Конспект непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой Тема «Детские писатели – Н. Носов, Е. Чарушин»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
1. Интеграция образовательных областей: «Художественная литература», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
2. Задачи:
1. Художественная литература. Познакомить детей с творчеством детских писателей – Н. Носовым, Е. Чарушиным;
2. Познавательное развитие. Расширять и уточнять краткие представления детей о жизни и творчестве этих детских писателей;
3. Систематизировать знания детских рассказов, закрепить названия этих рассказов, воспитывать любовь к художественной литературе.
4. Речевое развитие. Развивать связную, диалогическую речь, память, слуховое внимание, мышление, воображение, активизировать в речи детей прилагательные.
5. Физическое развитие. Совершенствовать опыт сочетания движений со словом.
3. Методы и приемы:
Практические: физкультминутка «Незнайкина зарядка».
Наглядные: рассматривание портретов Н. Носова, Е. Чарушина; рассматривание слайдов с изображением фрагментов из произведений Н. Носова, Е. Чарушина и других детских писателей.
Словесные: беседа по вопросам; проговаривание названий произведений; отгадывание загадок; чтение стихотворений; интерпретация к рассказу Н. Носова.
4. Материалы и оборудование:
- иллюстрации и картинки;
- интерактивная доска;
- детские книги Н. Носова и Е. Чарушина.
5. Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Познавательно- исследовательская | Беседа, рассуждение и обсуждение услышанной информации. |
Речевое развитие | Рассказ воспитателя, беседа, отгадывание загадки, объяснение. |
Игровая | Логическая игра «Чей рассказ?» |
Двигательная | Физкультминутка «Незнайкина зарядка» |
6. Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты | ||
1 | Воспитатель включает детей в образовательную деятельность:Воспитатель предлагает послушать отрывки из произведений и угадать названия этих произведений | Дети отгадывают названия произведений.1. Они взяли клюшку и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату. - Где же она? - спрашивает Вадик. - Вон там, возле стола. - Сейчас я ее как тресну клюшкой! - говорит Вадик. - Пусть только подлезет ближе, бродяга такая! Но шляпа лежала возле стола и не двигалась. - Ага, испугалась! - обрадовались ребята. - Боится лезть к нам. 2. Заглянул на шкаф — на шкафу нет. Отодвинул комод — и там нет никого. И под стульями нет. И под кроватью нет. И тут мой приятель даже испугался. Видит — охотничий сапог, что лежал в углу, шевельнулся, поднялся, свалился набок. И вдруг поскакал по полу. Так и скачет, перевёртывается, подпрыгивает.
| Сформирована мотивация образовательной деятельности | ||
2 | Воспитатель беседует с детьми и задает вопросы:О рассказе Н. Носова «Живая шляпа»;
О рассказе Е. Чарушина «Лисята».
|
Дети, давайте вспомним, о чем говорится в произведении «Живая шляпа»? Скажите, кто является автором этого произведения? О чем говорится в рассказе «Лисята»? Кто является автором данного произведения? | Расширение знаний о произведениях данных писателей. | ||
3 | Воспитатель предлагает рассмотреть на интерактивной доске фрагменты из произведений «Живая шляпа» и «Лисята». | Дети рассматривают фрагменты и отгадывают из какого они произведения. | Воспитывается внимательность и интерес к художественной литературе. | ||
4 | Воспитатель просит детей рассказать о том, кого называют писателями? А также, что такое рассказ?
Воспитатель по ходу беседы обобщает новые понятия. | Дети отвечают на вопросы.-Писатели – это люди, которые пишут рассказы. -Рассказ – это когда говорится о чем-то настоящем.
| Расширение кругозора у детей. | ||
5 | Воспитатель предлагает с детьми провести физкультминутку | Дети проводят физкультминутку: Вот Незнайкина зарядка. Выполняйте по порядку. Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше потянитесь. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Влево, вправо повернулись, Рук коленями коснулись. Сели – встали, Сели – встали, Вы, надеюсь, не устали? Надо вам свободно встать И спокойнее дышать.
| Обеспечена потребность детей в движении.Согласованы движения и речь. Развивается мелкая моторика. | ||
6 | Воспитатель дает краткую информацию о Николае Носове и некоторых его произведениях.Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно — сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям, а потом постепенно понял, что сочинять для детей – это самая наилучшая работа. С некоторыми его произведениями мы с вами уже знакомы, давайте вместе и вспомним. | Дети рассматривают портрет писателя на интерактивной доске, фрагменты из его рассказов и вместе с воспитателем угадывают названия произведений. «На горке». «Огурцы», «Заплатка», «Ступеньки». | Расширен кругозор, получена краткая справка о биографии писателя некоторых его произведениях. |
| |
7 | Воспитатель предлагает послушать о другом детском писателе – Е. Чару шине. Евгений Чарушин - один из самых любимых детьми писателей, выдающийся художник мира животных. Его рассказы и рисунки проникнуты искренней любовью к природе. Рассказы Евгения Чару шина учат любить удивительный мир зверей и птиц. Давайте, рассмотрим картинки из его произведений и вместе вспомним их названия | Дети рассматривают портрет писателя на интерактивной доске, фрагменты из его рассказов и вместе с воспитателем угадывают названия произведений. «Лисята»,«На нашем дворе»,«Про зайчат»,«Томка»,«Никита-доктор». | Расширяется кругозор детей, активизируется словарный запас. |
| |
8 | Воспитатель предлагает детям поиграть в логическую игру «Чей рассказ?» | Дети слушают правила игры, а потом рассматривают фрагменты из произведений и угадывают, какому автору принадлежит данное произведение.
| Обеспечена систематизация знаний произведений детских писателей. |
| |
9 | Воспитатель подводит итоги образовательной деятельности посредством беседы, обобщения и закрепления. | Дети слушают стихотворение. 1. Кто не любит зверюшек? Зайчат, медвежат и хрюшек? А тот, кто Чарушина книги читал, О разных животных много узнал. Забавные киски, собачки и птички, В книжках живут на каждой страничке. Сам автор рассказов для вас рисовал. Вот Томка, вот Тюпа О них ты читал? Так книжки откроем мы с вами скорей, Найдём мы там много пушистых зверей. 2. Известен нам рассказ «Живая шляпа», Ой, какой же он смешной. А вспомните «Фантазеров», И вправду, фантазеры, Ой, а еще я вспомнил Бобика, который был В гостях у этого, Как его. Барбоса. Удивительные рассказы…. А кстати, кто их написал? Я знаю, это наш любимый Носов Николай. | Развивается диалогическая речь, дети активно и доброжелательно общаются друг с другом и педагогом, при этом выбирая из двух предложенных вариантов один правильный ответ. |
| |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим и развитию речи по теме: «Наша Родина - Россия».
Задачи:Обобщить и систематизировать знания детьми названий российских городов, рек, народных промыслов, праздников. Закрепить знания о флаге, гербе, гимне.Формировать уважительное отношение к государс...
Конспект непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению детей с художественной литературой «Волшебник и друг детей» (знакомство с творчеством Н.Носова)
Цели: познакомить детей с творчеством Н.Носова;Посредством рассказов «Автомобиль» и «Метро» закрепить правила поведения на улице; расширить представления о транспортных средствах; побуждать детей...
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей средней группы по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие в сказку»
Конспект открытого занятия по ознакомнелию с хужожественной литературой "Путешествие в сказку"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой на тему: М. Пришвин «Золотой луг».
Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой, который познакомит детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг». На этом занятии дети знакомятс...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой "Путешествие в зимнюю сказку".
Знакомство со сказкой "Снегурочка", развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, логического мышления. Расширение словаря по лексической теме "Зима"....
"Педагогическое мероприятие с детьми". Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. Тема: "Пернатые друзья".
quot;Педагогическое мероприятие с детьми". Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. Тема: "Пернатые друзья"....
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой на тему: М. Пришвин «Золотой луг».
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой на тему: М. Пришвин «Золотой луг»....