Задания учителя - логопеда воспитателям по лексическим темам для детей с ОВЗ
картотека по развитию речи на тему
Задания учителя - логопеда воспитателям по лексическим темам для детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
задания учителя - логопеда воспитателям | 96.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 10»
Задания учителя - логопеда для воспитателей по лексическим темам
для детей с ОВЗ
на 2014 – 2015 учебный год
Учитель – логопед Закамалдина
Наталья Николаевна
«Мой дом. Мой город»
(2 недели)
Задачи:
- Активизация словаря; преодоление речевого негативизма;
- Воспитание внимания к обращённой речи;
- Развитие зрительного восприятия, внимания;
- Развитие мелкой моторики рук;
- Соотнесение цвета с предметом;
- Закрепление понятий «один» - «много»
- Упражнение в понимании пространственных отношений и предлогов, обозначающих их;
- Дидактическая игра «Собери картинку» («Социализация»)
У детей на столах лежат разрезные на две части (у старших детей на 4) разрезанные картинки с изображением домика.
- Дидактическая игра «Один» - «много» («Коммуникация»).
Воспитатель предлагает детям назвать части дома, (или показать по картинкам).
Дом – дома, крыша – крыши, дверь – двери, окно – окна, стена – стены, балкон – балконы.
- Дидактическая игра «Кошкин дом» («Коммуникация»)
Воспитатель произносит текст и в это время даёт каждому ребёнку маленькую кошечку (картинку):
Тили – бом, тили – бом,
Вот красивый кошкин дом.
Далее дети располагают кошку по инструкции воспитателя:
Кошка сидит в домике,
Кошка вышла из домика,
Кошка залезла на домик,
Кошка села около домика,
Кошка гуляет вокруг домика.
- Подвижная игра «Кот и мыши» («Физическая культура»)
- Дидактическая игра «Построим дом для куклы» (из крупного строительного материала) («Познание»)
- Уточнение произношения согласных звуков в звукоподражаниях («Коммуникация», «Здоровье»)
Рассматриваем с ребёнком картинки или игрушки и называем их, выразительно читаем стихотворения, предлагаем малышу произнести звукоподражания вместе:
- «Мяу! Мяу! — плачет киска.
— Мяу! Мяу! — возле миски. —
Быстро дайте молока для котенка и щенка».
«Гав! Гав! Гав!» —
Щенок в корзинке.
«Гав! Гав! Гав!» —
Пятно на спинке.
«Очень страшно одному. Где же мама? Не пойму!»
- Пальчиковая игра «Теремок» («Социализация», «Здоровье»)
Стоит в поле теремок, На двери висит замок, Открывает его волк, Дерг-дерг, дерг-дерг. Пришел Петя-петушок И ключом открыл замок | - ладони обеих рук соединены под углом , - пальцы сжаты в замок, - движения сжатыми в замок пальцами вверх-вниз; - пальцы разжимаются и соединяются друг с другом, образуя «теремок» |
- Нарисуй дым из трубы. («Художественное творчество»)
- Конструирование модели «Домик» из счётных палочек». («Социализация», «Познание»)
- Артикуляционная гимнастика. («Здоровье», Коммуникация», «Социализация»)
ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА
Сядьте напротив ребенка и, произнося соответствующие слова, выполняйте описанные действия. Малыш сначала смотрит, затем пытается повторить.
Погулять язык собрался:
(открыть рот)
Он умылся,
(кончиком языка быстро провести по верхним зубам)
Причесался,
(несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)
На прохожих оглянулся,
провести языкам по губам – «облизнуться»)
Вправо, влево повернулся,
(повернуть язык в указанную сторону)
Вниз упал, наверх полез,
(опустить язык вниз и поднять вверх)
Раз - и в ротике исчез.
(спрятать язык во рту)
Тема: «Краски осени»
(1 неделя)
Задачи:
- Воспитывать внимание к обращённой речи;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Развивать артикуляционную моторику;
- Знакомить детей с понятием «Осень»;
- Учить различать цвета (красный, жёлтый);
- Закреплять понятия «один» - «много»
- Расширять предметный и глагольный словарь (осень, деревья, лужи, дождь, наступать, вянуть, опадать, желтеть и т. п.)
- Закреплять в речи предлог «на»
- «Листопад». («Коммуникация»)
Наблюдать с ребѐнком листопад, обратить внимание на красоту этого природного явления, прочитать текст:
Осень с листьями играет, Листья с веток обрывает, Листья жѐлтые летят Прямо на руки ребят. |
- Рассказ воспитателя о признаках осени по картине «Осень» («Коммуникация», «Познание») – старшая группа
Вопросы по картине:
- Какого цвета листья на деревьях?
- Что у девочки в руках?
- Почему девочка взяла зонтик?
- Почему деревья нагнулись?
Знакомство детей с понятием «Осень»
- Конструирование модели «Дерево» (из счётных палочек) («Социализация»)
- Раскрасить листочки. («Художественное творчество», «Коммуникация»)
Раскрасить один ряд листиков в красный цвет, другой в жёлтый.
- Упражнение «Посмотри и скажи». («Коммуникация») – младшая группа
Обвести рукой все листочки и спросить:
- Что это? (это листочки)
Обвести рукой красные листочки и спросить:
- Это какие листочки? (Это красные листочки)
Обвести рукой жёлтые листочки и спросить:
- Это какие листочки? (Это жёлтые листочки).
- Проговаривание стихотворения «Ёжик» с мячиком Су – Джок. («Коммуникация»)
У меня колючий ёжик,
Я грибом его кормлю.
В лапки ёжик гриб берёт,
Но открыть не может рот.
Ёжика я угощу,
Открывать рот научу.
- Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Научи ёжика» («Социализация», «Здоровье»).
- Широко открой рот – закрой.
- Покажи длинный язык – убери.
- Язык бегает вправо – влево.
- Покажи зубы.
- Улыбка (произносить звук «И»
- Трубочка (произносить «У»)
- Дыхательное упражнение «Осенние листочки». («Здоровье»)
- «Назови признаки осени» «Коммуникация», «Познание») – старшая группа
Вянет и желтеет трава. Желтеют и краснеют листья на деревьях. Опадает листва.
По небу бегают тёмные тучи. Часто идёт дождь. Дождь идёт холодный. Птицы улетают в теплые края. И т. п.
- Упражнение «Покажи и скажи» («Коммуникация», «Познание») – младшая группа
Закреплять понятия «один» - «много»
- Где листочков много? (Вот много)
- Где листочек один? (Вот один) и т.д.
- Учить стихотворение «Осень» («Коммуникация») – старшая группа
Миновало лето,
Осень наступила,
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Тёмны, тёмны ночи.
- Пальчиковая гимнастика «Осенние листья» («Коммуникация», «Здоровье») – старшая группа
Раз, два, три, четыре, пять - Загибают пальчик,. начиная с большого.
Будем листья собирать - Сжимают и разжимают кулачки.
Листья берёзы, - Загибают пальчики, начиная с большого
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. – «Шагают» по столу средним и указательным
пальчиками.
- Дидактическая игра «Найди свой листик» - («Познание», «Коммуникация»)
Выложить на стол листики с разных деревьев. Ребёнок должен выбрать свой и по
возможности назвать.
- Дидактическая игра «На что наденем?» («Познание», «Коммуникация»)
На голову надевают….
На шею надевают…
На ноги надевают…
На руки надевают…
Тема: «Овощи»
(1 неделя)
Задачи:
- Воспитывать внимание к обращённой речи;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Развивать артикуляционную моторику;
- Знакомить детей с понятием «Овощи»;
- Учить различать цвета (красный, жёлтый, зелёный, жёлтый);
- Закреплять понятия «один» - «много»
- Формировать понятие «большой» - «маленький»
1. Раскрасить овощи. («Художественное творчество»)
Раскрасить огурец, помидор, морковь, репу.
2. Дидактическая игра «Запомни овощи». («Познание», «Коммуникация»)
Выучить названия овощей: морковь, картофель, свёкла, капуста, репа, лук, чеснок, баклажан, кабачок, огурец, помидор. Показывать эти овощи на картинках, по возможности пусть ребёнок показывает и называет их.
3. Игра: «Один – много» («Коммуникация»)
огурец – огурцы
кабачок – кабачки
баклажан – баклажаны и т.п.
4. Дидактическая игра «Два зайца» («Коммуникация»)
Цель: формирование понятия «большой – маленький», упражнение детей в понимании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Воспитатель демонстрирует детям двух зайцев и объясняет, что у большого зайца – папы большие овощи, а у маленького зайчика – маленькие.
У зайчика папы – огурец. У зайчика – огурчик. Покажите, у кого огурец? А у кого огурчик?
помидор – помидорчик
морковь – морковочка
лук – лучок и т.п.
5. Подвижная игра «Горох» («Физическая культура», «Коммуникация»)
Дети идут и говорят:
По дороге Петя шел, шел, шел
И горошину нашел (останавливаются, поднимают).
А горошина упала,
Покатилась и пропала.
Ох! Ох! Ох! — Где-то вырастет горох (разводят руками).
6.Игра «Четвёртый – лишний» («Коммуникация» «Познание» ) - Старший возраст
Скажи, что лишнее и почему?
Лук, помидор, баклажан, яблоко;( фрукт)
Огурец, баклажан, кабачок, помидор;(другая форма)
7. Учить стихотворение «Огород» («Коммуникация») (старший возраст)
Вырос у нас чесночок,
Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка,
Лук и немного горошка.
Овощи мы собирали,
Ими друзей угощали,
Квасили, ели, солили,
С дачи домой увозили.
Прощай же на год,
Наш друг огород.
8. Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты» («Здоровье»)
Так капусту мы рубили Попеременные удары ребрами ладоней по столу.
И вот так её солили. Имитация посыпания солью из щепотки.
Отжимали ручками Интенсивное сжимание – разжимание кулачков.
И сложили кучкою. Ладошки рёбрами скользят по столу к центру.
В банку затолкали, Попеременные удары кулачками по столу.
Крышкой закрывали. Один удар по столу ладонями.
9. Пальчиковая гимнастика «Варим щи»
Варим, варим, варим щи, движения кистью руки имитировать
Щи у Васи хороши! помешивание ложкой в кастрюле.
Солим, солим, солим щи, пальчиками обеих рук, сложенными в
Щи у Васи хороши! щепотку, имитировать посыпание солью.
10. Дидактическая игра «Поздоровайся с лялей» («Познание», «Социализация») – младший возраст
Пособия. Небольшие игрушки: кукла, мишка.
Ход . Воспитатель показывает куклу, называя:ее ляля. Правая рука куклы вытянута вперед, левая — опущена. Взрослый дает возможность детям рассмотреть куклу, подносит ее к каждому ребенку, говорит: «Это ляля, поздоровайся с лялей, дай ляле ручку».
11.Дидактическая игра. « Большой — маленький» («Коммуникация», «Познание») - младший, средний возраст).
Цель. Формировать понятие о величине: большой, маленький. Фиксировать внимание ребенка на различии и тождестве однотипных предметов по величине. Пополнять его пассивный словарь понятиями большой, маленький. Побуждать ребенка к повторению фраз за логопедом.
Пособие. 2 однотипных кубика, отличающихся величиной.
Ход. Воспитатель ставит на стол 2 кубика. Обращает внимание ребенка на их различие: «Это большой кубик. Это маленький кубик. Покажи, где большой кубик?» Ребенок самостоятельно или с помощью показывает. «Дай мне большой кубик»,— просит ребенка. Затем взрослый берет кубик и спрашивает: «Вова, какой это кубик: большой или маленький?» — побуждая малыша назвать величину предмета. Если ребенок не сможет ответить, воспитатель говорит: «Это большой кубик. Вова, скажи: это большой кубик». Ребенок повторяет.
Так же обыгрывается маленький кубик. Заканчивая занятие, воспитатель предлагает ребенку взять маленький кубик и поставить на большой.
12. Вызывание гласных звуков у неговорящих детей. («Коммуникация», «Познание»)
1. Вытягиваем губы трубочкой, громко поем:
— У-у-у!
Предлагаем ребенку спеть вместе:
— У-у-у!
Рассматриваем с ребенком картинку, изображающую паровозик, или игрушечный паровозик.
- Как гудит паровоз?
- У-у-у!
2. Показываем малышу, как нужно широко открыть рот и спеть:
— А-а-а!
Предлагаем спеть вместе:
— А-а-а!
Рассматриваем картинку или берем на руки куклу и начинаем ее укачивать.
- Как укачивают куклу?
- А-а-а!
3. Округляем губы, громко поем:
— О-о-о!
Предлагаем ребенку спеть вместе:
— О-о-о!
Рассматриваем картинку или показываем, как плачет мальчик, у которого болит зуб.
- Как плачет мальчик, у которого болит зуб?
- О-о-о!
4. Растягиваем губы в улыбку, громко поем:
— И-и-и!
Предлагаем ребенку спеть вместе:
— И-и-и!
Рассматриваем картинку или берем в руки игрушечную лошадку.
- Как кричит лошадка?
- И-и-и!
13. Артикуляционная гимнастика («Здоровье»)
- «Птенчик» Открыть широко рот и удерживать его в таком
положении в течение 3-5 сек. Закрыть рот. Язык при выполнении упражнений спокойно лежит на дне ротовой полости. Повторить упражнение 5 раз.
- «Лягушата» Широко улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Зубы закрыты. Удерживать губы в таком
положении 5 сек. Повторить упражнение 5 раз.
3.«Поиграем на губах» Рот закрыт. Губы в нейтральном положении. Слегка ударяя указательным пальцем по губам, произносить –б- в течении 5-8 сек.Упражнение повторить 5 раз
4. «Поцелуй маму» Рот закрыт. Втянуть щёки внутрь ротовой полости, всосав в себя воздух. Удерживать позу в течение 2сек. Если не получается, то вначале поучите ребёнка чмокать губами, вытянув их вперёд. Упражнение повторить 10-15 раз.
Тема : «Фрукты.»
(1 неделя)
Задачи:
- Активизировать активный и пассивный словарь;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Развивать артикуляционную моторику;
- Знакомить детей с понятием «Фрукты»;
- Учить различать цвета (красный, жёлтый, зелёный, жёлтый);
- Учить различать предметы по форме и цвету;
- Закреплять понятия «один» - «много»;
- Формировать понятие «большой» - «маленький»;
- Формирование понятий «мой», « моя», «моё»;
- Вызывать у детей звукоподражания.
1. Рассматривание картинок (муляжей) с изображением фруктов. («Познание», «Коммуникация»)
Знакомство с обобщающим понятием «фрукты» Выучить названия фруктов: яблоко, груша, мандарин слива, лимон, апельсин, виноград, абрикос, персик, банан, ананас.
- Д/игра «Подбери картинку к предмету» («Познание», «Коммуникация», «Социализация»)
Цели: упражнять в сличении предметов по цвету и форме; развитие зрительного восприятия и памяти.
На столе разложены картинки (яблоко, груша, банан, апельсин лимон, слива) и стоит поднос с муляжами фруктов. Ребёнок берёт с подноса муляж, который называет воспитатель, а затем находит на столе картинку с его изображением и называет его.
- Уточнение понятий «Один – много»
Яблоко – яблоки – много яблок
Груша – груши – много груш
Слива – сливы – много слив и т.п.
4. Дидактическая игра «Какой, какое?» (Познание», «Социализация», «Коммуникация») – старший возраст
- Какой сок делают из яблок? – Яблочный.
- Какое варенье делают из яблок? – Яблочное.
- Какой сок делают из апельсина? – Апельсиновый.
- Какое желе делают из апельсина? – Апельсиновое.
(груша, лимон, слива, ананас, виноград)
5. Дидактическая игра «Жадина» («Коммуникация»)
Пусть ребенок ответит на вопросы: чей это лимон? (Мой лимон.)
Чье это яблоко? (Мое яблоко.) Чья слива? (Моя слива.)
6. Дидактическая игра «Большое маленькое» («Коммуникация», «Познание»)
Цель: работа над пониманием понятий «большой», «маленький»; работа над пониманием значений существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Демонстрируя картинки с изображением фруктов большого и маленького размеров воспитатель комментирует:
Это большой апельсин, а это маленький апельсинчик.
Это большая груша, а это маленькая грушка и т. п.
7. Дыхательное упражнение: «Ах, как вкусно пахнет!» («Здоровье»)
Цель: Развитие глубокого вдоха, и продолжительного выдоха.
8. Мимическая гимнастика («Здоровье»)
«Съели лимон» - сморщить нос.
«Сладкая груша» - довольное лицо
«Большое яблоко» - удивление, поднять брови
«Пузатый арбуз» - надуть щёки.
9. Пальчиковая гимнастика «Апельсин» («Здоровье», «Коммуникация»)
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра.
А для волка – кожура.
Он сердит на нас – беда!
Разбегайтесь – кто куда!
10. Разучивание стихотворения («Коммуникация») – старший возраст
Знают взрослые и дети:
Много фруктов есть на свете!
Яблоки и апельсины,
Абрикосы, мандарины,
И бананы, и гранаты –
Витаминами богаты.
Фрукты – радость для ребят,
Их в садах для нас растят.
11. Артикуляционная гимнастика («Здоровье»)
- «Птенчик» Открыть широко рот и удерживать его в таком
положении в течении 3-5 сек. Закрыть рот. Язык при выполнении упражнений спокойно лежит на дне ротовой полости. Повторить упражнение 5 раз.
- «Лягушата» Широко улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Зубы закрыты. Удерживать губы в таком
положении 5 сек. Повторить упражнение 5 раз.
3. «Часики» Рот открыт. Губы в улыбке. Высунуть узкий язык и совершать медленно, под счёт взрослого, движения то вправо, то влево. Упражнение повторять в 3 захода по 5-7 раз.
4. «Качели» Рот открыт. Губы в улыбке. Высунуть узкий язык и совершать им движения под счёт взрослого-то поднимаем язык к верхней губе, то опуская его к нижней.
12. Штриховка нарисованных овощей. («Художественное творчество», «Здоровье») – старший возраст.
13. Вызывание звукоподражаний (междометий) у неговорящих ( «Коммуникация»)
Рассмотреть с ребѐнком картинки, назвать их или произвести действия.
Произносим звукоподражания, предлагаем ребёнку произнести их вместе.
1. Мячик упал в воду:
— Ах! Ах! Ах!
2. У девочки болит зуб:
— Ох! Ох! Ох!
3. Дети качаются на качелях:
4. Папа рубит дрова:
— Ух! Ух! Ух!
— Эх! Эх! Эх!
Тема: «Одежда»
(1 неделя)
Задачи:
- Активизировать активный и пассивный словарь;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Развивать артикуляционную моторику;
- Знакомить детей с понятием «Одежда»;
- Закреплять понятия «один» - «много»;
- Формировать понятие «большой» - «маленький»;
- Формирование понятий «мой», « моя», «моё»;
- Вызывать у детей звукоподражания;
- Развивать у детей память, внимание, мышление;
- Совершенствование грамматического строя речи (у говорящих)
1. Дидактическая игра « Кукла Катя одевается, в детский садик собирается» «Коммуникация», «Познание» - младший, средний возраст
Воспитатель показывает детям, как кукла Катя одевается. По ходу игры называет предметы одежды, привлекая внимание детей к деталям, спрашивает, какого цвета эти предметы.
2.Дидактическая игра «Жадина» «Познание», «Коммуникация» - старший возраст
Чьи брюки? Мои брюки. Чья шапка? Моя шапка.
Чье платье? Мое платье. Чей берет? Мой берет.
Чей свитер? Мой свитер. Чья юбка? Моя юбка и т. п.
3.Дидактическая игра «Скажи наоборот» «Коммуникация», «Познание», «Социализация» - старший возраст
Плащ длинный, а куртка – …(короткая).
Джинсы грязные, а комбинезон…(чистый).
Футболка светлая, а рубашка…(темная) и т. п.
4. Разучивание стихотворения «Коммуникация»
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И платочек положить.
5. Пальчиковая гимнастика «Алёнка»
Алёнка – малёнка (Хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга – 2 раза)
Шустра, быстра:
Воды наносила,
Сарафан дошила,
Носок довязала,
Ягод насбирала,
Песню допела,
Везде поспела. (Хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга – 2 раза)
В охотку ей дело.
6. Дидактическая игра «Какую одежду я спрятала?» «Социализация», «Коммуникация»
Проводится с предметами детской одежды, аналогично игре «Что пропало?»
7. Дидактическая игра «Надену дома, надену на улицу» «Коммуникация», «Социализация» - старший возраст.
Воспитатель бросает поочередно мяч каждому ребёнку, называя какой – либо предмет одежды. Дети возвращая мяч, отвечают по следующему образцу «Надену дома» или «надену на улицу».
- шорты …(надену дома)
- шапку… (надену на улицу) и т.д.
8. Упражнение «Посмотри и назови» «Коммуникация» - старший возраст.
Воспитатель выставляет на наборное полотно парные картинки: рубашка – рубашки, кофта – кофты, платье – платья, шарф – шарфы и т. п.
Дети рассматривают и называют картинки. Воспитатель обращает внимание детей на разницу в окончаниях слов.
9. Артикуляционная гимнастика (по 5 раз каждое упражнение)
- Широко открой рот – закрой;
- Покажи длинный язык – убери;
- Язык бегает вправо – влево;
- Покажи зубки;
- «Улыбка» (произносить «И»)
- «Трубочка» (произносить «У»)
- Оближи верхнюю губу вправо – влево;
- Оближи нижнюю губу вправо – влево.
10. Чтение художественной литературы
Украинская народная сказка «Рукавичка», В. Липский «Волшебный утюжок».
Тема: «Мебель»
(1 неделя)
Задачи:
- Активизировать активный и пассивный словарь;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Развивать артикуляционную моторику;
- Знакомить детей с понятием «Мебель»;
- Закреплять понятия «один» - «много»;
- Формировать понятие «большой» - «маленький»;
- Вызывать у детей звукоподражания;
- Развивать у детей память, внимание, мышление;
- Практическое усвоение понимания предлогов «за», «под», «в», «на»
- Уточнение названий предметов мебели. Понятие «Мебель». «Коммуникация», «Познание», «Социализация»
Воспитатель выставляет кукольную мебель. Называет предметы с каждым проговаривает. Даёт понятие – «мебель»
- Пальчиковая гимнастика « Много мебели в квартире»
Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках
Много мебели в квартире. Сжимают и разжимают кулачки.
В шкаф повесим мы рубашку, Загибают пальчики, начиная с большого.
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть – чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом,
Чай с вареньем дружно пили. Попеременно хлопают в ладоши
Много мебели в квартире.
- Дидактическая игра «Кукла Катя переехала на новую квартиру» «Социализация», «Коммуникация»
Дети помогают кукле Кате расставить мебель. В ходе игры дети отвечают на вопросы воспитателя о предметах мебели.
- Дидактическая игра «Большое – маленькое»
Дети заканчивают фразы:
В группе большой шкаф, а у куклы Кати маленький … (шкафчик)
У тебя дома большой диван, а у куклы Кати маленький … (диванчик) и т. д.
- Дидактическая игра «Помощники» «Социализация», «Коммуникация»
У воспитателя на столе кукольный шкаф и тряпочка, с помощью которых воспитатель обыгрывает стихотворение.
Буду маме помогать,
Буду пыль я вытирать.
И за шкафом, и под шкафом,
И в шкафу, и на шкафу.
Не люблю я пыли – фу!
- Конструирование модели «Стул» (по образцу из счётных палочек)
- Дыхательные упражнения
«Сдуй ватку», «Забей мяч в ворота»
- Артикуляционная гимнастика
- Широко открой рот – закрой;
- Покажи длинный язык – убери;
- Язык бегает вправо – влево;
- Покажи зубки;
- «Улыбка» (произносить «И»)
- «Трубочка» (произносить «У»)
- Надуй – сдуй щёчки.
Лексическая тема: «Игрушки»
(2 недели)
Задачи:
- преодоление речевого негативизма;
- Воспитание внимания к обращённой речи;
- Упражнение в соотнесении предмета (игрушки) с изображениями на картинке;
- Упражнение в складывании матрёшки; (развитие мелкой моторики)
- Развитие зрительного восприятия, внимания;
- Развитие ротового выдоха.
1. Узнавание и называние игрушек и действий, проводимых с ними.
Воспитатель ставит на стол мешочек, в котором находятся игрушки, и говорит:
-Петрушка принёс целый мешок игрушек. Сейчас он покажет их нам и даст поиграть.
Петрушка «достаёт» одну из игрушек (например, юлу) и «Показывает её детям:
-Это юла. Юлу можно заводить. Она кружится, поёт, падает на бочок.
Аналогично рассматриваются другие игрушки.
2. Игровые действия с игрушками по словесной инструкции.
Воспитатель предлагает каждому ребёнку выполнить задание типа: «покачай куклу», «Положи спать», «брось мне мяч» и т. п.
3. Дидактическая игра «Покатаем игрушки на машине»
-Вот приехала машина. Как она гудит? (би – би – би). Машина гудит , и наши игрушки хотят на ней покататься.
Затем воспитатель предлагает одному из детей:
- Юля, посади в машину маленькую матрёшку , покатай матрёшку и т. д.
4. Дидактическая игра. «Покажи игрушку».
Предлагаются картинки с изображением игрушек и аналогичные игрушки. Ребёнок показывает на игрушку и находит такую же картинку.
- Где мишка? Покажи.
- Где машинка? Покажи.
- Где кубики? Покажи.
- Где юла? Покажи.
- Где флажок? Покажи.
- Где мяч? Покажи.
- Где кукла? Покажи.
5. Подвижная игра с речевым сопровождением «Гном»
Дождик, дождик за окном. Четыре ритмичных прыжка на обеих
ногах, держа руки на поясе. Под дождем остался гном. Приседаем. Поскорей кончайся, дождик, Смотрим вверх, поднимаем руки. Мы гулять идти не сможем. Идем по кругу, взявшись за руки.
6. Подвижная игра «Мяч»
Если ребенку трудно выполнять прыжки, предложите делать их, держась за ваши руки.
МЯЧ
Это мяч, круглый мяч, «Рисуем» руками большой круг.
Красный мяч, гладкий мяч. Два раза «рисуем» полукруг.
Любит мячик прыгать вскачь. Четыре ритмичных прыжка на обеих
ногах, держа руки на поясе. Вот так мяч, круглый мяч! Опять «рисуем» руками большой круг.
Игра* с мячом. Воспитатель, кидая мяч каждому ребёнку, говорит: «Ап!». Дети должны громко произнести: «Ап!», бросая мяч обратно.
7. Упражнение детей в звукоподражании
Покажите ребенку дудочку, паровозик, машинку, цыпленка, мишку и т. п. Предложите произнести звуки, которые производят эти игрушки.
Мишка: «О! О! О!» Корова: «Му!» Паровоз: «Ту-ту!»
Кукла: «А! А! А!» Цыпленок: «Пи-пи!» Дудочка: «Ду-ду!» Лошадка: «И! И! И!» Машина: «Би-би!» Молоточек: «Тук-тук!»
8. Чтение стихотворения.
Новый мячик у Артема, С ним играет Тема дома. А еще в саду на даче Он играет в новый мячик.
Предложите малышу вместе поиграть в мячик.
9. Пальчиковая гимнастика «Ладошки»
Ладошки вверх, кисти рук на столе ладонями вверх.
Ладошки вниз, ладони одновременно перевернуть.
А потом их на бочок кисти рук поставить на ребро.
И зажали в кулачок. зажать кисти в кулачок.
10. Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
На большом диване в ряд хлопать в ладоши
Куклы Катины сидят загибать пальчики поочерёдно, по одному.
Два медведя, Буратино,
И весёлый Чиполлино,
И котёнок, и слонёнок
Раз, два, три, четыре, пять. Разгибать поочерёдно пальцы.
Помогаем нашей Кате хлопать в ладоши.
Мы игрушки сосчитать.
11. Игра “Найди свою игрушку”
Детям раздаются разные игрушки. Когда они немного поиграют с ними, педагог собирает их в коробку (или на стол, накрыв салфеткой), а детей отправляет погулять. Через 5—10 сек предлагает им найти игрушку. Во время поисков игрушки необходимо помочь детям: “У тебя, Вова, была машинка”.
В дальнейшем игра усложняется — детям раздают игрушки одного назначения, но разные по величине или цвету. При оказании помощи обращается внимание на свойство предметов; “У тебя, Катя, была большая машинка, а эта маленькая”. И дальше производится следующее усложнение игры. Дети сидят на стульчиках со своими игрушками, затем по сигналу кладут их на стульчики, расходятся. Педагог меняет местами игрушки и зовет детей для поисков своих игрушек. В дальнейшем игрушки можно прятать в разных местах помещения группы.
12. Дыхательное упражнение «Ветерок»
Воспитатель предлагает детям показать как дует ветер:
- Ветер подул тихонько, вот так…
А теперь подул очень сильный ветер, вот такой…
13. Игра «Что звучало?»
Воспитатель показывает детям игрушки и демонстрирует, как они звучат; неваляшка поёт, матрёшка стучит, киска пищит. Затем прячет игрушки за ширму и, производя действия с какой – либо из них, предлагает детям на слух определить, какая игрушка звучит, и назвать её. Неговорящие дети показывают игрушку жестом.
14. Упражнение «Сложи мячик»
Ребёнок должен сложить из двух частей изображение мячика (красный, жёлтый, зелёный, синий).
15. Артикуляционная гимнастика.
ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА
Сядьте напротив ребенка и, произнося соответствующие слова, выполняйте описанные действия. Малыш сначала смотрит, затем пытается повторить.
Погулять язык собрался:
(открыть рот)
Он умылся,
(кончиком языка быстро провести по верхним зубам)
Причесался,
(несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)
На прохожих оглянулся,
провести языкам по губам – «облизнуться»)
Вправо, влево повернулся,
(повернуть язык в указанную сторону)
Вниз упал, наверх полез,
(опустить язык вниз и поднять вверх)
Раз - и в ротике исчез.
(спрятать язык во рту)
1. Вызывание гласных звуков
1. Вытягиваем губы трубочкой, громко поем:
— У-у-у!
Предлагаем ребенку спеть вместе:
— У-у-у!
Рассматриваем с ребенком картинку, изображающую паровозик, или игрушечный паровозик.
- Как гудит паровоз?
- У-у-у!
2. Показываем малышу, как нужно широко открыть рот и спеть:
— А-а-а!
Предлагаем спеть вместе:
— А-а-а!
Рассматриваем картинку или берем на руки куклу и начинаем ее укачивать.
- Как укачивают куклу?
- А-а-а!
3. Округляем губы, громко поем:
— О-о-о!
Предлагаем ребенку спеть вместе:
— О-о-о!
Рассматриваем картинку или показываем, как плачет мальчик, у которого болит зуб.
- Как плачет мальчик, у которого болит зуб?
- О-о-о!
4. Растягиваем губы в улыбку, громко поем:
— И-и-и!
Предлагаем ребенку спеть вместе:
— И-и-и!
Рассматриваем картинку или берем в руки игрушечную лошадку.
- Как кричит лошадка?
- И-и-и!
Тема: «Наши защитники», «Мужские профессии»
(1 неделя)
Программное содержание:
- Преодоление речевого негативизма;
- Воспитание внимания к обращённой речи;
- Развитие зрительного восприятия, внимания;
- Развитие ротового выдоха.
- Расширять предметный словарь (танк, матрос, самолет, офицер, Россия, защитник), глагольный (защищать, служить, охранять), признаков (сильный, ловкий, отважный, военный).
- Закреплять понятия «один – много».
- Обучать пониманию предлогов из-под, из, за, под, над.
- Дидактическая игра «Один – много»
Солдат – солдаты – много солдат
Летчик – летчики – много летчиков
Матрос – матросы – много матросов
Танк – танки – много танков и т. п.
- Дидактическая игра «Скажи ласково»
Солдат – солдатик
Пистолет – пистолетик
Самолет – самолетик
Пушка – пушечка.
- Игра «Скажи, кого много в армии».
Цель: Образование существительных множественного числа родительного падежа.
Моряк — моряков
танкист — танкистов
разведчик — разведчиков
командир — командиров
летчик — летчиков
офицер — офицеров
пограничник — пограничников.
- Учить стихотворение:
Скок, скок на лошадке,
У меня звезда на шапке,
За плечами автомат,
Потому, что я солдат.
Пальчиковая гимнастика «РУКИ В СТОРОНЫ»
Руки в стороны, в кулачок, выполнять движения по тексту
Разожми и на бочок
Руки вверх, в кулачок,
Разожми и на бочок
Руки вниз, в кулачок,
Разожми и на бочок
Игра «Найди шарик» (неговорящие)
Цель: изучить понимание предложно-падежных предлогов и конструкций (через, около, перед), исследовать понимания словесных инструкций, понимание предлогов из-под, из, за, под, над.
Ход игры: Педагог прячет шарик, просит найти его и дает подсказку. («Шарик за коробкой», «Достань шарик из-под коробки».)
Игра «Волшебный мешочек»
Цель: побуждать ребенка к произнесению звукоподражаний.
Ход игры: ребенок достает из мешочка фигурку животного и показывает, как оно «говорит».
Артикуляционная гимнастика в стихах.
«Лошадка»
Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Едем, едем на лошадке.
По дорожке гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету.
«Качели»
Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
На качелях я качаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Я все выше поднимаюсь,
А потом – вниз
«Футбол»
Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.
«Барабан»
Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).
В барабан мы сильно бьем.
И все вместе мы поем: «Д – д – д – д!»
Тема: «Мамин праздник», «Женские профессии»
(1 неделя)
Программное содержание:
- Знакомить детей с понятием «Мамин праздник»;
- Расширять словарь предметный (бабушка, сестра, март, цветы, месяц, тюльпан, сюрприз), глагольный (любить, поздравлять, приносить, покупать), признаков (родная, любимая, красивая, праздничный).
- Развивать мелкую моторику рук; артикуляционную моторику;
- Закреплять понятия «один» - «много»;
- Вызывать у детей звукоподражания;
- Развивать у детей память, внимание, мышление;
- Совершенствование грамматического строя речи (у говорящих)
- Беседа по картине «Мамин праздник»
Цель: расширение пассивного и активного словаря, развитие связной речи.
- Дидактическая игра «Один – много»
Мама – мамы – много мам.
Бабушка – бабушки – много бабушек
Цветок – цветы – много цветов
Тюльпан – тюльпаны – много тюльпанов
- Дидактическая игра «Скажи ласково»
Мама – мамочка
Дети – деточки
Сестра – сестричка,
Бабушка – бабуля
Цветок – цветочек.
4. Пальчиковая гимнастика «ОЛАДУШКИ»
Бабушка, бабушка Загибать пальчики по одному, начиная с
Испекла оладушки. большого
Один Машеньке,
Один Коленьке ... /перечислять имена детей/ .
- Игры на развитие мелкой моторики
Игра «Просыпался горох»
Цель игры: формирование захвата.
Ход игры: собрать со стола горох.
Игра «Золушка»
Цель: формирование захвата.
Ход игры: собрать бусины в банку.
- Артикуляционная гимнастика
- "Окошко"
широко открыть рот — "жарко"
закрыть рот — "холодно" - «Месим тесто" улыбнуться пошлепать языком между губами — "пя-пя-пя-пя-пя..."покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения).
- «Чистим, зубки" улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.
- "Поймаем мышку"губы в улыбке приоткрыть рот произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик)
- Вызывание звукоподражаний (междометий) у неговорящих ( «Коммуникация»)
Рассмотреть с ребѐнком картинки, назвать их или произвести действия.
Произносим звукоподражания, предлагаем ребёнку произнести их вместе.
1. Мячик упал в воду:
— Ах! Ах! Ах!
2. У девочки болит зуб:
— Ох! Ох! Ох!
3. Дети качаются на качелях:
4. Папа рубит дрова:
— Ух! Ух! Ух!
— Эх! Эх! Эх!
- Дыхательная гимнастика «Часики»
Часики вперед идут,
За собою нас ведут.
И.П. – стоя, ноги слегка расставлены
1 – взмах руками вперед – «тик» – вдох
2 – взмах руками назад – «так» - выдох.
Упражнение выполнять по 5 – 6 раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник домашних заданий учителя логопеда в средней группе детей (4-5 лет) с общим недоразвитием речи
Домашнее задание учителя логопеда разработано для детей 4-5лет (средняя группа) с общим недоразвитием речи. Направлено на закрепление в домашних условиях формирования высших психических функций,...
Рекомендации для воспитателей к проведению коррекционной работы по заданию учителя-дефектолога для детей с нарушением интеллекта
Перспективное планирование по образовательным областям, для закрепления материала воспитателями группы компенсирующей направленности...
Родительское собрание в группах для детей с ОВЗ "О домашних занятиях по заданию учителя-логопеда"
Родительское собрание в группах для детей с ОВЗ "О домашних занятиях по заданию учителя-логопеда"...
Конспект индивидуального занятия с ребёнком с моторной алалией по заданию учителя - логопеда в средней группе компенсирующей направленности № 8 «Речецветик» для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Артикуляционная гимнастика...
Выступление учителя-логопеда на родительском собрании ДОУ в начале учебного года + буклет (памятка) о выполнении домашних заданий учителя-логопеда
Выступление на родительском собрании ДОУ в начале года, на котором я рассказала о своей деятельности по исправлению речевых нарушений у детей и о правилах работы в домашних логопедических тетрадях. За...
Памятка родителям по выполнению совместно с ребенком домашнего задания учителя-логопеда, учителя-дефектолога
Представленный материал поможет родителям грамотно организовать совместную работу по выполнению домашнего задания. Выполнение несложных правил позволит родителям избежать рутинности процесса, оградить...
Консультация учителя-логопеда для родителей: «Правила выполнения домашнего задания учителя-логопеда ДОУ».
Консультация учителя-логопеда для родителей «Правила выполнения домашнего задания учителя-логопеда ДОУ». Выполнение домашнего задания – очень важное дело для исправления звукопр...