Конспект ННОД по развитию речи в средней группе. Составление рассказа по картине «До свидания, птицы!».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
В представленной методической разработке решаются задачи создания мотивации, интереса к речевой деятельности у дошкольников, закрепления представлений о характерных признаках осени, расширения, уточнения и активизации словаря по теме «Осень. Перелетные птицы», развития связной монологической речи детей, формирования умения составлять связный рассказ по сюжетной картине с помощью воспитателя с использованием опорных картинок, развития артикуляционной моторики, речевого дыхания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nnod_sostavlenie_rasskaza_po_kartine_do_svidaniya_ptitsy.docx | 769.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад № 26 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга
Конспект ННОД по развитию речи в средней группе.
Составление рассказа по картине «До свидания, птицы!».
Составила: воспитатель Паршенкова Е.А.
Санкт – Петербург
2015
Задачи:
- сохранять и укреплять зрительный анализатор, развивать фиксацию взора, глазодвигательные навыки, прослеживающую функцию глаз;
- способствовать созданию мотивации, интереса к речевой деятельности у дошкольников;
- закреплять представления о характерных признаках осени;
- расширять, уточнять и активизировать словарь по теме «Осень. Перелетные птицы»;
- упражнять в умении составлять распространённые предложения, в умении давать развернутые ответы на вопросы;
- развивать связную монологическую речь детей, формировать умение составлять связный рассказ по сюжетной картине с помощью воспитателя с использованием опорных картинок;
- развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;
- развивать зрительное восприятие, слуховое внимание, память, мышление, умение устанавливать элементарные причинно-следственные и эмоциональные связи, творческое воображение;
- формировать навык ориентировки в пространстве;
- формировать умение согласовывать речь с движением;
- развивать общую моторику движений и мелкую моторику рук;
- способствовать развитию эмоционально-коммуникативной сферы у дошкольников.
Оборудование: фланелеграф, аудиозапись произведения «Осенняя песня» П. И. Чайковского из цикла «Времена года», сюжетные картинки с изображением разных периодов осени, сюжетная картина «До свидания, птицы!», опорные картинки для составления рассказа по картине, зрительный стимул (птица) для проведения упражнений на снятие зрительного напряжения, игрушка птичка.
- Предварительная работа:
- Лексическая работа по теме «Осень. Перелетные птицы».
- Рассматривание иллюстративного материала с изображением перелетных птиц.
- Составление описательных рассказов по предметным картинкам о перелётных птицах.
- Чтение сказки В.М. Гаршина «Серая шейка».
- Наблюдение за состоянием природы, за перелётными птицами с воспитателем и родителями.
- Рассматривание детьми сюжетной картины «До свидания, птицы!» совместно с тифлопедагогом.
Ход ННОД:
Организационный момент.
Дети стоят в кругу.
- Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.
Артикуляционная гимнастика.
Введение в тему.
- Вы любите отгадывать загадки?
- Я хочу вам загадать не обычную загадку, а музыкальную. Послушайте музыкальное произведение и подумайте, к какой иллюстрации оно подходит. (Звучит аудиозапись произведения «Осенняя песня» П. И. Чайковского из цикла «Времена года». Ответы детей.)
- Почему вы так решили?
- Какой период осени изобразил художник?
- Какие приметы поздней осени вы видите на картинке?
- Друг на друга поглядели и на стулья дружно сели.
Составление плана рассказа.
- На картине, которую вы уже рассматривали, художник тоже изобразил парк поздней осенью, улетающих на юг птиц. Сегодня я предлагаю вам составить интересный рассказ по этой картине. Согласны?
- Для того, чтобы рассказ наш получился красивым, полным, интересным, и чтобы ничего не упустить, нам нужны картинки – подсказки. (Воспитатель обращает внимание детей на опорные картинки на фланелеграфе.)
- Саша, с чего бы ты начал свой рассказ?
- Да, мы расскажем сначала о времени года, изображенном на картине.
Выбирают картинку.
- О чем потом нужно рассказать?
- Мы расскажем о детях, которые пришли в парк.
- Кто гуляет в осеннем парке?
- Давайте придумаем им имена и кличку собаке.
- Выберите карточки.
- О чем мы расскажем дальше?
- Мы расскажем о погоде.
Выбирают карточки.
- О чем нужно рассказать потом?
- Мы расскажем о том, что дети услышали и увидели в осеннем парке. Ребята, давайте представим, что мы волшебники, и можем оказаться в этом парке, рядом с Таней и Ваней. Закройте глаза и расскажите, что вы слышите, чувствуете, видите. (Шорох листьев, прощальный крик птиц, запах опавших листьев, влажный холодный воздух, запах мокрой земли…).
- Какие карточки мы выберем?
- О чем расскажем потом?
- Мы расскажем о том, как дети прощались с птицами.
Выбирают карточку.
Образец рассказа.
- Послушайте, какой я составила рассказ по этой картине, используя картинки-подсказки.
Была поздняя осень. Таня и Ваня пошли гулять в парк. Они взяли с собой собаку. Листья с деревьев уже облетели. Они лежали на земле разноцветным ковром. Вдруг дети услышали птичьи крики. Они посмотрели вверх. Высоко в небе летела стая птиц. «До свидания, птицы!» – закричали дети. – «До встречи весной!»
Логоритмическое упражнение «Осень».
- Давайте отдохнем и расскажем про осень.
Осень. По утрам морозы. Дети встают на носочки и поднимают
руки вверх, а потом приседают.
В рощах желтый листопад. Кружатся на носочках. Руки на поясе.
Листья около березы Приседают, делают плавные движения
Золотым ковром лежат. руками перед собой влево-вправо.
В лужах лед прозрачно-синий, Бегут по кругу на носочках.
На листочках белый иней. Останавливаются, приседают.
Е. Головин
Сквору-сквору-скворушки «Чистят» перышки, разводят руки в стороны.
Распушили перышки.
Птицы в стаю собрались, Изображают летящих птиц.
Птицы к югу понеслись.
Пальчиковая гимнастика.
Тили- тели, тили- тели-
На юг птицы полетели!
Полетел скворушка-
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей.
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж.
- Вот незадача, ребята, подул холодный осенний ветер-разбойник и все наши карточки-символы разлетелись. Снова придется все выстроить по порядку. Вы поможете?
(Коллективное составление плана рассказа с использованием карточек-символов.)
Составление рассказов детьми.
- А сейчас ещё раз внимательно посмотрите на картину. Постарайтесь вспомнить мой рассказ и с помощью карточек – подсказок сами попробуйте рассказать о том, что нарисовано на картине. Может быть, ваш рассказ получится интереснее моего.
При составлении детьми рассказов используются различные вопросы (наводящие проблемные, поисковые), возможен вариант начала фразы, предложение начать рассказ с определенной фразы или сказать по- другому, подсказка, акцентирование внимания на каком-либо моменте и т.д.
Зрительная гимнастика «Птичка» (с использованием зрительного стимула).
- Посмотрите, и к нам прилетела птичка-невеличка. Она хочет с вами поиграть.
Птичка вправо полетела. (Выполняются движения глазами слева направо.)
Птичка влево полетела. (Выполняются движения глазами справа налево.)
Птичка вверх полетела и на веточку села. (Выполняются движения глазами вверх.)
Птичка посидела и вниз полетела. (Выполняются движения глазами вниз.)
Дыхательное упражнение «Согрей птичку» (с использованием игрушки).
- Давайте согреем птичку своим дыханием.
- А теперь попрощаемся с пташкой, пусть летит в теплые края. Скажем ей: «До свидания!».
Итог.
- Молодцы, ребята! Очень интересные рассказы у вас получились. Картина останется у нас в группе. Вы сможете рассмотреть ее повнимательнее и подобрать к ней интересные, красивые слова и предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Составление рассказов по картине «Кошка с котятами».
ОО «Речевое развитие». Образовательные:Продолжать совершенствовать диалогическую речь;Активно участвовать в беседе;Формировать умение внимательно рассматривать картину;Формировать умение составлять оп...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Составление рассказов по картине «Кошка с котятами».
Составление рассказов по картине «Кошка с котятами»....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Составление рассказа по картине "Собака с щенятами"
Программные задачи: 1. Продолжать учить детей описывать картину, составляя небольшой, связный рассказ по образцу воспитателя.2. Продолжать помогать детям согласовывать слова в предложении, соверш...
Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Составление рассказа по картине "Собака с щенятами"
Цель: Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Задачи:Образовательные Продолжать помогать детям согласовывать слова в предложении, сове...
Конспект ООД по развитию речи в средней группе «Составление рассказов по картине «Защитники Отечества»»
Конспект ООД по развитию речи в средней группе «Составление рассказов по картине «Защитники Отечества»»...
Конспект ООД по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине «Одуванчики»
Конспект ООД по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине «Одуванчики» Цель: 1. Продолжать учить детей рассматривать и описывать картину в определённой последовательности. 2. ...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине «Собака со щенятами»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе (4-5 лет). Тема: «Составление рассказа по картине «Собака со щенятами».Доминирующая образовательная о...