Выступление из опыта работы на тему: «Развитие речи детей через упражнение в правильном использовании грамматических форм в разных видах деятельности»
материал по развитию речи
Выступление из опыта работы
на тему:
«Развитие речи детей через упражнение
в правильном использовании грамматических
форм в разных видах деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie-rechi-detey-cherez-uprazhnenie.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление из опыта работы
на тему:
«Развитие речи детей через упражнение
в правильном использовании грамматических
форм в разных видах деятельности»
подготовила:
Габдракипова Л.Р.
воспитатель первой
квалификационной категории
МБДОУ города Владимира «Детский сад № 70»
2014 год
При формировании грамматически правильной речи ребенка следует различать работу над ее морфологической и синтаксической стороной. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы; синтаксис словосочетания и предложения.
Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе речевой практики.
Работу по развитию грамматического строя речи мы проводим в форме:
- специальных занятий по развитию речи;
- в режимных моментах;
- утренний прием детей и вечернее время;
- утренний и вечерний туалет;
- прием пищи;
- индивидуальная и подгрупповая работа;
- при рассматривании игрушек, предметов, картинок;
- во время прогулок;
- в игровой деятельности;
- при ознакомлении с окружающим (общественной жизнью и природой во все времена года);
- в процессе труда (хозяйственно-бытовой труд, ручной труд, труд в природе);
- во время неречевых занятий: по формированию элементарных математических представлений; рисованию, лепке, конструированию, физкультуре, музыкальных;
- во время чтения и обсуждения произведений художественной литературы;
- в книжном уголке;
- во время праздников и развлечений;
- в самостоятельной игре;
- в работе с родителями.
На занятиях по развитию речи используем упражнения и дидактические игры на использование правильных грамматических форм. Они составляют лишь часть занятия и упражняют детей только в нужной грамматической форме. Например, на занятии по теме: «Посуда», мы включили игру «Один - много» на упражнение существительных множественного числа (чашка – чашки, ложка – ложки).
В утренний прием детей и вечером мы проводим дидактические игры и упражнения с использованием игрушек и картинок. Например, упражнение «Кто с кем?» (кошка с котятами, собака со щенятами, коза с козлятами), упражнение «Кто к кому?» (котята к кошке, щенята к собаке), упражнение «Кто от кого?» (от кошки котята, от собаки щенята). Все эти игры учат соотносить названия животных и их детенышей. Упражнения и дидактические игры используем как предварительную работу к занятию. Их тематику подбираем согласно теме занятия. Например, перед занятием на тему: «Петушок и его семья» провели Д/и «Большой, поменьше, маленький» (петушок (какой?) – большой, курица – поменьше, а цыпленок – маленький), упражнение «Назови ласково.» (петушок, курочка, цыпленочек).
При утреннем и вечернем туалете используем художественное слово (потешки, стихи). Например, в стихотворении:
«Кран, откройся!
Нос, умойся!
Глаз, купайся!
Грязь, смывайся!»
упражняем детей в образовании глаголов повелительного наклонения. В потешке «Водичка, водичка умой мое личико…» упражняем в образовании ласкательных форм существительных (глазоньки, личико, роток, зубок).
При приеме пищи, а также в дидактических играх и упражнениях обращаем внимание детей на несклоняемые имена существительных (какао, кофе, пюре…).
В индивидуальной и подгрупповой работе используем персонаж. Например, кукла Лена приносит картинки с изображением фруктов и овощей или предметы. Она хочет поиграть в игру «Чего не стало?» (яблок, груш, бананов, апельсинов, лимонов…), в игру «Что появилось?» (огурцы, помидоры…). Аналогично обыгрываем картинки и предметы из серии «цветы», «посуда», «одежда», «животные», «игрушки». В этих играх мы учим детей образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных. Индивидуальную и подгрупповую работу проводим в утренний прием детей, во второй половине дня, во время прогулок, в свободную деятельность детей.
При рассматривании игрушек и предметов, предметных и сюжетных картинок. Например, при рассматривании игрушек, предметов и предметных картинок активизируем в речи прилагательные. Учим детей согласовывать окончания прилагательных с существительным. Кукла (какая?) – большая, красивая, нарядная, радостная. Мяч (какой?) – круглый, красный, резиновый. Яблоко (какое?) – зеленое, круглое, гладкое, сочное, ароматное. При рассматривании сюжетных картинок упражняем детей в употреблении глаголов. Например, игра «Что делает?» (Самолет летит. Мишка спит. Матрешка танцует. Мальчик рисует.); Игра «Дай задание» на употребление глаголов повелительного наклонения (Самолет лети. Мишка спи. Матрешка танцуй. Мальчик рисуй.). Учим детей составлять по сюжетным картинкам предложения из 3-4 слов.
Во время прогулок с детьми наблюдаем за объектами живой природы (деревья, цветы, животные, птицы…) и неживой природы (ветер, облака, снег, дождь…), за явлениями общественной жизни (работа дворника, проезжающий мимо детского сада транспорт…). При наблюдениях мы беседуем с детьми, даем новые знания и включаем словесные упражнения на развитие грамматического строя речи. Например, упражнение «Какие это вещи» на согласование прилагательных с существительными в роде и числе (это теплая одежда: теплая шапка, теплый шарф, теплое пальто, теплые варежки; это зеленые предметы: зеленый лист, зеленая трава, зеленое яблоко, зеленые носки). Д/и «Короче - длиннее» (палочка короче, длиннее). Упражнение «Кто где?» на употребление предлогов (Саща идет к дереву. Саша стоит около дерева. Саша отошел от дерева. Лена играет в песочнице. Миша едет с горки. Вова спрятался за дерево. Лера сидит под горкой.).
На неречевых занятиях со строительным материалом, по изобразительной деятельности, по математике, по физической культуре, музыкальных дети встречаются с множеством различных предметов, материалов. Мы обучаем их выполнять элементы разнообразных видов деятельности (рисовать, лепить, слушать музыку, выполнять музыкально-ритмические движения, возводить элементарные постройки…). Для этого мы даем детям знания, умения, учим их техническим приемам. В результате обогащаем словарь детей и упражняем их в усвоении грамматических форм. Например, на занятиях по физической культуре упражняем детей в употреблении глаголов разных времен и наклонений (будет спрыгивать, спрыгнет, спрыгну, перепрыгну).
В книжном уголке рассматриваем с детьми книги и включаем словесные упражнения. Например, игра «Что (кого) нарисовал художник?» на упражнение существительных в винительном падеже (чашку, слона, петуха, машину). Упражнение «Это чье?» на определение рода существительного, употребление местоимений «мой», «моя», «мое», «мои». Например, чей бант – мой бант, чья собака – моя собака, чье ведро – мое ведро, чьи бусы – мои бусы. Учим детей составлять предложения из 3-4 слов.
Во время чтения и обсуждения произведений художественной литературы даем литературный образ и образец своей речи.
Во время праздников и развлечений тактично исправляем грамматические ошибки детей своим примером.
В процессе самостоятельной деятельности детей при употреблении ими неправильных грамматических форм даем правильный образец своей речи или образец другого ребенка. Например, послушай, как нужно правильно говорить это слово – «матрешек». Или послушай, как Коля говорит это слово – «карандашей». Можем здесь же провести индивидуально с ребенком упражнение или игру на данную ошибку.
Проводим работу с родителями на развитие грамматического строя речи детей. На родительском собрании познакомили родителей с годовыми задачами МБДОУ, дали консультацию на тему: «Что мы будем изучать в этом учебном году». Подготовили рекомендации и игровой материал на стенде на тему: «Грамматический строй речи ребенка шестого года жизни». Проводим беседы и мастер – класс с подгруппой родителей на тему: «Как играть с ребенком дома?».
Таким образом, упражняем детей в правильном использовании грамматических форм в разных видах деятельности в течение всего дня.
Список использованной литературы
- Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005, № 4 - с. 24-32
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учеб. пособие для студ. высших. и средних, педагогических учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
- Бражников А. И. Интеллектуальные игры как способ привлечения детей к чтению. – М. Чистые пруды, 2006, 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Библиотека в школе». Вып. 6 (12) / 2006).
- Василишина О. Умную речь приятно послушать: цикл упражнений для формирования образной речи / О. Василишина, Е. Коновалова // Дошкольное воспитание . - 2009. - № 11. - с. 49-57.
- Василишина, О. Умную речь приятно послушать: цикл упражнений для формирования образной речи / О. Василишина, Е. Коновалова // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 3. - С. 29-34.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей через упражнение в правильном использовании грамматических форм в разных видах деятельности
При формировании грамматически правильной речи ребенка следует различать работу над ее морфологической и синтаксической стороной. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы; синтаксис...
Обобщение опыта работы на тему:"Развитие речи детей через использование презентаций по лексическим темам"
Проект "Развитие речи детей через использование презентаций по лексическим темам" при умелом использовании позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности ребенка. Логопед и воспитатель испол...
Выступление из опыта работы на тему: "Развитие речи детей через игру"
Роль развивающих игр в развитии речи детей....
Обобщение опыта работы по теме «Развитие речи детей, через ознакомление дошкольников с природой»
Автор: Емельянова Елена АлександровнаОрганизация: АНО ДО «Планета детства «Лада»№159 "Соловушка"Населенный пункт: Самарская область, г. Тольятти«Природа - единственная книга, каждая страница кот...
Обобщение опыта работы по теме "Развитие речи детей через дидактическую игру"
Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти...
1. Презентация "Лето - это маленькая жизнь" 2.Обобщение опыта работы на тему: «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»
/d/v5gH6eIkKumhDA/i/pMOd9WOHuyoNqQ...