитатель: Ребята, для чего мы с вами проводили опыты?
(ответы детей)
Воспитатель: Вам было сложно?
(ответы детей)
Воспитатель: Почему?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а что мы с вами забыли сделать?
(ответы детей)
Воспитатель: Наши друзья марсиане ждут от нас что?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а кто из вас умеет писать?
(ответы детей)
Воспитатель: Отправляет письмо
На память о нашем занятии я подарю вам воздушные шары. Дома вы расскажете родителям всё, что узнали о воздухе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_od_po_poznavatelnomu_razvitiyu_vozduh.docx | 25.42 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНОВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ
Тема: «Таинственный воздух»
Дата проведения: 13.12.2017
Составила: Куприяненко Марина Викторовна
Должность: воспитатель МБДОУ ДС КВ №39 пгт Ильского
2017г.
Возраст: подготовительно дошкольный возраст (подготовительная к школе группа)
Образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательное развитие
Культурная практика: познавательная, экспериментирование с воздухом
Материалы оборудование: Письмо от «марсиан», звуки ветра, иллюстрация-планета Земля, музыкальные инструменты (дудочки, флейты, свистульки), киндеры с «запахом» и без запаха, миска с водой, соломинки для коктейля, бумажные веера, салфетки, зубочистки, целлофановые пакеты, воздушные шары, пластиковые стаканы с водой, знаки – кружочки ( зелёные и красные), «ракета».
Словарь: атмосфера, воздушный, марсиане, скафандр.
Для «Ракеты»: шарик, трубочка, скотч, длинная верёвка.
Изготовление «ракеты»:
1. Надуть воздушный шарик. Легко завязать его край;
2. Продеть нитку через трубочку. Оба конца нити привязать, в разных сторонах комнаты, к каким-то предметам;
3. Скотчем прикрепить трубочку к шарику.
Цель:
Уточнение и обобщение представлений о свойствах и функциях воздуха
Задачи:
- развивать навыки проведения опытов, формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление через поисковую деятельность в процессе экспериментирования, поддерживать познавательную активность, инициативу, сообразительности, самостоятельности.
- способствовать установлению причинно-следственных связей на основе эксперимента, умению делать выводы,
стимулировать речевую активность. - способствовать расширению знаний о воздухе, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности.
- воспитывать аккуратность при проведении опытов, воспитывать желание помочь друг другу, умение уступать.
Ход ОД
- этап. Мотивация
Воспитатель: Ребята! Я вчера получила письмо. Вот оно, посмотрите какое красивое.
Воспитатель: Интересно от кого оно?
(ответы детей)
Воспитатель: Это письмо из далекого космоса от марсиан.
Воспитатель: Что будем делать?
(ответы детей)
Воспитатель: Может кто-то умеет читать?
(ответы детей)
Воспитатель: Может я прочту?
(ответы детей)
Письмо
Здравствуйте, дети! Нам нужна ваша помощь. Мы увидели вашу планету, и нам очень хочется спуститься на нее. Но, вот беда мы не знаем, есть ли на вашей планете воздух и можно ли ходить без скафандров. Скорее пришлите ответ, нам очень хочется побывать у вас в гостях и подружиться с вами.
Наш адрес: Космос. Планета Марс. Корабль марсиан. До свидания. Ждем ответа.
- Этап. Планирование
Воспитатель: Что будем делать?
(ответы детей)
Воспитатель: Как мы будем помогать?
(ответы детей)
Воспитатель: Что нам для этого надо?
(ответы детей)
Воспитатель: Есть ли воздух на земле и можно ли ходить без скафандра?
(ответы детей)
Воспитатель: Можно ли его увидеть, потрогать?
(ответы детей)
Воспитатель: Для чего нужен воздух?
(ответы детей)
Проводить опыты это очень серьезная и ответственная работа.
Правила техники безопасности при проведении опытов:
- Аккуратно пользоваться с емкостью для воды?
- Не пробовать на вкус вещества?
- Нельзя наклоняться над сосудом, в котором происходит реакция.
- Своевременно поддерживать порядок на рабочем столе.
- Работать нужно аккуратно, результат опыта зависит от чистоты проведения эксперимента.
- При разбавлении кислот (уксуса) подходит к столу нельзя.
- Этап. Основная часть
Воспитатель;
На доске картинка с изображением планеты Земля.
Воспитатель: Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.
Сегодня мы с вами поговорим о воздухе.
Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
(ответы детей)
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
(ответы детей)
Воспитатель: Невидимый! Значит, его и нет вовсе? Вот докажите, что этот самый воздух есть!
(Ответы детей)
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы увидеть воздух?
(ответы детей)
Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Опыт №1 «Поймаем воздух».
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
(ответы детей)
Воспитатель: Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?
(ответы детей)
Дети: Пакет стал толстый. Он полон воздуха, и похож на подушку.
Воспитатель: Воздух занял всё место в пакете. Теперь проткнём пакет зубочисткой и приложим к щеке. Что мы чувствуем?
(ответы детей)
Воспитатель: развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
(ответы детей)
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух?
Вывод (делают дети):
Опыт №2 «Воздух в человеке».
Воспитатель: Чем мы с вами дышим?
(ответы детей)
Воспитатель: Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули?
(ответы детей)
Воспитатель: Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте. Что происходит?
(ответы детей)
Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
(ответы детей)
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: (делают дети)
Опыт №3 «Воздух можно услышать».
Воспитатель: Предлагаю вам услышать воздух. Давайте надуем шарики, где сейчас воздух?
(ответы детей)
Воспитатель: Чтобы услышать воздух, спустите наши шарики
Что происходит?
(ответы детей)
Воспитатель: Возьмите музыкальные инструменты подуйте в них. Что мы слышим?
(ответы детей)
Вывод: (делают дети)
Опыт №4 «Ветер – это движение воздуха».
Воспитатель: Итак, воздух окружает нас. Как вы думает, мы можем почувствовать воздух?
(Ответы детей)
Воспитатель: А как мы можем это сделать?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
(ответы детей)
Воспитатель: Мы не можем увидеть ветерок, потому что воздух прозрачный. Но мы можем пронаблюдать, как красиво ветерок играет с салфеткой. Возьмите веер и помашите им над салфеткой. Почему салфетка движется?
(ответы детей)
Вывод: (делают дети)
Физ-минутка «Ветерок»
Воспитатель: Ребята, я предлагаю поиграть в игру “ветерок”. Вы будете изображать тихий ласковый теплый ветерок, который будет играть с лентой. Музыка будет вам помогать подбирать интересные разнообразные движения.
Звучит музыка, дети двигаются с лентами. Музыка становиться все тише и тише, и замолкает.
Воспитатель: Все молодцы, очень красиво изображали ветерок.
чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
Опыт №5 «Воздух легче воды».
Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат киндеры попробуйте их "утопить". Почему они не тонут?
(ответы детей)
Вывод: (делают дети)
Опыт №6 «Воздух занимает место».
Воспитатель: Возьмите в руки маленький стакан, внутри которого находится смятая бумага. Внимательно посмотрите, бумага сухая. Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в большой стакан с водой. Стакан надо держать прямо. Продолжайте погружать стакан в воду, пока он не коснется дна. Затем достаньте стакан из воды и снова проверьте бумагу.
Она намокла или нет?
(ответы детей)
Воспитатель: Почему бумага осталась сухой?
(ответы детей)
Воспитатель: А теперь опустите этот же стакан в воду, но держать его немного наклонно. Что появляется в воде?
(ответы детей)
Воспитатель: Откуда они взялись?
(ответы детей)
Воспитатель: Проверьте полоску бумаги снова. Какая она теперь?
(ответы детей)
Воспитатель: Вода вытеснила воздух, заняла всё пространство в стакане и намочила полоску бумаги.
Вывод: (делают дети)
Опыт №7 «Воздух может двигать предметы».
Воспитатель: Посмотрите, у нас к старту готова «ракета», давайте отправим её в полёт. Начинаем отсчёт: 5,4,3,2,1 старт (воспитатель развязывает веревочку, связывающую край шарика и он, как настоящая ракета летит от одного конца нити к другому).
Воспитатель: Что было внутри нашей ракеты. Почему она полетела?
(ответы детей)
Вывод: ( делают дети)
4. Этап. рефлексия.
Воспитатель: Ребята, для чего мы с вами проводили опыты?
(ответы детей)
Воспитатель: Вам было сложно?
(ответы детей)
Воспитатель: Почему?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а что мы с вами забыли сделать?
(ответы детей)
Воспитатель: Наши друзья марсиане ждут от нас что?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а кто из вас умеет писать?
(ответы детей)
Воспитатель: Отправляет письмо
На память о нашем занятии я подарю вам воздушные шары. Дома вы расскажете родителям всё, что узнали о воздухе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования.Тема:"Воздух и его свойства"
Экспериментирование в подготовительной группе...
Конспект ОД по о/о «Познавательное развитие» с элементами экспериментирования Тема: «Воздух – волшебник»
Образовательная деятельность направлена на развитие познавательной активности в процессе экспериментирования, расширения знаний о воздухе как о газообразном веществе; на знакомство со свойствами ...
Конспект открытый НОД по освоению ОО "Позновательного развития" с элементами экперементирования "Чудеса на кухне"
формирование навыков экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов....
Конспект непрерывной-образовательной деятельности по познавательному развитию (с элементами экспериментирования) в старшей группе «Волшебник-воздух»
Программное содержание:- развивать представления детей о свойствах воздуха;- помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи;- подвести к пониманию, что воздух есть в окружающем пр...
Конспект по позновательному развитую с элементами экспериментирования "Песок и его свойства"
Конспект по позновательному развитую с элементами экспериментирования "Песок и его свойства"...