Формирование слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Консультация для воспитателей логопедических групп по формированию слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_sluhovogo_vospriyatiya_1.docx | 14.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование слухового восприятия
у детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи.
С самого рождения человека окружает множество звуков: шелест листьев, шум дождя, пение и щебетание птиц, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т.д. Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности – исключительно человеческая способность, благодаря которой происходит познание окружающей действительности.
Слуховое восприятие – очень важная особенность человека, без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, а значит, правильно говорить.
Развитие слухового восприятия идет по двум направлениям: с одной стороны, развивается восприятие речевых звуков, то есть формируется фонематический слух, а с другой стороны, развивается восприятие неречевых звуков, то есть шумов.
Слуховое восприятие начинается со слухового внимания – умение сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издающим его предметом, что и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков. Все звуки, которые человек воспринимает и анализирует, а затем воспроизводит, он запоминает благодаря слуховой памяти.
Для развития слухового восприятия у дошкольников группы компенсирующей направленности использую следующие приемы:
игровые приемы (игровой персонаж, сюрпризный момент, разные виды игр);
наглядные (показ иллюстраций, картинок, игрушек)
словесные (объяснение, повторение, указание, вопрос).
Ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игра, поэтому основным приемом для развития слухового восприятия является игровой, который позволяет в интересной форме научить ребенка различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам, развивать умения различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего, слышать составные части слова.
Таким образом, использование предложенных игр включающих, в себя наглядные и словесные приемы позволяют, детям с тяжелыми нарушениями речи обогащать и расширять представления о звуках окружающего мира, развивать и формировать слуховое восприятие, необходимое для нормального усвоения и произношения звуков, слов, овладение речевой активностью. А также способствует развитию других познавательных процессов, таких как память, мышление, воображение, что в свою очередь является фундаментом становления личности ребенка.
Хорошо развитый речевой слух — необходимое условие, обеспечивающее нормальное и своевременное усвоение звуков, правильное произношение слов, овладение речевой интонацией.
Использование предложенных игр позволит малышу обогатить и расширить представления о звуках окружающего мира, позволит развить и сформировать не только слуховое восприятие, но и будет способствовать развитию других познавательных процессов, таких как, мышление, речь, воображение, а это в свою очередь является фундаментом становления познавательной сферы у детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка НОД по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи «По Самаре мы идем»
Формировать первичное представление о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области нужно, начиная с дошкольного детства. В нашем детском саду этому уделяется большое вниман...
Совершенствование слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста в детском саду
NtТеоретический и практический материал по развитию слухового восприятия у дошкольников...
Формирование фонематического восприятия у детей старшей группы с общим недоразвитием речи с использованием игровых технологий
Дифференциация звуков Б - Бь...
Особенности слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста при алалии
Ранний и дошкольный возраст являются периодом наиболее интенсивного формирования речи, эффективность которого зависит от нормального функционирования и взаимодействия различных анализаторных систем. В...
Консультация для воспитателей Развитие слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.
В наше время очень мало внимания уделяется формированию умения слушать звуки окружающего мира. Нам, педагогам и родителям, необходимо обращать внимание на формирование слуховой культуры детей дошкольн...
Развитие слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста
Развитие слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования путем транслирован...
Развитие слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
В статье рассматриваются особенности слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, приёмы развития слухового восприятия, использующиеся в коррекционно-р...