План-конспект «Составление описательного рассказа об овощах и фруктах»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Приоритетно – образовательная область: «Речевое развитие».
Цель: Формировать у детей умение правильно составлять описательный рассказ.
Материалы и оборудование:
- стихотворение Юлиана Тувима «Овощи», стихотворение «Фрукты»
Г. Давыдовой.
- разнообразные овощи, фрукты;
- аудиозапись, музыкальный центр;
- нарисованная ваза и корзина;
-карточки с изображением овощей и фруктов.
- варианты карточек:
1. огурец, морковь, картофель, яблоко.
2. лимон, ананас, груша, кабачок.
-ваза с фруктами, корзина с овощами;
-карандаши цветные, краски.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Познавательное развитие, Социально – коммуникативное развитие, Художественно – эстетическое развитие, музыкальное развитие.
Задачи |
|
Речевое развитие | Обогащать и активизировать словарь детей, развивать связную, грамматически правильную речь. Формировать умение составлять описательный рассказ, добиваться эмоциональной выразительности речи, активизировать в речи прилагательные. Автоматизация звука «Ш» в чистоговорке. Совершенствовать умение владеть речью, как средством общения. |
Познавательное развитие | Развивать воображение, творческую активность; системность мышления в процессе расширения знаний об овощах, продолжать закреплять умение различать овощи и фрукты. |
Социально – коммуникативное развитие | Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, учитывать мнение партнера, уметь договариваться, формировать доброжелательность в общении. |
Художественно-эстетическое развитие | Вызвать сопереживание персонажам художественного произведения, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей при изображении овощей и фруктов. |
Физическое развитие | Развивать двигательную активность детей, мелкую моторику обеих рук. |
Художественно-эстетическое развитие | Развивать умение согласовывать движения с музыкой, воспитывать эмоционально-положительное отношение к исполнению образных движений под музыку. |
Логика образовательной деятельности
№ п/п | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Введение в игровую ситуацию. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки: «Красна девица Сидит в темнице, А коса на улице» (морковь) «Кто там спрятал под листок Свой румяный крепкий бок? Под листы-панамочки Прячутся в зной...» (яблочки)
| Дети слушают и отгадывают загадки.
| Создан положительный настрой, желание взаимодействовать с воспитателем и выполнять задание.
|
2 | Дидактическая игра «Что лишнее?» Воспитатель показывает детям карточки, на которых изображены три овоща и один фрукт, и наоборот. Просит найти, что лишнее, назвать его и объяснить, почему он лишний, а к оставшимся трем овощам или фруктам подобрать обобщающее слово.
| Дети называют овощи или фрукты на картинках, находят лишние, объясняют, почему он лишний, и к оставшимся овощам или фруктам подбирают обобщающее слово.
| Развито логическое мышление, речь, внимание; сформировано внимательное отношение к совместной со взрослыми деятельности, умение обобщать. Закреплены знания названий овощей и фруктов. Дети умеют правильно строить свое предложение, находить лишний предмет, классифицировать. |
3 | Мимическое упражнение «Сладкий, кислый, горький фрукт или овощ». Воспитатель дает детям задание показать мимикой: «Какой на вкус?». Воспитатель называет овощи и фрукты, а дети должны показать мимикой, какие они на вкус.
| Дети, участвуют в упражнении «Какой на вкус фрукт или овощ».
| Дети умеют с помощью мимики показывать вкус того или иного овоща или фрукта.
|
4 | Воспитатель зачитывает отрывки из стихотворений «Овощи», «Фрукты». Задает вопросы. Предлагает детям обсудить стихи об овощах и фруктах. 1)- Как называется первое стихотворение? - Какие овощи купила хозяйка на базаре? - О чем спорили овощи? - Что из овощей приготовила хозяйка? - Какие же овощи оказались нужнее и вкуснее? 2)- Как называется второе стихотворение? -О каких фруктах говорится? - Чем полезны фрукты? | Дети обсуждают стихи, отвечают на вопросы воспитателя.
| Уточнены знания детей о названии стихотворений, о их содержании. Обобщены представления по данной теме.
|
5 | Пальчиковая гимнастика «Капуста».
Мы капусту рубим,
Мы морковку трем,
Мы капусту солим,
Мы капусту жмем.
| Слушая текст, который читает воспитатель, дети сначала Ритмичными ударами ребер ладоней стучат по столу. Трут ладони друг об друга. Указательный и средний палец трутся о большой. Хватательные движения обеими руками. | Умеют выполнять действия в соответствии с текстом; развита мелкая моторика рук.
|
6 | Воспитатель предлагает речевую игру: «Какой фрукт?»
| Дети называют прилагательные, характеризующие фрукты. | Обогащен словарь детей прилагательными по теме. |
7 | Воспитатель предлагает детям подойти, к заранее подготовленному столу, на котором в вазе лежат фрукты, а в корзинке овощи. Затем, воспитатель выбирает, что ей нравится (овощ или фрукт) и рассказывает о нем. Предлагает детям составить описательный рассказ. | Дети подходят к столу, выбирают овощ или фрукт, который им нравится, и составляют описательный рассказ уже сами. | Сформировано умение составлять описательный рассказ о фруктах и овощах. |
8 | Воспитатель предлагает детям повторить чистоговорку: «Шла к малышке Груше, Бабушка Луша. В лукошке у Луши Большие груши». | Внимательно слушают и повторяют за воспитателем чистоговорку, хором и индивидуально.
| Закреплено произношение звука “Ш” Дети умеют выделять её в словах. |
9 | Физкультурная минутка под музыку. «Отгадай и присядь» Воспитатель называет овощи и фрукты. Если овощ - присесть, если фрукт – стоять. | Дети выполняют движения в соответствии с заданием под музыку.
| Сформировано слуховое восприятие.
|
10 | Моделирование проблемной ситуации: воспитатель предлагает детям нарисованную вазу и корзинку. Предлагает детям дорисовать в них овощи и фрукты.
| Дети, называют, что должно лежать в вазе, а что в корзине, объясняют, почему они так думают. Самостоятельно дорисовывают.
| Умеют анализировать и синтезировать; сформировано целостное восприятие, стремление выполнить задание правильно. |
11 | Воспитатель раскладывает рисунки детей, и предлагает оценить свою деятельность. Воспитатель предлагает детям вспомнить, что понравилось больше всего на занятии.
| Анализируют и оценивают свою работу. Дети отвечают, на вопросы воспитателя рассуждают, фантазируют.
| Владеют речью, как средством общения. Расширены и закреплены представления детей о посуде.
|
12
| Воспитатель на прогулке предлагает детям игру соревнование: «Кто первый соберёт урожай». Воспитатель предлагает разделиться на две команды и собрать овощи и фрукты в корзину и вазу.
| Дети анализируют информацию, делятся на команды и выполняют задание.
| Умеют анализировать информацию, правильно выполняют задание.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_sostavlenie_opisatelnogo_rasskaza.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11
им. Героя Советского Союза Аипова Махмута Ильячевича
г.о. Октябрьск Самарской области
План-конспект
образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности
СП ГБОУ СОШ № 11 г.о. Октябрьск «Детский сад № 10»
на тему «Составление описательного рассказа об овощах и фруктах»
Автор-составитель:
Глухова Юлия Юрьевна
2014 год
Приоритетно – образовательная область: «Речевое развитие».
Цель: Формировать у детей умение правильно составлять описательный рассказ.
Материалы и оборудование:
- стихотворение Юлиана Тувима «Овощи», стихотворение «Фрукты»
Г. Давыдовой.
- разнообразные овощи, фрукты;
- аудиозапись, музыкальный центр;
- нарисованная ваза и корзина;
-карточки с изображением овощей и фруктов.
- варианты карточек:
1. огурец, морковь, картофель, яблоко.
2. лимон, ананас, груша, кабачок.
-ваза с фруктами, корзина с овощами;
-карандаши цветные, краски.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Познавательное развитие, Социально – коммуникативное развитие, Художественно – эстетическое развитие, музыкальное развитие.
Задачи | |
Речевое развитие | Обогащать и активизировать словарь детей, развивать связную, грамматически правильную речь. Формировать умение составлять описательный рассказ, добиваться эмоциональной выразительности речи, активизировать в речи прилагательные. Автоматизация звука «Ш» в чистоговорке. Совершенствовать умение владеть речью, как средством общения. |
Познавательное развитие | Развивать воображение, творческую активность; системность мышления в процессе расширения знаний об овощах, продолжать закреплять умение различать овощи и фрукты. |
Социально – коммуникативное развитие | Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, учитывать мнение партнера, уметь договариваться, формировать доброжелательность в общении. |
Художественно-эстетическое развитие | Вызвать сопереживание персонажам художественного произведения, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей при изображении овощей и фруктов. |
Физическое развитие | Развивать двигательную активность детей, мелкую моторику обеих рук. |
Художественно-эстетическое развитие | Развивать умение согласовывать движения с музыкой, воспитывать эмоционально-положительное отношение к исполнению образных движений под музыку. |
Логика образовательной деятельности
№ п/п | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Введение в игровую ситуацию. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки: «Красна девица Сидит в темнице, А коса на улице» (морковь) «Кто там спрятал под листок Свой румяный крепкий бок? Под листы-панамочки Прячутся в зной...» (яблочки) | Дети слушают и отгадывают загадки. | Создан положительный настрой, желание взаимодействовать с воспитателем и выполнять задание. |
2 | Дидактическая игра «Что лишнее?» Воспитатель показывает детям карточки, на которых изображены три овоща и один фрукт, и наоборот. Просит найти, что лишнее, назвать его и объяснить, почему он лишний, а к оставшимся трем овощам или фруктам подобрать обобщающее слово. | Дети называют овощи или фрукты на картинках, находят лишние, объясняют, почему он лишний, и к оставшимся овощам или фруктам подбирают обобщающее слово. | Развито логическое мышление, речь, внимание; сформировано внимательное отношение к совместной со взрослыми деятельности, умение обобщать. Закреплены знания названий овощей и фруктов. Дети умеют правильно строить свое предложение, находить лишний предмет, классифицировать. |
3 | Мимическое упражнение «Сладкий, кислый, горький фрукт или овощ». Воспитатель дает детям задание показать мимикой: «Какой на вкус?». Воспитатель называет овощи и фрукты, а дети должны показать мимикой, какие они на вкус. | Дети, участвуют в упражнении «Какой на вкус фрукт или овощ». | Дети умеют с помощью мимики показывать вкус того или иного овоща или фрукта. |
4 | Воспитатель зачитывает отрывки из стихотворений «Овощи», «Фрукты». Задает вопросы. Предлагает детям обсудить стихи об овощах и фруктах. 1)- Как называется первое стихотворение? - Какие овощи купила хозяйка на базаре? - О чем спорили овощи? - Что из овощей приготовила хозяйка? - Какие же овощи оказались нужнее и вкуснее? 2)- Как называется второе стихотворение? -О каких фруктах говорится? - Чем полезны фрукты? | Дети обсуждают стихи, отвечают на вопросы воспитателя. | Уточнены знания детей о названии стихотворений, о их содержании. Обобщены представления по данной теме. |
5 | Пальчиковая гимнастика «Капуста». Мы капусту рубим, Мы морковку трем, Мы капусту солим, Мы капусту жмем. | Слушая текст, который читает воспитатель, дети сначала Ритмичными ударами ребер ладоней стучат по столу. Трут ладони друг об друга. Указательный и средний палец трутся о большой. Хватательные движения обеими руками. | Умеют выполнять действия в соответствии с текстом; развита мелкая моторика рук. |
6 | Воспитатель предлагает речевую игру: «Какой фрукт?» | Дети называют прилагательные, характеризующие фрукты. | Обогащен словарь детей прилагательными по теме. |
7 | Воспитатель предлагает детям подойти, к заранее подготовленному столу, на котором в вазе лежат фрукты, а в корзинке овощи. Затем, воспитатель выбирает, что ей нравится (овощ или фрукт) и рассказывает о нем. Предлагает детям составить описательный рассказ. | Дети подходят к столу, выбирают овощ или фрукт, который им нравится, и составляют описательный рассказ уже сами. | Сформировано умение составлять описательный рассказ о фруктах и овощах. |
8 | Воспитатель предлагает детям повторить чистоговорку: «Шла к малышке Груше, Бабушка Луша. В лукошке у Луши Большие груши». | Внимательно слушают и повторяют за воспитателем чистоговорку, хором и индивидуально. | Закреплено произношение звука “Ш” Дети умеют выделять её в словах. |
9 | Физкультурная минутка под музыку. «Отгадай и присядь» Воспитатель называет овощи и фрукты. Если овощ - присесть, если фрукт – стоять. | Дети выполняют движения в соответствии с заданием под музыку. | Сформировано слуховое восприятие. |
10 | Моделирование проблемной ситуации: воспитатель предлагает детям нарисованную вазу и корзинку. Предлагает детям дорисовать в них овощи и фрукты. | Дети, называют, что должно лежать в вазе, а что в корзине, объясняют, почему они так думают. Самостоятельно дорисовывают. | Умеют анализировать и синтезировать; сформировано целостное восприятие, стремление выполнить задание правильно. |
11 | Воспитатель раскладывает рисунки детей, и предлагает оценить свою деятельность. Воспитатель предлагает детям вспомнить, что понравилось больше всего на занятии. | Анализируют и оценивают свою работу. Дети отвечают, на вопросы воспитателя рассуждают, фантазируют. | Владеют речью, как средством общения. Расширены и закреплены представления детей о посуде. |
12 | Воспитатель на прогулке предлагает детям игру соревнование: «Кто первый соберёт урожай». Воспитатель предлагает разделиться на две команды и собрать овощи и фрукты в корзину и вазу. | Дети анализируют информацию, делятся на команды и выполняют задание. | Умеют анализировать информацию, правильно выполняют задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема "Составление описательных рассказов об овощах и фруктах"
Занятие с применением компютера...
Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ОНР по составлению описательного рассказа об овощах и фруктах на основе алгоритма детской деятельности.
Целью данного занятия является совершенствование лексико-грамматического строя языка и связной описательной речи. В основе данного занятия лежит педпроцесс в варианте коммуникативно-деятельностного и ...
НОД по развитию речи «Составление описательных рассказов об овощах и фруктах» (средняя группа)
Конспект НОД :Составление описательных рассказов....
Конспект НОД "Составление описательных рассказов об овощах и фруктах"
Конспект НОД в подготовительной группе "Составление описательных рассказов об овощах и фруктах"...
Составление описательных рассказов об овощах и фруктах в средней группе.
Использование моделей карточек для составления описательного рассказа....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ "СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ОБ ОВОЩАХ И ФРУКТАХ"
Вашему вниманию представляется конспект занятия по развитию речи по составлению описательного рассказа об овощах и фруктах....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по реализации ОО «Познавательное развитие» Тема: «Составление описательных рассказов об овощах и фруктах»» для детей средней группы
Дети составляли описательные рассказы об овощах и фруктах с использованием моделей....