Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой "Путешествие в зимнюю сказку".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Иванова Татьяна Михайловна

Знакомство со сказкой "Снегурочка", развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, логического мышления. Расширение словаря по лексической теме "Зима".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой.

Тема: «Путешествие в зимнюю сказку».

Цель: осознание своего эмоционального состояния через литературное произведение (русская народная сказка «Снегурочка»).

Задачи:

- познакомить со сказкой;

 - развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве её содержания и художественной формы;

- развивать эстетическое восприятие картин природы, художественного текста;

 - развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и логического мышления;

 - развивать творческое воображение, умение видеть и замечать выражение эмоционального состояния человека на иллюстрации с изображением людей;

 - учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки;

 - расширять словарь по лексической теме «Зима»;

 - вызвать у детей чувства любования, восторга перед красотой зимнего пейзажа;

Развивающая среда: иллюстрации по теме «Зима» и зимними забавами; презентация сказки «Снегурочка»; бумага для снежков и две корзины; кукла Снегурочка.

Ход занятия:

1.Воспитатель: Дети, какое сейчас время года?

Воспитатель показывает иллюстрации с зимними пейзажами.

Дети: Зима!

Воспитатель:  Какие признаки зимы вы знаете?

Дети: Много снега, холодно, морозно и т.д.

Воспитатель: Правильно. Наступили снежные морозные дни, Выпало много снега, он окутал белым пушистым одеялом поля, леса, дома - стало светло, нарядно, сказочно красиво!

Воспитатель: Расскажите, какие зимние забавы у детей, во что вы любите играть зимой?

Дети: Снежки, санки, лыжи, лепят снеговиков.

Воспитатель: Ребята! А я знаю очень интересную зимнюю, русскую народную сказку про снежную девочку.  Хотите узнать эту сказку?

Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)

2. Слушание русской народной сказки «Снегурочка»

3.Беседа по  содержанию:

 - Понравилась ли вам сказка?

   В.: - А кто автор сказки «Снегурочка»? (русский народ)

 - А что это значит? (передавали из поколения в поколение сказку, из уст в уста, так и живет сказка до сих пор).

- Можно ли сказку «Снегурочка» считать волшебной?  - Можно, так как существует превращение - Снегурочка ожила.

-Почему сказка называется «Снегурочка»? ( слеплена из снега)

- Почему Старик со старухой стали лепить Снегурочку? (обоснованные ответы детей)

 -Какая  получилась у стариков доченька?

 - А какими словами в русских сказках говорят о красивых девушках? (девица – красавица, красна девица, что ни в сказке сказать ни пером описать)

 - Какими словами описывается Снегурочка в сказке? (Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе)

 -  Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой?

Ответ детей: Радостное, счастливое, весёлое.

Воспитатель: А весной какие эмоции испытывала Снегурочка?

Ответ детей: Грусть, печаль, унынье…

Воспитатель: Посмотрите , как художники передают печаль, грусть снежной девочки?

Ответ детей: Склоненная голова, грустное лицо, сидит, наклонившись.

Почему Снегурочка послушалась деда и бабку и пошла с подружками в лес? (Она хотела стать похожей на людей).

- Почему же растаяла Снегурочка? ( она была из снега, а когда тепло – снег тает).

- Во что превратилась Снегурочка? (В облачко.)

-  В конце этой сказки мы все испытываем чувства светлой грусти. Нам жаль, что Снегурочка растаяла.

- Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле? (Из облака зимой может пойти снег, и старики могут снова слепить себе дочку Снегурочку. А летом облачко прольется дождем и на земле распустятся нежные цветы, похожие на Снегурочку.)

4. Воспитатель: А что еще можно слепить из снега?

Воспитатель: Отгадайте мою загадку:

Зимой забава есть одна

В ней меткость, ловкость всем нужна.

А как « снаряды» называешь,

Что лепишь и в друзей бросаешь?

Ответ детей: Снежки!

Воспитатель: А вы хотите поиграть в снежки?

Ответ детей: Да!

Воспитатель: Вставайте, сделаем снежки из бумаги и поиграем (делают снежки, сминая лист бумаги и скатывая из него шарик).

Бросают «снежки» в корзинки.

Воспитатель: Вот какой у нас сугроб получился!!! Попробуем слепить из него Снегурочку:

Воспитатель подходит к корзинке со «снежками»

Появляется кукла Снегурочка.

5. Снегурочка хочет поиграть с вами.

Игра «Переводчики».

Жили ладно – всё ладится, живут дружно

Приладили ручки, да ножки –

Росла не по дням, а по часам –

Души не чаять –

Работа спорится –

Неможется –

Свечерело –

Стали кликать –

Д\И «Собери картинки правильно»

 Дети собирают картинки по порядку и повторяют сказку.

Снегурочка благодарит вас и отправляется к другим ребятам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим и развитию речи по теме: «Наша Родина - Россия».

Задачи:Обобщить и систематизировать знания детьми названий российских городов, рек, народных промыслов, праздников. Закрепить знания о флаге, гербе, гимне.Формировать уважительное отношение к государс...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой Тема «Детские писатели – Н. Носов, Е. Чарушин»

1. Интеграция образовательных областей: «Художественная литература», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». 2. Задачи:1. Художественная литература. Познакомить дете...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению детей с художественной литературой «Волшебник и друг детей» (знакомство с творчеством Н.Носова)

Цели: познакомить детей с творчеством Н.Носова;Посредством рассказов «Автомобиль» и «Метро» закрепить правила поведения на улице; расширить представления о транспортных средствах; побуждать детей...

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей средней группы по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие в сказку»

Конспект открытого занятия  по  ознакомнелию с хужожественной литературой "Путешествие в сказку"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой на тему: М. Пришвин «Золотой луг».

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой, который познакомит детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг». На этом занятии дети знакомятс...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой на тему: М. Пришвин «Золотой луг».

Конспект непосредственной образовательной деятельности  в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой на тему: М. Пришвин  «Золотой  луг»....