Конспект ННОД по развитию речи в средней группе. Составление рассказа по картине «До свидания, птицы!».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Паршенкова Елена Алексеевна

В представленной методической разработке решаются задачи создания мотивации, интереса к речевой деятельности у дошкольников, закрепления представлений о характерных признаках осени,   расширения, уточнения и активизации словаря по теме «Осень. Перелетные птицы», развития связной монологической речи детей, формирования умения составлять связный рассказ по сюжетной картине с помощью воспитателя с использованием опорных картинок, развития артикуляционной моторики, речевого дыхания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 26 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Конспект ННОД по развитию речи в средней группе.

Составление рассказа по картине «До свидания, птицы!».

Составила: воспитатель Паршенкова Е.А.

Санкт – Петербург

2015

                                                                       

Задачи:

  • сохранять и укреплять зрительный анализатор, развивать фиксацию взора, глазодвигательные навыки, прослеживающую функцию глаз;
  • способствовать созданию мотивации, интереса к речевой деятельности у дошкольников;
  • закреплять представления о характерных признаках осени;
  • расширять, уточнять и активизировать словарь по теме «Осень. Перелетные птицы»;
  • упражнять в умении составлять распространённые предложения, в умении давать развернутые ответы на вопросы;
  • развивать связную монологическую речь детей, формировать умение составлять связный рассказ по сюжетной картине с помощью воспитателя с использованием опорных картинок;
  • развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;
  • развивать зрительное восприятие, слуховое внимание, память, мышление, умение устанавливать элементарные причинно-следственные и эмоциональные связи, творческое воображение;
  • формировать навык ориентировки в пространстве;
  • формировать умение согласовывать речь с движением;
  • развивать общую моторику движений и мелкую моторику рук;
  • способствовать развитию эмоционально-коммуникативной сферы у дошкольников.

Оборудование: фланелеграф, аудиозапись произведения «Осенняя песня» П. И. Чайковского из цикла «Времена года», сюжетные картинки с изображением разных периодов осени, сюжетная картина «До свидания, птицы!», опорные картинки для составления рассказа по картине, зрительный стимул (птица) для проведения упражнений на снятие зрительного напряжения, игрушка птичка.

  1. Предварительная работа:

- Лексическая работа по теме «Осень. Перелетные птицы».

- Рассматривание иллюстративного материала с изображением перелетных птиц.

Составление описательных рассказов по предметным картинкам о перелётных птицах.

- Чтение сказки В.М. Гаршина «Серая шейка».

- Наблюдение за состоянием природы, за перелётными птицами с воспитателем и родителями.

- Рассматривание детьми сюжетной картины «До свидания, птицы!» совместно с тифлопедагогом.

Ход ННОД:

Организационный момент.

Дети стоят в кругу.

- Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.

Артикуляционная гимнастика.

Введение в тему.

- Вы любите отгадывать загадки?

- Я хочу вам загадать не обычную загадку, а музыкальную. Послушайте музыкальное произведение и подумайте, к какой иллюстрации оно подходит. (Звучит аудиозапись произведения «Осенняя песня» П. И. Чайковского из цикла «Времена года». Ответы детей.)

- Почему вы так решили?

- Какой период осени изобразил художник?

- Какие приметы поздней осени вы видите на картинке?

- Друг на друга поглядели и на стулья дружно сели.

Составление плана рассказа.

- На картине, которую вы уже рассматривали, художник тоже изобразил парк поздней осенью, улетающих на юг птиц. Сегодня  я предлагаю вам составить интересный рассказ по этой картине. Согласны?

- Для того, чтобы рассказ наш получился  красивым, полным, интересным,  и чтобы ничего не упустить, нам нужны картинки – подсказки. (Воспитатель обращает внимание детей на опорные картинки на фланелеграфе.)

- Саша, с чего бы ты начал свой рассказ?

- Да, мы расскажем сначала о времени года, изображенном на картине.

Выбирают картинку.

- О чем потом нужно рассказать?

- Мы расскажем о детях, которые пришли в парк.

- Кто гуляет в осеннем парке?

- Давайте придумаем им имена и кличку собаке.

- Выберите карточки.

- О чем мы расскажем дальше?

- Мы расскажем о погоде.

Выбирают карточки.

- О чем нужно рассказать потом?

- Мы расскажем о том, что дети услышали и увидели в осеннем парке. Ребята, давайте представим, что мы волшебники,  и можем оказаться в этом парке, рядом с Таней и Ваней. Закройте глаза и расскажите, что вы слышите, чувствуете, видите. (Шорох  листьев, прощальный крик птиц, запах опавших листьев, влажный  холодный воздух, запах мокрой земли…).

- Какие карточки мы выберем?

- О чем расскажем потом?

- Мы расскажем о том, как дети прощались с птицами.

Выбирают карточку.

Образец рассказа.

- Послушайте, какой я составила рассказ по этой картине, используя картинки-подсказки.

Была поздняя осень. Таня и Ваня пошли гулять в парк. Они взяли с собой собаку. Листья с деревьев уже облетели. Они лежали на земле разноцветным ковром. Вдруг дети услышали птичьи крики. Они посмотрели вверх. Высоко в небе летела стая птиц. «До свидания, птицы!» – закричали дети. – «До встречи весной!»

Логоритмическое упражнение «Осень».

- Давайте отдохнем и расскажем про осень.

Осень. По утрам морозы.                           Дети встают на носочки и поднимают

                                                                       руки вверх, а потом приседают.

В рощах желтый листопад.                        Кружатся на носочках. Руки на поясе.

Листья около березы                                   Приседают, делают плавные движения

Золотым ковром лежат.                              руками перед собой влево-вправо.

В лужах лед прозрачно-синий,                  Бегут по кругу на носочках.

На листочках белый иней.                         Останавливаются, приседают.

Е. Головин

Сквору-сквору-скворушки                         «Чистят» перышки, разводят руки в стороны.

Распушили перышки.

Птицы в стаю собрались,                            Изображают летящих птиц.

Птицы к югу понеслись.

Пальчиковая гимнастика.

Тили- тели, тили- тели-

На юг птицы полетели!

Полетел скворушка-

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей.

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж.

- Вот незадача, ребята, подул холодный осенний ветер-разбойник и все наши карточки-символы разлетелись. Снова  придется все выстроить по порядку. Вы поможете?

(Коллективное составление плана рассказа с использованием карточек-символов.)

Составление рассказов детьми.

- А сейчас ещё раз внимательно посмотрите на картину. Постарайтесь вспомнить мой рассказ и с помощью карточек – подсказок сами попробуйте рассказать о том, что нарисовано на картине. Может быть, ваш рассказ получится интереснее моего.

При составлении детьми рассказов используются различные вопросы (наводящие проблемные, поисковые), возможен вариант начала фразы, предложение начать рассказ с определенной фразы или  сказать по- другому,  подсказка, акцентирование внимания на каком-либо моменте и т.д.

Зрительная гимнастика «Птичка» (с использованием зрительного стимула).

- Посмотрите, и к нам прилетела птичка-невеличка. Она хочет с вами поиграть.

Птичка вправо полетела. (Выполняются движения глазами слева направо.)

Птичка влево полетела. (Выполняются движения глазами справа налево.)

Птичка вверх полетела и на веточку села. (Выполняются движения глазами вверх.)

Птичка посидела и вниз полетела. (Выполняются движения глазами вниз.)

Дыхательное упражнение «Согрей птичку» (с использованием игрушки).

- Давайте согреем птичку своим дыханием.

- А теперь попрощаемся с пташкой, пусть летит в теплые края. Скажем ей: «До свидания!».

Итог.

- Молодцы, ребята! Очень интересные  рассказы у вас получились. Картина останется у нас в группе. Вы сможете рассмотреть ее повнимательнее и подобрать к ней интересные, красивые слова и предложения.

http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/sites/default/files/zagadka_raskraska_osen_3.jpg
       
http://kotikit.ru/wp-content/uploads/2012/01/raskraska-sobaka-18.jpg    http://razukrashki.com/uploads/raskraski/2014/10/02/3165/preview_listia-padaiut-s-dierieva.jpeghttp://tapisarevskaya.rusedu.net/gallery/1415/23711-4.jpg

http://skazki-raskraski.info/wp-content/uploads/coloring/2dc7add088ab0627d0dba6da2375c318.jpghttp://c315914.r14.cf1.rackcdn.com/wp-content/uploads/2012/01/Bird03.jpghttp://animalkingdom.su/books/item/f00/s00/z0000062/pic/000022.jpghttp://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/sites/default/files/zagadka_raskraska_osen_1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Составление рассказов по картине «Кошка с котятами».

ОО «Речевое развитие». Образовательные:Продолжать совершенствовать диалогическую речь;Активно участвовать в беседе;Формировать умение внимательно рассматривать картину;Формировать умение составлять оп...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Составление рассказа по картине "Собака с щенятами"

Программные задачи: 1. Продолжать учить детей описывать картину, составляя небольшой, связный рассказ по образцу воспитателя.2. Продолжать помогать детям согласовывать слова в предложении, соверш...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Составление рассказа по картине "Собака с щенятами"

Цель: Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.  Задачи:Образовательные Продолжать помогать детям согласовывать слова в предложении, сове...

Конспект ООД по развитию речи в средней группе «Составление рассказов по картине «Защитники Отечества»»

Конспект ООД по развитию речи в средней группе «Составление рассказов по картине «Защитники Отечества»»...

Конспект ООД по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине «Одуванчики»

Конспект ООД по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине «Одуванчики» Цель: 1. Продолжать учить детей рассматривать и описывать картину в определённой последовательности. 2. ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине «Собака со щенятами»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе (4-5 лет). Тема: «Составление рассказа по картине «Собака со щенятами».Доминирующая образовательная о...