Конспект НОД по социально – коммуникативному развитию по теме: «Народные умельцы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Образовательные задачи:
- Вызвать интерес к занятиям по ознакомлению детей с историей русского народа, о его быте, обычаях, гостеприимстве.
- Познакомить детей с некоторыми видами ремесел (кузнечье, гончарство, литье).
- Обогащать словарь детей (кочерга, кузнец, литейщики, сундук, узоры крученные).
Развивающие задачи:
Развивать творчество детей, стремление подражать народным умельцам.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, доброту в детях по восстановлению утраченных ценностей.
Оборудование: макет славянской избы, домашняя утварь, костюмы, сундук.
Методическая литература: «Программа воспитания и обучения в детском саду», Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина», О.Л.Князева «Как жили люди на Руси», М.Семенова «Мы славяне», «Знакомство детей с русским народным творчеством» Куприна Л.С., Бударина Т.А. и др.
Предварительная работа:
1. Рассматривание картин с деревянными постройками (избы)
2. Знакомство с предметами быта, их назначением по картинкам.
3. Изготовление макета – славянская изба с предметами быта.
4. Разучивание пословиц и поговорок.
Ход занятия: Хозяйка встречает детей в избе. В руках у нее шитье. Она исполняет песню:
«Игла – барыня, княгиня.
Весь мир нарядила,
Нарядила, обшила,
Сама нагая ходила.
Она тонка да длинна,
Одноуха, остра,
Всему миру красна»
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим к себе в избу. Как я рада, что вы пожаловали ко мне в гости. Проходите. Сядем рядком, да поговорим ладком.
Дети: А что ты хозяюшка делаешь?
Хозяйка: Занимаюсь шитьем да песню пою. Ведь русские песни разные: они и веселят, и грусть навевают, и работа с ними спорится. Долгими зимними вечерами под русскую песню люди занимались разными ремеслами. В моей избе есть сундучок загадок. Кто отгадает загадку из сундучка, тот и расскажет нам об этом ремесле.
Хозяйка: А теперь внимательно слушайте:
«Черный конь прыгает в огонь»
Дети: (Кочерга.)
Хозяйка: А из чего сделана кочерга? (Ответы детей)
Хозяйка: А для чего она нужна? (Ответы детей)
Хозяйка: Правильно, дети, кочерга сделана из железа руками могучего кузнеца. А его ремесло называют кузнечество.
Хозяйка: Кто же хочет рассказать нам о работе кузнеца?
(Рассказ ребенка о работе кузнеца. Очень давно люди подметили, что если сильно нагреть металл, он становится более мягким, из него можно делать разные вещи. С этого и началось кузнечное дело. Кузнецы ковали посуду – ножи, ложки; предметы быта – серпы, косы, топоры, подковы; оружие и доспехи – мечи, латы, сабли, шлемы.)
Хозяйка: Кого еще называли кузнецами? (Ответы детей)
Хозяйка: А что еще отливали литейщики из металла? (Ответы детей)
Хозяйка: Молодцы все рассказали о ремесле кузнеца.
Хозяйка: Ну, а теперь следующая загадка из моего сундучка:
«На топтале был,
На пожаре был, Домой пришел-
Семью кормил»
Дети: Горшок.
Хозяйка: Из чего сделан горшок? (Ответы детей)
Хозяйка: А как называется ремесло гончара? (Ответы детей)
Хозяйка: А что вы знаете об этом интересном ремесле? (Рассказ детей)
Хозяйка: Молодцы, хорошо рассказали о гончарном ремесле. А сейчас мы с вами поиграем в народную игру «Горшки». Ведь все свои изделия мастера – гончары продавали, а для этого их везли на ярмарку. Вот и мы с вами встанем в круг и будем «продавать горшки». Вот видите, какие прочные, нужные в хозяйстве изделия изготавливали гончары.
Хозяйка: А теперь еще одна загадка из моего сундучка:
«Всех кормлю с охотою, а сама безротая»
Дети: Ложка.
Хозяйка: А кто скажет из какого материала сделана эта ложка? (Ответы детей)
Хозяйка: А для чего служила ложка? (Ответы детей)
Хозяйка: Правильно, ребята, в старину ложки вырезали из дерева.
Хозяйка: А теперь посмотрите чем отличаются эти две ложки? (Ответы детей)
Хозяйка: Каким узором расписывали ложки? Как называется эта роспись?
(Ответы детей)
Хозяйка: Дети, но ложки служили не только предметом быта, но еще были прекрасными музыкальными инструментами.
«Ложечки точенные, узоры крученные,
Хочешь щи ими хлебай, а хочешь музыку играй
Ложечки точенные, ручки золоченные
Вы стучите посильней, веселите всех детей.»
Под рус.народную песню дети играют на ложках.
Хозяйка: Вот и закончились загадки в моем сундучке. Скажите пожалуйста, а о каких ремеслах мы с вами сегодня беседовали? (Ответы детей)
Хозяйка: Правильно. Люди, занимающиеся этими ремеслами были очень трудолюбивые, умелые и умные. В свои изделия они вкладывали всю душу, всю любовь, все старание. Недаром о них русским народом сложено немало пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них. «Дело мастера боится», «Без дела жить – только небо коптить», «Маленькое дело- лучше большого безделья, «Есть терпенье – будет и уменье», «Всякому молодцу – ремесло к лицу».
Хозяйка: Ну а теперь, дорогие гости, мне с вами прощаться пора. Приходите еще ко мне в избу. А теперь вам пора в детский сад. А меня дальше работа ждет.
Дети выходят из избы. Хозяйка сидит и продолжает заниматься шитьем под русскую народную мелодию.
Образовательные задачи:
- Вызвать интерес к занятиям по ознакомлению детей с историей русского народа, о его быте, обычаях, гостеприимстве.
- Познакомить детей с некоторыми видами ремесел (кузнечье, гончарство, литье).
- Обогащать словарь детей (кочерга, кузнец, литейщики, сундук, узоры крученные).
Развивающие задачи:
Развивать творчество детей, стремление подражать народным умельцам.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, доброту в детях по восстановлению утраченных ценностей.
Оборудование: макет славянской избы, домашняя утварь, костюмы, сундук.
Методическая литература: «Программа воспитания и обучения в детском саду», Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина», О.Л.Князева «Как жили люди на Руси», М.Семенова «Мы славяне», «Знакомство детей с русским народным творчеством» Куприна Л.С., Бударина Т.А. и др.
Предварительная работа:
1. Рассматривание картин с деревянными постройками (избы)
2. Знакомство с предметами быта, их назначением по картинкам.
3. Изготовление макета – славянская изба с предметами быта.
4. Разучивание пословиц и поговорок.
Ход занятия: Хозяйка встречает детей в избе. В руках у нее шитье. Она исполняет песню:
«Игла – барыня, княгиня.
Весь мир нарядила,
Нарядила, обшила,
Сама нагая ходила.
Она тонка да длинна,
Одноуха, остра,
Всему миру красна»
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим к себе в избу. Как я рада, что вы пожаловали ко мне в гости. Проходите. Сядем рядком, да поговорим ладком.
Дети: А что ты хозяюшка делаешь?
Хозяйка: Занимаюсь шитьем да песню пою. Ведь русские песни разные: они и веселят, и грусть навевают, и работа с ними спорится. Долгими зимними вечерами под русскую песню люди занимались разными ремеслами. В моей избе есть сундучок загадок. Кто отгадает загадку из сундучка, тот и расскажет нам об этом ремесле.
Хозяйка: А теперь внимательно слушайте:
«Черный конь прыгает в огонь»
Дети: (Кочерга.)
Хозяйка: А из чего сделана кочерга? (Ответы детей)
Хозяйка: А для чего она нужна? (Ответы детей)
Хозяйка: Правильно, дети, кочерга сделана из железа руками могучего кузнеца. А его ремесло называют кузнечество.
Хозяйка: Кто же хочет рассказать нам о работе кузнеца?
(Рассказ ребенка о работе кузнеца. Очень давно люди подметили, что если сильно нагреть металл, он становится более мягким, из него можно делать разные вещи. С этого и началось кузнечное дело. Кузнецы ковали посуду – ножи, ложки; предметы быта – серпы, косы, топоры, подковы; оружие и доспехи – мечи, латы, сабли, шлемы.)
Хозяйка: Кого еще называли кузнецами? (Ответы детей)
Хозяйка: А что еще отливали литейщики из металла? (Ответы детей)
Хозяйка: Молодцы все рассказали о ремесле кузнеца.
Хозяйка: Ну, а теперь следующая загадка из моего сундучка:
«На топтале был,
На пожаре был, Домой пришел-
Семью кормил»
Дети: Горшок.
Хозяйка: Из чего сделан горшок? (Ответы детей)
Хозяйка: А как называется ремесло гончара? (Ответы детей)
Хозяйка: А что вы знаете об этом интересном ремесле? (Рассказ детей)
Хозяйка: Молодцы, хорошо рассказали о гончарном ремесле. А сейчас мы с вами поиграем в народную игру «Горшки». Ведь все свои изделия мастера – гончары продавали, а для этого их везли на ярмарку. Вот и мы с вами встанем в круг и будем «продавать горшки». Вот видите, какие прочные, нужные в хозяйстве изделия изготавливали гончары.
Хозяйка: А теперь еще одна загадка из моего сундучка:
«Всех кормлю с охотою, а сама безротая»
Дети: Ложка.
Хозяйка: А кто скажет из какого материала сделана эта ложка? (Ответы детей)
Хозяйка: А для чего служила ложка? (Ответы детей)
Хозяйка: Правильно, ребята, в старину ложки вырезали из дерева.
Хозяйка: А теперь посмотрите чем отличаются эти две ложки? (Ответы детей)
Хозяйка: Каким узором расписывали ложки? Как называется эта роспись?
(Ответы детей)
Хозяйка: Дети, но ложки служили не только предметом быта, но еще были прекрасными музыкальными инструментами.
«Ложечки точенные, узоры крученные,
Хочешь щи ими хлебай, а хочешь музыку играй
Ложечки точенные, ручки золоченные
Вы стучите посильней, веселите всех детей.»
Под рус.народную песню дети играют на ложках.
Хозяйка: Вот и закончились загадки в моем сундучке. Скажите пожалуйста, а о каких ремеслах мы с вами сегодня беседовали? (Ответы детей)
Хозяйка: Правильно. Люди, занимающиеся этими ремеслами были очень трудолюбивые, умелые и умные. В свои изделия они вкладывали всю душу, всю любовь, все старание. Недаром о них русским народом сложено немало пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них. «Дело мастера боится», «Без дела жить – только небо коптить», «Маленькое дело- лучше большого безделья, «Есть терпенье – будет и уменье», «Всякому молодцу – ремесло к лицу».
Хозяйка: Ну а теперь, дорогие гости, мне с вами прощаться пора. Приходите еще ко мне в избу. А теперь вам пора в детский сад. А меня дальше работа ждет.
Дети выходят из избы. Хозяйка сидит и продолжает заниматься шитьем под русскую народную мелодию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hozyayka_vstrechaet_detey_v_izbe.docx | 19.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
НОД по социально – коммуникативному развитию
по теме:
«Народные умельцы»
Образовательные задачи:
- Вызвать интерес к занятиям по ознакомлению детей с историей русского народа, о его быте, обычаях, гостеприимстве.
- Познакомить детей с некоторыми видами ремесел (кузнечье, гончарство, литье).
- Обогащать словарь детей (кочерга, кузнец, литейщики, сундук, узоры крученные).
Развивающие задачи:
Развивать творчество детей, стремление подражать народным умельцам.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, доброту в детях по восстановлению утраченных ценностей.
Оборудование: макет славянской избы, домашняя утварь, костюмы, сундук.
Методическая литература: «Программа воспитания и обучения в детском саду», Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина», О.Л.Князева «Как жили люди на Руси», М.Семенова «Мы славяне», «Знакомство детей с русским народным творчеством» Куприна Л.С., Бударина Т.А. и др.
Предварительная работа:
1. Рассматривание картин с деревянными постройками (избы)
2. Знакомство с предметами быта, их назначением по картинкам.
3. Изготовление макета – славянская изба с предметами быта.
4. Разучивание пословиц и поговорок.
Ход занятия: Хозяйка встречает детей в избе. В руках у нее шитье. Она исполняет песню:
«Игла – барыня, княгиня.
Весь мир нарядила,
Нарядила, обшила,
Сама нагая ходила.
Она тонка да длинна,
Одноуха, остра,
Всему миру красна»
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим к себе в избу. Как я рада, что вы пожаловали ко мне в гости. Проходите. Сядем рядком, да поговорим ладком.
Дети: А что ты хозяюшка делаешь?
Хозяйка: Занимаюсь шитьем да песню пою. Ведь русские песни разные: они и веселят, и грусть навевают, и работа с ними спорится. Долгими зимними вечерами под русскую песню люди занимались разными ремеслами. В моей избе есть сундучок загадок. Кто отгадает загадку из сундучка, тот и расскажет нам об этом ремесле.
Хозяйка: А теперь внимательно слушайте:
«Черный конь прыгает в огонь»
Дети: (Кочерга.)
Хозяйка: А из чего сделана кочерга? (Ответы детей)
Хозяйка: А для чего она нужна? (Ответы детей)
Хозяйка: Правильно, дети, кочерга сделана из железа руками могучего кузнеца. А его ремесло называют кузнечество.
Хозяйка: Кто же хочет рассказать нам о работе кузнеца?
(Рассказ ребенка о работе кузнеца. Очень давно люди подметили, что если сильно нагреть металл, он становится более мягким, из него можно делать разные вещи. С этого и началось кузнечное дело. Кузнецы ковали посуду – ножи, ложки; предметы быта – серпы, косы, топоры, подковы; оружие и доспехи – мечи, латы, сабли, шлемы.)
Хозяйка: Кого еще называли кузнецами? (Ответы детей)
Хозяйка: А что еще отливали литейщики из металла? (Ответы детей)
Хозяйка: Молодцы все рассказали о ремесле кузнеца.
Хозяйка: Ну, а теперь следующая загадка из моего сундучка:
«На топтале был,
На пожаре был, Домой пришел-
Семью кормил»
Дети: Горшок.
Хозяйка: Из чего сделан горшок? (Ответы детей)
Хозяйка: А как называется ремесло гончара? (Ответы детей)
Хозяйка: А что вы знаете об этом интересном ремесле? (Рассказ детей)
Хозяйка: Молодцы, хорошо рассказали о гончарном ремесле. А сейчас мы с вами поиграем в народную игру «Горшки». Ведь все свои изделия мастера – гончары продавали, а для этого их везли на ярмарку. Вот и мы с вами встанем в круг и будем «продавать горшки». Вот видите, какие прочные, нужные в хозяйстве изделия изготавливали гончары.
Хозяйка: А теперь еще одна загадка из моего сундучка:
«Всех кормлю с охотою, а сама безротая»
Дети: Ложка.
Хозяйка: А кто скажет из какого материала сделана эта ложка? (Ответы детей)
Хозяйка: А для чего служила ложка? (Ответы детей)
Хозяйка: Правильно, ребята, в старину ложки вырезали из дерева.
Хозяйка: А теперь посмотрите чем отличаются эти две ложки? (Ответы детей)
Хозяйка: Каким узором расписывали ложки? Как называется эта роспись?
(Ответы детей)
Хозяйка: Дети, но ложки служили не только предметом быта, но еще были прекрасными музыкальными инструментами.
«Ложечки точенные, узоры крученные,
Хочешь щи ими хлебай, а хочешь музыку играй
Ложечки точенные, ручки золоченные
Вы стучите посильней, веселите всех детей.»
Под рус.народную песню дети играют на ложках.
Хозяйка: Вот и закончились загадки в моем сундучке. Скажите пожалуйста, а о каких ремеслах мы с вами сегодня беседовали? (Ответы детей)
Хозяйка: Правильно. Люди, занимающиеся этими ремеслами были очень трудолюбивые, умелые и умные. В свои изделия они вкладывали всю душу, всю любовь, все старание. Недаром о них русским народом сложено немало пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них. «Дело мастера боится», «Без дела жить – только небо коптить», «Маленькое дело- лучше большого безделья, «Есть терпенье – будет и уменье», «Всякому молодцу – ремесло к лицу».
Хозяйка: Ну а теперь, дорогие гости, мне с вами прощаться пора. Приходите еще ко мне в избу. А теперь вам пора в детский сад. А меня дальше работа ждет.
Дети выходят из избы. Хозяйка сидит и продолжает заниматься шитьем под русскую народную мелодию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по социально – коммуникативному развитию на тему: «Огонь-друг, огонь-враг» .
Формировать умение детей действовать в случае возникновения пожара в соответствии с правилами поведения во время пожара....
Конспект НОД по социально – коммуникативному развитию на тему «Подарок для мамы»
Конспект НОД по социально – коммуникативному развитию детей на тему «Подарок для мамы»...
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию на тему: «Знакомство с грузовой машиной»
Тема: «Знакомство с грузовой машиной».Цель:1. Знакомство с грузовой машиной. Закреплять навыки безопасного поведения на дороге.2. Дать понятие о том, что машина-это транспорт, что транспорт бывает раз...
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию на тему «Безопасность дома»для детей 3-4 лет
Формирование первичного представления об опасном для жизни и здоровья предмете (спички)....
Конспект ОД по социально - коммуникативному развитию на тему: "На чём люди ездят"
Как много удивительного разнообразного транспорта. Вот промчался быстрый автомобиль, вот медленно проехал автобус, вот резво и весело проехали мальчишки на велосипедах!.. И все на транспорте, который ...
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию на тему: «Театрализованная игра по мотивам русской народной сказки «Морозко».
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитиюна тему:«Театрализованная игра по мотивам русской народной сказки «Морозко». Цель: социально-коммуникативное развитие дошкольн...