Тема :"Семья"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Семья» (старшая группа)
Интеграция образовательных областей: познание, социализация, здоровье, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка.
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально – художественная.
Цель: углублять представления о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге;
Задачи:
Образовательные:
- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье: закрепить знания полных имен членов семьи; закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи (сын, дочь, внук, внучка);
- совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласия или несогласия с товарищем;
- продолжать развивать интерес детей к художественной литературе, учить выразительно рассказывать стихи, запоминать загадки;
- Закреплять навыки вырезывания ножницами по контуру.
Развивающие:
- продолжать развивать речь как средство общения;
- развивать умение поддерживать беседу;
- развивать монологическую форму речи;
- развивать эмоциональную отзывчивость, творческую самостоятельность, эстетический вкус.
Воспитательные:
- привлекать детей к посильному выполнению постоянных обязанностей по дому;
- воспитывать любовь и уважение к своей семье, к родным и близким людям.
Оборудование и материалы: коллажи с фотографиями семей детей, микрофон, макет дома, картинки по теме «Помощники», мешочек «Добрых дел», полоски цветной бумаги, клей, ножницы, салфетка, массажные шарики, запись «Утренняя молитва» из «Детского альбома» П.И.Чайковского.
Предварительная работа:
- составление рассказов о своей семье,
- оформление альбома «Я и моя семья»
- разучивание текстов игр-разминок,
- беседа с детьми о семье,
- подбор прилагательных по теме: «Я - какой?».
- Организация выставки «Золотые ручки» (изделия, связанные мамами и бабушками, вышивка крестом и бисером, изделия, сделанные папами из дерева – кормушки для птиц).
Методы и приёмы: беседа, вопрос, словесная игра, рассказ из личного опыта, дидактическая игра, чтение художественных произведений , использование фольклора, слушание музыки, создание коллажа «Наша группа».
Актуальность и значимость.
Широко распространено мнение о том, что нет необходимости в специально организованном ознакомлении дошкольника с семьёй. Если ребёнок живёт в семье, он сможет познакомиться с этим явлением в повседневной жизни.
В дошкольной педагогике семья, как правило, рассматривается как социальная среда, в которой осуществляется семейное воспитание ребёнка. На современном этапе в связи с новыми требованиями ФГТ в новой редакции программы, ознакомление дошкольника с семьёй, как первым социальным институтом, с которым ребёнок встречается в жизни и частью которого является, выделен большой раздел в развивающей области «Социализация»: «Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств». Не случайно теперь объединены, такие, казалось бы, разные понятия как «патриотизм, гражданственность и семья». Нельзя вырастить патриота и гражданина своей страны, не заложив в нём основ любви и интереса к происхождению, развитию и истории своей семьи.
В дошкольном детстве закладываются основы формирования чувства ответственности перед памятью своих предков, имеющих существенное педагогическое значение и несущего в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребёнка.
В современных семьях существует немало различных проблем, скрытых и открытых конфликтных ситуаций, которые можно объяснить как возросшей занятостью родителей, дедушек и бабушек на работе, изменением ценностных ориентиров и недостатком педагогических знаний. Эти обстоятельства обуславливают актуальность формирования у дошкольников представлений о семье.
Изучение истории своей семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желания стать продолжателями лучших традиций своих предков.
Уже в дошкольном возрасте ребёнок должен понять, что любовь выражается в заботе о своих родных и друзьях, в сочувствии и помощи им. Если у ребёнка целенаправленно не формируют социальные и нравственные качества, то биологически врождённые потребности, развиваясь, перерастают в потребительское отношение к окружающим людям, к родным и близким, к обществу в целом.
Наиболее слабые стороны знаний в этой области - это имя и отчества родителей, бабушек и дедушек, понятие, что такое традиции семьи, неуверенная ориентация в назначениях слов, обозначающих родство внутри семьи, слабый интерес к профессиональной деятельности родителей, низкий уровень представлений, что такое семья.
Содержание НООД
- Ребята, давайте представим, что всех нас пригласили в телестудию на детскую передачу «Я и моя семья». Вы согласны стать участниками этой передачи?
-Добрый день, уважаемые телезрители! Начинаем нашу передачу « Я и моя семья» и я, ее ведущая, Светлана Викторовна. Сегодня в нашей студии гости программы и участники, ребята детского сада «Жемчужинка» города Коломна. Они пришли на нашу передачу для того, чтобы рассказать о себе, о своей семье, о своих дорогих и близких людях. Все ребята живут в микрорайоне Колычево, а вот какие они разные, мы узнаем из игры «Расскажи о себе».
Проводится словесная игра «Расскажи о себе»
- Меня зовут …… (имя, фамилия). Я добрый и воспитанный, (аккуратный, смелый, шустрый, ловкий, настойчивый, рассудительный, спортивный, сильный, трудолюбивый, любознательный)
- Много интересного мы узнали друг о друге.
- А теперь я хочу спросить вас, знаете ли вы, как называют людей, живущих вместе в одном доме, квартире? (Семья).
- Назовите всех членов вашей семьи (выслушиваются ответы детей).
- Правильно. У каждого из вас есть семья. Семья – это папа, мама, их дети. Это люди, которые живут вместе и очень друг друга любят, заботятся друг о друге. Семья – самое дорогое, что есть у человека. Сейчас участники телепередачи познакомят нас со своими семьями.
Выслушиваются рассказы детей.
Меня зовут…….(Фамилия, имя). Мне 5 лет. У меня большая и дружная семья, о которой я хочу вам рассказать. Я занимаюсь бальными танцами, хожу в детский сад, люблю рисовать. Дома у нас есть домашние животные: хомяк и попугай. Они очень забавные и потешные.
Мою маму зовут……(Фамилия, имя, отчество). Она работает медсестрой: лечит людей, ставит им уколы.
Моего папу зовут…..(Фамилия, имя, отчество). Он работает машинистом тепловоза, ходит на рыбалку, занимается спортом.
Мой брат …(Имя) учится в колледже и занимается вместе с папой спортом.
В выходные мы навещаем бабушку и дедушку.
- О своей маме расскажет…….
Мою маму зовут…(Фамилия, имя, отчество). Она очень красивая и трудолюбивая. Она очень много работает. Вместе с мамой мы любим гулять. Я свою маму очень люблю!
- Со своим папой нас познакомит …….
- Моего папу зовут…(Фамилия, имя, отчество).
Мой папа находчивый, умный и смелый.
Ему по плечу даже сложное дело.
Ещё он - шалун, озорник и проказник.
С ним каждый мой день превращается в праздник.
Мой папа весёлый, но строгий и честный.
С ним книжки читать и играть интересно.
И скучно без папы на санках кататься.
Никто не умеет так громко смеяться.
Мой папа - волшебник, он самый хороший.
Он вмиг превращается в то, что попросишь.
Он может стать клоуном, тигром, жирафом.
Но лучше всего он умеет быть папой.
Его обниму я и тихо шепну:
- Мой папочка, я тебя крепко люблю!
Ты самый заботливый, самый родной,
Ты добрый, ты лучший, и ты только мой
(автор Лика Разумова)
- Ребята, скажите, а кем вы приходитесь своим родителям?
(Я для мамы дочка, я для мамы сын).
- У ваших близких много домашних забот, и вы, ребята, им, конечно, помогаете.
- Предлагаю вам выбрать картинку, которая рассказывает о ваших добрых делах и сложить их в волшебный мешочек.
Проводится дидактическая игра «Мешочек добрых дел». Дети выбирают картинки и рассказывают о том, как помогают дома.
- Я помогаю застилать кровать;
- Я помогаю ухаживать за домашними животными;
- Я всегда убираю за собой игрушки;
- Я помогаю пылесосить (или убираться);
- Я стараюсь быть аккуратным;
- Я помогаю мыть посуду;
- Я помогаю поливать цветы
- После хороших и добрых дел можно и отдохнуть.
Проводится логоритмика «Мамины помощники» (выполняются движения согласно текста)
Решили маме мы помочь И воду в таз налили, |
Насыпали вниз порошка, |
Белье все замочили. |
Стирали долго мы его, |
О доску даже терли. |
Не разорвали ничего, |
А полоскали сколько! Туда-сюда, туда-сюда, |
Вода в тазу вскипела. |
Но только, братцы, вот беда: |
На пол упала пена! |
Давай ее мы собирать И отжимать в ведерко. |
Чтобы как мама наша стать, Трудиться надо долго! |
- Папа, мама и дети – это ваша маленькая семья. У вас есть и большая семья, в нее входят ваши бабушки, дедушки, тети и дяди. О своем дедушке расскажет ……
Моего дедушку зовут…(Имя, отчество). Он очень добрый, всех нас любит, покупает нам подарки. Мы ходим с ним на рыбалку и за грибами. Он у нас в семье самый главный!
- Предлагаю отгадать вам загадку.
Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки
У любимой… (бабушки)?
- А о бабушке расскажет ……
Мою бабушку зовут …(Имя, отчество). Она очень добрая и заботливая. Когда мы бываем у неё в гостях, она угощает нас пирожками с сыром, с творогом, с черносливом, с клубникой. Я свою бабушку очень люблю.
- А кем вы приходитесь для бабушки и дедушки? (Внук и внучка). А кем приходится вашей маме бабушка, дедушка? (Мама и папа).
- Ребята, я очень рада, что у каждого из вас есть родной дом, где вас любят, ждут, заботятся, приходят на помощь. Постарайтесь и вы никогда не огорчать близких, помогайте им и проявляйте заботу.
- Приглашаю всех вас на выставку изделий, которые мамы, папы, бабушки и дедушки сделали своими руками.
Дети рассматривают изделия, делятся своими впечатлениями.
- Ребята, а как вы думаете, мы с вами – семья? (ответы детей).
-Да, мы с вами тоже семья, потому что мы каждый день вместе играем, занимаемся, гуляем, помогаем друг другу.
- Я предлагаю поселиться всем вам в этом чудесном доме, где буква «Я» будет обозначать каждого из вас.
- Перед работой разогреем пальчики.
Проводится пальчиковая игра «Семья»
Пальчиковая игра «Семья» (с массажным колечками, которые по очереди одеваются на каждый пальчик, начиная с большого).
Семья – это папа и мама, и дед,
Бабуля готовит нам вкусный обед.
В семье ещё братья и сестры бывают,
Семья – это я, и меня называют,
Котенок и лапочка, заинька, птичка.
Мне кто-то братишка, а кто-то сестричка.
Семья, где все любят меня и ласкают,
И лучше семьи ничего не бывает.
Самостоятельная деятельность детей
Ребята выбирают лист бумаги понравившегося цвета, вырезают ножницами силуэт буквы «Я», создают коллаж «Наша группа» (во время выполнения аппликации включается спокойная музыка «Утренняя молитва» из «Детского альбома» П.И.Чайковского.
-Время нашей передачи подошло к концу.
- Что вы сегодня узнали?
- Я благодарю вас всех за участие в телепередаче «Моя семья». Вы сегодня много интересного рассказали о себе и своей семье. Спасибо за интересные рассказы, за ласковые слова. До новых встреч!
Список литературы:
Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
- Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»,старший возраст
- Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ.
- Мосалова Л.Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально - нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
- Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. Пособие для педагогов и родителей для работы с детьми 2-7 лет.
- Ульева Е.А. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности «Социализация» по теме: «Семья – это счастье, семья – это дом»
Конспект образовательной деятельности «Социализация»для детей подготовительной группыстаршего воспитателяНиколаевой Ларисы ФедоровныМАДОУ д/с №7 присмотра и оздоровлениягорода Тюменипо теме: «Се...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Семь чудес света или удивительное число семь»
На занятии детям понадобяться не только математические знания для того чтобы проходить испытания, но и предётся окунуться в окружающий мир (знакомство с семи чудесами света)....
«ПАПА, МАМА, Я – ТВОРЧЕСКАЯ СЕМЬЯ» Тема: «Семья вместе, душа на месте».
Программное содержание: 1. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством (песенки, пословицы, ...
НОД В соответствии с проектом «Родной свой край – люби и знай» Блок – « Мой дом, моя семья, моя страна» Тема: «Семья и родной дом» Возрастная группа: старшая
Тема "Семья и родной дом"...
Мероприятие с родителями, посвященное году с оциальной поддержки семьи. Тема: «Семья для домовенка Кузи»
Театральная деятельность.Участие родителей в жизни детского сада....
Тема: «Семья – семь я»
Программное содержание:1. Создать доброжелательную атмосферу в группе, семье: доброта, чуткость, нежность отношений к родственникам, друзьям.2. Учить понимать роль родителей на работе и дома.3. Формир...
Открытая организованная образовательная деятельность в младшей группе «Рябинка» Тема: «Семья – это важно, семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно!»
Открытая организованная образовательная деятельностьв младшей группе «Рябинка»Тема: «Семья – это важно, семья – это сложно!Но счастливо жить одному невозможно!»...