Конспект НОД. Образовательная область «Коммуникация» и « Чтение художественной литературы» на тему: «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Старшая группа.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Жданова Наталья Геннадьевна

Конспект НОД. Образовательная  область «Коммуникация» и « Чтение художественной литературы»  на тему:  «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Старшая группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt._skazka_o_rybake_i_rybke_pushkina._.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности.

Образовательная  область «Коммуникация» и « Чтение художественной литературы»  на тему:

 «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.

Старшая группа.

Цель:  обогащение и совершенствование речи,

 овладение конкретными речевыми умениями, а именно, построением связного развёрнутого высказывания  с использованием поэтического материала. 

Образовательные задачи:

- учить детей составлять небольшой связный рассказ с использованием поэтического материала;

- углублять и расширять знания детей о творчестве А. С. Пушкина;

- учить замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение;

- дать первоначальные сведения о поэтической сказке;

Развивающие задачи:

-  раскрывать перед детьми богатство русского языка, учить их говорить      образно, выразительно;

- развивать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки;

- развивать игровое, музыкальное творчество детей;

- развивать фантазию детей.

Воспитательные задачи:

- учить сочувствовать, сопереживать;

- формировать интерес к фольклорной музыке, к живописи.

Наглядный материал: портрет Пушкина; иллюстрации к «Сказке о рыбаке и рыбке»; рисунок с изображением Золотой рыбки; колыбель; аудиозапись http://skaz-pushkina.ru/rr_audio.html.

Предварительная работа: беседа в книжном уголке о сказках, которые написал А.С. Пушкин. «Сказке о рыбаке и рыбке» уделяется большее внимание, рассматриваются иллюстрации разных художников, при этом обязательно воспитатель проводит словарную работу (ветхая землянка, невод, корыто, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, соболья душегрейка, кичка, чупрун, белена, пряник печатный, владычица морская, на посылках…)

Организация непосредственно образовательная деятельность.

- Ребята, сегодня мы с вами прочитаем сказку…. Интересную… Волшебную… и очень мудрую. В чём мудрость этой сказки, мы и должны выяснить в конце занятия…

Посмотрите на портрет. Вглядитесь в умные ироничные глаза человека, изображённого на портрете. Кто это?

Да, это Александр Сергеевич Пушкин, самый великий русский поэт. Вам он уже хорошо знаком. Кто знает, чем так знаменит А.С. Пушкин?

- Вы перечислили сказки, которые написал А.С. Пушкин. Вы их прекрасно знаете, будто родились уже вместе с ними. За свою жизнь Пушкин написал всего 6 сказок. ВСЕГО 6!!! Но эти 6 сказок живут уже более 200 лет. С ними выросло не одно поколение детей… И ваши мамы и папы, и ваши бабушки и дедушки, и ваши пра-, пра-пра, пра-пра-пра … бабушки и дедушки засыпали под мелодичные сказки А.С. и снились им Царевна-Лебедь и Гвидон, 33 богатыря, королевич Елисей и, конечно же, Золотая рыбка, исполняющая любое желание…  Посмотрите, вот она… наша гостья…(на доске иллюстрация)  Сегодня мы с вами перечитаем «Сказку о рыбаке и рыбке»  и попытаемся понять, в чём мудрость этой сказки… чем она так притягивает читателей…

Чтение сказки.

Беседа.

- Ребята, мы сейчас с вами прикоснулись к тайне Пушкина… К его волшебному неповторимому языку сказок. Вы внимательно слушали, а сейчас попытайтесь ответить на мои вопросы.

- Понравилась ли вам сказка? Чем?

- Расскажите, как получилось, что рыбка стала служить старику?

- Какие желания старухи выполнила золотая рыбка?

- Как вы думаете, почему рыбка ничего не сказала старику в последний раз?

- Как вы понимаете выражение «сидеть у разбитого корыта»?

- Каким вы представляете себе старика? Какой он? ( добрый, тихий, беспомощный) Как вы это поняли? Докажите….

- Какой вы представляете себе старуху? (сварливая, жадная, НЕБЛАГОДАРНАЯ) Докажите…

- За что наказана старуха?

- Что страшнее? Жадность или неблагодарность?

- Золотая рыбка исполняла все желания старухи, пока та не попросила невозможного… Жадность старухи с каждым разом становилась всё больше и страшнее…Казалось бы, неграмотная старуха стала уже царицей…, поблагодари рыбку и остановись… Нет, ей надо владеть всем миром... Жадность, не знающая границ, и неблагодарность – именно за это наказана старуха, снова она «у разбитого корыта».

- Дети, а теперь давайте послушаем, как по-разному море встречало каждый раз старика, когда он приходил к рыбке с очередной просьбой:

Вот пришёл он к синему морю,

Видит море слегка разыгралось….

Вот пошёл он к синему морю.

(Помутилось синее море.)

Пошёл старик к синему морю…

(Неспокойно синее море,)

Вот идёт он к синему морю

(Почернело синее море).

Вот идёт он к синему морю.

Видит, на море чёрная буря:

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят, так воем и воют.

- Что вы заметили? Как каждый раз встречало море старика?

- Как вы думаете, для чего поэт такими разными словами говорит об одном и том же?

- Золотая рыбка – жительница моря, она принадлежит ему, её чудеса тоже неразрывно связаны с морем… Поэтому море так и реагирует на каждый новый приход старика… Оно защищает рыбку… оберегает…

Давайте с вами сыграем в игру «Волны»

Все дети встают в круг. Звучит музыка моря http://skaz-pushkina.ru/rr_audio.html , воспитатель читает отрывки о переменчивом море из «Сказки о рыбаке и рыбке». В зависимости от картины моря дети выполняют соответствующие движения руками.

- Ребята, а почему эту сказку так легко было слушать и читать? Чем она отличается от других сказок? ( В стихах)

- И так, давайте с вами попытаемся ответить на  главный вопрос сегодняшнего занятия, в чём же мудрость «Сказки о рыбаке и рыбке»?

- Поэтическая «Сказка о рыбаке и рыбке» заставляет нас понять, что самое страшное – это неблагодарность…. Она заставляет нас задуматься, что значит быть жадным, добрым, малодушным, неблагодарным…, каким нужно быть, чтобы не остаться «у разбитого корыта»…

Сегодня мы только чуть-чуть прикоснулись к великой тайне великого поэта Пушкина. Впереди нас ждут незабываемы встречи с ним и его творчеством. Вы молодцы! ( педагог оценивает работу детей)

- Золотая рыбка исполняет желания. Вечером вы каждый нарисуете свою золотую рыбку…Это будет ваша личная золотая рыбка. Подумайте, о чём вы могли бы её попросить.  Я запишу ваши желания. А когда придут родители, мы попросим их записать уже их желания вот под этой рыбкой (рисунок) , а потом сравним ваши мечты…

Создание условий для развития самостоятельной деятельности в повседневной жизни:

  1. Организация книжной выставки в уголке «Знай-ка» ;
  2. Размещение иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина в уголке «Знай-ка»;
  3. Чтение сказок Пушкина;
  4. Посещение с родителями музея русского быта.

 Конспект составили: 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексной образовательной деятельности по направлению «Познавательно-речевое развитие» /области «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы»/ во второй младшей группе "Наши друзья - игрушки"

Программное содержание:Образовательные задачи:-уточнить представление о том, с кем животные живут в реальной жизни,-продолжать учить детей слушать внимательно рассказ В. Сухомлинского «Как удивился Му...

Конспект НОД по образовательным областям « Познание», «Социализация», « Коммуникация», « Музыка», « Чтение художественной литературы», «Физическая культура» в старшей логопедической группе "День защитника Отечества"

Конспект НОД по образовательным областям « Познание», «Социализация», « Коммуникация», « Музыка», « Чтение художественной литературы», «Физическая культура» в старшей логопедической групп...

КОНСПЕКТ итоговой непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательным областям «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество» на тему: «Сказка в гости к нам спешит » (для детей 2 младшей группы )

КОНСПЕКТитоговой непосредственно   организованной образовательной деятельностипо образовательным областям«Чтение художественной литературы»,«Художественное творчество»на тему:  «Сказка ...

игра- драматизация с дошкольниками Образовательная область: Коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество. Возрастная группа: старшая группа, 5-6 лет Тема: «Заюшкина избушка»

Основные цели:1.Совершенствовать диалогическую форму речи, формирование читательской грамотности, расширять словарный запас («клочки по закоулочкам», лубяная).2.Продолжать развивать интере...