"Космическое путешествие"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа) по теме

Виноградова Инна Петровна

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с детьми 6-7 лет

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta1.docx211.55 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БОКОВСКОЙ ДЕТСКИЙ САД «КОЛОКОЛЬЧИК»

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с детьми 6-7 лет

Тема: «Космическое путешествие».

Воспитатель:

Виноградова Инна Петровна

2015 г.

Возрастная категория: старше - подготовительная группа.

Форма НОД: НОД основана на деятельностном принципе - активное участие каждого ребенка в занимательной деятельности.
Вид НОД: интегрированное (Интеграция образовательных областей «Речевое развитие» «Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное» «Физическое развитие»).

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Учебно-методический комплект:

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М., 2014 г.
  2. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» В. В. Гербова. Издательство: Мозаика-Синтез, 2011 г.
  3. «Занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада» В. В. Гербова. Издательство: Мозаика-Синтез, 2011 г.
  4. «Познавательно-речевое развитие детей 5-7 лет. Интерактивные тренажеры» (Компакт-диск) - Издательство «Учитель», 2014 г.
  5. Интернет-ресурсы:

http:// www.nsportal.ru - социальная сеть работников образования

http://www.moi-detsad.ru/ - методические разработки и консультации для воспитателей

http://festival.1september.ru/ - фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Средства и материалы: мультимедийная установка, ноутбук, фонограмма космической музыки и голосового письма; интерактивные тренажеры по теме «Космос», рисунки для разкрашивания «Найди инопланетянина на планете».

Методы: демонстрационный, словесный, игровой.

Приемы: беседа, упражнение, анализ.

ЗАДАЧИ

Задачи

индивидуальной работы с детьми

  • Образовательные:

Старшая группа:

  • Упражнять в образовании глаголов с приставками;
  • Способствовать развитиюию у детей навыка образовывать существительные множественного числа;
  • Побуждать отвечать на вопрос воспитателя полным ответом;
  • Формировать умение составлять по образцу предложения.

Подготовительная группа:

  • Развивать умение составлять слова из слогов;
  • Совершенствовать фонематический слух, определять место звука в слове.

  • Развивающие:

-развивать навык чтения слогов и слов;

побуждать отвечать на вопрос воспитателя полным ответом;

-развивать мышление, внимание, память.

  • Воспитательные:

-создать радостное настроение;

-воспитывать доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества;

-воспитывать умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.

  • Сочетать показ с активным действием детей.

  • Учить детей сопоставлять факты и делать выводы из рассуждений.

  • Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.

Этапы
деятельности

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей

Планируемый результат

Психологический настрой

Приветствие, установление зрительного контакта.
- Здравствуйте ребята!

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым доверчивым

Доброе утро длится до вечера!

- Улыбнитесь друг другу.

Создает атмосферу психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка.

Приветствие. Участвуют в групповых действиях.

Психологическая готовность детей

Вводно-

организационный

- Ребята, хотите, я отгадаю, что всем вам нравится делать?

Вам всем нравится путешествовать. Вы согласны?

- Сегодня мы отправимся с вами в космическое путешествие и узнаем много интересного.

Вовлекает в слушание. 
Вводит элементы новизны.

Занимают свои места.
Слушают.
Получают информацию.

Формальная готовность  к предстоящей деятельности, привлечение непроизвольного внимания

Мотивационно-

побудительный,

- А на чем летают в космос?

Правильно, на ракете. Ракета в переводе с итальянского означает «веретено», потому что ракета по форме похожа на веретено - длинная, обтекаемая, с острым носом.

-Ну что ж, идем на космодром?

Эмоционально включает в действие, слушание. Вовлекает в совместную деятельность. 

Выражают собственные мысли, чувства.
Рассказывают, объясняют.

Внутренняя мотивация на деятельность.

Ответы детей:

в космос летают на ракете

Динамическая

пауза

Физкультминутка.

Мы идем на космодром (шагают)

Дружно в ногу мы идем.

Ждет нас быстрая ракета (руки над головой)

Для полета на планету.

Артикуляционная гимнастика:

-А сейчас повторяйте за мной:

Чу-чу-чу, в космос полететь хочу,

Им-им-им, на ракете полетим.

Ды-ды-ды, долетим мы до звезды,

Ой-ой-ой, затем вернемся мы домой.

Ставит цель перед детьми.
Наблюдает за детьми во время выполнения задания.
Эмоционально включает в действие, предупреждает утомляемость.

Активно играют.
Демонстрируют физическую активность.
Берут на себя роль.

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.
Получение нового игрового опыт.

Актуализация

- Вот и наша ракета, давайте займем места и пристегнем ремни.

- Ура, моторы заработали, ракета взлетает. Полет проходит нормально. Мы с вами уже в открытом космосе.

Ребята, самыми первыми «космонавтами» были мыши, кролики, насекомые и даже микробы. Первая маленькая мышка - «космонавт» пробыла над Землей почти целые сутки. И вот 60 лет назад с Космодрома Байконур в космос полетели две собаки. Их звали Белка и Стрелка.

Через день они вернулись на Землю. Это было впервые в мире, когда живые существа, побывав в космосе, вернулись на Землю.

А уже через год, 12 апреля 1961 года впервые в мире советский космонавт полетел в космос, и звали его Юрий Гагарин.

Стимулирует любознательность, интерес.
Поощряет детей к высказываниям.
Отвечает на вопросы детей.

Звучит космическая музыка: ракета летит

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают раннее усвоенное.

Воспроизведение информации, полученной ранее, необходимой для успешного усвоения нового.

Восприятие и усвоение нового

(либо расширение имеющихся представлений)

Звучит голосовое письмо «Голос планеты Шелезяка»

- Ребята, что же будем делать, поможем жителям планеты Шелезяка?

- Сами мы до этой планеты долететь не сможем, т.к. она находится очень далеко, но нам прислали несколько видео сообщений, выполнив их, мы остановим эпидемию на планете.

1 зад. «Один - много» 

(изменение слов во множественном числе) (компакт-диск)

Нужно изменить слова по числам. В задании требуется назвать представленный предмет в единственном числе, а затем ответить на вопрос «Один… - много…?» при появлении этого предмета в нескольких экземплярах.

Вовлекает в совместную деятельность.
Инициирует общее обсуждение.
Напоминает.

Работают все вместе. Рассказывают.
Переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность.
Осваивают последовательность действий.

Дети называют получившиеся слова.

Овладение способами познавательной деятельности.
Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.
Ответы детей:

Планета-планеты,

Звезда – звезды,

Космонавт-космонавты,

Спутник-спутники,

Комета-кометы,

корабль-корабли,

телескоп-телескопы,

ракета-ракеты

астроном-астрономы.

Практическая работа

- Какие мы молодцы, выполнили первое задание.

2 зад. «Собери слово из слогов» 

(компакт-диск)

(Нужно собрать название предмета из слогов, нажимая на движущиеся шарики, предмет станет цветным)

Необходимо назвать изображение и самостоятельно собрать верное слово из ряда представленных слогов. Слова могут состоять из двух, трех или четырех слогов.

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.
Стимулирует любознательность, интерес.
Способствует тому, чтобы дети самостоятельно разрешали возникающие проблемы.
Вводит элемент новизны.

Наблюдают за действием воспитателя и других детей.
Ищут, находят решение.
Наблюдают за преобразованием.
Выражают собственные суждения.

Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослым.

Дети выполняют задание и называют слова:

Планета, звезда,

космонавт,

спутник, комета,

корабль, телескоп,

ракета, астроном.

Динамическая пауза

Чтобы сильным стать и ловким

Начинаем тренировку:

(Остановиться и выполнять движения по тексту)

Руки вверх, руки вниз,

Вправо – влево наклонись,

Головою покрути

И лопатки разведи

Вправо шаг и влево шаг,

А теперь прыжком вот так.

Эмоционально включает в действие.
Вовлекает в совместную деятельность.
Согласовывает с детьми действия, их последовательность.

Активно играют словами.
Рассказывают на память стихотворение.
Демонстрируют разнообразное использование языка.

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.
Получение нового игрового опыта.

Практическая работа

Зад. 3 «Путешествие ракеты»

(компакт-диск)

Нужно составить предложения о путешествии ракеты, изменяя (с помощью приставок) лишь форму глагола, характеризующего его действия.

Ракета в космосе (что делала?) летела.

Ракета к Меркурию (что сделала?) подлетела.

Ракета Меркурий (что сделала?) облетела.

Ракета от Меркурия (что сделала?) отлетела.

Ракета дальше (что сделала?) полетела и т.д.

Сейчас нам пора возвращаться на Землю. Давайте сядем в нашу ракету. Чтобы быстрее долететь до детского сада, нам надо сказать слова:

Из полёта возвратимся

И на землю приземлимся!

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.
Комментирует высказывания.
Использует наглядные, информационные средства.
Активизирует обсуждение.

Ищут, находят решение.

Рассказывают, объясняют.
Сосредотачивают внимание.
Получают информацию.
Делятся впечатлениями. 

Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

Дети составляют предложения, ориентируясь на изображение.

Рефлексия

Вот мы и вернулись в детский сад. Давайте вспомним, чем нам пришлось заниматься во время путешествия в космос?

- Ребята, за помощь жители планеты Шелезяка прислали вам подарок, они дарят вам фотографию своей планеты, а если вы ее раскрасите и будете внимательными, то сможете рассмотреть и их самих.

Воспитатель детям старшей группы:

- Молодцы ребята. Вы хорошо занимались, сейчас вы с Людмилой Леонидовной пойдете в группу.

4 зад. для подготовительной группы. 

Кроссворд (компакт-диск)

- А с вами мы сейчас разгадаем кроссворд.  Зашифрованные слова – ракета, комета, телескоп, Земля, астроном, Марс. В конце кроссворда в строке сложится ключевое слово темы - космос.

Воспитатель детям подготовительной группы: Молодцы ребята. Мы хорошо потрудились. Особенно мне понравилось, как занимались….

Инициирует общее обсуждение.
Активизирует обсуждение.
Проявляет уважение к детским высказываниям.
Выражает признательность.
Индивидуально отмечает каждого ребенка.

Активизирует внимание детей. Объявляет конкурс на лучшего знатока.

Индивидуально отмечает каждого ребенка.

Слушают. Выражают собственные мысли.
Обобщают. Делятся впечатлениями.

Ответы детей:

Составляли слова из слогов, из слов предложения, образовывали множественное число предметов.

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса.
Овладение умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивно - интеллектуальное развлечение "Большое космическое путешествие"

Развитие потребности в движениях, потребности в здоровом образе жизни, совершенствование психофизических качеств....

Конспект занятия на тему: « Космическое путешествие»

Занятие по математике в подготовительной группе...

Физкультурное занятие "Космическое путешествие"

Конспект физкультурного занятия  в средней группе....

Сценарий спортивного праздника к Дню Космонавтики: «Космическое путешествие на неизведанную планету» «Космическое путешествие на неизведанную планету»

Сценарий спортивного праздника к Дню Космонавтики: «Космическое путешествие на неизведанную планету»...

Сценарий космического праздника "Космическое путешествие"

Сценарий спортивного праздника «Космическое путешествие» Подготовил воспитатель Карапетян Л.Б., Дюнова Г.В.Цель: Развитие выносливости  средствами физических упражнений.Задачи: Расшир...

Игра – путешествие, посвященная день рождению Ю.А. Гагарина «Космическое путешествие»

Игра – путешествие,посвященная день рождению Ю.А. Гагарина«Космическое путешествие»...