Технология Триз Составление рассказа по картине "На полянке"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Поздяева Ирина Николаевна
конспект занятия по развитию речи с использованием технологии по ТРИЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №30 « Гвоздичка»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области

«Речевое развитие»

для детей подготовительной группы

по теме: Составление рассказов по картине

«На полянке»

(с использованием технологии ТРИЗ)

                                     Составила и провела:

                              воспитатель 1 квалификационной категории   Поздяева И. Н.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №30 « Гвоздичка»

Конспект

открытого показа

непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области

«Речевое развитие»

в    подготовительной группе

по теме: Составление  рассказов по

«На полянке»

(с использованием технологии ТРИЗ)

для родителей

                                     Составила и провела:

                              воспитатель 1 квалификационной категории   Поздяева И. Н.

Цель : Учить составлять связный рассказ по одному из объектов картины.

Задачи:

Обучающие: формировать умение детей входить в пространство картины и описывать воспринимаемое через различные органы чувств, составлять рассказ от лица того героя, которого он представил, временную последовательность, активизировать словарный запас ;  

Развивающие: умение находить нестандартные подходы к решению задач; тренировать аналитическое мышление, внимание, учиться выделять отличительные признаки путем сравнения; развивать связную речь дошкольников; способствовать развитию интереса детей к окружающему миру;

Воспитывающие: воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, культуру речевого общения

Материал: картина «На поляне», мешочик, набор  предметных карточек;  карточки с изображением алгоритма работы по картине (по технологии ТРИЗ), мольберт, указка.

Предварительная работа: рассматривание картины выявление объектов на картине, установление  связи, взаимодействия между всеми разрозненными объектами.

Ход НООД

В. : У меня в мешочке лежат буквы, но они все перемешались. И в названии заколдовано название известной вам сказки. Что бы поставить их по-порядку надо отгадать загадки о каждой букве.

На одной стоит ноге
На крыше дома буква ...
(
Т)

Целый день енотка Рая

В ручейке белье стирает,

Моет, полоскает

И домой таскает.

Наплескается в ручье –

Превратится в букву… (Е)

У картавого Володи
Эта буква не выходит,
И, конечно, очень странно,
Но выходит у Полкана!(
Р)

Целый день енотка Рая

В ручейке белье стирает,

Моет, полоскает

И домой таскает.

Наплескается в ручье –

Превратится в букву… (Е)

Видим мы в Москве метро,
А над входом букву ...
(
М)

В старом дереве дупло
Ну совсем как буква ...

(О)

Половинку от жука
Составляет буква ...
(
К)

Пока дети отгадывают, воспитатель ставит буквы на доску по-порядку. Получается слово –теремок.

В.: Вот и еще одно окошко открылось.

В.:  А следующее задание такое. Игра «Теремок» . Давайте с вами перейдем на коврик, там стоит домик-теремок. Я вам раздам карточки, каждому по одной. Один ребенок будет ведущий –хозяин теремка, а другие подходят к теремку и просятся в него

- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, Гитара. А ты кто?
- А я - удочка. Пусти меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и  гитары и  удочка сделаны из дерева. Или и у гитары и у удочки есть струна - веревочка. После этого гость  помещает в домик карточку, и вступает в игру следующий участник игры.

Предложить установить связь между красками и картиной( красками можно нарисовать картину (показ картины «На поляне»)

-А теперь я предлагаю пофантазировать 

                               Наши глазки закрываем

                               В мир волшебный попадаем

                                Руки вверх, руки вниз

                                Глаза открой и удивись.

         

  Представьте, что вы попали в картину, на эту полянку

   (с опорой на схему)

 - Пришел волшебник «Я слушаю и помогу вам услышать…» (ответы детей);

- Пришел волшебник « Я чувствую запах и помогу  …» (ответы детей);

- Пришел волшебник «Я ощущаю рукой…» (ответы детей).

Физминутка «Волшебные растения»

В.: Встаньте на ноги и представьте, что мы оказались в волшебном лесу,

и вы превратились в растения. Подумайте, кто каким растением хотел бы стать? Кто-то дубом, кто-то травинкой, может кто-то хочет быть цветочком. А теперь представьте себе что подул теплый ветерок, как ваше растение будет реагировать (варианты: сильный ветер, дождь, снег и т.д)

Оценка действий детей

 - Ребята, волшебник предлагает нам поиграть в игру «встретились друзья.» На столе лежат карточки, возьмите их; встретились те друзья, которые как- то связаны на картине и объяснить почему вы друзья

(листок-береза Листочек растет на березе; рыба- палатка. Рыбу повесили на веревочку палатки; нож- картошка. Ножом мама чистит картошку и т. д.)

В-А теперь я предлагаю и поиграть в игру «Превращалку». Вы можете быть любым объектом на картине. Используя схему можете рассказать, что с вами было, что происходит сейчас, что вы чувствуете, что может быть потом.

Перед этим нужно сказать такие слова

-Раз два покружусь и в…. превращусь.  Кто желает?  ( 4-5 рассказов)

-Вам понравилась эта игра. Молодцы. Вы отличные фантазеры, очень интересные получились рассказы, я предлагаю вам после занятия нарисовать иллюстрации к вашим рассказам и организовать из рисунков выставку,  ну а после холодной зимы мы обязательно дождемся жаркого лета .

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НООД «Коммуникация» Тема: Составление рассказа по картине с использованием технологии ТРИЗ «Зима»

Программные задачи: 1. Воспитывать умение слушать  других, не перебивая их.2. Развивать логическое мышление, внимание, память.3.Побуждать составлять описательный рассказ по картине.4.Закреплять у...

Презентация: Обучение детей составлению рассказа по картине (технология ТРИЗ).

Семинар-практикум проходил в рамках методической недели по теме: "Развитие речи в условиях детского сада и семьи" 17.02.2014 года.Презентация может быть использована для передачи опыта среди педагогов...

Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»

Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать  технологию синквейн в  составлении рассказа по пейзажно...

Конспект интегрированной НОД по развитию речи в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий Тема: составление рассказа по картине «Не боимся мы мороза»

Цель: формировать  умение  взаимодействия в парах, совершенствовать связную  речь.Задачи:Образовательные:·        учить рассказывать по картине, не по...

Занятие в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ. Составление рассказа по картине «Картинка без запинки»

Цель работы по картине: Развитие у детей мыслительных действий, ведущих к умению подробно рассматривать картину....

Конспект ОИС по речевому развитию в подготовительной группе с использованием образовательных технологий Тема: «Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами».

Программное содержание:- обучение  детей связно составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность;- обучение  отвечать на вопросы воспитате...

Конспект НОД с элементами ТРИЗ «Составление рассказа по картине «Снеговик улыбается» (вторая младшая группа)

Конспект НОД с элементами ТРИЗ«Составление рассказа по картине «Снеговик улыбается»(вторая младшая группа)...