ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры».
статья (старшая группа) на тему
ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvor.sposobnostey.doc | 110.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры».
Подготовила: Нуйкина Н.Г. воспитатель (из опыта работы)
«Мы не должны забывать о своем
культурном прошлом, о памятниках,
литературе, языке, живописи...
Национальные отличия сохранятся и
в 21 веке, если будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний...»
Д. Лихачев
Большая Родина начинается с малой. От любви к понятному и близкому, дорогому с рождения, зарождается очень значимое чувство национального самосознания. Оно становится глубже, когда мы больше узнаем об истории и культуре, национальных традициях родной земли.
Существует бесспорная истина: чтобы познать другую культуру, приобщиться к общечеловеческим ценностям, необходимо прежде всего знать свою. П.П. Блонский указывал, что «путь к общечеловеческой культуре лежит через национальное воспитание»
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. И поэтому, выбранная мною тема очень актуальна в наши дни.
Целью данного направления является:
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры.
Задачи:
- Формировать интерес к Мордовскому искусству и мордовскому народу, желание глубже узнать культуру мордвы;
- формировать и обогащать знания детей о родном крае, о родной природе; -развивать творческие и интеллектуальные способности, их речевую культуру;
-воспитывать любовь к Родине и родному краю и его истории: учить видеть с историю вокруг себя ( в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц);
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.
Работа по реализации регионального компонента ведется в трех направлениях:
Первое - историко-культурное образование дошкольников в процессе знакомство с республиканской символикой, гербом и флагом Мордовии, названиями городов и улиц, историческими достопримечательностями
мордовского края.
Второе - художественно-творческое развитие детей на материале устно-поэтического творчества, произведений поэтов, писателей, композиторов Мордовии, мордовского декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
Третье - физическое развитие через использование национальных
подвижных игр.
Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Проявление творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных.
Чтобы формировать творческий опыт, необходимо конструировать специальные педагогические ситуации, требующие и создающие условия для творческого решения. Такими условиями выступают занятия, праздники и развлечения, творческие встречи, экскурсии в музеи, театры и т.д.
Создание национально-этнической среды в нашем ДОУ - объективно решает задачу образовательную, воспитательную, развивающую. Особое место в воспитании детей в духе национальных традиций отводиться мини-музею по краеведению. Все предметы в нем доступны ребенку. Здесь дети могут найти книги с произведениями поэтов и писателей Мордовии, альбомы с видами родного города, края. Ответить на вопросы: Как жили мордва? Как работали и отдыхали? Чем украшали быт? Помогают детям подлинные предметы старины, которые собраны с помощью родителей и педагогов. В изостудии находятся игрушки, сделанные мастерами Подлесной Тавлы. В группах тоже есть центры «Краеведение».
В процессе систематической работы по развитию интереса и любви к родному краю дети приобретают достаточно необходимый уровень умений через все виды НООД. Эти занятия можно условно разделить следующим образом:
-занятия, дающие детям конкретное представление о родной стране на основе непосредственного восприятия (наблюдение, экскурсии, левые прогулки) или опосредованного (рассказ воспитателя, беседы, художественных произведений);
-занятия, способствующие углублению и систематизации знаний детей (беседы, дидактические игры);
-занятия, во время которых дети на основе полученных знаний выражают свое отношение к явлениям общественной жизни (изобразительная деятельность, творческое рассказывание).
В своей педагогической практике, наряду с традиционными стараемся как можно больше использовать современные формы и методы воспитательной работы с детьми: викторины, аукционы, турниры знатоков, литературные гостиные, «часы общения».
Мордовское декоративно-прикладное и изобразительное искусство является важнейшим источником формирования духовной сферы личности.
Знакомим с характерными особенностями национальных росписей, их цементами, сочетаниями, композицией и цветосочетанием. Учим детей видеть и понимать содержание картин Ф.В.Сычкова., чувствовать настроение художника.
Интересно проходят занятия по ознакомлению детей с произведениями скульптора С.Д.Эрьзи.
Одна из форм работы с детьми - продуктивно- творческая деятельность, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд. Это позволяет закрепить знания детей, полученные в результате общения, формирующееся у них отношение к окружающему миру, к миру природы, воспитывать ответственность за свою работу, бережное отношение к результатам своего труда.
Мордовская детская художественная литература (сказки, рассказы, стихотворения) открывает ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений, дает прекрасные образы литературного языка.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают занятия по физической культуре, спортивные праздники и развлечения, основанные на фольклоре. Фольклорные праздники стали традицией проведения их в нашем детском саду: «Фестиваль мордовской песни», «Осенины», «Зимние святки», «Масленица», «Пасха», «В гостях у бабушки Алдуньи» и другие. На них обязательно приглашаются родители.
А при организации двигательной активности детей большое место отводится подвижным играм, спортивным упражнениям.
Одной из наиболее значимых форм реализации задач приобщения детей к общекультурным и национально значимым условиям формирования личности является организация взаимодействия МДОУ с учреждениями культуры. С краеведческим музеем мы сотрудничаем уже давно. Интересные занятия проходят в помещении музея, в окружении подлинных экспонатов, где сама среда оказывает сильное положительное воздействие, помогает развитию у ребенка эстетических чувств, вкусов и идеалов с помощью музейных средств.
В заключении хочу отметить, что развитие личности ребенка-дошкольника как носителя национальной культуры, возможно при знакомстве с традициями и обычаями своего народа, родной культурой, произведениями художественной литературы и искусства.
Познавая прошлое, многовековую мудрость, исторический опыт, традиции мы лучше узнаем самих себя, свои живительные корни. Это позволит разумнее строить свою жизнь.
Список использованной литературы
1.Анакшин М.М. Роль национально-регионального компонента в содержании образования // Народное образование, 2001 -№3-4
2. Валдоня (Светлячок): Программа и методические рекомендации для ДОУ
РМ // под ред. И.М.Фадеевой.- Саранск, 2001.
З.Волков СВ. Этнопедагогика, М, 1985.
4.Гаранькина В.П. Использование этнокультурного компонента в практической деятельности дошкольных образовательных учреждений РМ // Этнопедагогические проблемы дошкольного образования под ред. Фадеевой И.М.- Саранск, 1999.
5. Еремина Р.А., Машкова С.А. Культура межнационального общения и формирование у детей дошкольного возраста. Программа спецкурса и методические рекомендации. Саранск, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных материалов в процессе ручного труда"
Опыт разработан и посвящен решению проблемы, направленной на изучение вопроса художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности, как на специальных за...
«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры».
laquo;Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры»....
Выступление из опыта работы на тему: «Развитие творческих способностей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры».
Выступление из опыта работы на тему:«Развитие творческих способностей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры»....
Самообразование на тему:"Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"
План по самообразованию...
Выступление на РМО. Доклад на тему: "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности".
Выступление на РМО от 24.03.2022 по теме: "Кружковая деятельность как форма реализации дополнительного образования в дошкольной образовательной организации".В данном материале можно познаком...
«Формирование патриотических чувств и национального самосознания у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам народной культуры Оскольского края»
На современном этапе развития системы дошкольного образования приоритетным является духовно-нравственное воспитание и социально – коммуникативное развити...
Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством объёмной аппликации».
Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством объёмной аппликации» с описанием цели, задач,...