НОД по речевому развитию "Путешествие по сказкам"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Закрепить знание детьми русских народных сказок; умение составлять цепочку-рассказ, придумывать слова-рифмы;
Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову; согласованию частей речи в словосочетании; развивать фонематический слух.
Учить детей составлять загадку с помощью опорной модели.
Развивать умение систематизировать, активизировать в речи детей антонимы-прилагательные.
Развивать связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение.
Воспитывать у детей доброту, готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka2.docx | 23.33 КБ |
skazka2.docx | 23.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
Балашовского муниципального района
Саратовской области
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Ивушка» города Балашова Саратовской области»
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Радуга»
«Путешествие по сказкам»
(Познавательно-речевое развитие с использованием ИКТ)
Провела воспитатель
первой квалификационной категории
Струговщикова Светлана Вячеславовна
2015г.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
(Познавательно-речевое развитие с использованием ИКТ)
«Путешествие по сказкам»
Цели:
Закрепить знание детьми русских народных сказок; умение составлять цепочку-рассказ, придумывать слова-рифмы;
Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову; согласованию частей речи в словосочетании; развивать фонематический слух.
Учить детей составлять загадку с помощью опорной модели.
Развивать умение систематизировать, активизировать в речи детей антонимы-прилагательные.
Развивать связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение.
Воспитывать у детей доброту, готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается.
Задачи:
1.Воспитывать интерес к художественной литературе, положительное отношение к героям русских народных сказок;
2.Расширять словарный запас детей, связную речь, умение составлять рассказ;
3. Развивать фонематический слух; умение проводить звуковой анализ слова.
Материалы и оборудование:
Набор карточек с буквами для проведения звукового анализа слова «царевна», шкатулка с воздушным шариком, карточка с изображением телевизора, экран, мультимедийный проектор, дерево «яблоня», игрушка «царевна-лягушка».
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнемся им.
Дети: Здравствуйте!
- Добрый день! – тебе сказали
- Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты!
Воспитатель: А сейчас я приглашаю Вас, отправиться в увлекательное путешествие, в страну сказок. Как вы думаете, что такое сказка?
Дети: Сказка – это волшебный мир!
Сказка – это чудо!
Сказка – это волшебный рассказ.
Приходи к нам сказка
И с добром и с лаской.
На печи котом мурчи
Уму разуму учи!
Воспитатель: Ребята, а почему так говорится «Уму разуму учи»?
(ответы детей)
Воспитатель: Как мы можем попасть в сказку?
(ответы детей)
Воспитатель: Я предлагаю вам, сегодня отправиться в сказку на волшебном воздушном шаре. Согласны? Но для того , чтобы попасть на воздушный шар нам нужно назвать сказки в названиях которых есть число.
(ответы детей)
Дыхательная гимнастика.
С начала буду маленьким (дети приседают)
К коленочкам прижмусь (обнимаем руками колени)
Потом я вырасту большим (встаем)
До неба дотянусь (поднять руки вверх, потянуться)
Надуем шар воздушный (дуем, изображаем надувание шара)
И в небо полетим( руки подняты, имитируем полет)
Летим, летим, летим
В страну сказок прилетим.
Воспитатель: Ну, вот мы с вами оказались в сказочном царстве, а чтобы узнать какие сказки нас окружают, нужно отгадать загадки.
(презентация «Отгадай сказку»)
Эта рыжая плутовка
Обманула меня ловко.
Хвать и кинула в мешок.
Хорошо, что спас дружок.
Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нес,
Кто садился на пенек
И хотел съесть пирожок?
Что за сказка?
Из леса птицы прилетают,
Детишек малых забирают,
К Яге в избушку их несут-
Озорников всегда там ждут.
Прибежище Мышки-норушки,
Зеленой Лягушки-квакушки
И прочей звериной компании.
Скажите мне хором название.
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати , три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Уплетая калачи,
Парень едет на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Все вы знаете, что сказка не может быть без сказочных героев, а герои обладают разными характерами и настроение у них может быть разное. Давайте поиграем в игру, которая называется «наоборот». Я буду дотрагиваться волшебной палочкой до кого-то из вас называть слово, а вы должны назвать слово с противоположным значением.
Дидактическая игра «Наоборот»
Добрый – злой
Ленивый – трудолюбивый
Грустный – веселый
Сытый – голодный
Вредный – полезный
Трусливый – храбрый
Печальный – радостный
Вежливый – грубый.
Воспитатель: Молодцы ребята, много слов разных знаете.
Ребята, посмотрите, что за дерево растет?
(ответ детей)
Воспитатель: Назовите, пожалуйста, в каких сказках встречается яблоня или яблоко?
(ответы детей)
Воспитатель: Смотрите, около яблони лежат яблоки, давайте составим с вами рассказ. Я начну, а вы мне помогайте.
Дидактическое упражнение «Составим рассказ вместе»
- В саду стояла яблоня, на которой…
Реб. …висели вкусные, спелые яблоки.
- Яблочки были спелые и поэтому сами….
Реб. сами падали на землю.
- Так как яблочки падали сами, бабушка…
Реб. …бабушка их собирала в корзину
- Собрав яблоки, чтобы они не испортились бабушка…
Реб. Варила вкусное варенье
Испекла яблочный пирог.
Сварила вкусный компот.
- Пришли к бабушке в гости внуки и….
Реб. Бабушка угощала их компотом, пирогом и вареньем.
- Варенье было вкусное , поэтому….
Реб. Внуки ели варенье ложками.
Воспитатель. Молодцы , ребята, хороший рассказ составили.
А, что еще под яблонькой стоит(достает сундучок из него вылетает шарик с комариками)
-Ой, ребята, из какой сказки к нам прилетел шарик?
(ответы детей)
А кто написал эту сказку?
(ответы детей)
Как еще мы можем назвать эту сказку? Почему?
(ответы детей)
Посмотрите, ребята, а в сундучке лежит конверт, давайте посмотрим, что там?
(в конверте карточка с символом телевизора, воспитатель привлекает внимание детей к экрану .Остальные задания выполняются за столами.)
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Физкультурная минутка "Сказки"
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, "поднять яичко")
Посмотрите-ка, разбила (показать "яичко" на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")
Мы славна семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают "рожки")
Воспитатель: Подождите, не спешите, наклонитесь, кто-то в траве еще есть. Кто это ребята?
(ответы детей Царевна-лягушка)
Воспитатель: Почему-то лягушка загрустила?
Давайте придумаем слова-рифмы к слову лягушка.
Дидактическое упражнение «Рифма»
Воспитатель: Наша царевна-лягушка все равно грустит, давайте составим загадку про лягушку. (презентация составление загадки)
Дидактическое упражнение «Составим загадку»
Что прыгает так же, как лягушка? (мяч)
Кто ныряет так же, как лягушка? (утка)
Что плавает так же, как лягушка? (лодка)
Какая загадка у нас получилась?
Прыгает, но не…
Ныряет, но не..
Плавает, как….
Воспитатель: Нет, ребята, грустная наша царевна -лягушка, наверное она хочет, чтобы мы ее расколдовали. Поможем? Тогда нам нужно выполнить очень трудное задание – провести анализ слова «царевна»
Дидактическое упражнение «Звуковой анализ слова»
Воспитатель: Посмотрите, лягушка улыбнулась, значит, у нее стало какое настроение? (ответы детей)
Посмотреть влево. Посмотреть вправо.
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.
Поднять взгляд вверх. Опустить взгляд вниз.
Быстро поморгать.
Наше путешествие подошло к концу. Что вам особенно запомнилось? Теперь вы знаете, что есть чудесная страна сказок. А на память о нашем путешествии я подарю вам «приветики» от царевны-лягушки.
А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Давайте попрощаемся с гостями.
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
Балашовского муниципального района
Саратовской области
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Ивушка» города Балашова Саратовской области»
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Радуга»
«Путешествие по сказкам»
(Познавательно-речевое развитие с использованием ИКТ)
Провела воспитатель
первой квалификационной категории
Струговщикова Светлана Вячеславовна
2015г.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
(Познавательно-речевое развитие с использованием ИКТ)
«Путешествие по сказкам»
Цели:
Закрепить знание детьми русских народных сказок; умение составлять цепочку-рассказ, придумывать слова-рифмы;
Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову; согласованию частей речи в словосочетании; развивать фонематический слух.
Учить детей составлять загадку с помощью опорной модели.
Развивать умение систематизировать, активизировать в речи детей антонимы-прилагательные.
Развивать связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение.
Воспитывать у детей доброту, готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается.
Задачи:
1.Воспитывать интерес к художественной литературе, положительное отношение к героям русских народных сказок;
2.Расширять словарный запас детей, связную речь, умение составлять рассказ;
3. Развивать фонематический слух; умение проводить звуковой анализ слова.
Материалы и оборудование:
Набор карточек с буквами для проведения звукового анализа слова «царевна», шкатулка с воздушным шариком, карточка с изображением телевизора, экран, мультимедийный проектор, дерево «яблоня», игрушка «царевна-лягушка».
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнемся им.
Дети: Здравствуйте!
- Добрый день! – тебе сказали
- Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты!
Воспитатель: А сейчас я приглашаю Вас, отправиться в увлекательное путешествие, в страну сказок. Как вы думаете, что такое сказка?
Дети: Сказка – это волшебный мир!
Сказка – это чудо!
Сказка – это волшебный рассказ.
Приходи к нам сказка
И с добром и с лаской.
На печи котом мурчи
Уму разуму учи!
Воспитатель: Ребята, а почему так говорится «Уму разуму учи»?
(ответы детей)
Воспитатель: Как мы можем попасть в сказку?
(ответы детей)
Воспитатель: Я предлагаю вам, сегодня отправиться в сказку на волшебном воздушном шаре. Согласны? Но для того , чтобы попасть на воздушный шар нам нужно назвать сказки в названиях которых есть число.
(ответы детей)
Дыхательная гимнастика.
С начала буду маленьким (дети приседают)
К коленочкам прижмусь (обнимаем руками колени)
Потом я вырасту большим (встаем)
До неба дотянусь (поднять руки вверх, потянуться)
Надуем шар воздушный (дуем, изображаем надувание шара)
И в небо полетим( руки подняты, имитируем полет)
Летим, летим, летим
В страну сказок прилетим.
Воспитатель: Ну, вот мы с вами оказались в сказочном царстве, а чтобы узнать какие сказки нас окружают, нужно отгадать загадки.
(презентация «Отгадай сказку»)
Эта рыжая плутовка
Обманула меня ловко.
Хвать и кинула в мешок.
Хорошо, что спас дружок.
Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нес,
Кто садился на пенек
И хотел съесть пирожок?
Что за сказка?
Из леса птицы прилетают,
Детишек малых забирают,
К Яге в избушку их несут-
Озорников всегда там ждут.
Прибежище Мышки-норушки,
Зеленой Лягушки-квакушки
И прочей звериной компании.
Скажите мне хором название.
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати , три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Уплетая калачи,
Парень едет на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Все вы знаете, что сказка не может быть без сказочных героев, а герои обладают разными характерами и настроение у них может быть разное. Давайте поиграем в игру, которая называется «наоборот». Я буду дотрагиваться волшебной палочкой до кого-то из вас называть слово, а вы должны назвать слово с противоположным значением.
Дидактическая игра «Наоборот»
Добрый – злой
Ленивый – трудолюбивый
Грустный – веселый
Сытый – голодный
Вредный – полезный
Трусливый – храбрый
Печальный – радостный
Вежливый – грубый.
Воспитатель: Молодцы ребята, много слов разных знаете.
Ребята, посмотрите, что за дерево растет?
(ответ детей)
Воспитатель: Назовите, пожалуйста, в каких сказках встречается яблоня или яблоко?
(ответы детей)
Воспитатель: Смотрите, около яблони лежат яблоки, давайте составим с вами рассказ. Я начну, а вы мне помогайте.
Дидактическое упражнение «Составим рассказ вместе»
- В саду стояла яблоня, на которой…
Реб. …висели вкусные, спелые яблоки.
- Яблочки были спелые и поэтому сами….
Реб. сами падали на землю.
- Так как яблочки падали сами, бабушка…
Реб. …бабушка их собирала в корзину
- Собрав яблоки, чтобы они не испортились бабушка…
Реб. Варила вкусное варенье
Испекла яблочный пирог.
Сварила вкусный компот.
- Пришли к бабушке в гости внуки и….
Реб. Бабушка угощала их компотом, пирогом и вареньем.
- Варенье было вкусное , поэтому….
Реб. Внуки ели варенье ложками.
Воспитатель. Молодцы , ребята, хороший рассказ составили.
А, что еще под яблонькой стоит(достает сундучок из него вылетает шарик с комариками)
-Ой, ребята, из какой сказки к нам прилетел шарик?
(ответы детей)
А кто написал эту сказку?
(ответы детей)
Как еще мы можем назвать эту сказку? Почему?
(ответы детей)
Посмотрите, ребята, а в сундучке лежит конверт, давайте посмотрим, что там?
(в конверте карточка с символом телевизора, воспитатель привлекает внимание детей к экрану .Остальные задания выполняются за столами.)
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Физкультурная минутка "Сказки"
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, "поднять яичко")
Посмотрите-ка, разбила (показать "яичко" на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")
Мы славна семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают "рожки")
Воспитатель: Подождите, не спешите, наклонитесь, кто-то в траве еще есть. Кто это ребята?
(ответы детей Царевна-лягушка)
Воспитатель: Почему-то лягушка загрустила?
Давайте придумаем слова-рифмы к слову лягушка.
Дидактическое упражнение «Рифма»
Воспитатель: Наша царевна-лягушка все равно грустит, давайте составим загадку про лягушку. (презентация составление загадки)
Дидактическое упражнение «Составим загадку»
Что прыгает так же, как лягушка? (мяч)
Кто ныряет так же, как лягушка? (утка)
Что плавает так же, как лягушка? (лодка)
Какая загадка у нас получилась?
Прыгает, но не…
Ныряет, но не..
Плавает, как….
Воспитатель: Нет, ребята, грустная наша царевна -лягушка, наверное она хочет, чтобы мы ее расколдовали. Поможем? Тогда нам нужно выполнить очень трудное задание – провести анализ слова «царевна»
Дидактическое упражнение «Звуковой анализ слова»
Воспитатель: Посмотрите, лягушка улыбнулась, значит, у нее стало какое настроение? (ответы детей)
Посмотреть влево. Посмотреть вправо.
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.
Поднять взгляд вверх. Опустить взгляд вниз.
Быстро поморгать.
Наше путешествие подошло к концу. Что вам особенно запомнилось? Теперь вы знаете, что есть чудесная страна сказок. А на память о нашем путешествии я подарю вам «приветики» от царевны-лягушки.
А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Давайте попрощаемся с гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной познавательно - речевой деятельности по сказке "Маша и Медведь".
Данный конспект придусматривает использование интерактивной доски или ноутбука.Воспитывает у детей творческое отношение к познавательно - речевой деятельности....
Двигательно- речевой тренинг по сказке "Колобок"
Рецепты использования чеснока при простудных заболеваниях..1.При простудных заболеваниях рекомендуется кашицу чеснока смешать 1:4 по весу с медом. Принимать по чайной ложке каждый час, а при гри...
Двигательно- речевой тренинг по сказке "Колобок"
Двигательно- речевой тренинг по сказке «Колобок». Жили-были дед и баба( указательный палец правой руки у правой щеки; затем то же левой рукой) На полянке у реки.(козырьком прикла...
Познавательно-речевой краткосрочный проект «Сказки дедушки Корнея»
Проект предназначен для реализации в старшей группе детского сада. Он расширяет знания детей о творчестве К.И.Чуковского. Проект охватывает разные образовательные области и направления....
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ «ЛЕСНАЯ СКАЗКА» (с элементами коррекции нарушения в общении)
Интеграция областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Задачи:1. Продолжать учить выделять звук в слове, подбирать слова на задан...
Конспект НОД по О.О. "Речевое развитие" "Составление сказки с использованием методов ТРИЗ-РТВ" в средней группе.
последовательность составления сказки с помощью технологии ТРИЗ-РТВ...
Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию «Праздник сказки». Викторина по сказкам.
Данная образовательная деятельность направлена на закрепление прочитанных сказок, представления детей о сказках и создать радостное эмоциональное настроение при общении с ...