Проект «Масленица ясная, самая прекрасная»
проект по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Актуальность проекта:
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы - «Масленица».
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята.
Полное и глубокое представление о масленице это непосредственное участие в празднике, по – другому называется - гуляние.
В старшем дошкольном возрасте появляется возможность понять глубокий смысл, этого веселого и немножко грустного праздника.
Поэтому и возникла идея провести познавательно-творческий проект на тему: «Масленица ясная, самая прекрасная», Масленичная неделя включает себя работу с детьми подготовительной группой и родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maslenitsa.docx | 36.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
МБДОУ «Детский сад №14 «Дружба»
Проект
Познавательно - творческий краткосрочный проект
подготовительная группа
«Масленица ясная, самая прекрасная»
Выполнила и провела:
Воспитатель
1 квалификационной категории
Лановая Мария Юрьевна
Актуальность проекта:
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы - «Масленица». Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно, опираясь на программу «от рождения до школы» охватывая все 5 образовательных областей:
- Познавательное развитие
- художественно – эстетическое развитие
- физическое развитие
- речевое развитие
- социально – коммуникативное развитие.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята.
Полное и глубокое представление о масленице это непосредственное участие в празднике, по – другому называется - гуляние.
В старшем дошкольном возрасте появляется возможность понять глубокий смысл, этого веселого и немножко грустного праздника.
Поэтому и возникла идея провести познавательно-творческий проект на тему: «Масленица ясная, самая прекрасная», Масленичная неделя включает себя работу с детьми подготовительной группой и родителями.
На базе МБДОУ «Детский сад №14 «Дружба», г. Ярцева, Смоленской обл.
Участники проекта: дети 6-7 лет, воспитатель, родители.
Цель проекта: Создание благоприятных условий для повышения интереса познавательных, творческих способностей детей к традициям народа, гуляния Масленица.
Тип проекта: познавательно – творческий, игровой.
По количеству детей – групповой до 12 человек.
По доминирующему методу – игровой, творческий;
По образовательным областям – интегрированный
- познавательное развитие
- социально-коммуникативное развитие
- художественно-эстетическое развитие
- речевое развитие,
- физическое развитие.
По продолжительности – краткосрочный
Сроки реализации - неделя (08.03.2021 – 12.03.2021)
Задачи:
Обучающие
- Расширить представления детей о русском народном празднике
- Масленица его обычаях и традициях;
- Привлечь родителей к активному участию проектной деятельности.
- Учить детей делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности.
Развивающие
- Развивать коммуникативные способности;
- Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи.
- Развивать творческие способности детей, путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.
- Разучить с детьми заклички, потешки, пословицы, песни к празднику, познакомить с правилами проведения русских народных игр
• Развивать духовно-нравственные качества: доброту, великодушие, всепрощение, миролюбие, внимание и чуткость друг к другу и окружающим людям.
Воспитательные
• Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях;
• Воспитывать патриотизм, основанный на традициях народа;
• Формировать любовь к Родине, ее традициям.
Обеспечение проекта:
Научно-методическое:
- Подбор необходимой научно-методической литературы
- Изучение интернет-ресурсов
- Составление конспектов НОД
- Консультаций для родителей «папки-ширма»
- Составление плана организации и проведения проекта
- Подбор аудиозаписи народных песен и мелодий
- Подбор библиотеки с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами художественной литературы русского народа, составление картотеки народных игр.
Материально-техническое: проектор, экран, ИКТ;
Наглядно-дидактическое: - произведения декоративно – прикладного искусства и предметы народного быта с различными видами росписей, фотографии, репродукции картин и иллюстрации
- мультимедийные презентации
- мультфильмы;
Предметно-пространственная развивающая среда - тематическое оформление книжных уголков
- изо-уголков
- уголков национальной культуры
- родительских уголков
Ожидаемый результат:
- Дети узнают, что в конце зимы отмечают русский народный праздник Масленица;
- У детей сформируются представления о данном празднике;
- Повысится познавательный интерес детей и родителей к русской культуре, ее обычаям, обрядам;
- Дети и взрослые получат эмоциональное удовлетворение от совместной деятельности в процессе подготовки и проведения праздника Масленица;
Обогатиться развивающая среда в группе;
В традицию детского сада войдёт организация народных праздников совместно с родителями.
Формы организации
1. Беседа, общение.
2. Игры: дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные.
3. Моделирование.
4. Экскурсия.
5. Слушание и разучивание фольклорных произведений.
6. Развлечение на улице
7. Просмотр презентаций и мультфильмов, рассматривание репродукций картин, иллюстраций, предметов народного быта и декоративно-прикладного искусства.
8. Продуктивная деятельность: аппликация «Солнышко», рисование красками «Масленица», Аппликация из ниток «Кукла – Масленица»
Продукт проектной деятельности:
-образовательная деятельность в группе;
-оформление выставки рисунков «Масленица».
Этапы реализации проекта:
Форма проведения итогового мероприятия:
Посещение и активное участие в праздничном гулянии «Широкая масленица» в детском саду.
Этапы проекта:
1.Подготовительный этап:(информационно-накопительная):
• Разработка содержания проекта, составление плана работы;
• Подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями, тематическое занятие);
• Подбор материалов для продуктивной деятельности;
• Заучивание закличек, частушек;
2.Основной этап: (организационно-практический):
• Проведение тематического занятия;
• Художественно-творческая деятельность.
• Разучивание масленичных частушек, русских народных песен, закличек;
• Чтение художественных произведений по теме.
• Прослушивание музыкальных композиций.
Заключительный:
• Оформление выставки «Масленица».
Понедельник - Встреча. 8.03.2021 (выполняли 5.03.2021) Заучивание масленичных закличек частушек, хоровода « Едет масленица» Помощь в организации. Развитие памяти. Знакомство детей со значением слова «Заигрыш». Просмотр презентации на тему: Масленица»
Рисование красками «Кукла – Масленица»
Вторник - Заигрыш. 09.03.2021
Разучивание песни « Ох, блины, блины, блины…». Подвижные игры: « Гори, гори ясно», « Ручеёк», катание на карусели.
Оформление папки – ширмы для родителей «Что мы знаем о Масленице»
НОД художественно-эстетическое развитие. Аппликация: «Солнышко»
Среда- «Лакомка» 10.03.2021
– художественно – эстетическое развитие: НОД «Аппликация из ниток «куколка – Масленица» Выставка
Четверг- Разгуляй. 11.03.2021
Просмотр мультфильма из серии «Смешарики»- Масленица. Беседа на тему: «традиции на Масленице по дням неделям»
Пятница - тёщины вечера. 12.03.2021
Игры-эстафеты, пение песен, частушек, танцы. Помощь в организации. Создание праздничного настроения. Праздничное мероприятие «Прощай, масленица»
Алгоритм реализации проекта:
Образовательные области. Формы и методы работы.
Социально-коммуникативное развитие. Беседы о народном празднике Масленица.
Познавательное развитие. История возникновения праздника Масленица.
Речевое развитие. Беседы о каждом дне масленицы, что они означают, символика блинов.
Приобщение к художественной литературе: подборка стихов, рассказов, частушек, дразнилок, закличек.
Художественно-эстетическое развитие. Рисование на тему «кукла-масленица», аппликация «Солнышко», аппликация из ниток «куколка - масленица»
Развитие игровой деятельности. Подвижные игры «Ручеёк»,
« Гори, гори, ясно», хороводы.
Физическое развитие. Соревнования между группами: «Кто быстрее», «Перетягивание каната», «Прыжки в мешках».
Музыка. Разучивание песен. Праздник.
Литература:
1. «Весенние праздники, игры, забавы для детей» И. М. Петров.
2. «Народные праздники в детском саду 5-7 лет» М.Б. Зацепина.
3. «Бабушкины забавушки» Л.Н. Карпова.
4. «Календарные и народные праздники в детском саду» Г. А.
Лапшина.
Как называются дни масленичной недели?
Масленица делится на два периода: Узкая (с понедельника по среду) и Широкая (с четверга по воскресенье).
Дни масленичной недели носят следующие названия:
- понедельник – "Встреча";
- вторник – "Заигрыш";
- среда – "Лакомка";
- четверг – "Разгуляй";
- пятница – "Тещины вечерки";
- суббота – "Золовкины посиделки";
- воскресенье – "Прощеное воскресенье".
Что принято делать в каждый день масленичной недели?
Для каждого дня масленичной недели существуют свои традиции.
Понедельник – "Встреча". В этот день проходит встреча Масленицы. Люди делают соломенное чучело Масленицы, на месте для гуляний сооружают горки, снежные крепости. Также в этот день заготавливают продукты к праздничному столу. Хозяйки пекут блины. Первый блин отдают нищим, чтобы они помянули души умерших родственников. Невестки навещают своих родителей.
Вторник – "Заигрыш". В этот день начинаются масленичные гулянья: народ катается с горок, на санях и на каруселях. Но большинство обрядов в этот день сводится к сватовству: молодые люди ходят на смотрины и выбирают себе вторую половинку. Считалось, что если сосватаешь невесту на Масленицу, свадьба как раз на Красную горку скажется.
Среда – "Лакомка". В этот день все пекут блины и ходят в гости. Зятья идут поесть блинов к тещам, а тещи всячески показывают им свое расположение.
Четверг – "Разгуляй". В этот день начинается Широкая Масленица. Раньше с этого дня люди переставали работать и начинали веселиться: устраивали кулачные бои, конкурсы и состязания, водили хороводы, пели веселые песни.
Пятница – "Тещины вечерки". В этот день свое гостеприимство проявляет зять: теща идет к нему на блины. Причем теща идет в гости к зятю со своими подругами. Дочь готовит угощение.
Суббота – "Золовкины посиделки". В этот день родственники мужа идут в гости к молодым. Невестка печет блины и угощает родственников. В этот день золовке преподносят подарок от родни невестки.
Воскресенье – "Прощеное воскресенье". В этот день заканчивается масленичная неделя. Все просят друг у друга прощения за вольные или невольные обиды. Вечером этого дня проходят широкие гулянья со сжиганием чучела Масленицы.
Приметы на Масленицу
- Если накануне Масленицы идет дождь, то осень обещает быть полна грибов, а если мороз – лето будет нежарким и урожай будет хорошим.
- Чем больше блинов в доме испекут на Масленицу, тем богаче в доме станет, а если мало блинов хозяйка испечет, то и урожая не будет.
- Если на Масленицу идет снег – будет урожай гречки.
- Если блины получаются красивые и пышные, то и год будет благополучный и богат на урожай, а если прилипают – к неприятностям.
- Кто на Масленицу на угощения скупится, тот за год разорится.
- Если на Масленицу выкинуть старые вещи, то появятся обновки.
- На Масленицу старое простить – в жизнь новое впустить.
**ЗАГАДКИ**
А кто таков – Иван Громоков?
Сел на конь и поехал в огонь?
(Блин на сковородке)
***
По плешивому хлопну,
На плешивого капну,
Плешь обдеру
Да опять наведу.
Что я делаю?
(Пеку блины)
***
Берега крыты, рыба без костей, вода дорога. (Блины.)
***
Что на сковородку наливают, да в четверо сгибают? (Блин.)
***
Прилетела пава, села на лаву, распустила перья для всякого зелья. (Весна.)
***
Была белая да седая, пришла зелёная, молодая. (Зима и Весна.)
***
Старый дед, ему сто лет… Намостил во всю реку, а пришла молода – весь мост размела. (Мороз и Весна.)
***
Без рук рисует, без зубов кусает. (Мороз.)
***
Что вверх корнем растёт? (Сосулька.)
***
Белая морковка зимой растёт ловко. (Сосулька.)
***
Выросло – сповыросло, Из бороды повылезло, Солнышко стало, Ничего не стало. (Сосулька.)
***
Сели детки на карниз и растут всё время вниз. (Сосулька.)
***
Растёт она вниз головою, Не летом растёт, а зимою. Но солнце её припечёт – Заплачет она и умрёт. (Сосулька.)
***
Тётушка крутая, Белая да седая, В мешке стужу везёт, На землю холод трясёт. Сугробы наметает, Ковром землю устилает. (Зима.)
***
Заря-заряница, Красная девица, Травку выпускает, Росу расстилает. Едет стороной, С сохой, бороной, С ключевою водой. (Весна.)
***
Расколи лёд – возьмёшь серебро. Разрешь серебро – возьмёшь золото. (Яйцо.)
***
Катится бочка, Нет на ней ни сучочка. (Яйцо.)
***
Доброе, хорошее На людей глядит, А людям на себя Глядеть не велит. (Солнце.)
***
Маленькое, сдобное Колесо съедобное. Я одна его не съем, Разделю ребятам всем. (Бублик.)
***
Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка.)
***
Сверху дыра, Снизу дыра, А посередине – Огонь да вода. (Самовар.)
***
Как начнёт говорить-разговаривать, Надо чай поскорее заваривать. (Чайник.)
***
Наряд мой пёстрый, Колпак мой острый, Мои шутки и смех Веселят всех. (Петрушка.)
***
В этой молодице прячутся сестрицы. Каждая сестрица – Для меньшей – темница. (Матрёшка.)
***
На плешь капнешь.
Вставишь, попаришь,
Вынешь, поправишь.
(Пекутся блины)
***
Ток железный, посад яровой. (Блин на сковороде.)
***
На плешь капнешь, вставишь, попаришь, вынешь, поправишь. (Пекутся блины.)
***
Берега железны, рыба без костей, вода дорога. (Сковорода, блин и масло.)
***
Сидит царь-птица на золотых яичках. (Сковорода на углях.)
***
Для любимой бабушки
Испеку оладушки.
Так румяны и вкусны
Эти пышные ...
(Блины )
***
Ой, ты Лакомка-Среда!
Масляна сковорода!
Как повелось со старины -
Едем к… (теще на блины)!
***
Масленица- объеденье!
Напечем блины с утра.
К ним – сметана и варенье
И, конечно же, … (икра)!
***
И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки-… (блины)
***
В масленично воскресенье
Все старался старый Тит
Попросить у всех прощенья
И ответить: … («Бог простит!»)
Не на горах покататься, в блинах поваляться
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальное занятие с элементами детского творчества "Самая прекрасная планета"
В игровой форме дети через разные виды музыкальной деятельности осмысливают свою причастность к человечеству, землянам. Решаются задачи по воспитанию любви и гордости к окружающему. Занятие может быть...
Самое прекрасное слово на земле - Мама!
«Самое прекрасное слово на земле – Мама!»Ведущий: Здравствуйте уважаемые гости и коллеги! Вашему вниманию хотим показать развлечение во второй младшей группе, под названием «Самое прекрасное слово на ...
Сценарий музыкально-игрового развлечения в группе ранней социализации (для детей 2-го года жизни), посвященного празднику 20 ноября-Всемирный день ребенка "Самое прекрасное-это наши дети"
Всемирный День ребенка празднуется во всем мире.Я составила сценарий музыкально-игрового развлечения для детей из группы ранней социализации "Карапузы" (открытой в нашем ДОУ в 2012г) и их родителей, п...
Наши мамы разные, самые прекрасные…
Праздник, посвященный Дню Матери (старшая группа)....
Тематический вечер (встреча): «Мамочка у каждого самая прекрасная!»
Сценарий праздника посвещённый дню матери "Мамочка у каждого самоя прекрасная" был разработан с целью развивать интерес к традициям, способствовать созданию тёплых взаимоотношений в семье. Содей...
Эссе "Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя"
Физическая культура – это основа большого спорта, наука о радости, познания себя, своего организма и фундамент для дальнейшего развития крепкого и здорового ребенка....
Развлечение "Масленица ясная, самая прекрасная"
Создать детям радостное, праздничное настроение....