ПРОЯВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
статья по логопедии (подготовительная группа)
Данная тема является актуальной, поскольку развитие связного высказывания у детей дошкольного возраста является ключевым аспектом их когнитивного и речевого развития. Это влияет на их способность к общению и успешной адаптации в образовательной среде.
В файле можно посмотреть диаграмму ответов детей в баллах (на самом сайте не показывает ее).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narusheniya_svyaznoy_rechi.docx | 95.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЯВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Данная тема является актуальной, поскольку развитие связного высказывания у детей дошкольного возраста является ключевым аспектом их когнитивного и речевого развития. Это влияет на их способность к общению и успешной адаптации в образовательной среде.
Психологическая основа связного высказывания – это совокупность психических процессов и механизмов, которые обеспечивают способность человека строить логически последовательные, грамматически правильные и осмысленные речевые конструкции. К психологической основе связного высказывания относится: мотивация и цель, когнитивные процессы, речевые навыки.
Общее недоразвитие речи (далее – ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте [2]. ОНР может быть вызвано различными клиническими формами нарушения речи, такими как дизартрия, моторная алалия.
Целью проведенного нами исследования является выявление особенностей развития связной речи детей с ОНР (III уровень речевого развития). В ходе исследования использована методика В.П. Глухова [1]. В исследовании приняли участие дети в возрасте 6 лет с ОНР.
При анализе ответов детей высокий и средний уровень не выявлен ни у одного ребенка, все дети продемонстрировали низкий уровень развития связной речи.
Анализ ответов детей показал, что дети испытывают следующие трудности составления связного высказывания: нарушение связи слов в предложение, нарушение структуры предложения, нарушение последовательности изложения, непонимание смысла картинок. При этом у них также отмечается нарушение структуры слова, неправильные окончания слов, низкий словарный запас.
Наиболее часто встречаются ошибки в окончаниях слов и низкий словарный запас.
Ошибки в окончаниях слов могут быть связаны с нарушением слухового восприятия (проблемы с различением звуков речи, особенно в конце слова, могут привести к ошибкам в использовании окончаний), фонематического восприятия (трудности с анализом и синтезом звукового состава слова), памяти (затруднение в запоминании грамматических правил и словоформ). Низкий словарный запас связан с нарушением слухового восприятия, памяти, мышления (трудности с абстрактным или логическим мышлением).
Таким образом, исследование показало, что нарушение собственно связного высказывания у детей с общим недоразвитием речи сочетается с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи и несформированностью определенных неречевых функций. Следовательно, содержание коррекционно-логопедической работы должно строиться на системном подходе.
Список литературы
- Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М.: АРКТИ, 2004. 168 с.
- Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 680 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дидактических игр в пропедевтике нарушения слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
о формировании слоговой структуры слова посредствам формирования неречевых процессов...
Формирование навыков связного высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи при изучении сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка»
Творческий проект в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи на материале сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка»В материале прописана актуальность, описание проекта, прилагается к...
Формирование навыков связного высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи при изучении сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка»
Творческий проект в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи на материале сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка»В материале прописана актуальность, описание проекта, прилагается к...
Применение наглядного моделирования при формировании связных речевых высказываний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Метод наглядного моделирования ускоряет процесс овладения детьми связной речью, делает её более содержательной, помогает обобщить и систематизировать все полученные ранее знания и облегчает процесс ра...
Выступление из опыта работы по теме: «Психолого –педагогическое сопровождение детей с ОНР(общим недоразвитием речи) и нарушением речи в ДОУ»
Психологическое развитие детей, имеющих нарушения речи, имеет свои особенности. У дошкольников с общим недоразвитием речи страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание...
Рекомендации по формированию и развитию связной речи у детей с ОНР (Общее недоразвитие речи) от 4 до 7 лет
Основная задача логопедического воздействия на детей с ОНР - научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни...
ХАРАКТЕРИСТИКА И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
ХАРАКТЕРИСТИКА И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИОбщее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формиро...