Презентация: Обучение детей составлению рассказа по картине (технология ТРИЗ).
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа) по теме
Семинар-практикум проходил в рамках методической недели по теме: "Развитие речи в условиях детского сада и семьи" 17.02.2014 года.
Презентация может быть использована для передачи опыта среди педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_rasskaz_po_kartine_-_kopiya.pptx | 1.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Этап 2 Установление взаимосвязей между объектами на картине Цели: — учить детей находить взаимосвязи объектов, изображенных на картине; — учить объяснять связи между объектами и обозначать их стрелками; — учить запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Один объект связан с другим»; — активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (называние действий и взаимодействий объектов). Алгоритм установления взаимосвязей между объектами на картине 1. Выдели два объекта на картине. 2. Объясни, почему они между собой связаны. 3. Объедини названные объекты стрелками. 4. Озвучь правила этого этапа: «Все объекты между собой связаны», «Один объект связан с другим, потому что...» и т.д. Покажи эмблему 2-го этапа
Этап 3 Составление сравнений, загадок и метафор по картине Цели : — учить детей составлять сравнения, загадки или метафоры по моделям; — учить узнавать эмблему этапа и озвучивать правило: «Я смотрю на предмет, изображенный на картине, и могу сравнить его признаки с признаками других предметов»; — активизация словаря дошкольников по сюжету картины (проговаривание прилагательных).
Алгоритм составления сравнений
Алгоритм Пример 1. Выбери предмет, изображенный на картине Мяч 2. Что ты можешь сказать, например, о его форме? По форме мяч — круглый. Это его признак 3. Какие ее предметы, круглые по форме, ты знаешь? Круглые по форме колесо, солнце, Колобок... И т.д. 4. Составь словосочетание: «Мяч по форме похож на...» Мяч по форме похож на Колобок 5. Произнеси правило этого этапа «Я смотрю на предмет и могу сравнить его признаки с признаками других предметов» 6. Покажи эмблему 3-го этапа Алгоритм составления сравнений
Алгоритм составления загадок Загадки составляются из трех сравнений одного объекта с другими. 1. Выбери предмет на картине и перечисли его особенности — признаки (цвет, форму, его части...). 2. Выбери один из вопросов, по которому ты будешь составлять загадку 1 : — Какой предмет? Что такое же у других предметов? — Что делает? Кто или что делает так же? — На что это похоже? Чем отличается? 3. Перечисли предметы, похожие на выбранный тобой. 4. Найди в них общее. 5. Составь текст загадки с помощью слов: «как», «но не». 6. Произнеси правило этого этапа: «Я смотрю на объект и могу составить загадку». Покажи эмблему этапа.
Какой предмет? Что такое же? Что делает? Кто или что делает так же? На что похоже? Чем отличается?
Алгоритм мыслительных действий при составлении метафор Метафора — это более сложная форма образной речи, поэтому модели метафоры предлагаются детям старшего дошкольного возраста в виде фраз с переносным смыслом.
Алгоритм Пример 1. Выбери один предмет на картине Слезы 2. Назови действие слез Слезы капают 3. Назови такое же действие у другого предмета на картине Дождик капает 4. Где на картине слезы? На глазах у Тани 5. Соедини оба предмета мысленно. Составляется метафора Слезы на глазах - дождик из глаз «Дождик из глаз» (метафора) 6. Составь предложение со словосочетанием «дождик из глаз» «От расстройства у Тани на лице закапал дождик из глаз» 7. Произнеси правило этого этапа «Я могу сравнить предмет с другим и составить предложение, если действие или признак общие» 8. Найди эмблему этапа
Этап 4 Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств Цели: — учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (слух, обоняние, осязание); — учить детей находить эмблемы этапа и озвучивать правило: «Я смотрю на предмет и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь»; — активизировать в речи слова, характеризующие звуки, запахи и тактильные ощущения. Алгоритм мыслительных действий 1. Посмотри на картину, «войди в нее». 2. Выбери орган чувств, который поможет тебе «путешествовать» по картине. 3. Опиши свои ощущения. 4. Произнеси правило этого этапа: «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь». 5. Найди эмблемы этого этапа.
Этап 5 Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины Цели: — учить детей подбирать рифмы к названиям объектов на картине и составлять с ними рифмованные тексты; — активизировать речь с помощью рифмующихся слов; — учить детей находить эмблему этапа и озвучивать правило: «Я называю предмет и составляю с его названием рифмовку».
Алгоритм Пример 1. Подбери рифмующиеся слова к предметам на картине Мячик — зайчик; бантик — фантик; девочка — припевочка; палочка — помогалочка и т.д. 2. Из пары слов составь две строчки так, чтобы каждая строчка заканчивалась рифмующимся словом Жила-была девочка, И была она припевочка . На голове у нее бантик — Он похож на фантик. 3. Теперь составь стишок из этих четырех строчек Жила-была девочка, И была она припевочка ; На голове у нее бантик — Он похож на фантик Алгоритм составления рифмованных текстов
4. Добавь о девочке пятую строчку (можно без рифмы) по содержанию картины Жила-была девочка, И была она припевочка; На голове у нее бантик — Он похож на фантик. Она веселилась и не знала пока о своей неприятности. 5. Выразительно прочти стишок 6. Произнеси правило этого этапа и найди его эмблему «Я называю предмет и составляю про него рифмовку (стишок)»
Этап 6 Определение местонахождения объектов на картине Цели: — учить детей пространственной ориентировке на картине; — активизировать в речи слова, обозначающие пространственные понятия (наречия); — учить детей находить эмблему этапа и озвучивать правило: «У каждого объекта есть свое место на картине». Алгоритм мыслительных действий 1. Выбери предмет. Определи, где он находится на картине. 2. Опиши, как расположены другие предметы по отношению к нему: а) как это видит тот, кто рассматривает картину; б) с позиции выбранного предмета. 3. Произнеси правило этого этапа: «У каждого объекта есть свое место на картине». 4. Найди эмблему 6-го этапа.
Этап 7 Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения Цели: — упражнять детей в умении перевоплощаться в объект на картине, изменять свое настроение во времени; — учить составлять речевую зарисовку от имени какого-либо объекта на картине; • — учить узнавать эмблемы этапа и озвучивать правило: «Я превращаюсь в объект на картине и у меня... характер» (определение вставляется по смыслу); — активизировать в речи слова, обозначающие свойства характера объекта. Алгоритм мыслительных действий 1. Выбери героя на картине. 2. Определи его настроение или свойства характера. 3. «Войди» в образ героя (представь себя им). 4. Опиши, как воспринимает выбранный тобой герой то, что , изображено на картине. 5. Скажи правило этого этапа: «Я превращаюсь в героя, изображенного на картине, и у меня ... характер». 6. Покажи эмблему этапа.
Этап 8 Описание объекта с изменением его характеристики во времени Цели: — учить составлять речевые зарисовки об изменении объекта во времени; — учить детей показывать эмблему этапа и озвучивать правило: «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом»; — активизировать словарь детей с использованием речевых оборотов, характеризующих временные отрезки (было - будет; утро — вечер; весна - осень;раньше - позже; до того — после того...). Алгоритм мыслительных действий 1. Выбери объект, определи его состояние в настоящее время. 2. Представь прошлое (будущее) объекта с учетом изменения его признаков, действий. 3. Составь речевую зарисовку о прошлом (будущем) объекта. 4. Произнеси правило этого этапа: «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потрм ». 5. Найди эмблему этапа.
Этап 9 Понятие о смысловых характеристиках картины Цели: — учить детей находить и объяснять смысловое содержание картины; — учить детей составлять речевые зарисовки по типу рассуждений; — активизировать в речи слова, обозначающие смысл сюжета картины; — учить детей узнавать эмблему этапа и озвучивать правило: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл». Алгоритм мыслительных действий 1. Возьми несколько лепестков «Ромашки мудрости» и прослушай текст пословиц и поговорок о них. (Текст читает педагог.) 2. Рассмотри сюжет картины. Как связаны с ней каждая пословица или поговорка. 3. Объясни, почему та или иная пословица подходит или не подходит для названия картины. 4. Произнеси правило этого этапа: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл». 5. Найди эмблему этапа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по обучению детей составлению рассказов по картинам, с использованием ТРИЗ
Перспективный план по обучению детей составлению рассказов по картинам, с использованием ТРИЗ...
Обучение детей составлению рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ
Для детей и их родителей....
мастер-класс для педагогов "Методика обучения детей составления рассказа по картине"
Методы и приемы работы по картине, используя методику ТРИЗ разработанную Генрихом Сауловичем Альтшулером....
«Обучение детей составлению рассказов по картине».
Занятие научит детей составлять сказки, передавать воображаемый сюжет, соблюдая последовательность; описывать сказочных героев, используя в речи элементы сравнения....
Мастер - класс для воспитателей " Обучение детей составлению рассказов по картине"
Данный материал содержит поэтапное обучение детей составлению рассказов по картине в разных возрастных группах. Прилагается памятка для воспитателей....
Обучение детей составления рассказа по картине
К старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Э...
Особенности методики обучения детей составлению рассказов по картине в разных возрастных группах.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, ...