"Коротко да ясно, оттого и прекрасно"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Соколова Валентина Ивановна

Знакомит детей с тем, как речь влияет на чувства и поступки детей. Как одним словом можно выразить настроение и оценить ситуацию. Знакомит детей с понятием "речевой этикет". Воспитывает культуру речевого общения, вызывает интерес к устной народной речи, к малым формам фольклора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korotko_da_yasno.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №79 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА

        

«Коротко да ясно, оттого и прекрасно»

Конспект совместной деятельности

В подготовительной группе

Образовательная область «Коммуникация»

                                                      Подготовила и провела:

                                                                    воспитатель гр. «Родничок»

                                                                          Соколова В.И.

Санкт Петербург

2012

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,

«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: Развитие речи, интеллектуальных и личностных качеств.

Задачи:

Познавательно-исследовательские:

- познакомить детей с тем, как речь влияет на чувства и поступки людей,

 как одним словом можно выразить настроение и оценить ситуацию

     - учить детей анализировать русские пословицы о слове

- учить искать в пословицах и поговорках ответы на многие свои вопросы.

Коррекционные:

-развивать речевую активность

- развивать связную речь

- развивать интонационную сторону речи

- активизировать словарный запас

Обучающие:

- познакомить детей с понятием речевой этикет

- учить детей использовать в речи знакомые пословицы и поговорки к «месту»

    Развивающие:

- учить изображать мимикой пословицы и поговорки

- учить придумывать варианты образных движений

- развивать координацию общих движений

Воспитательные:

- воспитывать интерес к устной речи, к малым формам фольклора

- воспитывать культуру речевого общения

- побуждать детей к проявлению доброжелательности, сострадания к

  окружающим людям

Методы и приемы:

- беседа, пословицы, поговорки, инсценировка пословиц  

- основные виды движений: подвижная игра «Баба Яга», речь с движением.

Предварительная работа:

- цикл бесед на этические темы: язык чувств, наши эмоции, учимся говорить и т.д.

-заучивание пословиц поговорок о красноречии.

Материалы и оборудование:

- кукла бабы Яги, декорация «Площадь красноречия», дети и воспитатель в

 народных костюмах.

Планируемые результаты: знает и понимает пословицы и поговорки, умеет

объяснять их значение, употребляет в речи русские народные пословицы,

эмоционально реагирует на красоту слова.

Ход занятия

Воспитатель:

Непростой и нелегкой была в старину жизнь русского человека. Много ему приходилось трудиться и в поле, и в доме. Тем отраднее был отдых. А какой же отдых без хорошего слова, пословицы, поговорки и просто шутки. И всегда люди с интересом слушали того, кто говорит чисто и правильно, чья речь выразительна. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в чудесную страну речевого этикета. Чтобы быть интересным собеседником, чтобы тебя слушали и хотели с тобой разговаривать, нужно соблюдать следующие правила: быть доброжелательным, выбрать нужный тон, уметь слушать и четко выражать свои мысли, в разговоре быть учтивым и красноречивым.

Из-за ширмы появляется голова Бабы Яги

Баба Яга.

Что за чушь вы здесь несете? Это кого здесь нужно слушать? Быть каким-каким?

Учтивым? Красноречивым?...Ерунда!

Воспитатель. Здравствуй, Баба Яга, что так расшумелась? Мы здесь с ребятами  

учимся говорить красиво и слушать друг друга. А ты не поздоровалась, шумишь.

Баба Яга. (Перебивая). Вот еще! Буду я с какими-то малявками здороваться!

Воспитатель. Вот и слушать не умеешь, и ребят ни за что обидела, и правил     поведения не знаешь. подумай, что ты говоришь.

Дети.

  • Говорить не думая, что стрелять не целясь.
  • Умеет он и встать и сесть, умет и разговор весть.
  • С умным разговаривать, что меду напиться.
  • Умные речи приятно и слушать.
  • Речь вести не лапти плести.

Баба Яга. Можно подумать, что эти вредные дети много думают. Они только и умеют , что бегать и кричать, никого не слушать, от них одни неприятности.

Воспитатель. вот они-то как раз и умеют слушать, потому что хотят научиться быть интересными, талантливыми собеседниками. Им хорошо известно что:

Дети.

  • Хорошую речь хорошо и слушать.
  • Красна речь с пословицей.
  • Говорит как по-писаному.
  • Можно много сказать и в короткой речи.
  • Пень не околица, а глупая речь не пословица.
  • Коротко да ясно, оттого и прекрасно.
  • По речи узнают человека.
  • Красно поле пшеном, а речь – слушанием.

Баба Яга. Какое пшено? Что за ерунда? И вообще ничему меня учить не надо, я сама, все знаю. И все меня будут еще как слушать.

Воспитатель. А вот мы у ребят спросим, захотят ли они тебя слушать!

Дети. Нет.

Баба Яга. Скажите, пожалуйста, не нравится им, как я говорю.

Воспитатель. Ребята, Баба Яга уж очень старенькая и очевидно забыла, что крик в беседе совершенно не допустим, напомним ей пословицы о красивой и правильной речи.

Дети.

  • Много крику, толку мало.
  • Сперва подумай, а потом скажи.
  • Лучше не договорить, чем переговорить.
  • Не стыдно молчать коли нечего сказать.

Баба Яга. (Призадумавшись). Да, видно я вправду все забыла. Что-то мне стало стыдно. Вы уж меня старую простите: «Язык мой – враг мой, прежде ума глаголет!»

Воспитатель. Вот видишь, бабушка, и ты вспомнила прекрасную пословицу. Ну что, ребята, простим Бабу Ягу, возьмем ее в собеседники.

Дети. Да. простим, возьмем.

Воспитатель. А в знак примирения давайте поиграем с нашей гостьей.

Инсценировка пословиц.

Изобразите, как вы понимаете эти пословицы:

  • У страха глаза велики.
  • Пуганая ворона куста боится.
  • У нашего Трошки задрожали ножки.
  • Пугается, как заяц на ветру.
  • Прячется, как лягушка в камышах.

Воспитатель. Ну как, Баба Яга, понравилось, как дети изображают пословицы?

Баба Яга. Очень понравилось, молодцы. А сейчас я хочу с вами поиграть. Вы меня будете дразнить, а я вас буду догонять.

Игра «Баба Яга»

  • Баба Яга, костяная нога,
  • Печку топила, кашу варила,
  • С печки упала, ножку сломала.
  • Пошла на базар – раздавила самовар.
  • Пошла на улицу – раздавила курицу.
  • Пошла на лужайку – испугала зайку.
  • Пошла гулять в сад – рассмешила всех ребят.
  • Пошла в огород – рассмешила весь народ.

Воспитатель. Ну что, Баба Яга, не устала? Не обиделась? Это мы по доброму, дразнилку эту много лет назад придумал народ, для того, чтобы было весело.

Баба Яга. Нет, нет, нет, не устала и не обиделась, мне так с вами интересно! А скажите вы еще какие-нибудь пословицы, знаете об этой, на как её?...

Воспитатель. О красивой и правильной речи?

Баба Яга. Да, да, о ней родимой. Уж очень мне стыдно стало, что и слушать не умею, и перебиваю, и кричу, и обижаю.

Воспитатель. Мы очень рады за тебя, бабушка. Конечно, ребята ещё очень много пословиц и поговорок знают. Давайте поиграем в такаю игру, я начинаю пословицу, а ты с ребятами её продолжаешь, хорошо?

Баба Яга. Помню, помню.

  • Не стыдно молчать,

Коли нечего сказать

Воспитатель.

  • Доброе слово дом построит…

                                              (…а злое разрушит).

  • Слово ключ…

                    (…которым открывают сердца).

  • От худого слова – …

                          (…да на век ссора).

  • Сказанное слово – …

                           (…пущенная стрела).

  • Недоброе слово…

                                 (…больней огня жжёт).

  • Поменьше говори…

                              (…больше слушай).

  • От учтивых слов…

                             (…язык не отвалится).

Баба Яга. Ох, и молодцы же вы ребята, так много знаете, так с вами интересно! А можно мне здесь в саду остаться?

Дети. Конечно, оставайся с нами.

Воспитатель. Дети, давайте ещё раз вспомним, чему мы учили Бабу Ягу.

Дети.

  • Слушать, не перебивая.
  • Быть учтивым.
  • Говорить красиво.
  • Выбрать нужный тон.
  • Быть доброжелательным.

Воспитатель. Молодцы! Это правила речевого этикета. А на прощание, мы приглашаем Бабу Ягу на весёлый хоровод.

Исполнение хоровода

Этот танец очень простой (2 хлопка),

Повторяй его вместе со мной (2хлопка),

Как кораблик плывёт по волнам,

Мы навстречу весёлым ветрам (руки кладут на плечи)

Руку другу скорей протяни

И покрепче в ладони сожми,

Карусель наша мчится вперёд,

Всех друзей она в танец зовёт.

Хлопну друга теперь по плечу,

Обниму его и закричу:

 –  Мне с тобой хорошо и легко,

Мы подпрыгнем с тобой высоко.

А теперь соберемся в кружок

И пошепчемся тихо, дружок,

Скажем ласково: «Счастья тебе

Я желаю всегда и везде!»

                                      ( И.Мирошниченко)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогулка: Наблюдение «Коли ясно, то и осень прекрасна»

Цель: Формирование понятия детей о смене времен года; уточнение представлений об особенностях осеннего сезона....

Проект - Тематический день Тема: «Мамочка, цветочек ясный, ты – мой яркий свет! Нет тебя для нас прекрасней и роднее нет!»

Проект Тематический день Тема: «Мамочка, цветочек ясный, ты – мой яркий свет! Нет тебя для нас прекрасней и роднее нет!» Цель проекта: воспитание уважение и заботу, оказывать бережное отноше...

«Всем должно быть ясно – чистым быть прекрасно»

Конспект состоит из двух частей. Вторая часть практическая....

«Медвежата всё умеют – оттого и здоровеют. Не смотри, что косолапы – нам пример они, ребята»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию во II младшей группе с применением нетрадиционной техники рисования (рисование пальцем)...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Путешествие в лес вместе с Отто и Вундершматцом» (Первичное ознакомление с темой )

Цель: Обогащение и активизация словаря детей через составление описательного рассказа и дидактические игры.Задачи:Образовательные : Учить образовывать формы повелительного наклонения глаголов.Учить по...

Развлечение "Масленица ясная, самая прекрасная"

Создать детям радостное, праздничное настроение....

Проект «Масленица ясная, самая прекрасная»

Актуальность проекта:Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы - «Масленица». Тема разработ...