Выступление из опыта работы на тему: "Развитие речи детей через игру"
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Емельянова Светлана Ивановна..

 Роль развивающих игр в развитии речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_chechi.docx15.16 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи в игре

Практика убеждает: в комплексе средств, воздействующих на формирование речи ребёнка, значительное место отводится игре, особенно сюжетно- ролевой.

Поведение ребенка в игре, его активность- показатель уровня речевого развития.

Наблюдая за играми, мы обнаружили, что многие дети малообщительны, не могут словами выразить свою просьбу, не имеют навыков самостоятельной игры. Наличие речевого барьера делает их возбудимыми, неуравновешенными или, наоборот, заторможенными.

Мы поставили цель: последовательно решать задачу по развитию речи детей; добиваться, чтобы дети приобрели навыки совместной игры, умели активно развивать сюжет, высказывались по ходу игры.

С чего начали работу? Наметили занятия и наблюдения, которые способствуют обогащению знаний детей об окружающем для дальнейшего отражения их в играх. Например, знакомили детей с трудом взрослых (почтальона, продавца, шофёра). При этом обращали внимания на понятные им трудовые действия (шофёр управляет автомобилем, ухаживает за машиной; продавец взвешивает, отпускает товар; почтальон разносит письма, газеты).

Использовали дидактические игры и упражнения: «Кому что нужно для работы?», «Для чего нужна эта вещь?», «Не ошибись», «Вам письмо», а также серии дидактических игр для закрепления обобщающих понятий: «Назови одним словом», «Четвертый лишний», «Что подарили Наташе?», «За покупками в магазин», «Назови три предмета», «У Кати новая квартира», «Кто больше назовет?», и др.

Работа над звукопроизношением и культурой речи, правильным построении предложений (простых и сложных) проводилась не только на занятии, но и продолжалось в игре. При этом соблюдался принцип последовательности: от игр с готовым сюжетом(содержанием) к самостоятельным. Покажем это на примере игры «Автобус».

Вначале педагог и дети намечают содержание и ход игры. Вместе строят из стульчиков автобус. Воспитатель берет на себя роль водителя, дети – пассажиров. Водитель объявляет остановки (каждая остановка – какой – либо магазин), например: «Одежда», «Обувь», «Овощи», «Мебель», «Посуда». Ребенок, который правильно рассказывает, что можно купить в магазине, выходит на этой остановке.

Проиграв несколько вариантов с воспитателем, дети затем действуют самостоятельно: сами строят автобус, договариваются, какие игрушки и предметы могут понадобиться, кто какую роль будет выполнять, придумывают названия остановок («Поликлиника», «Магазин», «Парикмахерская», «Детский сад», «Почта»). Они звонят в магазин, узнают, есть ли нужный товар; в зоопарк, спрашивая, работает ли он; в поликлинику, вызывая врача.

При организации игр старались создавать необходимые условия для повышения речевой активности детей с учетом их возможностей. Игры проводили в основном во второй половине дня, на прогулке.

На начальном этапе (сентябрь- декабрь) предлагали детям сюжетные игрушки бытового назначения- посуду, мебель, одежду, овощи, фрукты, так как с этими предметами дети познакомились на занятиях.

Вначале взрослый принимал не посредственное участие в играх, выполняя главные, а затем второстепенные роли. К одному и тому же сюжету возвращались несколько раз. Это давало возможность закрепить обобщающие понятия (посуда, мебель и др.), научить детей самостоятельно развивать сюжет.

Например, проводится сюжетно- ролевая игра в магазин «Овощи». Здесь продаются картофель, морковь, огурцы, лук, свекла.

Вначале воспитатель выступает в роли продавца. Он учит детей- покупателей вежливо здороваться, говорить «спасибо», «пожалуйста»,  уточняет названия овощей, обобщает понятие «овощи».

При повторении игры педагог обращает внимание на то, что дети покупают в основном морковь и её осталось очень мало. Спрашивает: «Какие еще овощи есть в магазине? Можно ли купить огурцы, помидоры, капусту, лук?» Советует позвонить на базу заказать побольше моркови.

Таким образом , участия в игре, взрослый направляет действия детей вопросом, непосредственным показом и, главное, побуждает к высказываниям.

Правильно организованная игра помогает успешно решать задачи по развитию речи детей.

В результате проведенной работы значительно расширился словарь дошкольников, обогатились представления об окружающей действительности, появился интерес к игровой деятельности. В коллективных играх они стали действовать более согласованно, осмысленно выполнять правила, требования воспитателей, их игровые действия стали сопровождать речью, причем не только в виде отдельных слов, но и распространенных предложений.

Теперь перед нами стоят более сложные задачи: добиваться, чтобы дети перешли от вопросно- ответной речи к монологической, научить их использовать  в играх речевой материал любой сложности.

Емельянова С.И.

МБДОУ детский сад № 63 «Машенька»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта работы по теме "Развитие связной речи детей дошкольного возраста"

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным яз...

обобщение педагогического опыта работы по теме "Развитие познавательной активности детей через ознакомление с предметами рукотворного мира"

опыт работы воспитателя по теме "Развитие познавательной активности детей через ознакомление с предметами рукотворного мира"...

Презентация из опыта работы на тему:«Развитие познавательного интереса детей через использование экспериментальной деятельности»

В презентации представлен опыт работы по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность....

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры».

ВЫСТУПЛЕНИЕ  ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры»....

Выступление из опыта работы на тему: «Развитие речи детей через упражнение в правильном использовании грамматических форм в разных видах деятельности»

Выступление из опыта работына тему:«Развитие речи детей через упражнениев правильном использовании грамматических форм в разных видах деятельности»...

Обобщение педагогического опыта работы на тему: «Развитие связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста при работе с сюжетными картинами»

Ребёнок на фланелеграфе выделяет наглядно разные детали картины и поэтапно рассказывае, составляет рассказ....