Технологическая карта игры- драматизации с дошкольниками в образовательной области: Коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество. Возрастная группа: старшая группа, 5-6 лет Тема: «Заюшкина избушка»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Альбина Талгатовна Сайфетдинова

Основные цели:

1.Совершенствовать диалогическую форму речи, формирование читательской грамотности, расширять словарный запас («клочки по закоулочкам», лубяная).

2.Продолжать развивать интерес к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия. Учить передавать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Проявлять активность в деятельности.

3.Закреплять знание русской народной сказки «Заюшкина Избушка», помогать выразительно, с естественными интонациями воспроизводить отрывок из сказки.

Оборудование: элементы костюмов, макеты домиков, куклы «живого театра».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ф.И.О. педагога: Сайфетдинова Альбина Талгатовна

Номинация: игра- драматизация с дошкольниками

 Образовательная область: Коммуникация, социализация, чтение художественной литературы,   художественное творчество.

 Возрастная группа: старшая  группа, 5-6 лет

Тема: «Заюшкина избушка»  

Основные цели:

1.Совершенствовать диалогическую форму речи, формирование читательской грамотности, расширять словарный запас («клочки по закоулочкам», лубяная).

2.Продолжать развивать интерес к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия. Учить передавать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Проявлять активность в деятельности.

3.Закреплять знание русской народной сказки «Заюшкина Избушка», помогать выразительно, с естественными интонациями воспроизводить отрывок из сказки.

Оборудование: элементы костюмов, макеты домиков, куклы «живого театра».

 

                                    Ход совместной деятельности

  1. Введение в игровую ситуацию.

 Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность

Дети заходят в группу, здороваются и знакомятся.

 Воспитатель. – Ребята, а вы знаете, что такое   театр?

Ответы детей: -

- А какие виды театров вы знаете ?

Ответы детей: кукольный театр, театр теней и т.д.

  А вам хотелось бы побыть в роли актера ?  Что  для этого нужно ?

Ответы детей: - Нужны костюмы, герои.

- Сегодня вы будете   актерами и зрителями.  А  как вы считаете, что должны делать актеры? Ответы детей: - Актеры знают свой слова , говорят громко.

- А как ведут себя в театре зрители?

Ответы детей: - Сидят тихо, с интересом   наблюдают за происходящим.

Воспитатель. Я хочу вам предложить разыграть одну   сказку, а какую вы   узнаете, когда разгадаете загадку  :

 Свой дом зимою, в холода

Она слепила изо льда.

Но дом стоял прекрасно в стужу,

Весной же превратился в лужу.

Дом лубяной построил Зайка.

Теперь, читатель, вспоминай-ка,

Как называется эта сказка?

Ответы детей: - «Заюшкина избушка».

Воспитатель. Правильно, это русская народная сказка «Заюшкина избушка».

А вы можете, хотите сами стать героями этой сказки

Ответы детей: - «Да, хотим».

  1. Актуализация знаний.

 Дидактические задачи: 1) закрепить умение …. 2) тренировать мыслительные операции –развивать внимание.

Вспомним героев этой сказки?

Ответы детей: - Заяц, лиса, собаки, медведь, петух.

Воспитатель: – Скажите, а какой характер у зайчика

Ответы детей: - Добрый, доверчивый, трудолюбивый  

 Воспитатель: -  А какое стало настроение у зайчика , после того, как его выгнала лиса из дома?

Ответы детей: - грустное

Воспитатель: - Давайте, скажем   грустно как зайчик  - «Как же мне не плакать, была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная; пришла весна избушка у лисы растаяла, попросилась она ко мне погреться и меня и выгнала»  

Дети повторяют за воспитателем.

Воспитатель: - Скажите, дети, а у лисы какой характер?

Ответы детей: - хитрый, коварный

 Воспитатель: - Скажите,так же , как хитрая и коварная лиса  - «Как выскачу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!».

Дети повторяют за воспитателем.

По ситуации объяснить детям что означают слова: лубяная, клочки, закоулочки.

Воспитатель: - А как же медведь будет разговаривать ?

Ответы детей: - Грубо, медленно

Воспитатель: - Повторите за мной  - «О чем заинька плачешь, пойдем, я ее выгоню»;

  Дети повторяют за воспитателем.

Воспитатель: - А как же петух  будет разговаривать ?

Ответы детей: - Громко, смело.

Воспитатель: - Повторите за мной    - «Кукареку, несу косу на плечи, хочу лису посечи, поди лиса вон!»

Дети повторяют за воспитателем.

- Актеры, чтобы показать героев изображают их движения. Давайте покажем  как ходит хитрая лиса , как шагает  зайчик, медведь и петушок.

Дети изображают движения зверей, стараясь передать характер героев.

Воспитатель вместе с детьми подходит  к домикам «лубяной» и «ледяной».

Воспитатель: - В каком доме жил заяц?

Ответы детей: - Заяц жил в лубяном доме.

- А что значит   лубяной дом?

По возможности дети объясняют значение слова.

- В давние времена деревянный дом называли лубяным. Воспитатель показывает макет деревянной избушки.

- Скажите, в какой избушке жила лиса?

Ответы детей: Лиса жила в ледяной избушке.

3. Затруднение ситуаций

Дидактические задачи: 1) формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причин и опыт целеполагания;

Воспитатель: - Посмотрите, что я вам приготовила. Как вы думаете, что это?

Ответы детей: - Куклы

Воспитатель: - Для чего они нужны

Варианты ответов детей

Воспитатель : - Где можете узнать правильный ответ?

Ответы детей: - прочитать в книге, посмотреть в интернете, спросить у воспитателя.

Воспитатель : - Кто- то из вас может и показать мне, что делать с этими куклами ?

Дети затрудняются ответить

 Воспитатель : - Кто может вам помощь в этом вопросе?

Ответы детей: Вы, Альбина Талгатовна, пожалуйста, помогите нам .

Воспитатель : Хорошо, я конечно помогу таким ,вежливым ребятам .

4. Открытие нового знания.

 Дидактические задачи:  

1) учить детей …..; 2) формировать опыт под руководством воспитателя преодоления затруднения, закреплять способ действия.

Воспитатель :  - Посмотрите,, как действует кукла живой руки

Воспитатель показывает некоторые действия с куклой.

- Кем я стала?

Ответы детей: - Лисой.

- И вы так сможете, хотите?

Ответы детей: - Да, хотим.

Два ребенка, выбранные на роль зайца и лисы проходят в домики.

- А мы с вами становимся зрителями (говорит к остальным детям),садимся на стульчики .

Воспитатель: - Вспомним с  как начинается сказка?  

«Жили – были лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца лубяная. Лиса дразнила зайца «У тебя избушка темная, у меня светлая». Пришла весна, избушкау лисы растаяла, попросилась лиса к зайцу погреться, да и выгнала его.

Воспитатель изображает, как растаяла ледяная изба.

Дети актеры изображают движения, заяц плача уходит.

Воспитатель: - Понравилось, как играли актеры.

Ответы детей: Да

- А чем понравилось?

- Что же случилось дальше?

Ответы детей: – «Идет заинька и плачет».

Дети вместе с воспитателем подходят к театральной ширме

Воспитатель: - Ребята, что это?

Ответы детей: - Это театральная ширма .

- Да, это театральная ширма, для показа кукольного театра, а куклы надевается на руку и оживает

Воспитатель показывает кукол на стойке: собаки , зайца, лису.

- Ребята, какие это куклы?

Ответы детей: - Собака, заяц, лиса.

Воспитатель распределяет роли (роль одной собаки берет на себя).

Воспитатель: - За ширмой   мы видим актеров?

Ответы детей: - Нет   актеров не видно

- А что видно?

Ответы детей: - Куклы на руке.

- Чтобы играть куклой за ширмой, необходимо говорить, четко  громко, выразительно, двигать куклой (воспитатель показывает детям).

Воспитатель выбирает актеров, которые проходят за ширму , а остальные дети зрители.

Воспитатель: - «Идет заинька и плачет».

Заяц. Изображает  куклу.

Все дети: - «А навстречу ему собаки».

Собаки: - «О чем заинька плачешь?»

Заяц: - «Как же мне не плакать, была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная; пришла весна избушка у лисы растаяла, попросилась она ко мне погреться, а потом сама меня и выгнала».

Собаки: - «Пойдем, зайчик, мы тебе поможем выгнать лису. Выходи лиса вон!».

Лиса: - «Как выскачу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам».

Воспитатель: - «Струсили собаки и убежали».

(Дети – актеры выходят из-за ширмы, дети-зрители благодарят аплодисментами).

Воспитатель. - Кто из актеров вам больше всех понравился?

Ответы детей: - Все.

- Ребята, а какой сюжет сказки мы с вами еще не разыграли? Кого еще повстречал заяц?

Ответы детей: - Медведя.

- Посмотрите, что я вам еще приготовила. Показывает маски - (медведя, зайчика и лисы)

- А вы хотите показать актерскую игру медведя, зайца и лисички.

Ответы детей: - Очень хотим.

Выбираем актеров.

- Вспомните, каким голосом говорят   медведь, лиса и заяц. Актерам и зрители проходят на свой места.

Все дети: - «Идет заинька и плачет».

Ребенок в роли зайца идет и   всхлипывает.

Все дети: - «А навстречу ему медведь».

Медведь: - «О чем зайчик плачешь?»

Заяц: - «Как же мне не плакать, была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная; пришла весна избушка у лисы растаяла, попросилась она ко мне погреться, а сама меня выгнала».

Медведь: - «Пойдем, я помогу тебе ее выгнать».

Заяц: - «Не выгонишь. Собаки гнали, гнали, не выгнали. И ты не выгонишь».

Медведь: - «А я выгоню (подходит к лисе). Поди, лиса вон».

Лиса: - «Как выскачу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам».

Все дети: - «Напугался медведь и убежал».

Воспитатель: - Понравилось, как играли актеры?

Ответы детей: - Да, очень понравилось.

  1. Включение нового знания в систему знаний.

 Дидактические задачи: Закрепить умение самостоятельно выразительно, с естественными интонациями воспроизводить отрывок из сказки.

 Детей становятся в круг.

Воспитатель: - Какой сюжет сказки нам свами осталось разыграть ?

Ответы детей: - Когда зайчик встретил петуха.

- Сколько раз петуху необходимо сказать свои слова.

Ответы детей: - Три раза.

Все актеры и зрители занимают свои места.

Воспитатель: -  Разыграем конец нашей  сказки.

Воспитатель надевает на героев сказки   шапочки – элементы костюмов.

Драматизация сказки.

6. Осмысление.

 Дидактические задачи: Провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха.

Воспитатель: - Ребята, скажите сложно быть в роли актера ?

Ответы детей могут отличаться от друг друга

- Почему?

Каждый ребенок высказывает свое мнение.

- Какие виды театров вы сегодня узнали?

Ответы детей: - Театр «живой руки», настольный театр.

При затруднении воспитатель показывает кукол, задает соответствующие  вопросы.

- Вы сегодня были настоящими актерами, спасибо вам .

Всем актером вручаются призы   в виде наклеек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование образовательных областей "Коммуникация" и "Чтение художественной литературы"

Представлен материал из рабочей программы эколого - краеведческого направления для детей 4-6 лет....

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА НАПРАВЛЕНИЕ: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ, ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: КОММУНИКАЦИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО «Зимушка-зима»

Цели:ü    Образовательные:·     Ознакомление детей со стихами о зиме. Развитие эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.·...

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА НАПРАВЛЕНИЕ: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ, ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: КОММУНИКАЦИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО «Зимушка-зима»

Цели:ü    Образовательные:·     Ознакомление детей со стихами о зиме. Развитие эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.·...

Конспект НОД. Образовательная область «Коммуникация» и « Чтение художественной литературы» на тему: «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Старшая группа.

Конспект НОД. Образовательная  область «Коммуникация» и « Чтение художественной литературы»  на тему:  «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Старшая группа....

"Сказка о потерянной дружбе" (Реализация образовательной области коммуникация с учётом интеграции образовательных областей: познание, социализация, чтение художественной литературы, физическая культура, музыка, познание (ФМП)

«Сказка о потерянной дружбе»Реализация образовательной области коммуникация с учётом интеграции образовательных областей: познание, социализация, чтение художественной литературы, физическая культура,...