Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие Незнайки в страну Слов и Звуков" ( познавательно-речевое развитие) (возраст детей: 4-5 лет)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Цель: закрепление пройденного материала. Познакомить родителей с уровнем развития детей 4-летнего возраста по подготовке к обучению грамоте.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять знания детей о гласных и согласных (твердых и мягких) звуках;
- продолжать упражнять в определении первого звука в слове;
- закреплять умение делить слова на слоги;
- закреплять знания о протяженности слов (короткие и длинные).
Развивающие:
- развивать фонематический слух, память, внимание, мышление, речь, коммуникативность;
- развивать графические навыки;
Воспитательные:
- воспитывать стремление к знаниям, отзывчивость и интерес к родному языку, самостоятельность при выполнении задания;
- воспитывать аккуратность и самоконтроль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovoe_zanyatie_srednyaya_gruppa.docx | 25.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №5 общеразвивающего вида"
Конспект непосредственно образовательной деятельности
"Путешествие Незнайки в страну Слов и Звуков"
( познавательно-речевое развитие)
(возраст детей: 4-5 лет)
Составила:
воспитатель высшей кв. кат. Елизарова С.Ю.
г.о. Электросталь
2014г.
Цель: закрепление пройденного материала. Познакомить родителей с уровнем развития детей 4-летнего возраста по подготовке к обучению грамоте.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять знания детей о гласных и согласных (твердых и мягких) звуках;
- продолжать упражнять в определении первого звука в слове;
- закреплять умение делить слова на слоги;
- закреплять знания о протяженности слов (короткие и длинные).
Развивающие:
- развивать фонематический слух, память, внимание, мышление, речь, коммуникативность;
- развивать графические навыки;
Воспитательные:
- воспитывать стремление к знаниям, отзывчивость и интерес к родному языку, самостоятельность при выполнении задания;
- воспитывать аккуратность и самоконтроль.
Активизация словаря: закреплять понятия "звук", "твердые, мягкие согласные звуки", "короткие, длинные слова", "слог"; упражнять в подборе подходящих по смыслу слов; с помощью простых предложений передавать свое отношение к окружающему.
Методические приемы:
- игровой;
- наглядный;
- словесный.
Предварительная работа:
- чтение рассказа Н.Носова "Приключения Незнайки и его друзей";
- рассматривание иллюстраций к книге;
- просмотр мультфильма;
- прослушивание музыкальных записей;
- разучивание пальчиковой гимнастики и физминутки;
- отгадывание загадок;
- знакомство и закрепление артикуляции звуков;
- индивидуальная работа по совершенствованию фонематического слуха;
-дидактические игры по развитию речи.
Оборудование:
- звуковые домики;
- гласные и согласные буквы;
- полоски красного и зеленого цвета;
- конверт с заданием ( листы бумаги с картинками);
- карандаши.
Сюжетная линия: помочь Знайке и Цветику научить Незнайку читать и писать.
Сюрпризный момент: герой Незнайка.
Технические средства:
- магнитофон;
- проектор;
- аудиозапись с музыкой из мультика про Незнайку;
- электронно- образовательные ресурсы - презентация.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, музыка.
Подгруппа детей - 10 человек.
Время проведения - 20 минут.
Ход ООД:
Дети заходят вместе с воспитателем.
Педагог :Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте мы с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Педагог: Ребята, сегодня я получила электронное письмо из Цветочного города от друзей Незнайки :Знайки и Цветика. ( слайд 1). И вот, что они рассказывают.....
( слайд 2)
Знайка: Здравствуйте, ребята! В нашем Цветочном городе тоже есть детский сад, в который мы ходим, как и вы. Мы с Цветиком и Незнайкой решили отправиться в страну Слов и Звуков, чтобы научить Незнайку читать и писать. А он, ну ничего не хочет делать. Ребята, мы узнали, что вы многому научились и решили попросить у вас помощи: помочь Незнайке справиться с заданиями. Вы нам поможете?
Дети: Да, поможем.
( Звучит музыка и заходит Незнайка)
Незнайка: Здравствуйте, ребята!
Педагог и дети: Здравствуй, Незнайка! ( слайд 3)
Незнайка: Вы уже получили письмо от моих друзей, которые все время пытаются меня чему-нибудь научить, а мне так лень учиться. Ну, зачем мне эти звуки, буквы, слова?
Педагог: А как же без них, Незнайка. Разве в школу ты не собираешься?
Незнайка: Собираюсь, конечно.
Педагог: А как же ты будешь учиться, не зная звуков, букв, слов? Вот наши ребята уже начали их изучать и многому научились. Хочешь, они научат тебя тому, чему научились сами. Ребята, научим Незнайку?
Дети: Да.
Незнайка: Мне, ребята, помогите,
Азбуке вы научите.
Меня в школу не возьмут.
Много будет со мною хлопот.
Педагог: Ребята, отправляемся в страну Слов и Звуков.
Мы по улице гуляем
Мы по улице гуляем, (Шагаем по кругу.)
Сами вывески читаем. (Наклоны головы влево-вправо.)
Это — «эс», а это — «ка», (Повороты туловища влево-вправо.)
«Ж» похожа на жука. (Хлопок руками спереди-сзади.)
«Фрукты» - «овощи» — «салат»! (Приседания.)
Мы читаем все подряд. (Хлопок руками спереди-сзади.)
Вот блестит, белее снега, (Шагаем по кругу.)
Слово горькое: аптека. (Повороты туловища влево-вправо.)
Рядом сладкие слова: (Прыжки на месте.)
Фрукты. Пряники. Халва. (Шагаем на месте.)
Педагог: Вот мы и пришли в страну Слов и Звуков. ( слайд 4). Посмотрите, что это за домики? Как вы думаете, кто в них живет? ( домики с красной и синей крышами, рядом лежат гласные и согласные буквы).
Дети: Звуки.
Педагог: Ребята, давайте расскажем Незнайке, какими бывают звуки.
Дети: Гласными и согласными.
Педагог: Какие звуки называют гласными?
Дети: Звуки, которые тянутся, поются.
Педагог: Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
Педагог: Назовите гласные звуки.
Дети: А, О, Э, И, Ы, У.
Какого цвета гласные звуки?
Дети: Красного.
Педагог: В каком домике они живут?
Дети: В домике с красной крышей.
Педагог: Какие звуки называют согласными?
Дети: Те, которые не умеют петь.
Педагог: А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
Педагог: Назовите согласные звуки, с которыми вы познакомились.
Дети: С,З, Ц, Ш, Ж, Щ,Ч, Р, Л, М, Б, К, Г, Д, Т.
Педагог: Какого цвета согласные звуки?
Дети: Синего.
Педагог: В каком домике они живут?
Дети: В домике с синей крышей.
Педагог: Какие бывают согласные звуки?
Дети: Твердые и мягкие. Твердые - синим цветом, а мягкие- зеленым.
Педагог: Незнайка, ты все запомнил?
Незнайка: Да, спасибо. Ребята, посмотрите, все звуки перемешались. Давайте расселим звуки в их домики, и я вам в этом помогу.
( дети вместе с Незнайкой расставляют гласные и согласные звуки).
Незнайка: Ребята, я придумал игру, давайте поиграем. Я буду называть звуки, если услышите гласный звук, хлопните в ладоши, а согласный звук – топните ногами.
Педагог: Ребята, у Незнайки есть друг-поэт Цветик. Он очень любит сочинять стихи и загадки. Цветик загадал Незнайке загадки. И нам с вами нужно ему помочь не только их отгадать, но и определить с какого звука начинается отгадка.
Незнайка: Помогите мне, ребята.
( Дети отгадывают загадку, определяют первый звук в слове.)
Загадки:
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит) ( слайд 5, 6)
Эта рыжая плутовка,
Кур ворует очень ловко.
Волку серому сестричка,
А зовут её... (Лисичка) ( слайд 7, 8)
Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел. (Колобок) (слайд 9, 10)
В берлоге лапу он сосет.
Очень любит лесной мёд.
Он может громко зареветь,
А зовут его? ... ( Медведь) (слайд 11, 12)
Педагог: Молодцы, ребята. Присаживайтесь за столы. Незнайка, ты тоже присаживайся. Знайка составил из букв слова и нарисовал к ним картинки. (воспитатель достает конверт с заданием). Предлагает нам выполнить задание "Раздели правильно". ( слайд 13). А что же мы с вами будем делить?
Дети: Слова на слоги (части).
Педагог: Что такое слог?
Дети: Когда встречаются согласный и гласный звуки.
Педагог: Правильно. Вам необходимо разделить прямоугольник (слово) под каждым предметом на столько частей, сколько слогов в его названии. Чтобы определить сколько слогов в слове, что мы будем делать?
Дети: Хлопать. (дети выполняют задание).
Педагог: Молодцы, ребята. Незнайка, а ты справился с заданием?
Незнайка: Да. Спасибо, ребята.
(После выполнения задания проводится пальчиковая игра "Встреча друзей":
Встретились два котенка
И поздоровались: "Мяу-мяу". (дети соединяют мизинцы)
Встретились два щенка
И поздоровались: "Гав-гав". (соединяют безымянные пальцы)
Встретились две лошади
И поздоровались: "И-го-го". (дети соединяют средние пальцы)
Встретились два тигренка
И поздоровались: "Р-р-р". (соединяют указательные пальцы)
Встретились два быка
И поздоровались: "Му-у-у". (дети выставляют указательные пальцы и ми-
зинцы, изображая быка)
Смотри, какие рога,
Забодаю, забодаю!
Педагог: Ребята, перед вами лежат полоски. Я буду называть слова, а вы определите, длинное оно, или короткое (используя полоски красного и зеленого цвета).
Педагог: Ребята, но вот беда. У Цветика, который любит сочинять стихи, все буквы перемешались и он не может сложить их в слоги. ( слайд 14).Поможем ему? Мы знаем, что согласные буквы сами петь не умеют, но когда они встречаются с гласными, то вместе с ними поют.
( на магнитной доске буквы, складываем, читаем слоги).
Педагог: Ребята, молодцы. Со всеми заданиями вы справились и научили Незнайку.
Незнайка: Спасибо, ребята. Я узнал очень много интересного и теперь я буду грамотным, как и вы. И в школу меня точно возьмут.
Педагог: Конечно, Незнайка, возьмут, но все равно тебе еще надо поучиться. Поэтому слушай своих друзей и не ленись. Приходи к нам еще.
Незнайка: Ребята, я хочу вам подарить вот эту книгу - Азбуку, чтобы вы и дальше продолжали узнавать много интересного. ( слайд 15). До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие в сказочную страну гномов".
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие в сказочную страну гномов" по образовательной области "Познание" (ФЭМП, Конструировние) для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект непосредственно образовательной деятельности « Путешествие в волшебную страну доброты»
Методическое пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям. В пособии представлены игровые методы , направленные на нравственное воспитание дошкольни...
Конспект непосредственно образовательной деятельности ""Путешествие в цветочную страну" для детей старшего дошкольного возраста.
Конспект непосредственно образовательной деятельности для развития музыкально-творческих способностей старших дошкольников в процессе импровизации во всех видах музыкальной деятельности. К конспекту п...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие в волшебную страну доброты"
Этот конспект непосредственной образовательной деятельности предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Целью является формирования у детей нравственных качеств через организацию разны...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие в песочную страну"
Занятие проведено с детьми средней группы для воспитателей детского сада....
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие в сказочную страну букв" (дифференциация ш - щ) для детей 6-7лет
Конспект занятия по обучению грамоте. Дифференциация звуков и букв Ш - Щ....
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие в сказочную страну букв" (дифференциация ш - щ) для детей 6-7лет
Конспект занятия по обучению грамоте. Дифференциация звуков и букв Ш - Щ....