Обобщение педагогического опыта работы на тему: «Развитие связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста при работе с сюжетными картинами»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Марина Николаевна Осипова

Ребёнок на фланелеграфе выделяет наглядно разные детали картины и поэтапно рассказывае, составляет рассказ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_raboty_osipovoy_m.n.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида»

Обобщение педагогического опыта работы

на тему:

 «Развитие связной речи  детей с ОНР

 старшего дошкольного возраста при работе

с сюжетными картинами»

 

Авторское пособие: «Занимательный поезд»

Осипова Марина Николаевна

учитель- логопед

МДОУ «Сланцевский детский сад №10

комбинированного вида»

г .Сланцы  2018г

   Одной из главных задач моей работы с детьми  является подготовка ребёнка к школьному обучению и к самостоятельной жизни. Для успешного обучения в школе ребёнку необходимо приобрести определённый запас знаний, умений и навыков об окружающем мире. Для детей с  ОНР характерен низкий уровень умения целостно, детально, последовательно воспринимать содержание картины, композиции, включающей большое количество деталей и персонажей. Целенаправленное и планомерное развитие связной речи в процессе всей познавательной деятельности,  способствует закреплению и обогащению зрительных представлений и создаёт благоприятные условия для познания окружающего мира.

  Актуальность темы заключается в том, что работа с сюжетными картинами является одним из эффективных средств развития связной речи   детей с ОНР  старшего дошкольного возраста, так как  картина – это копия, модель окружающего мира, которая помогает ребёнку увидеть и познать его.

   Я думаю, что большие возможности для развития связной речи  детей с ОНР  старшего дошкольного возраста даёт сюжетная картина. Во время работы с сюжетной картиной,  воспринимая зрительно сюжет картины, ребёнок тем самым познаёт окружающий мир, развивает мышление, свои познавательные возможности, воображение, речь. Рассказывая по картине, ребёнок усваивает многие понятия: воспринимает их зрительно и закрепляет словом, это помогает ребёнку хорошо запомнить нужный материал. Ведь именно наглядность помогает ребёнку дошкольнику лучше понять и усвоить нужный материал, а для  ребёнка с нарушением зрения это особенно  важно.

Средства развития речи.

В методике принято выделять следующие средства речевого развития детей:

- общение взрослых и детей;

- культурная языковая среда, речь воспитателя;

- обучение родной речи и языку на занятиях;

- художественная литература;

- различные виды искусства.

Виды работ по развитию связной речи детей с ОНР при работе с сюжетной картиной.

  1. Работа по алгоритму.

Обучение детей последовательному рассматриванию картины:

* целостное восприятие картины (рассматривание картины самостоятельно)

* выделение главных героев картины

* выделение других объектов картины

* выделение места действия на картине

* выделение времени действия

* определение действий героев картины (до изображаемого события и после него)

* придумывание заглавия для картины.

      2. Работа с силуэтными, контурными и теневыми  изображениями:

* рассматривание и узнавание персонажей и объектов в силуэтном или контурном изображении

* определение взаимного местоположения персонажей и объектов в силуэтном  и контурном изображении.

       3. Развитие восприятия позы и мимики персонажей на картине:

* локализация заданного объекта среди других объектов, отличающихся друг от друга позой или мимикой

* воспроизведение изображённой на картине позы (при помощи спичек, палочек, на собственном теле)

* рассматривание картинок с различными выражениями лиц (радость, гнев, грусть…)

* соотнесение схематичного изображения мимики с различными по настроению лицами
* воспроизведение заданного настроения на собственном лице перед зеркалом, по мимике лица другого ребёнка.

       4. Закрепление  не стереоскопических  признаков глубины пространства и использования их в своей деятельности (пересечение, уменьшение при удалении…):

* выделение признаков на картине

* воспроизведение объекта с помощью объёмного материала

*.расположение силуэтов на фланелеграфе.

        5. Работа с серией картинок, отражающих последовательность развития сюжета.

    6. Развитие восприятия пейзажных картин:

* различение времён года по характерным признакам

* подбор признаков к заданному времени года

* что перепутал художник (на одной картинке признаки разных времён года)

* рассматривание и сравнение различных этапов одного времени года (золотая осень, поздняя осень)

* различение времени суток (обозначение их цветом)

* определение времени года по описательному рассказу

       7. Выделение места действия (использование иллюстраций с изображением села, города….).

8.Составление рассказа по картине.

     Все свои действия при рассматривании сюжетной картины ребёнок обязательно должен сопровождать речью.

   В своей работе я использую авторское пособие «Занимательный поезд». Оно помогает детям последовательно  рассматривать картину, способствует развитию связной речи детей с ОНР, развитию познавательной деятельности, улучшает эмоциональный настрой детей во время непосредственно образовательной деятельности. 

    Дидактическое пособие представляет собой несколько фланелеграфов разного цвета, последовательно соединённых между собой;  набор силуэтных, теневых, контурных изображений объектов к разным картинам; геометрические фигуры разного цвета, схематические изображения лиц людей с разным настроением. 

   

       

         

   

  Целенаправленная и правильно спланированная работа с сюжетными картинами способствует развитию связной речи  детей с ОНР, подготовке ребёнка к школьному обучению и реализации стартовых возможностей в рамках ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта работы по теме "Развитие связной речи детей дошкольного возраста"

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным яз...

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР по средствам технологии Т.А. Ткаченко».

Прекрасна речь, когда она как ручеек,Бежит среди камней, чиста, нетороплива,И ты готов внимать ее поток, и восклицать:                      ...

Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством флористики»

Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством флористики»...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через изучение устного народного творчества»

Русский педагог К. Д. Ушинский считал, что первый воспитатель – это народ, а народные сказки – первые и блестящие попытки создания народной педагогики. Многие педагоги, психологи (В. Г. Бе...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности»

Здравствуйте уважаемые педагоги.Делюсь свами обобщением опыта по теме: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста  посредствам театрализованной деятельности"...

Конспект презентации педагогического опыта работы по теме: Развитие конструктивных навыков детей среднего дошкольного возраста во внезанятийной деятельности, посредством интегрированного пособия.

Цель: способствовать развитию конструктивных навыков  детей среднего дошкольного возраста при систематическом использовании интегрированного пособия во внезанятийной  деятельности....

Обобщение опыта работы на тему: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"

Обобщение опыта работы на тему: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"...