Обобщение педагогического опыта работы на тему: «Развитие связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста при работе с сюжетными картинами»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Ребёнок на фланелеграфе выделяет наглядно разные детали картины и поэтапно рассказывае, составляет рассказ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_raboty_osipovoy_m.n.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида»
Обобщение педагогического опыта работы
на тему:
«Развитие связной речи детей с ОНР
старшего дошкольного возраста при работе
с сюжетными картинами»
Авторское пособие: «Занимательный поезд»
Осипова Марина Николаевна учитель- логопед МДОУ «Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида» |
г .Сланцы 2018г
Одной из главных задач моей работы с детьми является подготовка ребёнка к школьному обучению и к самостоятельной жизни. Для успешного обучения в школе ребёнку необходимо приобрести определённый запас знаний, умений и навыков об окружающем мире. Для детей с ОНР характерен низкий уровень умения целостно, детально, последовательно воспринимать содержание картины, композиции, включающей большое количество деталей и персонажей. Целенаправленное и планомерное развитие связной речи в процессе всей познавательной деятельности, способствует закреплению и обогащению зрительных представлений и создаёт благоприятные условия для познания окружающего мира.
Актуальность темы заключается в том, что работа с сюжетными картинами является одним из эффективных средств развития связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста, так как картина – это копия, модель окружающего мира, которая помогает ребёнку увидеть и познать его.
Я думаю, что большие возможности для развития связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста даёт сюжетная картина. Во время работы с сюжетной картиной, воспринимая зрительно сюжет картины, ребёнок тем самым познаёт окружающий мир, развивает мышление, свои познавательные возможности, воображение, речь. Рассказывая по картине, ребёнок усваивает многие понятия: воспринимает их зрительно и закрепляет словом, это помогает ребёнку хорошо запомнить нужный материал. Ведь именно наглядность помогает ребёнку дошкольнику лучше понять и усвоить нужный материал, а для ребёнка с нарушением зрения это особенно важно.
Средства развития речи.
В методике принято выделять следующие средства речевого развития детей:
- общение взрослых и детей;
- культурная языковая среда, речь воспитателя;
- обучение родной речи и языку на занятиях;
- художественная литература;
- различные виды искусства.
Виды работ по развитию связной речи детей с ОНР при работе с сюжетной картиной.
- Работа по алгоритму.
Обучение детей последовательному рассматриванию картины:
* целостное восприятие картины (рассматривание картины самостоятельно)
* выделение главных героев картины
* выделение других объектов картины
* выделение места действия на картине
* выделение времени действия
* определение действий героев картины (до изображаемого события и после него)
* придумывание заглавия для картины.
2. Работа с силуэтными, контурными и теневыми изображениями:
* рассматривание и узнавание персонажей и объектов в силуэтном или контурном изображении
* определение взаимного местоположения персонажей и объектов в силуэтном и контурном изображении.
3. Развитие восприятия позы и мимики персонажей на картине:
* локализация заданного объекта среди других объектов, отличающихся друг от друга позой или мимикой
* воспроизведение изображённой на картине позы (при помощи спичек, палочек, на собственном теле)
* рассматривание картинок с различными выражениями лиц (радость, гнев, грусть…)
* соотнесение схематичного изображения мимики с различными по настроению лицами
* воспроизведение заданного настроения на собственном лице перед зеркалом, по мимике лица другого ребёнка.
4. Закрепление не стереоскопических признаков глубины пространства и использования их в своей деятельности (пересечение, уменьшение при удалении…):
* выделение признаков на картине
* воспроизведение объекта с помощью объёмного материала
*.расположение силуэтов на фланелеграфе.
5. Работа с серией картинок, отражающих последовательность развития сюжета.
6. Развитие восприятия пейзажных картин:
* различение времён года по характерным признакам
* подбор признаков к заданному времени года
* что перепутал художник (на одной картинке признаки разных времён года)
* рассматривание и сравнение различных этапов одного времени года (золотая осень, поздняя осень)
* различение времени суток (обозначение их цветом)
* определение времени года по описательному рассказу
7. Выделение места действия (использование иллюстраций с изображением села, города….).
8.Составление рассказа по картине.
Все свои действия при рассматривании сюжетной картины ребёнок обязательно должен сопровождать речью.
В своей работе я использую авторское пособие «Занимательный поезд». Оно помогает детям последовательно рассматривать картину, способствует развитию связной речи детей с ОНР, развитию познавательной деятельности, улучшает эмоциональный настрой детей во время непосредственно образовательной деятельности.
Дидактическое пособие представляет собой несколько фланелеграфов разного цвета, последовательно соединённых между собой; набор силуэтных, теневых, контурных изображений объектов к разным картинам; геометрические фигуры разного цвета, схематические изображения лиц людей с разным настроением.
Целенаправленная и правильно спланированная работа с сюжетными картинами способствует развитию связной речи детей с ОНР, подготовке ребёнка к школьному обучению и реализации стартовых возможностей в рамках ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта работы по теме "Развитие связной речи детей дошкольного возраста"
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным яз...
Обобщение опыта работы по теме: «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР по средствам технологии Т.А. Ткаченко».
Прекрасна речь, когда она как ручеек,Бежит среди камней, чиста, нетороплива,И ты готов внимать ее поток, и восклицать: ...
Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством флористики»
Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством флористики»...
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через изучение устного народного творчества»
Русский педагог К. Д. Ушинский считал, что первый воспитатель – это народ, а народные сказки – первые и блестящие попытки создания народной педагогики. Многие педагоги, психологи (В. Г. Бе...
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности»
Здравствуйте уважаемые педагоги.Делюсь свами обобщением опыта по теме: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности"...
Конспект презентации педагогического опыта работы по теме: Развитие конструктивных навыков детей среднего дошкольного возраста во внезанятийной деятельности, посредством интегрированного пособия.
Цель: способствовать развитию конструктивных навыков детей среднего дошкольного возраста при систематическом использовании интегрированного пособия во внезанятийной деятельности....
Обобщение опыта работы на тему: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"
Обобщение опыта работы на тему: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"...