Конспект ННОД по развитию речи : РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ И.И. ШИШКИНА «УТРО В СОСНОВОМ БОРУ».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

 Ирина Геннадьевна Афанасьева

 

Программное содержание: Познакомить детей с таким жанром живописи, как пейзаж, учить их воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник, учить выделять оттенки цветов как средство выразительности. Обогатить словарь детей образными выражениями, прилагательными (дремучий, тёмный, мрачный, непроходимый, нетронутый, глухой, сумрачный лес; неуклюжие, забавные, играющие, симпатичные, косолапые, неловкие, неповоротливые мишки ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rassmatrivanie_kartiny.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ  И.И. ШИШКИНА

«УТРО В СОСНОВОМ БОРУ».

Программное содержание: Познакомить детей с таким жанром живописи, как пейзаж, учить их воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник, учить выделять оттенки цветов как средство выразительности. Обогатить словарь детей образными выражениями, прилагательными (дремучий, тёмный, мрачный, непроходимый, нетронутый, глухой, сумрачный лес; неуклюжие, забавные, играющие, симпатичные, косолапые, неловкие, неповоротливые мишки ).

Материал: Картина  И.И.Шишкина  «Утро в сосновом бору», портрет И.И.Шишкина, запись музыки  О. Серебровой «Утро в лесу», стихотворение А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом»

Предварительная работа: Рассматривание картин о природе.

                                                              ХОД  ЗАНЯТИЯ .

Удивительный мир окружает нас, ребята, это мир природы. Уметь видеть её красоту нам помогают художники.  Так вот есть художники, которые пишут картины о природе. Картины, которые они рисуют называют пейзажами, а художников – пейзажистами. У нас в России жил замечательный художник И.И.Шишкин. Он любил рисовать лес. Посмотрите на его портрет. Крепкий, широкоплечий мужчина с бородой, чем-то напоминает могучее дерево. В народе его называли лесной богатырь, царь леса. Есть у Ивана Ивановича картина, которую знают все – и большие и маленькие. Она называется  «Утро в сосновом бору».

Начинает тихо звучать музыка О. Серебровой. Выразительно читается стихотворение А.Фета:

 «Я пришёл к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой…»

Детям даётся некоторое время насладиться звучанием музыки и содержанием картины.

-Что вы чувствуете, слушая музыку?(пение птиц, запах лесных цветов и т.д.).

-Ребята, а кого ещё вы видите  на картине? (медведица с медвежатами).

 -Что делают медвежата? Какие у них шубки? Что можно о них сказать? (они неуклюжие, забавные, в густых мохнатых шубках; мама-медведица внимательно наблюдает за игрой шаловливых медвежат и готова в любой момент броситься им на помощь).

- Молодцы, а давайте обратим внимание на того медвежонка который куда- то смотрит. Как вы думаете,  что он там увидел?(ответы детей)

-Я тоже так думаю. Это он пытается рассказать о чём-то важном и красивом. Так о чём же медвежонок старается рассказать? ( ответы детей)

-Хорошо вы все подметили, что медвежонок говорит о наступлении утра. А почему вы так решили?( так как солнце только что взошло и осветило верхушки деревьев, на траве и листьях видна роса.).Но вот как интересно: мы с вами солнышка на картине не видим, а медвежонок уже его увидел. Догадались, где на картине изображено место просыпающегося солнышка? Покажите его.

-Молодцы! А теперь давайте послушаем ещё раз, как музыка рисует нам первые лучики просыпающегося  солнышка.

Начало музыки включается ещё раз.

-Один лучик появился, за ним - второй, третий! Какая красота! «…солнце встало,…оно светом по листам затрепетало…». Знает медвежонок: именно так просыпается лесное солнышко. Какой же он любопытный! Его братишки резвятся, балуются и ничего не замечают вокруг. А вы, ребята, такие же любопытные? Тогда давайте повнимательнее рассмотрим картину? Кто заметил в этом лесу ещё что-нибудь интересное?

Ребята вглядываются в репродукцию картины и отмечают то, что вызвало у них интерес. Многие из них заметят рухнувшую сосну, на которую взобрались медвежата. Некоторые обратят внимание на упавшие деревья.

-Посмотрите внимательно: Какие деревья нарисовал художник? Правильно, это сосны. Посмотрите, какие они высокие, могучие. А как называвается лес, в котором растут сосны? Верно, сосновый бор .(ответы).

Чтение стихотворения :    

«Сосны до неба хотят дорасти,

Ветвями небо хотят подмести,

Чтобы в течение года

Ясной стояла погода ».

Вопросы к детям :

 - Какая крона у сосны? (редкая, ажурная, лапчатая).

-Как вы думаете, какой главный цвет в лесу? (зеленый)

 -Одинаковый ли зеленый цвет использует художник, когда рисует лес и                                                                    почему? (нет его оттенки, чтобы изобразить старое дерево или молодые  сосенки, показать солнечные и теневые места в лесу).

Педагог предлагает поразмышлять и о погоде в лесу: тихо здесь или ветрено. Обобщая детские высказывания, он может дать небольшой описательный рассказ этого пейзажа.

-Тихо в лесу. Деревья даже не шелохнуться. Но бывают и шумные дни. Налетают ветра, ураганы. Не каждая сосна выдержит такую непогоду. Вот одна сосна и не выдержала, повалилась на землю и сломалась под грозовым ударом. От бурь и от времени гибнут вековые деревья, а на их месте вырастает молодая поросль… Но сейчас тихо. Весело резвятся медвежата в этой густой лесной чаще. Утро в лесу. Солнышко просыпается…

-Мы не видим художника, не слышим его голоса, но как он рассказал нам о красоте леса? (кистью и красками). Какое настроение вызывает эта картина у вас, что вам хочется делать, глядя на неё? (Ответы детей:  Хочется попасть  в сосновый бор, вдохнуть запах хвои, ступить босой ногой на мягкий влажный мох).

Опять тихо начинает звучать музыка. Ребята благодарят музыку, картину и стихи за интересную и красивую тайну - рождения утра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ННОД по развитию речи в средней группе : . Рассказывание по картине "Вот это снеговик!"

Организация непрерывной непосредственно образовательной  деятельности детей в средней группе по теме :Рассказывание по картине «Вот это снеговик!» Автор конспекта ННОД: Некрасова Светлана Михайло...

Конспект ННОД по развитию речи «Звук и буква Р. Чтение слогов. Знакомство с предложением, чтение предложения»

Образовательная область: «Речевое развитие» Задачи:Способствовать развитию звуко -буквенного анализа.Способствовать развитию фонематического слуха.Учить определять место звука Р в словах и обозн...

Конспект ННОД по развитию речи в средней группе. Составление рассказа по картине «До свидания, птицы!».

В представленной методической разработке решаются задачи создания мотивации, интереса к речевой деятельности у дошкольников, закрепления представлений о характерных признаках осени,   расширения,...

Конспект ННОД по развитию речи в подготовительной группе. Творческое рассказывание детей из опыта на тему «Любимая игрушка»

Занятие по развитию речи в подготовительной группе.Творческое рассказывание детей на тему «Любимая игрушка»...

Конспект ННОД по развитию речи, рассматривание картины « Дети кормят курицу и цыплят»

рассматривание картины " Дети кормят курицу и цыплят". Игра " курочка хохлатка"...

ННОД по развитию речи "Рассматривание картины"

Методическая разработка к дидактическому пособию Светланы Вохринцевой  по теме "Осень"...

Конспект занятия по развитию речи — рассматривание картины «Коза с козлятами» (Рассматривание картины художника В. Д. Калганова «Коза с козлятами»)

Конспект занятия по развитию речи — рассматривание картины «Коза с козлятами» (Рассматривание картины художника В. Д. Калганова «Коза с козлятами»)...